Мудрый Юрист

Всемирная (женевская) конвенция об авторском праве

С.П. ГРИШАЕВ

Гришаев Сергей Павлович, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин ИГУМО.

Статья посвящена важному международному соглашению в области охраны авторских прав - Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве. Ее значение состоит в том, что она была первым многосторонним соглашением в области охраны авторских прав, заключенным СССР, что, в свою очередь, способствовало повышению уровня охраны прав авторов внутри страны.

В статье исследуется история заключения Конвенции, анализируются положения ее статей.

В отношении произведений как результатов интеллектуальной деятельности действует принцип, согласно которому произведения, созданные на территории одной страны, охраняются авторским правом на территории другой страны по общему правилу при наличии соответствующего международного соглашения. Первыми международными соглашениями в области авторского права были двусторонние соглашения между отдельными странами, однако постепенно стала очевидной необходимость заключения многосторонних соглашений (конвенций). Первым же многосторонним соглашением в области авторского права, членом которого стала Россия как правопреемница СССР, была Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. Ее текст неоднократно изменялся на международных конференциях, а в 1971 г. в нее был внесен ряд дополнений.

Таким образом, Россия стала членом этой Конвенции в редакции 1952 г. с 27 мая 1973 г. и в ред. 1971 г. с 9 марта 1995 г. Участниками Конвенции являются 90 государств. Участие в Конвенции не оказывает влияния на двусторонние соглашения, заключенные ее участниками. Всемирная конвенция открыта для всех стран, которые пожелали бы стать ее членами. Следует также учитывать, что Россия присоединилась к Протоколам N 1 и 2 названной Конвенции.

Дополнительный Протокол N 1 был подписан в Париже 24 июля 1971 г. и касался применения рассматриваемой Конвенции к произведениям лиц без гражданства и беженцев.

В соответствии с данным Протоколом действует правило, согласно которому лица без гражданства и беженцы, постоянно проживающие в государстве, подписавшем настоящий Протокол, приравниваются для целей Конвенции 1971 г. к гражданам этого государства.

Дополнительный протокол N 2 касался применения указанной Конвенции к произведениям, издаваемым различными международными организациями. В частности, согласно данному Протоколу охрана распространяется на произведения, впервые выпущенные в свет Организацией Объединенных Наций, специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций и Организацией американских государств.

Принятие этой Конвенции было обусловлено причинами чисто прагматического характера. Дело в том, что ведущая мировая держава - США не была в то время членом основного международного соглашения в области охраны авторских прав - Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., поскольку уровень правовой охраны внутри США не соответствовал нормам Бернской конвенции. В то же время американский книжный рынок являлся самым крупным в то время. Однако, экспортируя свою печатную продукцию в другие страны, американские книгопромышленники и торговцы терпели значительные убытки в связи с тем, что произведения, впервые опубликованные в США, не пользовались охраной за их пределами из-за отсутствия соответствующих международных соглашений. Таким образом, инициаторами разработки и принятия нового и более демократичного международного договора в этой области стали издательские организации США.

Кроме того, был еще целый ряд стран, которые хотели бы участвовать в международно-правовой охране авторских прав, однако их законодательство также не соответствовало нормам Бернской конвенции. К ним относились развивающиеся страны Латинской Америки, Азии и Африки, а также молодые независимые государства, становление которых только начиналось. Среди стран, уровень правовой охраны которых не соответствовал положениям Бернской конвенции, был и Советский Союз.

Таким образом, вместо того, чтобы менять внутреннее законодательство целого ряда стран, было принято решение подписать новую конвенцию в области авторского права с более легкими требованиями к национальному законодательству стран-участниц.

Всемирная конвенция об авторском праве была принята на состоявшейся в Женеве в сентябре 1952 года межправительственной конференции с участием представителей 50 стран. Конвенция вступила в силу в сентябре 1955 года. Депозитарием Всемирной конвенции является международная организация ЮНЕСКО.

Вступление Советского Союза в эту Конвенцию было важным шагом в развитии сотрудничества между странами в области культуры, а также оказало влияние на повышение уровня охраны авторских прав в СССР. Именно с момента вступления во Всемирную конвенцию права советских (в первую очередь российских) авторов получили полноправную охрану за рубежом, а права иностранных авторов и иных правообладателей - в СССР. До этого произведения иностранных авторов могли свободно использоваться в СССР, а произведения советских авторов - за рубежом (исключение составляли несколько стран, с которыми у СССР были заключены двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав).

Для осуществления функций, связанных с присоединением СССР к Всемирной конвенции в 1973 году, в стране была создана специальная организация - Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП). Агентство было учреждено творческими союзами, объединяющими авторов, другими организациями, представляющими интересы авторов, - такими, например, как Академия наук СССР, и организациями, объединяющими пользователей произведений. По поручению этих организаций ВААП представляло права и интересы всех советских авторов и иных советских правообладателей, а также права зарубежных авторов и других зарубежных правообладателей при использовании их произведений в СССР.

Всемирная (Женевская) конвенция открывается преамбулой, не содержащей положений нормативного характера. Она примечательна, однако, тем, что содержит общую декларацию о стремлении стран - участниц Конвенции создать международно-правовой инструмент, приемлемый для как можно более широкого круга различных стран и направленный на облегчение распространения продуктов интеллектуального труда в целях лучшего международного взаимопонимания. В преамбуле подчеркивалось, что Всемирная конвенция создается в дополнение к уже существующим международным соглашениям об авторском праве и не имеет целью ни заменить, ни нарушить их. Очевидно, имеется в виду, что положения Всемирной конвенции не распространяются на Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений.

В соответствии со ст. I Конвенции каждое Договаривающееся Государство обязуется принять необходимые меры для обеспечения достаточной и эффективной охраны прав авторов и всех других носителей авторского права на литературные, научные и художественные произведения. Причем Конвенция не расшифровывает, что понимается под терминами "достаточной и эффективной" охраны, имея в виду, что она будет осуществляться по законам той страны, где предъявляется требование о предоставлении охраны.

Определяя конкретные виды подлежащих охране литературных, научных и художественных произведений, Всемирная конвенция ограничивается лишь примерным перечнем. В нем предусмотрены произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, скульптуры и графики.

В понятие "письменные произведения" входят: письменные литературные и научные произведения вне зависимости от форм их выражения, ценности или назначения, в том числе рукописи, личные письма, мемуары, книги, памфлеты, газеты, различные периодические издания, сборники, антологии.

Нельзя не обратить внимания на то, что научные произведения не покрываются понятием литературных произведений, а указываются отдельно. Таким образом, в Конвенции различают научные произведения и литературные произведения. Не все юристы разделяют это мнение. Так, А. Богш считает, что научный характер произведения не имеет значения с точки зрения авторско-правовой охраны. Медицинские книги и статистические таблицы должны охраняться как таковые, а не потому, что мы имеем дело с медицинской наукой или статистикой <1>.

<1> Международные конвенции об авторском праве: Комментарий. М., 1982. С. 180.

Указание не только на авторов, но и на других носителей авторского права как субъектов охраны обусловлено следующим. Во-первых, само понятие автора может различаться в различных странах. В частности, в некоторых странах в качестве авторов могут признаваться не только физические, но и юридические лица. Так, по законодательству США в случаях произведений, созданных по найму, в качестве автора признается наймодатель. Кроме того, в случае создания аудиовизуальных произведений (например, фильмов) в качестве авторов во многих случаях признаются юридические лица - киностудии.

Следует также учитывать, что исключительные права, изначально принадлежавшие автору, могут переходить другим лицам, права которых должны быть защищены.

Для Всемирной конвенции установлен принцип национального режима, который заключается в том, что на иностранных авторов и иных правообладателей распространяются те же правила, что и на авторов - граждан страны, в которой испрашивается охрана. Так, согласно п. 1 ст. II Конвенции произведения, выпущенные в свет гражданами любого Договаривающегося Государства, и произведения, впервые выпущенные в свет в таком Государстве, пользуются в любом другом Договаривающемся Государстве такой же охраной, как и охрана, предоставляемая этим государством произведениям его граждан, впервые выпущенным в свет на его территории, а также охраной, специально предоставляемой настоящей Конвенцией.

Аналогичные правила действуют и в отношении не выпущенных в свет произведений. При этом термин "граждане" толкуется достаточно широко и включает в себя также лиц, которые постоянно проживают в данной стране.

В Конвенции много отсылок к национальному авторскому праву и немного материальных норм. Поэтому странам, присоединившимся к Всемирной конвенции, не приходится вносить значительные изменения в свое законодательство, они могут оставлять в неприкосновенности свои особые системы авторского права при условии соблюдения немногочисленных императивных норм.

Особое внимание в Конвенции уделено так называемым формальностям как условию предоставления охраны авторским правом. Специалисты, комментирующие авторско-правовые законодательства различных стран, выделяют в качестве условий, необходимых для законодательного предоставления охраны авторских прав, внутренние и внешние условия.

А. Богш к внутренним условиям относит: а) наличие произведения, обладающего совокупностью признаков, необходимых для получения охраны авторским правом; б) наличие субъектов авторских правоотношений - автора или его законного правопреемника; в) неистечение срока охраны произведения, установленного законодательством <2>.

<2> Международные конвенции об авторском праве: Комментарий. М., 1982. С. 207.

Под внешними условиями он понимает так называемые формальности, требуемые законом для предоставления охраны произведений авторским правом. По его определению, формальности представляют собой "административную процедуру, установленную национальным законодательством, неисполнение которой ведет к утрате авторского права".

Следует заметить, что не существует твердо установленного перечня этих формальностей, поскольку законодательство каждой страны устанавливает свои административные правила, связанные с предоставлением произведениям охраны авторским правом.

На основе обобщения законодательства отдельных стран п. 1 ст. III Всемирной конвенции об авторском праве дает примерный перечень наиболее типичных формальностей. В перечне указаны депонирование экземпляров, регистрация, оговорка об оставлении за собой прав, нотариальные удостоверения, уплата сборов, производство или выпуск в свет на территории данного государства.

Согласно указанному пункту условие о формальностях будет считаться выполненным в отношении всех произведений, пользующихся охраной по настоящей Конвенции и впервые выпущенных вне территории этого Государства и авторы которых не являются его гражданами, если, начиная с первого выпуска этого произведения, все его экземпляры, выпущенные с разрешения автора или другого лица, обладающего авторским правом, будут иметь знак (C) с именем лица, обладающего авторским правом, и с указанием года его первого выпуска; знак, имя и год выпуска должны быть указаны таким способом и на таком месте, чтобы было ясно видно, что права автора охраняются. Этот знак часто называют конвенционным знаком охраны авторского права.

Об этом знаке говорится и в ст. 1271 ГК, согласно которой правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

латинской буквы "C" в окружности;

имени или наименования правообладателя;

года первого опубликования произведения.

Как уже было отмечено, законодательство некоторых стран может предусматривать и другие формальности.

В ст. IV Конвенции установлен минимальный срок охраны, который равен жизни автора и 25 годам после его смерти. Конвенция предоставляет странам-участницам право увеличения срока охраны авторских прав по сравнению со сроками, установленными положениями настоящей Конвенции. В связи с этим следует отметить, что практически не осталось стран, которые предоставляли бы столь короткие сроки охраны авторских прав на произведения. Так, в РФ этот срок составляет жизнь автора и 70 лет после его смерти начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Вместе с тем внутреннее законодательство может использовать и другие точки отсчета исчисления срока охраны. Так, согласно п. 2 ст. IV Конвенции он может исчисляться с момента первого опубликования или с момента регистрации произведения, предшествовавшей выпуску в свет.

Возможны ситуации, когда произведение одновременно (или с небольшим промежутком) выпускается в нескольких странах - участницах Конвенции. В таких случаях возникает вопрос о том, с какого момента начинает течь минимальный срок охраны. Согласно п. 6 ст. IV Всемирной конвенции в случае одновременного выхода в свет в двух и более Договаривающихся Государствах произведение рассматривается впервые выпущенным в свет в Государстве, предоставляющем более короткий срок охраны; выпущенным одновременно в Договаривающихся Государствах считается любое произведение, вышедшее в двух или более указанных Договаривающихся Государствах в течение тридцати дней после первого выпуска в свет.

Характерной особенностью Всемирной конвенции является отсутствие обратной силы, т.е. нормы Конвенции не распространяются на произведения, которые были выпущены в свет в других странах - участницах до момента присоединения данной страны к Всемирной конвенции. В связи с этим сначала в советском Союзе, а затем и в России большими тиражами издавались произведения Агаты Кристи, которые все были впервые опубликованы до 27 мая 1973 г.