Мудрый Юрист

Процессуальный статус потерпевшего в российском и французском уголовном процессе

Косов Александр Владимирович, адвокат, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского нового юридического института, кандидат юридических наук, доцент. Область научных интересов: уголовное право, уголовный процесс, криминалистика, криминология.

Крысанова Елена Геннадиевна, адвокат, аспирант кафедры уголовного права и процесса Российского университета Дружбы народов.

В статье авторы проводят сравнительно-правовой анализ процессуального статуса потерпевшего в уголовном процессе Франции и России.

Ключевые слова: потерпевший, уголовный процесс Франции, уголовный процесс России, процессуальный статус потерпевшего.

Procedural status of the victim in the russian and french criminal processes

A.V. Kosov, E.G. Krysanova

In the article the authors conduct comparative-legal analysis of the procedural status of the victim in criminal processes of France and Russia.

Key words: the victim, criminal process of France, criminal process of Russia, procedural status of the victim.

Конституционное закрепление охраны прав потерпевшего от преступлений, равно как признание права потерпевшего доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52 Конституции Российской Федерации) в уголовно-процессуальных нормах российского законодательства, находит свое отражение в качестве принципа уголовного судопроизводства, имеющего своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

Детально права потерпевших регламентируются в Уголовно-процессуальном кодексе, что послужило решающим обстоятельством рассматривать это лицо исключительно в качестве участника уголовно-процессуального отношения, исключая тем самым саму постановку вопроса о месте и роли потерпевшего в развитии уголовного правоотношения [4. С. 256].

В российской уголовно-правовой науке комплексное изучение личности и особенностей поведения потерпевшего формирует методологию и методику научного анализа типовых закономерностей взаимодействия жертв и социально опасных деяний, определяя в этих целях виктимологическое понятие "жертва преступления". В этой связи представляется, что различное определение понятий "жертва преступления" и "потерпевший от преступления" в уголовно-правовой доктрине приводит к тому, что, с одной стороны, необходимость защиты прав и оказания всех видов помощи потерпевшему как лицу, интересам которого причинен ущерб, в достаточной степени научно обоснована; с другой стороны, в силу недостаточной процессуальной урегулированности препятствует реализации этого права на практике.

В международно-правовых актах, равно как и национальных зарубежных уголовно-процессуальных нормах (далее предлагается рассмотреть в качестве примера французское уголовно-процессуальное законодательство), не содержится понятия "потерпевший от преступления". Вместо него употребляется понятие "жертва преступления", хотя по своему содержанию эти понятия не являются тождественными. В процессуальном отношении не каждая жертва преступления становится потерпевшим; в уголовно-правовом смысле потерпевшим может быть не только физическое лицо, но и юридическое; в отдельных случаях потерпевшим признается не жертва преступления, а ее близкие родственники. Однако в материальном аспекте эти понятия совпадают по своим стержневым компонентам (потерпевшим является лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред) [4. С. 255].

Юридическое определение процессуального субъекта - потерпевшего (victime, в Уголовно-процессуальный кодекс Франции было введено Законом от 17 июля 1970 года N 7-643) регулируется действующими положениями ст. 2 УПК Франции, в соответствии с которой любое лицо имеет право обратиться с гражданским иском, если ему лично причинен имущественный или неимущественный вред либо допущено существенное ущемление прав и свобод в результате противоправного действия или бездействия другого лица.

В отличие от французского, в российском уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ) потерпевшим является лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда.

Таким образом, в отличие от российского уголовного процесса, возникновение прав потерпевшего французская уголовно-процессуальная доктрина, законодательство и судебная практика не связывают с волевым решением должностного лица наделить определенным процессуальным статусом, а гарантируют их лицу в момент обращения за защитой нарушенного права.

Особенностью уголовно-процессуальных норм французского судопроизводства является детальная регламентация прав участников процесса при проведении каждого процессуального действия. Процессуальные права потерпевших в уголовном судопроизводстве были значительно расширены принятием Закона от 1 июля 2008 года N 644 и нормативно закреплены в действующей редакции Уголовного процессуального кодекса Франции [12].

Французским законодателем потерпевшему гарантируется право инициировать уголовное судебное разбирательство: "физическое либо юридическое лицо, потерпевшее от преступления, имеет право на доступ к уголовному правосудию" [10] путем предъявления гражданского иска [5. С. 332]. "Суть этого механизма заключается в предоставлении потерпевшему возможности инициировать публичный иск путем возбуждения гражданского иска по всем категориям уголовных дел (а не только по делам "частного обвинения", как это имеет место в России)" [5. С. 341].

Лица, считающие, что совершением какого-либо деяния нарушены их права, законные интересы, могут обратиться с жалобой в любое отделение жандармерии или полицейский участок независимо от места совершения деяния (ст. 15-3 УПК Франции). Гарантиями реализации этого права являются обязанности лиц, осуществляющих уголовное преследование, реагировать на все обращения и при наличии достаточных оснований возбуждать уголовное преследование. Сотрудники полиции или жандармерии обязаны передать жалобу в компетентный суд либо провести расследование с целью юридической квалификации деяния. Расследование преступлений проводится под надзором органов прокуратуры. В случае бездействия прокуратуры потерпевший может самостоятельно обратиться в суд первой инстанции по месту совершения преступления или месту жительства нарушителя. При этом предполагается, что преступник определен, факты установлены и подтверждены неоспоримыми доказательствами. В случае если окажется, что факты требуют тщательной проверки либо установления дополнительных доказательств, суд передает эту жалобу в компетентные органы для установления обстоятельств совершения деяния. Потерпевший также может обратиться с иском о возмещении ущерба в порядке гражданского судопроизводства путем отправки заказного письма с уведомлением о вручении в суд, в пределах юрисдикции которого совершено преступление; либо по месту жительства лица, виновного в преступлении. Интересы лица, обращающегося с гражданским иском возмещения вреда, причиненного преступлением, могут быть представлены им лично либо с помощью адвоката.

Сотрудники жандармерии, полиции, прокуратуры и судебных органов обязаны информировать потерпевших об их правах (ст. 40-2 УПК Франции), в том числе о праве потерпевшего обращаться за помощью в Ассоциации жертв, потерпевших от преступлений в целях получения психологической, правовой и социальной поддержки. Эти организации возглавляются Национальным институтом по оказанию помощи пострадавшим и посредничеству (INAVEM) и уполномочены информировать, направлять и сопровождать лиц, потерпевших от преступлений; оказывать правовую помощь; принимать меры по организации содействия медицинской помощи. Деятельность ассоциаций не является коммерческой и финансируется государством.

В соответствии с Законом Пербена I от 9 сентября 2002 года лицо, обращающееся с сообщением о правонарушении (преступлении) во время первого обращения, имеет право получить тридцатиминутную консультацию адвоката (ст. 40-1 УПК Франции) [10]. Оказание юридической помощи в любом процессе Франции является исключительной компетенцией адвокатов. Правовая помощь потерпевшему предоставляется на основе Закона от 10 июля 1991 года N 91-647 "О правовой помощи" [13], в котором дано понятие форм юридической помощи: "судебной юридической помощи, предоставляемой в рамках всех видов судопроизводств (включая уголовное); помощи в доступе к праву, охватывающей различного рода консультации и несудебные (административные) процедуры" [5. С. 313]. Положениями Закона определены категории потерпевших, для которых услуги адвоката являются бесплатными:

  1. малоимущие, материальное положение которых соответствует критериям, перечисленным в Законе;
  2. потерпевшие от умышленных преступлений, причинивших вред здоровью, жизни или неприкосновенности личности.

В российском законодательстве введение Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" [3] положило начало гарантиям реализации права граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи для определенной категории граждан, правовому информированию населения в случаях и порядке, предусмотренных законом. При этом п. 2 ст. 3 указанного Закона определено, что отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством, в соответствии с которым предусматривается право потерпевшего иметь представителя (п. 8 ч. 2 ст. 42 УПК РФ). Оплата услуг оказания юридической помощи может быть взыскана на основании п. 9 ч. 2 ст. 131, ст. 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по решению суда с осужденного в порядке гражданского иска либо на стадии исполнения приговора.

Все вышеизложенное означает, что в российском уголовном процессе права лица, обращающегося с сообщением о преступлении, в частности, быть информированным о своих правах; право получения юридической помощи процессуально не урегулированы и требуют своего разрешения.

В феврале 2012 года на обсуждение Парламента Франции представлен законопроект Национального собрания от 7 февраля 2012 года N 4307 [14], в котором в целях усиления роли потерпевших в уголовном процессе определено право доступа потерпевшего к правосудию на основе фундаментального принципа - права потерпевшего в уголовном процессе на защиту своих интересов. Законопроектом предлагается ввести положения об ответственности должностных лиц, осуществляющих расследование преступлений за нарушение обязанности информирования потерпевших об их правах. В частности, предлагается дополнить статьи Уголовно-процессуального кодекса Франции (40-2; 53-1; 80-3; 380-2-1; 497-1), делегирующие права потерпевшим, следующей редакцией: "любое нарушение этого обязательства может повлечь возмещение ущерба пострадавшим" [14].

По мнению французских законодателей, усиление ответственности должностных лиц будет способствовать возможности потерпевших реализовать право на защиту своих интересов.

Все вышеизложенное подтверждает необходимость тщательного изучения положительных уголовно-процессуальных институтов зарубежного законодательства и научного обоснования возможности внедрения иностранного опыта в российскую уголовно-процессуальную практику.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс"; http://www.consultant.ru.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс"; http://www.consultant.ru.
  3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации // СПС "КонсультантПлюс"; http://www.consultant.ru.
  4. Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 2004. (Серия "Высшее образование".) 576 с.
  5. Гуценко К.Ф., Головко Л.В., Филимонов Б.А. Уголовный процесс западных государств. 2-е изд., доп. и испр. М.: Зерцало-М, 2002. 528 с.
  6. Леви А.А. Потерпевший в уголовном процессе. М.: РУДН, 2007. 179 с.
  7. Hauteville A.D. Les droit des victimes. Rev. sc. crim., 2001.
  8. Annie Beziz-Ayache. Dictionnaire de droit penal general et procedure penal.
  9. Droits des victimes // Официальный сайт Министерства юстиции Франции (http://www.presse.justice.gouv.fr.).
  10. Code de procedure penal // Законодательство Франции (http://legifrance.gouv.fr.).
  11. Lopez G. Les droit des victim. Dalloz, 2012.
  12. LOI N 2008-644 du 1er juillet 2008 creant de nouveaux droits pour les victimes et ameliorant l'execution des peines // Законодательство Франции (http://legifrance.gouv.fr.).
  13. LOI N 91-647 du 10 juillet 1991 relative a l'aide juridique // Законодательство Франции (http://legifrance.gouv.fr.).
  14. PROPOSITION DE LOI visant a ameliorer les droits des victimes dans le cadre de la procedure penale // Официальный сайт Парламента Франции (www.assamblee-nationale.fr.).