Мудрый Юрист

К вопросу о правосубъектности, взаимозависимости, возможностях создания предпринимательских объединений

Савицкий Анатолий Анатольевич, Институт гуманитарного образования и информационных технологий, г. Москва.

В статье рассмотрены вопросы образования предпринимательских объединений; исследована связь акционерных обществ и предпринимательских объединений. Обсужден финансовый механизм квазиюридических лиц; проведено сравнение правосубъектности как юридического, так и квазиюридического лица.

Ключевые слова: предпринимательские объединения, акционерные общества, финансовый механизм, правосубъектность, квазиюридические лица.

On the issue of juridical personality, interdependence, possibilities of creation of entrepreneurial associations

A.A. Savickij

The article considers the issues of formation of entrepreneurial associations; studies the connection of joint-stock societies and entrepreneurial associations; discusses financial mechanism of quasi-juridical persons; compares juridical personality of both legal and quasi-juridical persons.

Key words: entrepreneurial associations, joint-stock societies, financial mechanism, juridical personality, quasi-juridical persons.

Большинство производственных, финансовых компаний современности представляют собой предпринимательские объединения (холдинги, ФПГ). Предпринимательские объединения в виде холдингов могут образовываться за счет как объединения ранее независимых компаний, так и поглощения одной (основной) компанией нескольких (дочерних) компаний, взаимного перекрестного приобретения акций основной и дочерней компаний - случаи первичного роста холдингов либо преобразования, например ФПГ в холдинги - случай вторичного роста холдингов. Часто холдинги создаются на основе акционерных обществ (АО) с целью сохранения преимуществ АО. Так, согласно Федеральному закону от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. А также согласно В.В. Долинской [4] акционерное общество предоставляет такие преимущества, как:

Обсудим финансовый механизм холдингов. Так, Н.А. Адамов, Ю.С. Сваталова [5] вводят модель управления финансами холдинга, под которой понимается форма воздействия на экономические отношения участников холдинга, связанные с формированием, перераспределением и использованием финансовых ресурсов, посредством построения системы финансовых отношений в холдинге. Система финансовых отношений выражается в распределении функций управления и ответственности между головной и дочерними компаниями. К этим функциям можно отнести:

Распределение перечисленных функций по уровням головной и дочерней компаний обусловливает вид управления со стороны головной компании. Часто выделяют три характерных вида управления: стратегическое планирование, стратегический контроль и финансовый контроль. Предпринимательские объединения в виде холдингов сочетают в себе как преимущества акционерных обществ, так и возможность существенного влияния на рынок за счет концентрации крупных финансовых, организационных ресурсов.

Теперь рассмотрим характер правосубъектности юридического лица. Заметим, что образование, наделенное статусом юридического лица, выступает субъектом многих отраслей права, а значит, можно говорить о том, что правосубъектность юридического лица будет определена не какой-либо одной отраслью права (т.е. единичной правосубъектностью), а совокупностью нескольких отраслей права (т.е. обладать комплексной правосубъектностью). Эта закономерность действует как для юридических лиц, так и для предпринимательских объединений (квазиюридических лиц), но с некоторыми особенностями. Так, правосубъектность как юридического, так и квазиюридического лица будет формироваться из нескольких единичных поотраслевых правосубъектностей (гражданской, налоговой, финансовой и т.д.), при этом эти единичные правосубъектности могут вносить разный вклад в общую правосубъектность, и одна из них будет преимущественной. Далее обратимся к ГК РФ. В ГК РФ установлено, что субъектами гражданских правоотношений могут быть как физические лица (граждане), так и юридические лица, и целесообразно было бы ввести квазиюридические лица и, кроме того, публично-правовые образования (государство - РФ, субъекты РФ, муниципальные образования). Критерием принадлежности к юридическим лицам может служить ст. 48 ГК РФ. Для определения критерия правосубъектности примем, что если выполнены все требования (признаки) юридического лица, установленные ст. 48 ГК РФ, то мы можем говорить о полной правосубъектности.

В ином случае, т.е. если не будут выполняться все требования, указанные в ст. 48 ГК, можно говорить о неполной или частичной правосубъектности. Итак, полной правосубъектностью будут обладать юридические лица - ФГУП, АО и др. Частичной правосубъектностью будут обладать квазиюридические лица - предпринимательские объединения - холдинги, ФПГ.

Для обсуждения взаимозависимости обратимся к НК РФ. Так, с 1 января 2012 г. введен новый раздел V.1 НК РФ, который определяет положение взаимозависимых лиц, налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Так, согласно ч. 1 ст. 105.1 если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, то эти лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения. Критериями взаимозависимости для налогообложения можно считать следующие:

  1. наличие влияния на условия проведения сделок;
  2. наличие влияния на результат сделок.

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц. Система участия может осуществляться либо в соответствии с заключенным между сторонами соглашением, либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми. Тогда согласно ч. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами можно признать организации, в случае если одна из организаций прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия более 25%; физическое лицо и организация, в случае если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации, и доля такого участия составляет более 25% и др. Согласно этой статье вводится доля участия физического лица в организации, которая признается равной совокупной доле участия этого физического лица и его взаимозависимых лиц согласно подп. 11 п. 2 ст. 105.1 в указанной организации. Также определена возможность признания участия РФ взаимозависимым. В частности, прямое и (или) косвенное участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми. Значит, взаимозависимыми для целей налогообложения могут быть признаны организации в силу ч. 1 либо ч. 2 ст. 105.1 НК РФ. Далее рассмотрим сопоставимость условий сделок (цены, налоги) между взаимозависимыми лицами. Обычная цена на товар определяется балансом спроса и предложения рынка. Можно считать ее среднерыночной для соответствующего товара для лиц, не являющихся взаимозависимыми. Если цена на товар в сделках между взаимозависимыми лицами будет существенно отличаться от среднерыночной, то разница цен, а следовательно, и полученная прибыль (выручка) организации будут учитываться при налогообложении. Эта прибыль, доходы согласно ч. 2 ст. 105.3 НК РФ определяются для взаимозависимых лиц - сторон сделки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Этим федеральным органом по ч. 4 ст. 105.3 НК РФ проверяется полнота исчисления и уплаты налогов:

  1. налог на прибыль организаций;
  2. НДФЛ;
  3. налог на добычу полезных ископаемых;
  4. НДС.

В случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров, существенно отличающихся от среднерыночных цен, с занижением вышеуказанных налогов возникает возможность проведения корректировки налоговой базы в течение одного года с момента уплаты налога. Нововведением НК РФ можно считать соглашение о ценообразовании, которое может быть заключено по одной или нескольким сделкам, имеющим один и тот же предмет на срок, не превышающий трех лет. В соответствии со ст. 105.22 НК РФ налогоплательщик подает в федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов проект соглашения о ценообразовании. По результатам рассмотрения документов принимается следующее решение:

  1. решение о заключении соглашения о ценообразовании;
  2. мотивированное решение об отказе;
  3. решение о необходимости доработки проекта.

Далее в соответствии со ст. 105.23 НК РФ предусмотрена проверка исполнения соглашения о ценообразовании. В случае если налогоплательщиком были соблюдены условия соблюдения соглашения о ценообразовании, то федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов не вправе принимать решение о доначислении налогов, пеней, штрафов в отношении контролируемых сделок. Надо учитывать, что по ст. 103 НК РФ гарантируется недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля. Итак, взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

При создании предпринимательских объединений будет применяться вариативность создания, которая предусматривает возможность осуществления как принципа равенства участников в случае создания ФПГ, а точнее, применения ст. 1041 ГК РФ, так и принципа зависимости участников и формирования жестко закрепленной модели взаимодействия участников в случае создания холдингов. Так, в частности, согласно ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. При этом законодатель накладывает ограничения. Так, сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Особенности договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности (инвестиционного товарищества), устанавливаются Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 336-ФЗ "Об инвестиционном товариществе". Границами распространения предпринимательских объединений можно считать ограничения антимонопольного законодательства. Значит, были рассмотрены вопросы правосубъектности, финансов, взаимозависимости участников, причинно-следственной связи акционерных обществ и предпринимательских объединений. Но необходимо внести изменения в действующее законодательство об акционерных обществах. В частности, в Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" целесообразно ввести следующее:

Итак, рассматривая вопросы становления предпринимательских объединений, можно заметить следующие особенности:

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (с изменениями) // СПС "КонсультантПлюс".
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изменениями) // СПС "КонсультантПлюс".
  3. Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" // СПС "КонсультантПлюс".

КонсультантПлюс: примечание.

Монография В.В. Долинской "Акционерное право: основные положения и тенденции" включена в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2006.

  1. Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции. М., 2009.
  2. Адамов Н.А., Сваталова Ю.С. Модели финансового управления холдинга // Все о налогах. 2009. N 1.
  3. Сафарова Е. Трансфертные цены в холдингах: вопросы применения // Клуб главных бухгалтеров. 2010. N 2.
  4. Шиткина И. Способы финансирования в холдингах (часть II) // Корпоративный юрист. 2008. N 8.
  5. Лукьянов Д.А. Аффилированные лица: раскрытие информации в отчетности банка // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2010. N 4.
  6. Осипенко О.В. Российские холдинги. Экспертные проблемы формирования и обеспечения развития. М.: Статут, 2008.
  7. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями) // СПС "КонсультантПлюс".
  8. Полисюк Г.Б., Ильяшик И.В. Анализ государственного регулирования трансфертного ценообразования: пути развития международного и российского законодательства // Международный бухгалтерский учет. 2010. N 9.