Мудрый Юрист

Предупреждение фальсификаций и незаконного оборота алкогольной продукции

Алегин А.П., ВНИИ МВД России, кандидат экономических наук.

В последние десятилетия в структуре криминальных экономических явлений в самых различных странах мира далеко не последнее место занимает незаконный бизнес, связанный с различного рода фальсификациями. Традиционно к этому виду правонарушения относят фальшивомонетничество (подделка и сбыт денег, валюты), ценных бумаг, документов, произведений искусства и в целом любых товаров, которые пользуются устойчивым и массовым спросом. Особую проблему составляет фальсификация алкогольной продукции.

В России всегда находилось немало умельцев, успешно зарабатывающих на подделке товаров повышенного спроса. Как только в XVIII веке в России появились бумажные деньги, сразу стали выявляться факты их подделки. В XX веке очень успешно процветал бизнес, связанный с подделкой иностранной валюты, а в годы дефицита (конец 80-х годов) подделывали даже талоны на дефицитные товары. В период приватизации (первая половина 90-х годов XX столетия) подделывалось огромное количество ценных бумаг. Но особенно сильное развитие фальсификация различных товаров получила в последнее время.

Сегодня на российском потребительском рынке можно встретить товары различных фирм, и всегда продавец будет вас убеждать, что продает только фирменную продукцию. Но зачастую поддельные товары внешне ничем не отличаются от подлинных. Даже самый внимательный покупатель, как правило, не в состоянии обнаружить подделку. Это обстоятельство нашло своеобразное отражение в современных рекламных лозунгах "У нас все по-честному" или "Мы торгуем правильным товаром".

Все сказанное выше имеет непосредственное отношение и к рынку алкогольной продукции. Этот рынок исторически играет значимую роль в общем товарном обороте нашей страны. В дореформенный период доля поступлений от производства и торговли алкогольной продукцией в бюджете России составляла 25%, с началом реформ в середине - конце 90-х годов эта доля равнялась 10% <*>.

<*> См.: Заиграев Г.Г., Антонов-Романовский В.Г. О социально-экономических тенденциях развития алкогольного рынка России // Парламентские слушания. М., 2000. С. 3.

Сегодня масштабы рассматриваемого сектора рынка существенно снизились: в последние годы доля акцизов от производства и продажи алкоголя в российском бюджете колеблется в пределах 2% <*>.

<*> См. материалы интернет-сайтов: www.budgetrf.ru, www.isot.ru.

Уменьшение доли поступлений от производства и оборота алкогольной продукции в бюджетных доходах отнюдь не свидетельствует о снижении потребительского спроса на данный товар. Скорее, это обстоятельство говорит об огромном объеме теневых экономических процессов.

Примерно половина водочных изделий в России производится нелегально. Зачастую незаконное производство алкогольной продукции осуществляется на легальных предприятиях. На сегодняшний день их количество более чем в два раза превышает число тех, что работали во всем бывшем СССР и имели соответствующую лицензию.

Мощности функционирующих в настоящее время предприятий позволяют производить более 700 млн. декалитров водки в год. Ежегодное потребление, по оценкам различных министерств и ведомств, составляет 250 - 350 млн. декалитров. И вместе с тем официальная отчетность, в том числе налоговая, показывает, что каждый год в стране выпускается не более 135 - 150 млн. декалитров алкогольной продукции <*>. Такие цифры показывают, что как минимум половина алкогольного рынка на сегодняшний день не контролируется государством.

<*> См.: Давидюк А. Брешь в казне // Гудок. 2004. 2 ноября.

Теневые предприниматели, как правило, экономят не только на налогах и иных выплатах в государственную казну, но и на качестве выпускаемого или реализуемого товара. Этот аспект образует еще одну грань проблемы криминализации экономики, в том числе ее алкогольной отрасли, - распространенность случаев нанесения вреда здоровью или смерти людей по причине употребления некачественной продукции. Сегодня производство алкогольных напитков большей частью осуществляется из дешевого контрабандного этилового спирта, импорт которого только за последние четыре года вырос в 35 раз. По показателю смертности от отравления алкоголем наша страна занимает первое место в Европе. Более того, за последние 12 лет алкогольная смертность в России выросла в полтора раза <*>.

<*> См.: Михайлова И.В. В России трезвых нет и не будет // Коммерсант. 2002. N 136; Муртазаев Э. Исконно русский резерв бюджета // Спиртные напитки и пиво: Журнал. 2004. N 41 (172). 19 октября.

Опросы экспертов показывают, что главной причиной такого положения дел является отмена в 1991 году государственной монополии <*>. До настоящего времени более эффективных механизмов контроля над выпуском и оборотом алкогольной продукции, чем те, что заключает в себе государственная монополия, не создано.

<*> См. подробнее: Алегин А.П. Предупреждение преступлений в сфере производства и оборота алкогольной продукции: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004.

В новых для России экономических условиях сильно меняется стратегия государства на рынке алкогольной продукции. Основные детерминанты этой стратегии - государственный интерес и интерес частных производителей и продавцов алкоголя. Сегодня государство должно четко определить свою позицию как экономического субъекта в отношении данной проблемы, цели развития алкогольной отрасли. Необходимо найти оптимальные формы разрешения противоречий социальных и экономических интересов (пополнение бюджета и человеческие потери, связанные с алкоголизмом). Необходимо решить вопросы пропаганды культуры потребления алкоголя, организации цивилизованной торговли, рекламы, контроля над качеством алкогольной продукции и т.п. В то же время необходимо учитывать позиции и интересы частных производителей и торговцев алкоголем. Наконец, особого рассмотрения требуют проблемы государственных контролирующих органов, совершенствование нормативно-правовой базы контроля рынка производства и реализации алкогольной продукции.

Поскольку в настоящее время в России превалирует экономический интерес, производство ликероводочных изделий в обозримой перспективе вряд ли будет сокращаться. Однако нельзя полностью игнорировать социальный интерес общества (охрану здоровья, травматизм, снижение продолжительности жизни и т.п.). Соотношение этих интересов в конечном итоге определяет ряд конкретных мер по предотвращению различных махинаций в сфере обращения алкогольной продукции. Среди них наиболее актуальны следующие:

Самостоятельной и традиционной является проблема участия ОВД как субъекта государственного контроля в обеспечении правопорядка в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Здесь также, учитывая общеэкономическую ситуацию, должны произойти серьезные изменения в организации, формах и методах работы.

  1. Противодействие преступлениям в сфере фальсификации и незаконного оборота алкогольной продукции является самостоятельным целостным направлением борьбы с преступностью. На практике отрицательную оценку получил опыт дифференциации функций в сфере противодействия "алкогольной" преступности между различного рода службами органов внутренних дел. Наиболее оптимальным является сосредоточение функций по предупреждению, пресечению, выявлению и раскрытию преступлений в сфере фальсификации и незаконного оборота спиртных напитков в рамках службы криминальной милиции ОВД <*>.
<*> Показательна практика ГУВД Московской области. В конце 2001 г. подразделениям милиции общественной безопасности ГУВД были переданы функции по предупреждению, пресечению, выявлению и раскрытию ряда преступлений в сфере оборота алкогольной продукции (ч. 1 ст. 158, ч. 1 ст. 160 УК РФ и др.). В результате возникла устойчивая тенденция к сокращению числа выявленных криминальных деяний данной категории (в 2002 г. прирост выявленных преступлений составил - 4,8%, в 2003 г. - 7,0%, в 2004 г. - 3,2%).
  1. Задействование подразделений милиции общественной безопасности эффективно лишь в форме проведения комплексных оперативно-целевых операций, которые разрабатываются Главным управлением охраны общественного порядка МВД России <*>. В 2004 г. в ходе операций "Алкоголь-2004", "Меркурий" и т.п. из оборота изъято некачественной и фальсифицированной продукции на сотни миллионов рублей.
<*> Сейчас это подразделение преобразовано в Департамент охраны общественного порядка МВД России.
  1. Следует систематически (может быть, раз в полгода) проводить региональные межведомственные совещания по выработке совместных мер в сфере предупреждения и пресечения правонарушений на потребительском рынке.
  2. Необходимо через подразделения Главного информационно-аналитического центра МВД России организовать взаимный обмен оперативно значимой информацией о криминальных процессах и конкретных правонарушениях на потребительском рынке страны.
  3. В городах, где торговля трудно поддается персонификации, категорически пресекать стихийную, придорожную и неорганизованную торговлю.