Мудрый Юрист

Роль государства в разрешении юридических конфликтов в сфере осуществления конституционной обязанности об уплате налогов

Саркисов А.К., кандидат юридических наук, доцент Всероссийской государственной налоговой академии.

Сложность, многообразие и противоречивость процессов становления правового государства в Российской Федерации на современном этапе отражаются в правосознании российского общества и оказывают непосредственное влияние на состояние правопорядка - регулируемой правовыми нормами системы общественных отношений. Стабильность правопорядка является основой развития общества и государства, проведения необходимых стране социально-экономических реформ, в первую очередь в финансово-хозяйственной и налоговой сфере, поэтому внимание современной юридической науки обращено на факторы, которые негативно сказываются на этой стабильности.

Одним из важнейших факторов подобного рода являются социальные конфликты - феномены общественной жизни, которые можно определить в качестве способов взаимодействия социальных субъектов (индивидов, социальных групп и общностей, обществ и государств) при несовпадении, полном или частичном, их интересов, желаний и потребностей, взглядов, целей или средств их достижения, обусловленном различием их социальных статусов и ролей и основанном на автономии воль, в процессе столкновения (инцидента) и противоборства участников конфликта, завершающегося определенными последствиями, как для этих субъектов, так и для общества или его части.

Уже такое достаточно сложное определение социального конфликта показывает, насколько широк круг тех проблем, которые стоят как в плане исследования, так и в плане выработки методов разрешения конфликтов и урегулирования их последствий, или, если применить системный подход, - в плане управления конфликтами.

Конфликтология является самостоятельной отраслью научного знания потому, что она имеет самостоятельный объект исследования - социальный конфликт. Понятно, что изучение социальных конфликтов при этом может носить самый общий характер, и поэтому указанную отрасль лучше именовать общей конфликтологией.

Объектом юридической конфликтологии являются социальные конфликты, возникающие, развивающиеся и разрешаемые в той или иной системе правоотношений либо рассматриваемые в системе права. Юридическая конфликтология тесно вписывается в систему общей конфликтологии, пользуется ее категориями, понятийным аппаратом, концепциями, методами исследований, но, будучи самостоятельной наукой, исходит из задач и потребностей правотворческой, правоохранительной и правоприменительной практики и разрабатывает собственную методологию разрешения конфликтов.

Основным объектом исследований юридической конфликтологии являются юридические конфликты - социальные конфликты, возникающие и протекающие в сфере правовых отношений, то есть общественных отношений, которые регулируются нормами права, определяющими меру возможного и должного поведения участников таких отношений. Юридические конфликты порождаются, как правило, юридическими фактами - значимыми в правовом отношении событиями и действиями, правомерными или неправомерными. Последствия юридических конфликтов также становятся юридическими фактами. Обязательным участником юридического конфликта является государство - субъект системы общественных отношений, который обладает особым статусом, ресурсами и возможностями в этой системе, устанавливающий нормы права.

Прямое участие государства происходит в межгосударственных конфликтах (где оно выступает в качестве суверенного субъекта системы международных отношений) или при участии его в конфликтах посредством органов государственной власти и управления (правоохранительных, судебных, налоговых и т.д.). Появление государства на какой-либо стадии конфликта, когда определились первоначальные участники конфликта, не делает государство неким "третьим лицом", так как государство обязательно либо встает на сторону одного из первоначальных участников, либо объявляет действия всех участников неправомерными и по-своему определяет течение и завершение конфликта.

Потенциальное участие государства определяется системой установленных им правовых норм. Если участники конфликта нарушают или неправильно применяют нормы права, система норм предполагает обязательное вмешательство государства в конфликт.

Теория юридического конфликта, теоретические и методологические основы юридической конфликтологии получили обоснование и развитие в научных трудах известных российских правоведов <*>.

<*> Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.В. Юридическая конфликтология. Часть I: Введение в общую теорию конфликтов. М.: Центр конфликтологических исследований РАН, 1993. 212 с.; Юридический конфликт: сферы и механизмы (Юридическая конфликтология. Часть II) / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М.: ИГП РАН, 1994. 172 с.; Юридический конфликт: процедуры разрешения (Юридическая конфликтология. Часть III) / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М.: ИГП РАН, 1995. 158 с.; Сырых В.М. Метод общей теории права: Дис. в форме науч. докл. д-ра юрид. наук. М., 1995. 74 с.; Жеребин В.С. Проблемы правовой конфликтологии: Дис... д-ра юрид. наук. Нижний Новгород, 2001. 395 с.; Худойкина Т.В. Юридический конфликт (теоретико-прикладное исследование): Дис... д-ра юрид. наук. Нижний Новгород, 2002. 488 с.

Основываясь на вышеизложенном, можно дать следующее определение: юридическая конфликтология - самостоятельная отрасль научного знания, опирающаяся на комплекс правоведческих и конфликтологических знаний, предметом которой является исследование причин, закономерностей и особенностей возникновения, развития и завершения юридических конфликтов, принципов и методов их разрешения и предотвращения, изучение динамики и последствий социальных конфликтов в системах права, преодоление негативных последствий и регулирование конфликтов правовыми методами в целях поддержания законности и правопорядка в обществе.

В настоящее время конфликтологический подход применяется исследователями административного права, в частности, административной деликтологии. Так, доктор юридических наук, профессор Всероссийской государственной налоговой академии Н.П. Мышляев подчеркивает: "В последние годы в научный оборот введено понятие административно-деликтного конфликта. Можно утверждать, что подобного рода конфликты представляют собой развивающийся в определенных рамках процесс. Поскольку он всегда связан с мотивацией конкретной личности, то в самом общем виде можно сформулировать следующее понятие механизма совершения административного правонарушения: это результат взаимодействия конкретной среды (ситуация) и личности (мотивация), обусловливающий возникновение правонарушительного конфликта (действие или бездействие) и выражающийся в субъективном отношении делинквента к объектам административно-правовой защиты" <*>.

<*> Мышляев Н.П. Теоретические и прикладные основы административной деликтологии: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 27.

Появляются отдельные работы известных исследователей финансового права, либо прямо посвященные конфликтологическим проблемам, либо учитывающие важность прогнозирования и разрешения конфликтов в сфере финансовых правоотношений <*>.

<*> См., например: Крохина Ю.А. Юридический конфликт в финансовой сфере: причины, сущность и процедуры преодоления // Журнал российского права. М., 2003. N 9. С. 68 - 76; Шохин С.О. Тенденции развития финансового права: истоки и современность // Финансовое право. М., 2003. N 2. С. 5 - 7.

Можно констатировать, что в научной среде появились предпосылки к более широкому систематизированному изучению конфликтов и в интересующей нас сфере налоговых отношений. Актуальность темы предупреждения и разрешения такого рода конфликтов, которые можно назвать, для терминологического удобства, налоговыми конфликтами, вряд ли может ставиться под сомнение на современном этапе развития российского общества.

Следует сразу уточнить, что, по нашему мнению, понятие налогового конфликта по своему содержанию шире понятия юридического конфликта, оно охватывает не только сферу правоотношений, но и сферы конституционных, финансовых, имущественных, административно-управленческих, информационных и иных общественных отношений <*>.

<*> В этом подходе автор солидарен с Г.В. Петровой, которая указывает, что особенности налоговых отношений вытекают из комплекса отношений, перечисленных выше (См.: Петрова Г.В. Налоговые отношения: теория и практика правового регулирования: Дис... д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 77 - 79).

Действительно, правоотношения в сфере налоговой деятельности являются властными отношениями между гражданами и организациями как налогоплательщиками, с одной стороны, и государством в лице уполномоченных им органов и представляющих эти органы должностных лиц, с другой стороны, по установлению, введению, исчислению, взиманию и уплате налогов и сборов. При этом "очевидно, что у государства есть такие интересы, которые противоречат интересам личности, и, напротив, личность имеет интересы, которые противоречат интересам государства" <*>. Конфликтологический подход не позволяет рассматривать упрощенную модель налоговых правоотношений: у государства есть право требовать уплаты налогов, у налогоплательщика - только обязанность их уплачивать. Представляется, что у государства при реализации своих прав есть и обязанность использовать только определенные им же для регулирования налоговых правоотношений методы и правовые механизмы, у налогоплательщика, в свою очередь, есть право требовать от государства такого использования уполномоченными органами и должностными лицами. Если рассматривать весь комплекс отношений в сфере налоговой деятельности, то следует принять, что у государства, кроме прочего, есть право предусмотреть различные варианты деятельности налогоплательщика (выбор учетной политики предприятия, упрощенной формы налогообложения, форм и зон льготного налогообложения и т.д.), а у плательщика налогов есть право такого выбора, влекущее за собой уже обязанность соответствующего исчисления и уплаты налогов и сборов. Иными словами, различные общественные отношения в сфере налогообложения, например по стимулированию производства или перераспределению части общественного дохода, также необходимо учитывать при изучении природы налоговых конфликтов.

<*> Иванова О.В., Нарозников Н.К., Рыбаков В.А., Трунцевский Ю.В. Деликтная ответственность налоговых органов. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2003. С. 49 - 50.

Теория юридического конфликта предполагает, что даже если в реальности государство и не вступило в какой-либо конфликт, возникший в системе определенных правоотношений, то конфликт так или иначе должен моделироваться с предполагаемым участием государства, то есть рассматриваться как юридический конфликт. Налоговый конфликт всегда моделируется с участием государства, и такое участие не предполагается, но прямо предусматривается. Это естественно, так как "для налогового права характерна организация взаимодействия его субъектов на основе ограничения (государством) форм проявления автономии их воли" <*>. С другой стороны, волевое взаимодействие участников отношений в налоговой системе неизбежно презюмируется, что ведет к их вероятному столкновению и последующему противоборству, то есть к конфликту.

<*> Винницкий Д.В. Метод налогово-правового регулирования // Российский юридический журнал. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2003. N 2. С. 14.

Переход от обозначения конфликта в "комплексе отношений в налоговой сфере" к его изучению в "налоговой системе" необходим, прежде всего, в методологическом аспекте: теоретико-конфликтологические изыскания в налоговой сфере обязательно должны завершаться методиками предупреждения и разрешения конфликтов, а этого добиться очень трудно без проведения систематизации в "налоговой" конфликтологии и типологизации самих налоговых конфликтов.

Если рассматривать налоговую систему как особое сложное правовое, социально-экономическое и политическое явление общественной жизни, то можно выделить, вслед за В.Н. Ивановой, следующие элементы: юридическую конструкцию налога как первоосновы формирования этой системы (системообразующий элемент); систему налогообложения государства, которая формируется на основе объединения юридических конструкций всех установленных и введенных налогов; нормотворческую деятельность представительных органов власти в сфере налогообложения; систему налоговых органов; налоговый контроль; налоговую политику государства; налоговую культуру населения <*>. Таким образом, выстраивается иерархия конфликтов по уровням налоговой системы. Сужая поле исследований и ограничивая его областью права, можно рассмотреть конфликты по его традиционным составляющим - в правосознании, правотворчестве и правоприменении (относительно желаемого и действующего налогового законодательства). Наконец, сосредоточив внимание на нормах материального и процессуального налогового права, можно вычленить конфликты в рамках конституционного, административного, уголовного, информационного, процессуального <**> (административно-процессуального, судебно-процессуального, арбитражно-процессуального), а также международного права.

<*> См. об этом: Иванова В.Н. О системном подходе к пониманию правовых категорий "юридическая конструкция налога", "система налогообложения" и "налоговая система" // Законодательство и экономика. М., 2004. N 6. С. 69 - 73.
<**> Автор придерживается мнения, что в юридическом процессе не только разрешаются конфликты, возникшие до процесса, но и рождаются собственно процессуальные, так как "содержанием процессуальных налоговых отношений является волевое взаимодействие участников отношений" (Староверова О.В. Процессуальное налоговое правоотношение: понятие и характерные особенности // Закон и право. М., 2004. N 8. С. 27). См. также: Карасева М.В. Налоговый процесс - новое явление в праве // Хозяйство и право. 2003. N 6. С. 53 - 61.

Итак, на основании вышеизложенного мы можем определить объект и предмет правовых конфликтологических исследований в сфере налоговых отношений.

Объектом таких исследований являются конфликты в налоговой сфере, рассматриваемые в теоретико-правовом и методологическом аспектах в качестве явлений общественной жизни в процессе функционирования налоговой системы государства и государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности общества.

Следует заметить, что в качестве одной из конфликтологических методик может выступать саморегуляция обществом своей финансово-хозяйственной деятельности, но для налоговой сферы и она должна осуществляться под государственным контролем.

Предметом исследований выступают такие стороны объекта, как сущность, правовая природа, характерные черты налоговых конфликтов, особенности их отличия от других социальных конфликтов; особенности конфликтов в правосознании, конституционно-правовых, нормативно-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых, разного рода процессуально-правовых, а также международно-правовых конфликтов в налоговой сфере; проблемы типологии налоговых конфликтов; сущность и концептуальные основы конфликтологического подхода к изучению явлений общественной жизни; методика разрешения налоговых конфликтов; прогнозирование налоговых конфликтов; практические аспекты применения конфликтологического подхода в правовом регулировании налоговых отношений.

В завершение стоит сформулировать приоритетные цели юридической конфликтологии налоговых отношений. В качестве основных целей должны выступать: определение места и назначения конфликтологического подхода в системе правового регулирования налоговых отношений; разработка принципов методологии и методики правового разрешения конфликтов в налоговой сфере; построение концептуальной модели налогового конфликта; подготовка предложений и рекомендаций по совершенствованию системы государственной политики по предупреждению и разрешению конфликтов в сфере налоговых отношений. По мере достижения этих целей будет подтверждаться и значимость, и действенность конфликтологического подхода с дальнейшим возможным утверждением его в качестве одного из частнонаучных методов в налоговом праве.