Мудрый Юрист

Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг

Рукавишникова И.В., доктор юридических наук, зав. кафедрой финансового и административного права Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), г. Ростов-на-Дону.

Осуществляя финансовую деятельность, правовое государство стремится к тому, чтобы максимально учесть и сбалансировать публичные и частные интересы, проявляющиеся в экономических отношениях, свести к минимуму неизбежный конфликт между ними, найти механизмы и способы, с помощью которых возможно осуществлять эффективное правовое регулирование.

Рассматривая финансовую деятельность государства как совокупность мероприятий, направленных на поддержание стабильных экономических и социальных отношений в обществе, мы разделяем взгляды ученых-финансоведов Н.И. Химичевой <1>, О.Н. Горбуновой <2>, Е.Ю. Грачевой <3>, М.Ф. Ивлиевой <4> и других на то, что в настоящее время границы финансовой деятельности государства значительно расширились. Помимо основных функций по собиранию, распределению и использованию публичных финансовых ресурсов государство осуществляет прямое и косвенное воздействие на развитие различных рыночных институтов, стимулируя общество к производству прибавочного продукта, увеличению нормы прибыли, равномерному распределению капитала между экономически значимыми отраслями.

<1> См.: Финансовое право. Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М.: Юристъ, 2003. С. 88.
<2> См.: Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М.: Профобразование, 2003. С. 8.
<3> См.: Грачева Е.Ю., Тостопятенко Г.П., Рыжкова Е.А. Финансовый контроль. М.: Камерон, 2004. С. 25.
<4> См.: Ивлиева М.Ф. Соотношение категорий "публичные финансы" и "финансовая деятельность государства" в науке финансового права // Российское правовое государство: итоги формирования и перспективы развития. Часть 4. Финансовое право. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 14 - 15 ноября 2003 г. / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж: ВГУ, 2004. С. 53 - 55.

Финансовая деятельность государства неизбежно выходит за рамки принадлежащих государству денежных фондов, государство вторгается в частную собственность, привлекая особыми, принадлежащими ему методами денежные средства граждан и предприятий для сосредоточения их в денежных фондах государства <*>.

<*> Ивлиева М.Ф. Соотношение категорий "публичные финансы" и "финансовая деятельность государства" в науке финансового права // Российское правовое государство: итоги формирования и перспективы развития. Часть 4. Финансовое право. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 14 - 15 ноября 2003 г. / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж: ВГУ, 2004. С. 53.

По мнению О.Н. Горбуновой, важно исходить из того, что доходы, получаемые при функционировании различных форм собственности в промышленности, торговле и т.п., должны быть перераспределены таким образом, чтобы реальной стала возможность обеспечить необходимыми денежными средствами функционирование всего государства. Государственный аппарат, получая достаточные средства, в свою очередь, должен обеспечить общее развитие государства в заданном политикой направлении и тем самым наряду с политическими решать задачи экономические и социальные. Очевидно, что все это не может быть осуществлено без применения и усовершенствования норм именно финансового права <*>.

<*> Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М.: Профобразование, 2003. С. 41.

Финансово-правовое регулирование рыночных институтов осуществляется посредством соответствующего метода, содержащего в своем составе различные правовые способы. Современный финансово-правовой метод отражает общие тенденции государственной финансовой политики и проявляется в сочетании управляющего государственного вмешательства в процесс функционирования финансовой системы с элементами саморегулирования отдельных ее сегментов.

Являясь неотъемлемой частью финансового рынка и мощным регулятором межотраслевых переливов капитала, рынок ценных бумаг нуждается в эффективном государственном регулировании, поскольку выполняет несколько важных функций. Во-первых, аккумулятивную - способствуя мобилизации и концентрации частного капитала, предназначенного для инвестиционных целей; во-вторых, перераспределительную - обеспечивая свободный перелив капитала в те отрасли экономики, которые наиболее востребованы, поддерживая, таким образом, наиболее рациональную структуру общественного производства; в-третьих, контрольную - демонстрируя количественные показатели структуры общественного капитала и структуры собственности; в-четвертых, информационную - обеспечивая доступность и достоверность информации о наличии "инвестиционных продуктов и заинтересованных заемщиках и кредиторах" <*>.

<*> Жаркова Ю.С. Сбережения, инвестиции и рынок ценных бумаг: проблемы взаимодействия // Рыночная экономика и финансово-кредитные отношения. Ученые записки. Выпуск 10. Ростов-на-Дону: РГЭУ, 2004. С. 104 - 105.

Вне всякого сомнения, базовые элементы рынка ценных бумаг должны быть урегулированы нормами гражданского законодательства, предоставляющими субъектам возможность проявлять инициативу при принятии решений об эмиссии ценных бумаг, инвестировании в фондовые ценности, совершении сделок на вторичном рынке.

Но в то же время государственное вмешательство требуется в сфере создания общего благоприятного инвестиционного климата в стране в целом и в каждом регионе в частности; в сфере создания дополнительных стимулов для секьюритизации частных капиталов; в сфере формирования системы государственных гарантий надежности вложений в ценные бумаги; в сфере обеспечения информационной прозрачности всего механизма рынка ценных бумаг. Государство заинтересовано в создании динамичного, устойчивого рынка ценных бумаг, способного обслуживать интересы частного капитала и формировать эффективные механизмы перераспределения собственности. Кроме того, развитая инфраструктура и наполненность рынка являются факторами, способствующими увеличению количества источников получения государственных доходов и как следствие - расширению области бюджетного финансирования и осуществлению социально-экономических программ.

В связи с этим возможно рассматривать отдельные аспекты правового регулирования функционирования рынка ценных бумаг в контексте расширения предмета финансового права.

Финансово-правовой метод регулирования используется при осуществлении двух основных форм воздействия государства на рынок ценных бумаг: развивающей и управляющей <*>.

<*> См.: Рукавишникова И.В. Основные формы государственного воздействия на рынок ценных бумаг // Хозяйство и право. 1997. N 1 - 2.

В рамках развивающего направления государство стремится оказывать непосредственное воздействие на рынок ценных бумаг, стимулируя активность его участников. Данная цель может быть достигнута путем сочетания различных способов правового регулирования. Предоставление налоговых преференций участникам рынка ценных бумаг; установление обязательных требований к размещению временно свободных денежных средств в фондовые ценности, включая государственные ценные бумаги; прямое бюджетное финансирование отдельных сегментов инфраструктуры рынка ценных бумаг; создание экономически привлекательных условий для операций населения с ценными бумагами и т.д.

Вторая форма вмешательства государства в деятельность рынка ценных бумаг - форма управления - характеризуется наличием нескольких направлений государственного контроля. Наиболее важными являются следующие: создание специальных гарантийных фондов (резервных фондов) для покрытия возможных рисков владельцев ценных бумаг; создание универсальной информационной системы, позволяющей получать необходимые сведения о качестве предлагаемых к размещению фондовых ценностей, а также о финансово-хозяйственной репутации участников рынка ценных бумаг; проведение государством активных эмиссионно-инвестиционных операций, с помощью которых возможно осуществление финансового контроля за уровнем свободного капитала и уровнем его "потребления".

Современный российский рынок ценных бумаг характеризуется недостаточной степенью устойчивости, узостью и оторванностью от реального сектора экономики. Количество фондовых сделок с участием физических лиц остается на низком уровне. Предприятия и организации, за исключением кредитных, достаточно неактивно используют свой инвестиционный ресурс. Так, по данным экономистов, последние три года доля капиталовложений в реальный сектор экономики через сделки с акциями не превышала 1% <*>.

<*> См., напр.: Брюховецкая С.В., Елагина Н.В. Направления взаимодействия финансового и промышленного секторов экономики // Рыночная экономика и финансово-кредитные отношения. Ученые записки. Выпуск 9. Ростов-на-Дону, 2003. С. 108.

Одной из важных задач государства в сфере регулирования рынка ценных бумаг является поиск компромисса между острой потребностью в производственных инвестициях, которые могут обеспечить крупные институциональные инвесторы/акционеры, и обеспечением интересов остальных групп инвесторов, не способных решать стратегические задачи <*>.

<*> Фондовый рынок - ориентиры долгосрочного развития / Под ред. В.Ю. Наливайского. Ростов-на-Дону: РГЭУ, 2001. С. 130 - 131.

В связи с этим к приоритетным направлениям государственной финансовой политики в сфере развития рынка ценных бумаг можно отнести следующие:

<*> Фондовый рынок - перспективы устойчивого развития / Под ред. В.Ю. Наливайского. Ростов-на-Дону: РГЭУ, 2000. С. 124 - 125.

Осуществление государственной финансовой политики в области рынка ценных бумаг должно опираться на серьезную научную основу, позволяющую проанализировать отечественный и зарубежный опыт государственного воздействия на данный сегмент финансового рынка, оценить перспективы развития рынка ценных бумаг в условиях различной интенсивности государственного вмешательства, адекватно отразить взаимодействие объективных экономических законов развития рынка и финансово-правовых механизмов государственного регулирования.

По нашему мнению, сформулированные задачи должны быть решены финансово-правовой наукой в тесном взаимодействии с общей экономической теорией. Кроме того, следует обратить внимание на необходимость выработки концептуальных подходов к определению места института государственного регулирования рынка ценных бумаг в системе финансового права, а также выявлению особенностей метода правового регулирования указанной группы общественных отношений.