Мудрый Юрист

Оценка гендерного контроля в спорте с точки зрения прав человека *

<*> Zhuk E.I. Evaluation of gender control in sport from the viewpoint of human rights.

Жук Елизавета Игоревна, аспирантка кафедры международного права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

В конце 60-х годов XX в. международные спортивные организации во главе с Международным олимпийским комитетом ввели особую процедуру гендерного контроля (контроля половой принадлежности), которая на протяжении более 30 лет являлась обязательным условием допуска женщин к участию в международных спортивных состязаниях. Целью контроля было исключение возможности участия в женских соревнованиях мужчин, выдающих себя за женщин. Методика контроля менялась, однако достижения генетики и медицины не сделали ее достаточно совершенной. Ошибки происходили сразу после внедрения контроля, происходят они и в XXI в., хотя контроль стал выборочным, порой вынуждая женщин отстаивать свое право не только участвовать в соревнованиях, но и называться женщинами. С точки зрения прав человека гендерный контроль представляется весьма сомнительным, что и послужило основанием для исследования данной темы.

Ключевые слова: гендерный контроль; международное право прав человека; спортивные соревнования; Олимпийские игры.

At the end of the 1960th international sports organizations headed by the International Olympic Committee introduced a special procedure of gender verification which was a precondition for female athletes participating in sports competitions for more than 30 years. Gender verification was aimed at preventing men from participating in women's competitions. The methods of gender verification were changing but the achievements of genetics and medicine didn't make it perfect enough. Mistakes occurred soon after gender verification adoption as well as they still occur in the XXI century though the procedure became selective, making female athletes to assert their rights both to participate in sports competitions and to be called women. From the viewpoint of international human rights law gender verification seems to be arguable, which explains its becoming the reason of the current article.

Key words: gender verification; international human rights law; sports competitions; Olympic Games.

Представляется возможным выделить ряд этапов и дать краткую характеристику гендерному контролю в спорте.

1948 г. - Британская женская любительская ассоциация легкой атлетики начала запрашивать у спортсменок, желающих принять участие в соревнованиях, медицинское свидетельство, подтверждающее пол.

1966 г. - на чемпионате Европы по легкой атлетике все участницы должны были пройти специальный осмотр: предстать обнаженными перед врачебной комиссией. Несмотря на протесты спортсменок и сомнительность процедуры с точки зрения международного права прав человека, подобный осмотр был применен во время соревнований на Ямайке в 1966 г., а в 1967 г. на Панамериканских играх был дополнен обязательным гинекологическим осмотром всех участниц <1>.

<1> Women in sport (The encyclopaedia of sports medicine. Vol. VIII) / ed. by Drinkwater B.L. Malden, MA: Blackwell Science, 2000. P. 183 - 184.

1967 г. - на Кубке Европы по легкой атлетике для определения генетического пола спортсменок был впервые использован хромосомный анализ <2>.

<2> Первой спортсменкой, не прошедшей данный тест в 1967 г., стала Ева Клобуковска.

1968 г. - на зимних Олимпийских играх Международный олимпийский комитет (МОК) представил генетический анализ на определение половой принадлежности, в основе которого лежал метод исследования полового хроматина в соскобах слизистой внутренней поверхности щеки <3>. На летних Играх 1968 г. данный тест стал обязательным для всех участниц <4>. Поскольку новый метод был прост и не вызывал протеста у спортсменок, вскоре его стали применять и другие спортивные организации. Если же результат теста был отрицательным или неопределенным, за ним следовал полный хромосомный анализ по образцу крови (исследование кариотипа). В случае если и после этого оставались сомнения в половой принадлежности лица, проводилось гинекологическое обследование, а затем принималось окончательное решение. При успешном прохождении контроля спортсменка получала сертификат, который освобождал ее от необходимости повторения процедуры в будущем <5>. По мере развития генетики, однако, становится очевидным, что метод не дает 100-процентной гарантии.

<3> Women in sport... P. 185.
<4> Ibid.
<5> Ibid. P. 186.

1991 г. - Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) принимает решение об отказе от теста на половой хроматин <6>.

<6> IAAF policy on gender verification (prepared by the IAAF Medical and Anti-Doping Commission 2006). P. 1.

1992 г. - на Олимпийских играх в Альбервиле применен метод исследования ДНК на обнаружение гена SRY на Y-хромосоме, который означает развитие организма по мужскому типу <7>. То обстоятельство, что на Олимпиаде в Барселоне тест 11 из 24 068 <8>, а в Атланте 8 из 3387 спортсменок был положителен <9>, послужило лишь очередным поводом для активных протестов против тестирования на половую принадлежность со стороны специалистов <10>.

<7> Women in sport... P. 187.
<8> Toohey K. The Olympic Games: a social science perspective / Toohey K., Veal A.J. 2nd ed. Wallingford, Oxfordshire, UK; Cambridge, MA: CABI Pub., 2007. P. 218.
<9> Genel M. Gender verification no more? // Medscape General Medicine. 2000. N 2(3). URL: http://www.medscape.com/ viewarticle/408918 (дата обращения: 25.04.2012).
<10> Women in sport... P. 190.

1999 г. - МОК вынужден отказаться от гендерного теста на 109-й сессии МОК в Сеуле.

С точки зрения истории спорта высших достижений подобные опасения были в определенной степени оправданны: так, известен случай Германа Ратьена, по решению нацистской Германии <11> принимавшего участие в соревнованиях среди женщин по прыжкам в высоту под именем Доры Ратьен на Олимпийских играх 1936 г., а также на чемпионате Европы 1938 г. <12>; вне всяких сомнений, участие мужчины в женских состязаниях является примером вопиющего нарушения принципа "Fair play" - одного из основных этических принципов спорта.

<11> Mandell R.D. The Nazi Olympics. Illini Books ed. Urbana: University of Illinois Press, 1987. P. 173.
<12> Garbett P. Sports gender controversies // The Telegraph. 20.08.2009. URL: http://www.telegraph.co.uk/ sport/othersports/ athletics/6061375/ Sports-gender- controversies.html (дата обращения: 25.04.2012); Warren P.N. The rise and fall of gender testing. 13.07.2003. URL: http://web.archive.org/ web/ 20041 125093406/ www.outsports.com/ history/ gendertesting.htm (дата обращения: 25.04.2012).

С точки зрения международного права гендерный контроль вызывает сомнения. Согласно ст. 12 Всеобщей декларации прав человека <13> "никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную... жизнь, произвольным посягательствам... на его честь и репутацию". Вопрос в том, что понимать под "произвольным вмешательством/посягательством". С одной стороны, спортсмен, участвующий в спортивных соревнованиях, так или иначе сталкивается с необходимостью сдавать анализы на допинг, проходит медицинские обследования - в противном случае он не будет допущен к соревнованиям. Чем выше уровень соревнований, тем выше ставки и тем строже требования. Спортсмены вынуждены принимать правила игры. С другой стороны, никакие требования спортивных организаций не могут посягать на общепризнанные права человека. Так, осмотр, а затем и гендерное тестирование более трех десятилетий было обязательной процедурой, отказ от прохождения которой фактически приравнивался к уличению спортсменки в том, что ей есть что скрывать, и к снятию с соревнований. Однако в ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах <14> говорится следующее: "...никто не должен подвергаться... унижающему его достоинство обращению... В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам". Шла ли речь о добровольном согласии в случае обязательного осмотра, который сами спортсменки считали унизительным, а затем и генетического исследования всех участниц соревнований? Ответ представляется очевидным. Однако спортсменки вынуждены были идти на это, отстаивая свое право на участие в спортивных состязаниях, которое является следствием выдающихся успехов при реализации права на занятие спортом, а нередко также отстаивая свое право называться женщинами.

<13> Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М.: Юрид. лит., 1990. С. 14 - 20.
<14> Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

Нельзя обойти вниманием и следующий факт: гендерному контролю всегда подвергались только женщины; представители сильного пола были от него избавлены. Разумеется, по причине более скромных физических возможностей сложно представить ситуацию, при которой женщина будет выдавать себя за мужчину, чтобы получить преимущество в мужских состязаниях. Однако существует мнение, что мужчины с кариотипом XXY имеют более изящное телосложение, что может быть преимуществом, к примеру, в гимнастике или конном спорте, в то время как мужчины с кариотипом XYY более агрессивны, что также может увеличить их шансы на победу в ряде спортивных дисциплин <15>. Между тем подобное положение вещей можно отнести к дискриминации в понимании ст. 1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин <16>, согласно которой "понятие "дискриминация в отношении женщин" означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами... на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области". Несомненно, принцип недопущения дискриминации, в том числе по половому признаку, является одним из основных, будучи закрепленным в Уставе Организации Объединенных Наций <17> (преамбула, ст. 1), Всеобщей декларации прав человека (преамбула, ст. 1, 2), Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 26). Кроме того, согласно Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, государства-участники обязаны принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин и обеспечения на основе равенства мужчин и женщин равных возможностей "активно участвовать в занятиях спортом и физической подготовкой" (ст. 10 "g"), а также права "участвовать в мероприятиях, связанных с отдыхом, занятиях спортом и во всех областях культурной жизни" (ст. 13 "c"). Соблюдаться данные принципы должны не только государствами, но и спортивными организациями. В этой связи следует серьезно подходить к вопросу создания равных условий при допуске к участию в спортивных соревнованиях.

<15> Warren P.N. Op. cit.
<16> Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. // Ведомости ВС СССР. 1982. N 25. Ст. 464.
<17> Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14 - 47.

Далее, учитывая то обстоятельство, что при гендерном контроле происходило лабораторное генетическое исследование, необходимо обратиться к Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека <18>. Согласно ст. 2 "каждый человек имеет право на уважение его достоинства и его прав, вне зависимости от его генетических характеристик", что означает, что "личность человека не может сводиться к его генетическим характеристикам и требует уважения его уникальности и неповторимости". Из ст. 6 следует, что "по признаку генетических характеристик никто не может подвергаться дискриминации, цели и результаты которой представляют собой посягательство на права человека, основные свободы и человеческое достоинство". Что это означает в свете исследуемой темы? Прежде всего то, что нельзя лишь на основании результатов лабораторного теста заявлять, что спортсменка, в течение многих лет считавшая себя (и считавшаяся окружающими) женщиной, в действительности таковой не является. В продолжение сказанного обратимся к еще одному документу: Международной декларации о генетических данных человека <19>. Статья 5 посвящена целям сбора, обработки, использования и хранения генетических данных. Спортивные цели в отдельную группу в приводимом списке не выделены, что, конечно, вполне ожидаемо. Однако говорится о "любых других целях, не противоречащих Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека и международному праву в области прав человека". Таким образом, можно сделать вывод, что генетические исследования в спортивных целях возможны лишь при условии строгого соблюдения и уважения прав человека. В любом случае сбор, обработка и исследование генетических данных должны осуществляться "на основе прозрачных и приемлемых с этической точки зрения процедур" (ст. 6) и при наличии предварительного, свободного, осознанного и ясно выраженного согласия лица (ст. 8).

<18> Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека от 11 ноября 1997 г. // URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/ declarations/pdf/ human_genome.pdf (дата обращения: 25.04.2012).
<19> Международная декларация о генетических данных человека от 16 октября 2003 г. // URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/ declarations/pdf/ genome_decl1.pdf (дата обращения: 25.04.2012).

С развитием науки гендерный контроль в спорте сделал существенный шаг от физического осмотра до генетической экспертизы. Однако если первоначально введенный осмотр был унизителен для спортсменок, то столь ли значительным шагом вперед стало обязательное генетическое исследование биологических образцов? Хотя задачей теста было обнаружение среди спортсменок мужчин, выдающих себя за женщин, ни одного подобного случая со времен введения теста зафиксировано не было. Зато тестирование начало выявлять женщин, имеющих несоответствия "классическому" кариотипу XX, которые тем не менее не имели обусловленных генетическими особенностями преимуществ по сравнению с соперницами, нередко руша их карьеру, причиняя сильные душевные страдания. Так, в частности, спортсменки с Y хромосомой согласно тесту являлись мужчинами, а мужчины с редким, но все же встречающимся кариотипом XX - женщинами (так же как и люди с истинным гермафродитизмом), несмотря на то обстоятельство, что пол человека представляет собой комплексное понятие, и генетический пол является лишь одной из его составляющих. Начавшись как борьба с мошенничеством, гендерный контроль к конечном итоге начал приводить к дискриминации и нарушению прав человека. При этом тестирование не позволяло выявлять женщин, действительно имеющих преимущество над соперницами в силу определенных расстройств. Таким образом, можно сделать вывод, что гендерный контроль весьма сомнителен как с точки зрения выполнения поставленной задачи, так и с точки зрения соответствия международным актам по правам человека.