Мудрый Юрист

Средство от злоупотребления властью

Алексей Киселев, юрист, г. Киров.

Отрасли права, в которых присутствует элемент властных отношений, схожи между собой. Одна из сторон обладает властью, имеет право создавать правила поведения, контролировать их соблюдение и наказывать за неподчинение, а другая вынуждена подчиняться.

Как сбалансировать права сторон таких специфических отношений? Может, выход в создании новой отрасли права?

Вехи...

Российская правовая система нуждается в регулировании отношений, основанных на власти и подчинении. Без этого регулирования нам не избежать уже имевших место исторических и национальных драм, искусственного формирования зависимости менее защищенной правом стороны правоотношений, злоупотреблений властью, расслоения общества, роста социальной напряженности и прочих негативных явлений. Регулированием межличностных властеотношений должна заняться отрасль права, которую можно назвать правом власти или правом управления, можно назвать ее и правом личной зависимости. Это позитивное право. Над его запрещающими нормами должна верховенствовать только Конституция.

Мы представляем вам сжатую версию исторических и культурологических предпосылок необходимости создания права власти в России, а также статус-кво, сложившийся в результате их взаимодействия.

Вехами развития права власти в России можно назвать издание следующих документов: "Русская правда", "Судебник" Ивана III, "Домострой" Сильвестра, Соборное уложение (принятое при Алексее Михайловиче), Табель о рангах Петра Первого, доктрина графа Уварова "самодержавие - православие - народность", Указ об отмене крепостного права в 1861 году, Указ о созыве I Государственной Думы и т.д.

Из крайности в крайность

Право власти до 1917 года знало и периоды оттепели, и периоды репрессий.

Большую роль в гуманизации отношения к зависимым людям сыграла православная церковь, но затем именно она начала вносить в сознание людей идею о Богом предопределенной иерархии. В дальнейшем властители душ закрепляли эту идею. Переименование князя в царя при Иване IV и опричнина были аналогом мрачного Средневековья в Европе. Не будем забывать и отмену Юрьева дня Борисом Годуновым. Личная необходимость, прикрываемая интересами страны, становилась выше закона, а иногда просто подменяла его.

Смута могла быть воспринята как надежда на либерализацию, но явила только опасность нового террора интервентов. Поэтому также естественным было стремление населения получить стабильную власть в лице нового царя, пусть даже из другой династии. Оттепель действительно наступила при Алексее Михайловиче, отце Петра Первого, но ненадолго. Соборное уложение 1649 года юридически оформило крепостное право. Петр I стал инициатором оформления современной системы властеотношений. Упомянутая Табель о рангах, учреждение Генеральной прокуратуры зачеркнули "европейские" достижения реформатора.

Шаги по укреплению системы управления предпринимал император Павел. Окончательное закрепление иерархической системы внутри государства принадлежит Николаю I.

От венца природы до винтика

Система управления государством после декабря 1825 года сводится к тому, что человек как личность стирался и становился винтиком в большой машине государственного аппарата, безмолвным орудием вышестоящего начальника. Реформы Александра II стали оттепелью, но их половинчатость предопределила их печальный финал, давший начало еще более изощренной системе властеотношений. Значительным этапом в истории власти стали аграрные реформы П.А. Столыпина.

Необходимость освоения новых земель породила мысль о разрушении общины. Переселение людей с одновременным падением системы общинного управления лишало власти общинных старост. Круговая порука, царившая в общинах, изжила себя и тормозила развитие, но была очень выгодна отдельным членам общины, спекулировавшим на власти.

После революции ситуация в лучшую сторону не изменилась. Террор в отношении людей, объективно являвшихся элитой, повторился. Например, офицерам в вину вменялась сама принадлежность к дворянскому сословию. Репрессии завершили процесс закрепления советской системы управления. Умением управлять стало умение поймать человека на ошибке или подставить, "посадить на крючок", чтобы требовать выполнения любых команд.

Некоторую надежду несли реформы начала 90-х годов прошлого века, но проблема той эпохи заключалась в том, что население плыло по инерции, заданной КПСС, а бизнес-круги желали получить как можно больше прибыли. Государство слишком распустило бизнес, поделившись с ним властью. Правда, еще раньше часть правящих кругов перешла в бизнес. В итоге советские методы управления в реформируемой России сохранились на уровне трудовых отношений.

Сейчас бизнес стремится подмять под себя процессы образования и воспитания, чтобы определять, кто достоин благосостояния, а кто нет. Если эти процессы не остановить, результатом может быть манипулирование сознанием больших масс людей с непредсказуемыми последствиями.

Культурологические предпосылки

Россия граничит со многими государствами с различными традициями власти в государстве, семье, обществе. Поэтому есть определенные шансы поучиться у соседей, перенять что-либо полезное. Иными словами, выбрать правильную культурную ориентацию. На востоке широкое распространение получило конфуцианство, в некоторых регионах скрестившееся с буддизмом и даосизмом. Каждое из течений представляет собой систему сложнейших культов.

На юге господствуют идеи покорности (ислама), с которыми позже на практике у нас окажется много общего. С юго-востока пришло так называемое монголо-татарское иго. Идеи Чингисхана закрепились в сознании населения.

На юго-западе до сих пор обнаруживаются следы господства Византии, давшей православие. На западе на момент созревания русской государственности господствовало откровенно фундаменталистское толкование христианства. Позже западная церковь и сама распадется на несколько враждующих течений. Вероятно, это одна из психологических причин того, что выбор России пал на стабильную Византию.

Итак, основой морали власти изначально является религия. Будучи образцом гуманизма, православие отодвинуло многие языческие традиции. Но оно оказалось подпорченным влиянием Персии, с которой граничила Восточная Римская империя. Восточный деспотизм наиболее ярко проявился как раз в традициях управления.

В условиях тотального обожествления власти во всех ее ипостасях любое неповиновение жестоко каралось. Сосредоточение власти в руках одного неминуемо влечет концентрацию чиновничества, с которым властитель чуть-чуть делится властью.

К этому всему добавилось влияние Золотой Орды. Известны слова Чингисхана: "Удел слабых - апеллировать к праву, сильные делают что хотят".

У православия со временем обнаружился еще один серьезный изъян - стяжательство. В поисках богатства церковь активно идет на сближение с государством. Как говорят и сейчас, "не согрешишь - не покаешься", а раскаяние должно быть деятельным. Если в Европе церковь самостоятельно зарабатывала на существование, то на Руси было решено иначе якобы из-за нежелания повторять кровавый европейский опыт. За лояльность церкви давались гигантские богатства. А лояльность достигалась за счет того, что церковь воспитывала население в пользу правящих кругов.

Кто был никем...

Особую роль в становлении культуры власти сыграли Октябрьская революция и последующее "воцарение" пролетарской диктатуры. Понятия чести и достоинства объявили буржуазными, элементарные нормы вежливости оказались "мещанскими штучками". Общий уровень культуры сильно упал. В этих условиях складывается номенклатура, по своему негативному облику обогнавшая и опричнину, и Третье отделение имперской канцелярии А.Х. Бенкендорфа.

Право в его цивилизованном облике вымерло, на его место пришли административно-командные методы управления. Мораль тоталитарного государства была возведена в ранг закона. Так, согласно УК РСФСР 1934 года все тяготы уголовного преследования за деяния одного члена семьи несли все остальные только по мотивам наличия семейных отношений: жене вменялось знание противоправной деятельности мужа и неосведомление об этом компетентных органов (в наказание - ссылка в лагерь), а детей отправляли в детские дома. Активно применялись презумпция виновности и объективное вменение.

Такое состояние умов закрепилось на долгие годы. Население было запуганным, покорным.

Традиции и их последствия

Главное - поставить человека в зависимое состояние и постоянно его сохранять либо за счет ситуации, либо в законном порядке. В качестве ситуации может выступать какая-либо острая необходимость или потребность, которую можно и спровоцировать. Правило простое: у кого необходимость острее, тот и в проигрыше; у кого искомое благо - хозяин положения. О зависимом положении нужно систематически напоминать. Зависимым человека можно сделать также, если сначала подставить под ответственность, а потом якобы тайными способами освободить от нее. Лояльность гарантирована.

Подставить просто: всегда в системе есть тот, кому безразличны причины невыполнения его приказов (законов или иных обязательных актов), даже если они объективные и уважительные. Поэтому дать распоряжение, исполнимость которого вызывает сомнение, по сути, уже означает подставить человека. Если же еще напоминать о "благоденствии", то фактически получаем безвольного конформного раба. Есть и иной способ: за получение одного только шанса или освободиться от ответственности, или снизить ее размер человек согласится на многое. Согласится он и в том случае, если его заранее довели до бедственного состояния, а дома очень нужны средства (тоже можно спровоцировать). Возможна и иная метода. Человек - существо общественное. Он просто не может не ориентироваться на нормы общежития, действующие вокруг, какими бы абсурдными они ни были и как бы против человека ни были созданы. Он вынужден им следовать, иначе он признается неадекватным и подлежит остракизму. Он теряет возможность устанавливать контакты с другими людьми, на хорошо оплачиваемую работу его стараются не брать. "Кадровики" в большей степени, чем "безопасники", стерегут систему кадровых отношений. Выкручивание рук через угрозы проблемами с трудоустройством, карьерой, созданием семьи - любимая фишка, а работать идут, чтобы кормить семью (вот и необходимость). Если берут, то цель работодателя - вытаскивание каштанов из огня. Опасно, но выбора нет. Лишение выбора, разъяснение безальтернативности реальности, обязательность именно такого порядка событий и невозможность другого, запугивание расправой - еще несколько звеньев цепи. В итоге лишения выбора получаем апатию и демотивацию. Если по-иному и быть не может, то руки сами опускаются. От безнаказанности начальства растет агрессия, а от дискреционного толкования имплицитно сформулированных команд утрачивается адекватность их восприятия, что, в свою очередь, порождает дезориентацию, а дезориентированного человека можно увести куда угодно. Люди оценивают ситуации и принимают крайне невыгодные для себя решения, меняют точку зрения на неправильную, чтобы не иметь проблем с властью предержащей.

Есть еще метод троянского коня. Его суть заключается в том, что близкие люди (дети, жена, родители, друзья) становятся невольными проводниками команд. Им внедряют в сознание, а они потом репродуцируют, что от человека хотят. В силу эмоциональной привязанности, обязательств заботы человек опять вынужден уступать себе в ущерб, поступать нерационально: кредиты, ипотека, отказ от самозащиты и т.д.

Мы родом из детства

Логика "стой там - иди сюда" вышла за пределы казармы и устремилась на рабочее место. Исполнение взаимоисключающих поручений и отсутствие презумпции невиновности в законе создают стрессовое состояние, в котором немудрено и рукоприкладство, которого так и ждут, чтобы показать, кого защищает государство на деле.

Для детей система начинается с детского сада, где разыгрываются воистину библейские сюжеты. Стоит только дать задание и оценить равные результаты неравным образом, и мы получаем обиженного маленького человека. Делается это обычно из мести его родителям. Дальше - больше. В школе учителя имеют колоссальную власть. Зная психологию, они легко могут стравить между собой учеников. Строгость требований и игнорирование индивидуальных особенностей детей, с одной стороны, низкое качество изложения материала, с другой стороны, порождают неуспеваемость. Добавим сюда бюрократичное отношение родителей к успеваемости и получим попытку самоубийства.

Драмы разыгрываются и в семье. Эмоциональная зависимость от родителей существует в любом возрасте, только в детстве она сильнее. Спорить с родителями детям запрещено, есть только обязанность слушаться. Затем человек идет в армию и иногда не возвращается, сталкиваясь с "узаконенным беспределом", дедовщиной. Никто не говорит новобранцам о содержательном ограничении приказов вышестоящего лица.

Все это порождает гиперстрессовую ситуацию, из которой путь ведет к алкоголизму.

Таким образом, назрела необходимость для новой отрасли права, которая бы содержала запреты на искусственное создание зависимости, на злоупотребление властью во всех ее видах и формах. Следует помнить, что если не изменить ситуацию в отношениях властеподчинения, то будущее может выстрелить из пушки.