Мудрый Юрист

Криминогенные факторы, детерминирующие преступления, совершаемые представителями среднеазиатских организованных преступных формирований

Омелин Виктор Николаевич, главный научный сотрудник ФГКУ "ВНИИ МВД России", доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются криминогенные факторы, детерминирующие преступления, совершаемые на территории Российской Федерации представителями среднеазиатских организованных преступных формирований.

Ключевые слова: криминогенные факторы, организованная преступность, этническая преступность, предупреждение преступлений.

Criminogenic factors determine bacterial crimes committed by organized criminal groups in Central Asia

V.N. Omelin

The article addresses the criminogenic factors determine bacterial crimes committed on the territory of the Russian Federation, representatives of Asian organized crime groups.

Key words: criminogenic factors, organized crime, ethnic crime, prevention of crimes.

Одним из главных аспектов изучения организованной этнической преступности является проблема криминогенных факторов, влияющих на изучаемую нами категорию преступлений.

Факторы преступности - явление (совокупность явлений), воздействующее на преступность (порождающее, способствующее или препятствующее ей) [1].

Приступая к анализу социально демографических факторов, влияющих на организованную этническую преступность, особый акцент необходимо сделать на миграции населения из государств Средней Азии в нашу страну.

Для России, входящей в число стран, образовавшихся из единого в прошлом государства - Союза ССР, вопросы миграции населения являются особенно актуальными. Новые межгосударственные отношения с дальним и в особенности с ближним зарубежьем, национальные конфликты на этнической, политической и экономической почве, резкий переход к политике открытых дверей при одновременном снижении пограничного и иммиграционного контроля - эти и другие факторы сделали российскую территорию достаточно свободной для въезда различных категорий иностранных граждан, в том числе и криминальной направленности.

На просчеты в миграционной политике (открытость границ, неконтролируемый въезд иностранных граждан как негативный фактор, способствующий преступности этнических групп) указало 28,3% опрошенных респондентов (сотрудников ОВД).

В последние 10 - 15 лет нарастание миграционного потока из новых независимых стран Средней Азии в Россию стало серьезной общественной проблемой. Выходцы из республик Средней Азии <1> воспринимаются и рядовыми россиянами, и властями как многочисленный и в то же время незнакомый, культурно чуждый им и потому небезопасный элемент социума, который слишком заметен на улицах больших городов и в прилегающей к ним сельской местности, оставаясь при этом абсолютно закрытым.

<1> Очень мало в России выходцев из Туркмении, поскольку с этой страной, единственной в Средней Азии, у России установлен визовый режим, кроме того, правительство Туркменистана препятствует выезду своих граждан за пределы республики на заработки и может потребовать выдворения назад лиц, нелегально перебравшихся в Россию, приписав им ответственность за нарушение законодательства. Поскольку у России с Туркменистаном заключен договор о взаимной выдаче своих граждан, преступивших закон, многие туркменистанцы стремились не задерживаться в России, а обращаться в международные организации (в частности, Красный Крест) с просьбой предоставить им политическое убежище в какой-либо западной стране.

Миграция из Средней Азии обусловлена целым рядом более общих факторов, связанных со сложной экономической, социальной, политической, демографической ситуацией в образованных после роспуска СССР государствах. Причины, толкающие различных по своему статусу людей к выезду, многообразны, они разнятся в отдельных странах региона и динамично меняются в течение относительно короткого периода, побуждая к отъезду представителей тех или иных групп населения и заставляя ориентироваться на различные стратегии выживания.

Естественно, что такой огромный массив мигрантов имеет в своей социологической структуре такой элемент, как преступные формирования. Если ранее они не носили организованного характера, то к настоящему времени уже с уверенностью можно говорить о функционировании этнических организованных групп из числа жителей Средней Азии.

Представляется, что в ближайшее время не следует ожидать изменений тенденций этнической преступности к лучшему. Согласно прогнозу ООН, к 2015 г. население Средней Азии превысит 65 млн. чел., а к 2025 г. - 71 млн., то есть составит около 1/2 нынешней численности населения России. Обеспечить работой быстро растущее население среднеазиатские экономики будут не в состоянии: не хватит ни земельно-водных, ни инвестиционных ресурсов, которые можно было бы направить на создание новых производств. Нет признаков и того, что в регион будут направлены масштабные иностранные инвестиции.

По мнению многих ученых, миграция в целом и нелегальная миграция в частности являются одними из факторов, влияющих на состояние преступности в отдельных регионах Российской Федерации [2. С. 9; 3. С. 31; 4. С. 43 - 48].

Одним из негативных последствий иммиграции (въезда иностранцев в какую-либо страну) можно назвать расширение масштабов такого феномена, как этническая преступность мигрантов. В отечественной криминологии бесспорным признается факт влияния миграционных процессов на преступность - чем интенсивнее иммиграционные процессы, прежде всего в их нелегальных формах, тем выше уровень преступности [5. С. 6 - 7; 6. С. 168]. Этот факт связан прежде всего с тем, что противоречия и конфликты с местными жителями приводят к объединению мигрантов по земляческому и национальному признаку, в том числе и с образованием криминальных и полукриминальных формирований. Однако далеко не все мигранты, даже попадающие в самые неблагоприятные условия, совершают противоправные поступки. Опасность обусловливается в основном сочетанием домиграционных и послемиграционных детерминант преступности: наличием криминального опыта до миграции, утратой социальных связей в процессе миграции и отсутствием возможности их восстановить после миграции [7].

В современной юридической литературе высказано справедливое мнение о том, что неконтролируемые миграционные процессы способствуют пополнению организованных преступных формирований, развитию преступности террористической направленности. Значительные миграционные потоки оказывают существенное влияние на криминологическую ситуацию в регионах, создают дополнительные трудности для оперативно-профилактической деятельности правоохранительных органов [8].

Е.В. Ткач совершенно обоснованно и верно, на наш взгляд, отметил, что в местах массового расселения мигрантов преступность указанной категории лиц составляет значительную часть преступности по конкретному территориальному образованию в целом. Этот факт связан прежде всего с тем, что, с одной стороны, в Россию нередко прибывают уже сформированные организованные этнические преступные группы, которые в силу различных причин утрачивают возможность заниматься преступным промыслом у себя на родине, с другой - основную массу иммигрантов составляет низкоквалифицированная рабочая сила, значительная часть которой находится на нелегальном положении и не имеет законных средств к существованию, что предопределяет их асоциальные ориентации и вовлечение в преступную деятельность, включая ее организованные формы. Не последняя роль в этом отводится кризису моральных ценностей, который порождается отсутствием легального статуса и проблемами адаптации в новых для них социально-экономических и культурных условиях жизни. Следовательно, нелегальная миграция становится источником формирования и дальнейшего существования этнических преступных групп [9].

Криминологические исследования показали наличие двусторонней связи между миграционными процессами и организованной преступностью. С одной стороны, возможность включения в организованную преступную деятельность стимулирует миграционные процессы. С другой - интересы организованной преступности определяют специфику значительной части миграционных процессов. Участники же этих процессов обеспечивают функционирование организованных преступных групп, участвуют непосредственно в организованной преступной деятельности. Наиболее ярким примером здесь выступает функционирование организованных преступных групп в сфере криминального рынка и прежде всего в таких его составляющих, как незаконный оборот оружия, взрывчатых веществ и устройств; незаконный оборот наркотиков; сексуальная эксплуатация детей и женщин; трафик внутренних органов человека для трансплантации; легализация незаконно нажитых доходов; фальшивомонетничество; незаконная миграция [8].

Социально-экономические факторы. Становлению криминальных группировок, организованных по этническому признаку, и распространению их деятельности на территории Российской Федерации способствует общая политическая и социально-экономическая нестабильность, которая на протяжении последних десятилетий наблюдается в ряде республик Средней Азии. Вооруженные конфликты, межклановые распри, сложное экономическое положение заставляют миллионы выходцев из данного региона покидать родину, устремляясь в поисках спокойной и обеспеченной жизни в более стабильные в политическом и экономическом отношении регионы России <2> [10].

<2> Согласно расчетам, мигранты ежегодно вывозят 13 - 15 млрд. не облагаемых налогами долларов США (в среднем - 375 млрд. рублей), нанося огромный ущерб экономике нашей страны.

Проведенный нами опрос экспертов из числа руководителей и оперативных сотрудников органов внутренних дел показал, что фактором, детерминирующим организованную этническую преступность, следует считать незаконную (нелегальную) миграцию. Это мнение высказали 85,2% респондентов.

Под незаконной (нелегальной) миграцией в Российской Федерации следует понимать незаконный въезд иностранных граждан или лиц без гражданства на территорию Российской Федерации или незаконный выезд указанных лиц и граждан Российской Федерации из Российской Федерации, а также незаконное пребывание (проживание) иностранных граждан либо незаконный транзитный проезд иностранных граждан или лиц без гражданства через территорию Российской Федерации [11].

Как фактор организованной этнической преступности незаконная миграция является неиссякаемым источником пополнения рядов правонарушителей и "теневой", а в некоторых случаях и криминальной экономики.

В последние годы незаконная миграция и связанные с ней процессы стали долговременными факторами, оказывающими все более заметное влияние на социально-политическую и экономическую ситуацию в России, особенно в приграничных регионах. Являясь по своему характеру во многом вынужденной, незаконная миграция существенно обостряет социальную, демографическую и криминогенную обстановку в России, негативно воздействует на межнациональные этнические отношения, на положение и авторитет Российского государства на международной арене.

Различные ведомства и эксперты предлагают свои оценки численности незаконных мигрантов в РФ. Большинство специалистов - ученых-демографов, социологов, криминологов - оценивают число незаконных мигрантов в России примерной величиной 4 - 5 миллионов или около 3% общей численности населения [12].

Важно подчеркнуть, что в этнической структуре незаконной миграции на территорию Российской Федерации подавляющее большинство составляют выходцы из стран СНГ, остальные - это граждане азиатских и африканских стран, среди которых преобладают выходцы из Китая, Вьетнама, Индии, Бангладеш, Афганистана, Ирана, Шри-Ланки.

Наибольшим вниманием незаконных мигрантов пользуются крупные города, экономически развивающиеся зоны и приграничные регионы.

Данные обследований разных участков границы РФ и опроса 163 незаконных мигрантов из стран за пределами бывшего СССР, задержанных на пограничных пунктах, показали, что основными направлениями потоков незаконной миграции являются: а) на въезд в Российскую Федерацию - российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы, воздушные пункты пропуска г. Москвы и г. Санкт-Петербурга; б) на выезд из Российской Федерации - российско-финляндская граница, граница с государствами Балтии, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска г. Москвы и г. Санкт-Петербурга. Основной поток незаконной миграции в Российскую Федерацию идет через границу с Республикой Казахстан. Все опрошенные прибегали к помощи переправщиков, на которых выходили с помощью туристических агентств, знакомых и родственников [13].

Одно из основных направлений потоков незаконной миграции в Российскую Федерацию идет через границу с Республикой Казахстан. Незаконной миграции в Российскую Федерацию через границу с Республикой Казахстан во многом способствует большая протяженность российско-казахстанской границы (около 7,6 тыс. км) и ее необустроенность. Важную роль играет транспортная инфраструктура, о чем свидетельствует развитая сеть коммуникаций. Границу Казахстана с Россией пересекают 16 железнодорожных магистралей, 6 автомагистралей, 36 дорог с твердым покрытием.

Точно оценить масштабы незаконной миграции на российско-казахстанской границе невозможно по многим причинам. Одна из главных - прозрачность значительных участков сухопутных границ между Россией и Казахстаном. По некоторым оценкам, через нее в Россию попадает до 90 процентов мигрантов-нелегалов. Причем это не только граждане Казахстана. У этого государства заключены соглашения о безвизовом въезде почти с двумя десятками стран, с которыми Россия аналогичных соглашений не имеет [12].

Еще одним фактором, стимулирующим процветание незаконной миграции, является социально-экономическое положение жителей приграничных районов Казахстана и сопредельных стран. Для многих из них содействие нелегальной транспортировке людей через слабоохраняемые участки границы очень часто становится единственно возможным способом выживания. С другой стороны, с этой темой тесно связана проблема коррупции пограничников, которые порою вместе с так называемыми проводниками вовлечены в незаконный трафик людей.

Как отмечает казахстанский исследователь Е. Садовская, в республиках Центральной Азии уже сложилась разветвленная сеть высокодоходного бизнеса, включающего отдельных коррумпированных представителей исполнительных органов, бюро, типографии и переводчиков [14].

Они хорошо оснащены технически (об этом говорит, например, высокое качество поддельных паспортов, печатей, документов, приглашений, виз и т.д.), что позволяет им легко реагировать на изменение обстановки в пунктах пропуска через границу и вносить коррективы в работу всех взаимодействующих лиц, участвующих в бизнесе по нелегальной транспортировке людей за рубеж.

В последние годы незаконная миграция на территории России нередко используется для занятия незаконной коммерческой деятельностью, для совершения незаконных действий с наркотиками, оружием, валютой, для совершения иных преступных деяний (торговля людьми и их вербовка для различных форм эксплуатации, грабежи, разбои, вымогательства), для поиска нелегальных каналов проникновения в другие страны. Кроме того, незаконная миграция расширяет базу для деятельности организованных преступных группировок, международных террористических и экстремистских организаций, усиливает угрозу национальной безопасности государства пребывания.

В России, Республике Казахстан, Кыргызской Республике сформировалась сеть высокодоходного преступного бизнеса, включающая как отдельных коррумпированных представителей исполнительных органов (МВД, консульства зарубежных посольств), так и "посреднические группы", занимающиеся переправкой; типографские центры, печатающие фальшивые документы высокого качества; бюро, которые решают транспортные вопросы; переводчики и просто отдельные граждане, которые пособничают на различных этапах переброски мигрантов на Запад и этим зарабатывают себе на жизнь. Бороться с такой сетью трудно, т.к. ее представители оперируют в нескольких странах и пользуются передовыми информационными технологиями. Уровень межгосударственного сотрудничества в Средней Азии и в СНГ в этой области не настолько высок, чтобы правоохранительные органы могли оперативно реагировать и предупреждать случаи трафика мигрантов.

Среди всех нелегальных мигрантов следует особо выделить группу лиц, нелегальное положение которых обусловлено их отрицательной общественной направленностью. Такие лица специализируются на ведении различных видов преступной деятельности, поэтому не заинтересованы в легализации своей личности и постановке на миграционный учет. Свои ряды они тоже расширяют за счет мигрантов, хотя и находящихся на нелегальном положении, однако первоначально не собиравшихся участвовать в преступной деятельности. Такие лица наиболее привлекательны для этнических преступных формирований. Нелегальное положение мигранта изначально предполагает определенную степень его конспирации, которую он невольно вынужден соблюдать, чтобы обезопасить себя от проблем с властью. Каналами проникновения незаконных мигрантов пользуются наркогруппировки.

В результате проведенного исследования установлено, что многие мигранты из республик Средней Азии, разыскиваемые правоохранительными органами за совершение преступлений у себя на родине, продолжают свою криминальную деятельность в России. Бесправные во всех отношениях незаконные мигранты вовлекаются в противоправную деятельность, объединяются в этнические криминальные группировки и создают неконтролируемый рынок товаров и услуг.

Есть основание верить мнению специалистов, утверждающих, что на одного официально работающего иностранца в стране приходится до 10 незаконных мигрантов, большая часть которых оседает в г. Москве и Подмосковье, а также в Краснодарском, Ставропольском краях, на Дальнем Востоке и других регионах. Эти данные были приведены на прошедшем в 2009 г. в Государственной Думе РФ научно-практическом семинаре, посвященном проблеме миграции и национальной безопасности страны, организованном Комитетом по безопасности и национальным антикриминальным и антитеррористическим фондом. Здесь подчеркивается, что основная часть миграционных потоков в Россию идет из Казахстана, Узбекистана, Украины, Таджикистана, а также из Китая и Вьетнама [15].

В общем массиве незаконной миграции можно выделить несколько устойчивых групп: 1) лица, работавшие на территории России: вьетнамцы, китайцы, корейцы и др., у которых истек срок действия межгосударственных соглашений, но они отказываются возвращаться на родину; 2) граждане государств СНГ, прибывшие в Россию и незаконно использующиеся в качестве рабочей силы; 3) "транзитные беженцы", рассчитывающие использовать территорию России для выезда в развитые страны.

Некоторые ученые считают важным прояснить соотношение незаконной миграции и таких явлений, как криминальная миграция.

Определению понятия "криминальная миграция" одним из первых дал С.Е. Метелев [16. С. 85 - 88].

В самом общем виде криминальную миграцию определяют как миграцию с целью совершения преступлений. С.Е. Метелев выделяет именно субъективный фактор, включающий стремление совершить преступление, ряд преступлений или осуществлять преступную деятельность, как определяющий характер криминальной миграции. Таким образом, криминальная миграция - это социальное, относительно массовое, общественно опасное явление, проявляющееся в территориальном перемещении лиц в целях совершения преступлений, а также перемещение криминальных технологий [16. С. 9 - 10].

Наиболее опасными нелегальными криминальными мигрантами являются наемники. Отметим, что в Чечне в составе бандгрупп действовали наемники из Афганистана, Турции, Ирака, Иордании, Украины, Азербайджана, стран Балтии и ряда других государств.

Правовые факторы. Среди факторов правового характера следует назвать несоответствие законодательной базы характеру и особенностям современной организованной преступности.

Преступным структурам порой благоприятствуют ограниченность процессуальных сроков, несовпадение интересов и критериев оценки деятельности правоохранительных органов, иногда незаинтересованность оперативного сотрудника в оперативно-розыскном сопровождении исследования обстоятельств уголовного дела, а следователя - в продлении сроков расследования. Применительно к теме настоящей работы укажем, что 11.07.2006 принят Федеральный закон N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" [17].

Данный Закон направлен на противодействие нелегальной миграции путем систематизации и совершенствования миграционного учета. Помимо названного Закона среди наиболее значимых нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих миграционные процессы, следует выделить Федеральные законы "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О правовом положении иностранных граждан в Российскую Федерацию", "О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией" и др. [18, 19, 20].

Особого внимания заслуживают положения уголовного законодательства, имеющие отношение к рассматриваемой проблематике.

Представляется необходимым поддержать все конструктивные предложения о дополнении уголовного законодательства Российской Федерации конкретизированными положениями об ответственности за незаконную миграцию, поскольку такой подход позволит гармонизировать российское законодательство с признаваемыми международными нормами. В этой связи может быть предложено наряду с дальнейшей конкретизацией в УК РФ норм об уголовной ответственности за организацию незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) установить однозначное определение понятия "незаконная миграция" в законодательных актах Российской Федерации, которое может быть отличным от понятия "незаконное нахождение на территории Российской Федерации" [21].

Следует обратить внимание на отсутствие норм в законодательстве России, позволяющих привлекать к уголовной ответственности участников нелегальной миграции из иностранных государств. В литературе предлагается следующий вариант разрешения описанной проблемы. Так, в связи с недостаточно эффективными административными мерами, а именно применением ст. 18.8 КоАП РФ "Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации", К.И. Богомолова предлагает ввести уголовную ответственность за участие в незаконной миграции. В частности, предлагается корректировка названия ст. 322.1 УК РФ: "Организация и участие в незаконной миграции"; а диспозицию ч. 1 данной статьи изложить в следующей редакции: "Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, а также участие в указанных действиях" [22].

Думается, что с данным предложением можно согласиться. Его реализация создает необходимые правовые предпосылки повышения эффективности уголовно-правовых мер по борьбе с организацией и участием в незаконной миграции.

Хотелось бы обратить внимание на еще один пробел законодательства.

На сегодняшний день в Российской Федерации складывается ситуация, при которой иностранные граждане и лица без гражданства, выдворяемые за пределы нашей страны, через определенное время опять оказываются в России, и ситуация начинает повторяться вновь. Для недопущения подобных случаев П.Н. Кобец предлагает дополнить УК РФ ст. 45.1 "Выдворение за пределы Российской Федерации с лишением права въезда на ее территорию" за совершение любого преступления иностранным гражданином, а также лицом без гражданства в качестве дополнительного наказания. Данное предложение поддержали 71,2% респондентов [23].

В настоящее время во многих государствах приняты и действуют комплексные законы о борьбе с организованной преступностью (США, Япония, Беларусь и др.). Их комплексный характер обусловлен содержанием в этих законах не только мер уголовно-правового воздействия, но также предупредительных мер, мер постпенитенциарного контроля и ряда иных мер.

Отметим, что ранее в российском законодательстве предпринимались попытки решить данную проблему. Но первый Президент России в 1995 году наложил вето на уже принятый Государственной Думой РФ и одобренный Советом Федерации РФ Закон "О борьбе с организованной преступностью", и до сих пор нет комплексного закона о противодействии данному антиобщественному явлению.

Литература

  1. Криминология: Словарь / Под общ. ред. С.П. Сальникова. СПб., 1999. С. 178.
  2. Метелев С.С. Криминальная миграция: характеристика и предупреждение: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 1996. С. 9.
  3. Евланова О.А. Взаимосвязь миграционных процессов и организованной преступности в России // Организованная преступность, миграция, политика / Под ред. проф. А.И. Долговой. М., 2002. С. 31.
  4. Гобозов Т.Я. Миграция как фактор роста преступности // Преступность в России: причины и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. М., 2005.
  5. Берзин В.А. Криминологическая характеристика и профилактика преступности мигрантов в условиях сверхкрупного города (на материалах г. Москвы): Автореф. дис ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 6 - 7.
  6. Цориева Е.С. Преступность вынужденных мигрантов (по материалам Республики Северная Осетия - Алания) / Под ред. В.Е. Эминова. Владикавказ, 2004. С. 168.
  7. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.П. Долговой. М., 2007. С. 825.
  8. Евланова О.А. Учет миграционных процессов в системе предупреждения преступности // Проблемы социальной и криминологической профилактики преступлений в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (18 - 20 апреля 2002 года). Вып. 1. М., 2002. С. 278.
  9. Ткач Е.В. Нелегальная иммиграция и этническая преступность // Труды Академии управления МВД России. 2008. N 1.
  10. Кузнецова Н.Ф. Криминология: Учебное пособие. М., 2010. С. 58.
  11. Асмандиярова Н.Р., Биккинин И.А. Борьба с незаконной миграцией на региональном уровне: уголовно-правовой и криминологический аспекты (по материалам Республики Башкортостан): Монография. Уфа, 2010. С. 17; Терминологический словарь для специалистов, работающих в области миграции населения / Колл. авторов. СПб., 2012. С. 100.
  12. Нелегальная миграция // http://www.migrations.ru/illegal_migration/.
  13. http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0111/analit05.php.
  14. Садовская Е. Незаконная миграция и проблемы ее предупреждения // Мысль. 2002. N 2.
  15. http://maponz.info/index
  16. Метелев С.Е. Криминальная миграция: характеристика и предупреждение: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 1996; Метелев С.Е. Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России. М., 2006.
  17. Федеральный закон N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" (с изм. от 20.03.2011 N 42-ФЗ).
  18. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (ред. от 18.07.2011).
  19. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ред. от 18.07.2011).
  20. Федеральный закон от 12.07.2000 N 97-ФЗ "О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией" и др.
  21. Бобырев В.В. Актуальные проблемы правового обеспечения противодействия незаконной миграции // Проблемы борьбы с экономической преступностью, нелегальной миграцией и торговлей людьми. Владивосток, 2007. С. 41 - 46.
  22. Богомолова К.И. Преступность, связанная с иностранцами: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 8.
  23. Кобец П.Н. Предупреждение преступности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Центрального федерального округа Российской Федерации: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2005. С. 131 - 132.