Мудрый Юрист

Практические аспекты таможенно-тарифного регулирования ввоза товаров

О.А. СТРИЖОВА

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин и имеющий целью, в частности, защиту внутреннего рынка РФ и стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике (п. 24 ст. 2, ст. 19 ФЗ РФ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").

Рамки данной статьи не позволяют рассмотреть все вопросы, возникающие при применении законодательства РФ по таможенно-тарифному регулированию на практике. В этой связи в статье освещены только некоторые, наиболее интересные и актуальные, на взгляд автора, вопросы таможенно-тарифного регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ, выявленные по результатам анализа судебной практики.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ с момента пересечения таможенной границы РФ возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров. Объем налогового бремени, возлагаемого на участника внешнеторговой деятельности, осуществляющего ввоз товаров, в конечном итоге зависит от: классификационного кода товаров по ТН ВЭД РФ; их таможенной стоимости и/или количества; страны происхождения, а также предоставления льгот по уплате пошлин и налогов. Не составляет предмета рассмотрения данной статьи такой фактор, определяющий объем подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, как таможенный режим, под который помещаются товары.

При декларировании таможенным органам ввезенные товары подлежат классификации. Каждому товару соответствует определенный код ТН ВЭД РФ с установленным таможенным тарифом размером ставки таможенной пошлины (в отношении большинства товаров - от 5 до 15% стоимости товаров).

Заявление недостоверного кода товара, которому соответствует меньшая ставка таможенной пошлины, влечет увеличение размера уплачиваемых пошлин и налогов и привлечение к административной ответственности за недостоверное декларирование по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, санкция которой предусматривает довольно суровое наказание.

В этой связи представляет интерес Постановление Президиума ВАС РФ от 3 февраля 2004 г. N 12133/03 по делу о привлечении ОАО "К." к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ за заявление в грузовой таможенной декларации недостоверных сведений о коде товара, повлекшее занижение размера причитающихся к уплате таможенных платежей. В данном Постановлении нашла свое выражение позиция судов Московского региона по аналогичным делам: заявление недостоверного (неправильного) кода товаров по ТН ВЭД РФ суды связывают с указанием при описании товаров недостоверных сведений об их количестве, свойствах и иных характеристиках, влияющих на классификацию. Только совокупность этих деяний может свидетельствовать о наличии состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Неверное определение классификационного кода само по себе не образует объективной стороны правонарушения.

При этом суды отмечают, что лицо не освобождается от обязанности уплатить сумму таможенных платежей в размере, соответствующем надлежащему классификационному коду товаров.

Подобной была позиция суда, изложенная в решении по делу о привлечении ООО "Я." к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ за заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров. Суд указал, что в ходе административного расследования по делу таможенным органом не был доказан факт недостоверного декларирования сведений о количественных, качественных и иных характеристиках товаров. Заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости было вызвано применением декларантом метода таможенной оценки, с которым не был согласен таможенный орган. Законодательство РФ предусматривает проведение в таких случаях консультаций между таможенным органом и лицом относительно таможенной стоимости товаров и метода ее определения, наделяя декларанта правом подтвердить заявленную таможенную стоимость и избранный метод таможенной оценки, что не является препятствием для выпуска (условного выпуска) товаров и начисления таможенных платежей. Таким образом, суд признал неправомерным привлечение ООО "Я." к административной ответственности ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Рассмотренная позиция судов, несомненно, должна быть учтена как участниками внешнеторговой деятельности, так и таможенными органами. Однако следует отметить, что указанные выше решения были вынесены по конкретным делам и не могут рассматриваться в качестве источника урегулирования аналогичных споров.

В целом практика применения судами законодательства РФ по таможенной стоимости товаров складывается противоречиво.

Таможенная стоимость и/или количество перемещаемых через таможенную границу РФ товаров служит налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов. Правильное определение таможенной стоимости является гарантией реализации конституционного принципа равного и справедливого налогообложения. Величина таможенной стоимости зависит от компонентов, подлежащих включению в структуру таможенной стоимости, и метода ее определения. В суде чаще всего оспариваются такие действия таможенных органов по корректировке таможенной стоимости, как: отказ от определения таможенной стоимости ввозимых в РФ товаров по первому методу (метод по цене сделки с ввозимыми товарами); неприменение методов 2 - 5 таможенной оценки (методы по цене сделки с идентичными товарами, с однородными товарами, вычитания и сложения стоимости) и корректировка таможенной стоимости по шестому (резервному) методу; нарушения процедуры таможенной оценки.

Согласно основному методу таможенной оценки - по цене сделки с ввозимыми товарами - таможенной стоимостью признается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы РФ. Исчерпывающий перечень оснований неприменения этого метода содержится в п. 2 ст. 19 Закона РФ "О таможенном тарифе". Это следующие основания.

  1. Ограничение прав покупателя на оцениваемый товар, за исключением установленных законодательством РФ, ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы, и ограничений, существенно не влияющих на цену товара. Для отказа по этому основанию от применения первого метода оценки таможенный орган должен не только выявить ограничение прав покупателя на товар, но и исследовать степень влияния этого фактора на цену сделки. Основной метод таможенной оценки не применяется, только в случае существенного влияния указанных ограничений на цену сделки. Например, действие покупателя в интересах и за счет другого лица на основании агентского договора не исключает его применения.
  2. Зависимость продажи и цены сделки от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено. Таможенные органы зачастую делают вывод об их наличии в случае существенного отклонения стоимости товаров от уровня цен на идентичные или однородные товары, ввезенные в РФ другими лицами, либо от уровня мировых цен. Такой довод принимается судами, если таможенные органы докажут, что для сравнения берется информация именно об идентичных или однородных товарах, стоимость которых значительно отличается от оцениваемых, с учетом условий поставки, времени перемещения и иных обстоятельств, влияющих на цену.

В одном из решений суд не согласился с доводом таможенного органа и указал, что в качестве такого условия не может рассматриваться наличие между поставщиком и покупателем дилерского соглашения, в силу которого последний обязался не закупать аналогичный товар у третьих лиц.

Не считается таким условием и поступление товаров, ввозимых в РФ на основании внешнеторгового договора, не непосредственно от продавца, а от иного лица (фактического отправителя).

Суд поддержал вывод таможенного органа о том, что сбор и переработка продавцом товаров под будущие поставки под контролем представителя покупателя является условием, от соблюдения которого зависят продажа и цена сделки и влияние которого не может быть учтено.

  1. Использование декларантом при заявлении таможенной стоимости данных, не подтвержденных документально либо не являющихся количественно определенными и достоверными. Данное положение заключает в себе оценочный критерий: таможенный орган при решении вопроса о таможенной стоимости конкретных товаров определяет соответствие названному требованию использованной для определения таможенной стоимости информации. Бремя подтверждения правильности заявленной таможенной стоимости и метода ее определения возложено на декларанта.

На невыполнение именно этого требования как на основание для отказа в применении первого метода таможенной оценки таможенные органы указывают в большинстве случаев. Суды признают соответствующие решения таможенных органов правомерными, в частности если внешнеторговые договоры не содержат сведений о наименовании и полной характеристике товаров (в том числе ассортимент, размеры, модели, комплектность, страна происхождения, упаковка, общая сумма контракта, цена за единицу товара); об условиях поставки товаров, если такие сведения невозможно с достоверностью определить из других документов, согласованных обеими сторонами; если представленные документы содержат противоречивые сведения о предмете сделки, оплате товаров, транспортных расходов; если невозможно идентифицировать экспортные грузовые таможенные декларации с ввезенными в РФ товарами, отсутствуют отметки таможенных органов на указанных декларациях; если инвойс не подписан продавцом, не содержит информации об условиях оплаты и банковских реквизитах; если из представленных документов не усматривается согласованная сторонами цена каждого вида товара, поставляемого в рамках товарной партии, заявленной к таможенному оформлению. Зачастую сведения об ассортименте товаров и цене за единицу товара каждого наименования содержатся только в инвойсе. В этой связи важно отметить, что отсутствие платежных документов на момент таможенного оформления не может служить основанием для отказа от применения первого метода и перехода к последующим методам таможенной оценки.

  1. Взаимозависимость участников внешнеторговой сделки является основанием для отказа в применении первого метода таможенной оценки только в том случае, если она отразилась на цене сделки. Признаки взаимозависимости определены в подп. "г" п. 2 ст. 19 Закона РФ "О таможенном тарифе". В процессе заявления сведений о таможенной стоимости таможенным органам отсутствие влияния взаимозависимости на цену сделки обязан доказать декларант. Однако в ходе судебного разбирательства каждая из сторон - и таможенный орган, и декларант - должна доказать наличие либо отсутствие влияния взаимозависимости на стоимость товаров.

Если таможенная стоимость не может быть определена по первому методу, она определяется путем последовательного применения других методов таможенной оценки. Неприменение методов 2 - 5 таможенные органы обосновывают главным образом отсутствием информации. Суды не считали этот довод достаточным, и исходя из принципа строгой последовательности применения методов таможенной оценки (за исключением методов вычитания и сложения стоимости, которые могут применяться в любой последовательности) не признавали соответствующие действия таможенных органов правомерными. Однако в последнее время намечается иной, более глубокий и правильный подход к этому вопросу.

В соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" декларант обязан заявить и подтвердить сведения о таможенной стоимости. Главная обязанность таможенного органа (в этой части) - проконтролировать правильность заявленной таможенной стоимости и избранного метода ее определения. Эта обязанность не предполагает возложение на таможенный орган бремени розыска и подбора всей совокупности сведений по каждому перемещаемому через таможенную границу РФ товару, особенно учитывая довольно жесткие требования, установленные Законом к ценовой информации для применения методов 2 - 5 таможенной оценки. Если таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товаров, располагает соответствующей информацией, он должен использовать ее для определения таможенной стоимости конкретных оцениваемых товаров. Если же такая информация у таможенного органа отсутствует, методы 2 - 5 не могут быть применены.

Декларант сам может предоставить необходимые для применения этих методов сведения, которые также оцениваются таможенными органами с точки зрения достоверности и документального подтверждения (например, коммерческими, таможенными, бухгалтерскими документами), относимости к оцениваемым товарам и достаточности для целей таможенной оценки.

В случае подтверждения судом правомерности и обоснованности неприменения методов 1 - 5 таможенной оценки и расчета таможенной стоимости по 6-му (резервному) методу главным вопросом, который подлежит выяснению, является правильность выбора таможенным органом ценовой основы для определения таможенной стоимости.

Расчет таможенной стоимости на основе резервного метода осуществляется с учетом подходов, выработанных в мировой практике. Одними из основных требований в рамках данных подходов являются:

обеспечение максимального подобия сравниваемых товаров;

использование информации, содержащей точное описание товаров: их коммерческие наименования, сведения о фирме-изготовителе, материале, технических параметрах и прочих характеристиках, которые влияют на их стоимость.

Резервный метод, основанный на гибком применении 2-го и 3-го методов, может быть использован для определения таможенной стоимости товаров только в том случае, если таможенная стоимость идентичных или однородных товаров была определена по первому методу.

При использовании резервного метода учитываются технические характеристики и иные параметры, влияющие на стоимость сравниваемых товаров, в том числе репутация потребителя, условия и цели ввоза и т.д. Так, судом были признаны неправомерными определения таможенным органом таможенной стоимости на основе 6-го метода ввиду того, что сравниваемые товары имели различные технические характеристики; были ввезены в РФ в различных количествах и на иных коммерческих условиях; таможенным органом при корректировке таможенной стоимости не было учтено долгосрочное сотрудничество покупателя с продавцом, цели поставки с учетом сегментирования рынка; расчет таможенной стоимости был произведен на основе цены, указанной сторонами в контракте, без учета предусмотренной им скидки.

Нередко, применяя резервный метод, таможенные органы используют ценовую информацию интернет-сайтов. В этой связи необходимо отметить, что подп. "г" п. 2 ст. 24 Закона РФ "О таможенном тарифе" установлена недопустимость использования в качестве основы для определения таможенной стоимости по резервному методу произвольно установленной или достоверно не подтвержденной цены товаров. Использование интернет-ресурсов возможно при соблюдении указанных общих требований, предъявляемых к независимым источникам ценовой информации, а именно полученные данные должны быть достоверными и обоснованными. При этом информация интернет-сайтов должна оцениваться в совокупности и наравне с иными сведениями о цене товаров с учетом обстоятельств их перемещения через таможенную границу РФ. Суды также требуют подтверждения времени действия цен на товары, информация о которых берется на интернет-сайтах, а иногда - установления лица, поместившего информацию.

Действия таможенных органов по корректировке таможенной стоимости признавались судами неправомерными при совершении этими органами следующих грубых нарушений процедуры таможенной оценки: неистребование у декларанта документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, непроведение консультаций по вопросу определения таможенной стоимости и т.д., т.е. лишение декларанта права подтвердить заявленную им таможенную стоимость и избранный метод таможенной оценки. В свою очередь, отказ декларанта доказать заявленные сведения о таможенной стоимости (например, непредставление без весомых на то оснований в установленный таможенным органом срок дополнительно запрошенных документов) рассматривался судами как свидетельство обоснованности действий таможенных органов.

Признание судом неправомерными корректировок таможенной стоимости таможенными органами, как правило, влечет за собой соответствующие изменения в правовой оценке связанных с корректировкой действий: привлечение к административной ответственности, выставление требования об уплате таможенных платежей, отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и др.

Выбор ставки ввозной таможенной пошлины (базовая, преференциальная, максимальная) зависит также от страны происхождения товаров. Сведения о стране происхождения заявляются при декларировании товаров таможенным органам. В случае возникновения сомнений в достоверности указанных сведений таможенные органы запрашивают у участников внешнеторговой деятельности документы, подтверждающие страну происхождения товаров. При этом, как показывает практика, зачастую не учитывается следующее.

В соответствии со ст. 37 ТК РФ таможенные органы вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров, только в случае, если стране происхождения товаров РФ предоставлены тарифные преференции, а также при обнаружении признаков недостоверности сведений о стране происхождения товаров, влияющих на применение ставок таможенных пошлин, налогов и/или применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таким образом, если сведения о стране происхождения товаров не определяют применение либо неприменение названных запретов и ограничений и не влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов - например, когда торгово-политические отношения РФ с каждой страной, рассматриваемой в качестве возможной страны происхождения конкретных товаров, предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, - требование таможенных органов представить сертификаты происхождения товаров неправомерно.