Мудрый Юрист

Использование специальных знаний при расследовании оборота фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств, биологически активных добавок

Файзрахманов Наиль Фаильевич, адъюнкт кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России.

В статье рассмотрены проблемы использования специальных знаний при расследовании оборота фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств, биологически активных добавок; предложены меры по совершенствованию указанной деятельности.

Ключевые слова: фальсифицированные и недоброкачественные лекарственные средства, фальсифицированные и недоброкачественные биологически активные добавки, использование специальных знаний, расследование преступлений.

Use of Special Knowledge in Investigation of Turnover of Falsified and Poor-quality Medicines, BAAs

N.F. Fajzrakhmanov

The article considers the problems of the use of special knowledge in the investigation of the circulation of falsified and poor quality medicines, biologically active additives; proposes measures for improvement of this activities.

Key words: falsified and poor quality medicines, falsified and poor quality biologically active additives, the use of special knowledge, the investigation of crimes.

Лекарственные средства (ЛС) и биологически активные добавки (БАД) - особые товары, безопасность и качество которых потребитель не может проверить самостоятельно. Сбыт даже нескольких упаковок фальсифицированных и недоброкачественных ЛС, БАД представляет серьезную угрозу для здоровья и жизни потребителей вследствие отсутствия у таких препаратов терапевтического эффекта или их токсичности. Следует согласиться со специалистами в области медицинского права, что "лекарственные средства относятся к категории вещей материального мира, обладающих вредоносными свойствами (источники повышенной опасности), а деятельность по их применению является деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих" <1>.

<1> См.: Сергеев Ю.Д., Мохов А.А., Милушин М.И. Правовые основы фармацевтической деятельности в Российской Федерации: Научно-практическое руководство. М., 2009. С. 60.

Ситуация осложняется тем, что в нашей стране не реализуется системный мониторинг безопасности и качества ЛС, БАД в каждой единице продукции, что обусловливает попадание большинства фальсифицированных и недоброкачественных препаратов к потребителю и наступление трагических последствий в результате их применения. По оценке ВОЗ, доля фальсифицированных ЛС составляет 12% (т.е. каждая десятая таблетка) от общего объема лекарств, находящихся в обороте на российском фармацевтическом рынке, а выявляется и изымается ежегодно менее 1%. Согласно данным социологического опроса, в настоящее время более 40% россиян считают себя жертвами недоброкачественных и фальсифицированных лекарств <2>.

<2> См.: Фальсификация лекарственных средств в России: Монография / Под ред. С.В. Максимова. М., 2008. С. 109.

Анализ судебно-следственной практики показал, что деятельность правоохранительных органов по выявлению и расследованию данных преступлений малоэффективна <3>. Имеет место целый комплекс проблем правового, организационного, методического и материально-технического характера. Относительная новизна и латентность рассматриваемых преступлений обусловили отсутствие практического опыта борьбы с ними. Ежегодно правоохранительными органами выявляется всего около 50 таких преступлений. По фактам 30 - 35 из них возбуждаются уголовные дела, и лишь порядка 15 - 20 дел из числа находившихся в производстве органов расследования преступлений направляется в суд.

<3> Автором статьи изучено 130 уголовных дел и 25 материалов проверок по фактам оборота фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств, биологически активных добавок.

Органы внутренних дел ежегодно изымают из оборота фальсифицированные и недоброкачественные ЛС, БАД на сумму не более 4 - 5 млн. руб. Однако, по расчетам экспертов, на долю этих товаров приходится не менее 13 - 18 млрд. руб. Отсутствие реальных механизмов борьбы с данными преступлениями в нашем государстве делает данную сферу экономики особенно привлекательной для представителей криминального мира, в связи с чем около 70% фальсифицированных и недоброкачественных ЛС, БАД производится внутри страны <4>.

<4> См.: Болл С.В., Елохин В.А., Соколов В.Н. Фальсифицированные лекарственные средства и роль государства в борьбе с ними: Монография. М., 2009. С. 59.

Расследование оборота фальсифицированных и недоброкачественных ЛС, БАД обязательно предполагает использование специальных знаний, которое, в зависимости от регламентации в УПК РФ, может осуществляться как в процессуальной, так и в непроцессуальной форме.

Изучение уголовных дел о преступлениях данной категории показало, что наиболее распространенными процессуальными формами использования специальных знаний при их расследовании выступают назначение и производство судебных экспертиз (ст. 57, ч. 1 ст. 80, ст. ст. 195 - 207 УПК РФ), а также привлечение специалиста для участия в следственных и иных процессуальных действиях (ч. 1 ст. 58, ч. 5 ст. 115 УПК РФ, ч. 5 ст. 164 УПК РФ, ст. 168 УПК РФ, ч. 1 ст. 178 УПК РФ, ч. 3 ст. 179 УПК РФ, ч. 3 ст. 184 УПК РФ, ч. 5 ст. 185 УПК РФ, ч. 7 ст. 186 УПК РФ, ч. 3 ст. 202 УПК РФ).

Что касается непроцессуальных форм использования специальных знаний при расследовании рассматриваемых деяний, то среди них следует назвать предварительное исследование ЛС и БАД; использование следователем собственных специальных знаний при решении организационных и тактических вопросов по уголовному делу. Сюда также можно отнести получение следователем консультативно-справочной информации в целях уяснения современных возможностей судебной экспертизы ЛС, БАД, установления объема и характера сравнительных материалов, необходимых экспертам при решении интересующих вопросов, пригодности объектов, предоставленных для исследования. В рамках консультаций могут уточняться вопросы, которые необходимо отразить в постановлении о назначении экспертизы.

Опираясь на собственные профессиональные знания и опыт, следователь организует взаимодействие с сотрудниками других подразделений ОВД, прежде всего оперативных и экспертно-криминалистических, а также сотрудниками других федеральных органов исполнительной власти - субъектов борьбы с оборотом фальсифицированных и недоброкачественных ЛС, БАД: прокуратуры РФ, Росздравнадзора, Роспотребнадзора, ФСКН РФ, ФТС РФ, ФСБ РФ, ФАС РФ; представителями общественных организаций и гражданами.

Учитывая, что легальный (законный) оборот ЛС и БАД регулируется большим количеством нормативных правовых актов, следователю и оперуполномоченному необходимо уметь анализировать большой объем специальной правовой информации и давать оценку действиям заподозренных лиц. В этой связи выявление и расследование указанных преступлений представляют значительную сложность для сотрудников, не имеющих соответствующих знаний и подготовки. Однако, как показало социологическое исследование, необходимыми знаниями и навыками обладает лишь небольшая часть субъектов расследования. Так, из 1380 опрошенных следователей, дознавателей и оперативных сотрудников лишь 17% из них подтвердили наличие определенного опыта по выявлению и расследованию оборота фальсифицированных и недоброкачественных ЛС, БАД, остальные респонденты никогда не сталкивались в своей практике с данными преступлениями и сообщили об отсутствии у них соответствующей подготовки.

В качестве основных мер по повышению эффективности использования специальных знаний при расследовании оборота фальсифицированных и недоброкачественных ЛС, БАД следует выделить:

  1. организацию обучения субъектов расследования указанных преступлений активному использованию специальных знаний в сфере фармации, как в учреждениях высшего профессионального образования, так и в процессе прохождения курсов повышения квалификации;
  2. организацию подготовки квалифицированных экспертных кадров и формирования материально-технической базы для производства судебной экспертизы ЛС и БАД в экспертно-криминалистических подразделениях правоохранительных органов, прежде всего МВД России;
  3. активное привлечение к участию в следственных действиях по уголовным делам данной категории должностных лиц, уполномоченных на осуществление контроля безопасности и качества ЛС, БАД и обладающих соответствующими знаниями в этой сфере (представителей территориальных органов Росздравнадзора и Роспотребнадзора по субъекту РФ, сотрудников региональных центров контроля качества и сертификации ЛС);
  4. оснащение органов расследования преступлений и экспертно-криминалистических подразделений специальными криминалистическими чемоданами, снабженными современными техническими средствами обнаружения, фиксации и изъятия всевозможных форм ЛС и БАД, имеющих признаки фальсификации, а также тех препаратов, качество которых вызывает сомнение;
  5. создание криминалистического учета способов фальсификации ЛС, БАД, электронной базы фотоизображений образцов подлинных, фальсифицированных и недоброкачественных ЛС, БАД, в том числе их упаковок.