Мудрый Юрист

Правовое регулирование предоставления льгот и преференций при уплате таможенных платежей

Свинухов Владимир Геннадьевич, профессор кафедры административного права Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России. Специалист в области таможенного дела, таможенно-тарифных и нетарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности.

Родился 25 октября 1958 г. в г. Владивостоке. В 1980 г. окончил Дальневосточный государственный университет.

Автор работ, посвященных вопросам таможенного дела и регулирования внешнеэкономической деятельности: учебников "Таможенное дело" (2005), "Таможенно-тарифное регулирование ВЭД и таможенная стоимость" (2005), "Таможенное право" (2006, 2008, 2010, 2012), "Налогообложение участников ВЭД" (2008, 2010, 2012); монографий "Таможенное регулирование и борьба с контрабандой в международном обороте объектов СИТЕС" (2005), "Правовое регулирование уплаты таможенных сборов" (2010), "Таможенный контроль в РФ" (2010), а также статей в журналах "Право и экономика", "Современное право", "Законы России: опыт, анализ, практика", "Российский внешнеэкономический вестник" и др.

Сенотрусова Светлана Валентиновна, ведущий научный сотрудник МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры таможенного контроля Российской таможенной академии, профессор кафедры товароведения и таможенной экспертизы Российской таможенной академии. Специалист в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, таможенного контроля, таможенной экспертизы биоресурсов, товаров специального назначения, состояния окружающей среды и влияния на здоровье человека. Доктор биологических наук, кандидат медицинских наук.

Окончила Владивостокский государственный медицинский университет, лечебный факультет, Всероссийскую государственную налоговую академию, юридический факультет.

Автор ряда работ: учебных пособий "Основы глобальной экологии" (2005), "Таможенный контроль и классификация лесных товаров" (2012); монографий "Загрязнение атмосферы и состояние здоровья населения промышленных городов" (2004), "Загрязнение поверхностных вод и заболеваемость населения промышленных городов" (2005), "Таможенный контроль в РФ" (2009), "Правовое регулирование уплаты таможенных сборов" (2010), "Таможенный контроль и таможенные платежи" (2010), "Таможенный контроль" (2012) и многочисленных статей в журналах.

В работе рассматриваются вопросы применения тарифных льгот и преференций при уплате таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Показано, что Единая система тарифных преференций Таможенного союза может применяться к товарам, происходящим из развивающихся, наименее развитых стран и стран зоны свободной торговли только при выполнении определенных условий.

Ключевые слова: таможенные платежи, перемещение товаров через таможенную границу, таможенные льготы, таможенные преференции.

Legal regulation of benefits and preferences for payment of customs charges

V.G. Svinukhov, S.V. Senotrusova

The paper considers the issues of application of tariff benefits and preferential treatment in the payment of customs duties when importing goods to the customs territory of the Customs Union. It is shown that the uniform system of tariff preferences of the Customs Union may be applied to goods originating from developing countries, least developed countries and the countries of the free trade zone only when certain conditions are met.

Key words: customs duties, movement of goods across customs border, customs benefits, customs preferences.

В настоящее время в условиях Таможенного союза особенно актуальными становятся вопросы предоставления льгот и преференций участникам внешнеэкономической деятельности при уплате таможенных платежей [1].

При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза (ТС) при уплате таможенных платежей могут применяться тарифные льготы и тарифные преференции, которые регулируются Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г., Протоколом о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 г., Протоколом о предоставлении тарифных преференций от 12 декабря 2008 г.

При ввозе товаров на таможенную территорию государств ТС в ряде случаев при уплате таможенных платежей применяются тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер и предоставляются вне зависимости от страны происхождения товаров, что отличает их от тарифных преференций.

Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:

При ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств ТС от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:

Кроме указанных тарифных льгот, решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации" от ввозной таможенной пошлины освобождаются:

  1. Моторные транспортные средства товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, произведенные хозяйствующими субъектами государств - участников ТС с применением понятия "промышленная сборка", при выполнении одного из следующих критериев:

а) наличие производства проектной мощностью при двусменном режиме работы не менее 25 тыс. штук в год, выполнение операций по сварке, сборке и окраске кузова, осуществление ввоза автокомпонентов, происходящих из государств, не являющихся участниками ТС, по позициям Единого таможенного тарифа для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705, их узлов и агрегатов в объеме не более 70% от общей стоимости автокомпонентов, используемых для производства, с учетом стоимости кузова, классифицируемого в товарной позиции 8707 ТН ВЭД ТС;

б) наличие по состоянию на 1 октября 2009 г. производства моторного транспортного средства проектной мощностью при двусменном режиме работы не менее 5 тыс. штук в год. Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство моторных транспортных средств, удовлетворяющее этим критериям, утверждается Комиссией ТС.

  1. Моторные транспортные средства товарных позиций 8701, 8702, 8704, 8705 ТН ВЭД ТС, произведенные хозяйствующими субъектами государств - участников ТС с применением понятия "промышленная сборка", при выполнении условий, определяемых отдельным решением Комиссии ТС.
  2. Предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы территории ТС для обеспечения деятельности судов государств - участников ТС и судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств - участников ТС, осуществляющих рыболовство.
  3. Оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами государств - участников ТС.
  4. Приобретенное за счет целевых средств бюджетов государств - участников ТС оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся на территории ТС, а также оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), приобретенное за счет связанных иностранных кредитов, предоставленных иностранными государствами или правительствами иностранных государств. Указанная льгота распространяется на оборудование (комплектующие и запасные части к нему) для производства детского питания, ввозимого на единую таможенную территорию в целях реализации действующих социально-значимых программ, реализуемых государствами - участниками ТС.
  5. Плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - участников ТС. Для предоставления этой льготы в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в международном реестре судов, а также иные документы, установленные законодательством государств - участников ТС.
  6. Товары, за исключением подакцизных, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, ввозимые в целях проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, при условии представления в таможенные органы подтверждения Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, согласованного с Международным олимпийским комитетом и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров.
  7. Товары, за исключением подакцизных, ввозимые в целях проведения Чемпионата мира по хоккею в 2014 г. в городе Минске, при условии предоставления в таможенные органы подтверждения Организационного Комитета по подготовке и проведению указанного чемпионата и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров.
  8. Суда рыбопромыслового флота, плавающие под флагом одного из государств - участников ТС, в отношении которых за пределами таможенной территории государства - участника ТС были выполнены работы по капитальному ремонту и (или) модернизации, при условии, если указанные работы были завершены до 1 сентября 2008 г., и которые ранее были вывезены с указанной территории.
  9. Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства - участника ТС в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства - участника ТС в соответствии с законодательством этого государства - участника ТС.

Указанная льгота предоставляется в отношении сырья или материалов, если такое сырье и материалы не производятся в государствах - участниках ТС, или если производимые в государствах - участниках ТС сырье и (или) материалы не соответствуют техническим характеристикам реализуемого инвестиционного проекта.

Комиссия ТС составляет и обновляет на основании предложений государства - участника ТС перечень инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляется указанная льгота, перечень ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, перечень сырья и материалов (с указанием их характеристик (свойств), наименований производителей, годового объема их производства и потребления), а также определяет порядок контроля над целевым использованием технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов.

Государства - участники ТС обеспечивают контроль над целевым использованием сырья и материалов, по которым предоставляются освобождения от таможенных пошлин.

  1. Золото в слитках с содержанием химически чистого золота не ниже 995 долей на 1000 долей лигатурной массы (проба не менее 99,5%), серебро в слитках с содержанием химически чистого серебра не ниже 999 долей на 1000 долей лигатурной массы (проба не менее 99,9%) и платина в слитках с содержанием химически чистого металла не ниже 999,5 долей на 1000 долей лигатурной массы (проба не менее 99,95%), ввозимые центральными (национальными) банками государств - участников ТС.
  2. Предоставляются льготы по уплате таможенных пошлин, установленные международными договорами государств - участников ТС, подписанными до 1 января 2010 г., до унификации и (или) прекращения действия этих международных договоров в соответствии с их заключительными положениями.

Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда) в порядке, предусмотренном законодательством государств - участников ТС.

Если при предоставлении льготы по уплате таможенных пошлин государство - участник ТС, принимающее такое решение, определяет конкретных плательщиков, которым такая льгота предоставляется, это государство - участник ТС вносит в Комиссию ТС предложение по механизму контроля над использованием ввозимых товаров, исключающего их нецелевое использование, а также вовлечение в экономический оборот на территориях других государств - участников ТС.

Льгота применяется государством - участником ТС в случае согласия Комиссии ТС с предложенным механизмом таможенного контроля над использованием ввозимых товаров [2].

Тарифные льготы при вывозе товаров с территории Российской Федерации регулируются Законом РФ "О таможенном тарифе" (ред. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ).

Статья 35 регламентирует то, что от таможенных пошлин освобождаются:

  1. предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое из Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, осуществляющих рыболовство;
  2. товары, вывозимые из Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации в страны, не являющиеся государствами - членами ТС, в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия);
  3. товары, за исключением подакцизных, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, вывозимые из Российской Федерации в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов;
  4. товары (продукция), вывозимые из Российской Федерации, произведенные при реализации соглашения о разделе продукции и принадлежащие сторонам соглашения о разделе продукции.

По решению Правительства Российской Федерации могут предоставляться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины в отношении:

  1. вывозимых из Российской Федерации товаров в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  2. вывозимых из Российской Федерации товаров в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов ТС, международными договорами Российской Федерации.

Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций ТС.

Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. определена единая система тарифных преференций ТС.

Единая система тарифных преференций ТС применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран и включает:

перечень развивающихся стран - пользователей системой тарифных преференций ТС;

перечень наименее развитых стран - пользователей системой тарифных преференций ТС;

перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств ТС предоставляются тарифные преференции;

в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций ТС и ввозимых на единую таможенную территорию государств ТС, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин единой таможенной территории;

в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин;

предоставление тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны.

Перечни стран - пользователей системой тарифных преференций ТС, а также перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых предоставляются тарифные преференции, утверждены решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 18 и Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130.

Количество позиций перечня товаров не может превышать 20% общего количества подсубпозиций Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

При необходимости Комиссия Таможенного союза утверждает дополнительный перечень товаров, происходящих и ввозимых из наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Однако количество позиций не может превышать 5% общего количества подсубпозиций Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

В указанный перечень включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода.

Тем не менее страна, не классифицируемая Всемирным банком как страна с высоким уровнем дохода, может быть не включена в указанный Перечень либо исключена из него в следующих случаях:

Тарифные преференции в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС, предоставляются при выполнении следующих условий [3]: товар происходит из страны, входящей в Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций ТС;

Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из государств - участников СНГ, предоставляются при выполнении следующих условий (решение Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 г. (с изм. от 18 ноября 2010 г.) "О Правилах определения страны происхождения товаров"):

товар перемещается на основании договора между резидентами государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г.;

товар ввозится с таможенной территории одного государства-участника на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г.;

для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара формы СТ-1 или декларации о происхождении товара.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ТС.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ТС, увеличенные вдвое, за исключением случаев предоставления тарифных преференций на основании положений международных договоров государств - членов ТС, международных договоров Российской Федерации.

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ТС, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств - членов ТС, международными договорами Российской Федерации.

Список литературы

  1. Свинухов В.Г., Сенотрусова С.В. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей в условиях Таможенного союза // Право и экономика. 2011. N 2. С. 55 - 59.
  2. Сенотрусова С.В. Таможенный контроль в Российской Федерации: Монография. М.: Изд. РГТЭУ, 2009. 163 с.
  3. Свинухов В.Г. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности: Учебник. М.: Магистр, 2010. 447 с.