Особенности расследования массовых беспорядков на первоначальном этапе *
<*> Bagmet A.M. Peculiarities of investigation of mass disturbances at the primary stage.Багмет Анатолий Михайлович, директор Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук.
Автор статьи анализирует особенности организации расследования массовых беспорядков на первоначальном этапе: выявление всех обстоятельств, приводящих к массовым беспорядкам, их организации, получение необходимой доказательственной базы, установление участников, определение причины и условий совершения массовых беспорядков.
Ключевые слова: массовые беспорядки, предварительное следствие.
The author of the article analyses peculiarities of investigation of mass disturbances at the primary stage: detection of all circumstances leading to mass disturbances, organization thereof, receipt of the necessary evidence database, establishment of participants, reasons and conditions of mass disturbances.
Key words: mass disturbances, preliminary investigation.
Расследование массовых беспорядков продолжает оставаться сложным и проблематичным, что продиктовано рядом обстоятельств:
- большой диапазон совершаемых в ходе массовых беспорядков преступных деяний;
- возможность охвата массовыми беспорядками огромных территорий;
- большое количество подозреваемых, потерпевших и свидетелей;
- возможность участия в массовых беспорядках иностранных граждан (как в качестве подозреваемых, так и потерпевших и свидетелей), не владеющих русским языком;
- применение огнестрельного оружия, а также совершение общеопасных деяний - поджогов и подрывов взрывчатых веществ и взрывных устройств;
- большое количество орудий преступления, обнаруженных на месте преступления после подавления беспорядков, а также в ходе обысков при расследовании уголовного дела;
- возможность причинения многим потерпевшим вреда здоровью различной степени тяжести;
- возможность причинения большого имущественного ущерба различным формам собственности;
- возможность организации массовых беспорядков, участия в них, призывов к ним лицами, в отношении которых установлен особый порядок уголовного судопроизводства, перечень которых дан в ч. 1 ст. 447 УПК РФ;
- возможность причинения вреда должностным лицам федеральных органов или военнослужащим;
- возможность вовлечения в совершение массовых беспорядков несовершеннолетних;
- возможная совокупность рассматриваемых общественно опасных деяний с преступлениями экстремистской и террористической направленности, а также с организованной преступной деятельностью;
- проведение большего объема специальных исследований при расследовании указанных преступлений.
В связи с этим, на мой взгляд, наиболее действенной формой организации расследования массовых беспорядков на первоначальном этапе является совместная деятельность правоохранительных органов в виде создания следственно-оперативной группы (далее - СОГ). В СОГ по расследованию массовых беспорядков необходимо привлечь не только сотрудников органов дознания, но и следователей других правоохранительных органов, особенно органов внутренних дел, и в зависимости от ситуации - Федеральной службы безопасности, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством по массовым беспорядкам осуществляется предварительное следствие следователями Следственного комитета РФ (далее - СК РФ) (пп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Тем самым руководство СОГ по расследованию массовых беспорядков осуществляет следователь СК РФ.
Следует заметить, что ранее для расследования массовых беспорядков привлекались силы и средства со всей страны, применялась "авральная форма организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях", суть которой состояла в одновременной мобилизации по команде из центра всех ресурсов следственных сил, т.е. следователей собирали со всех регионов, причем из-за хронической нехватки кадров - сразу из нескольких ведомств <1>.
<1> Григорьев В.Н. Организация и методика расследования преступлений в чрезвычайных условиях // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2002. N 1. С. 227 - 229.В настоящее время, особенно с момента создания СК РФ, такой необходимости нет, так как накопленный следственный опыт, профессионализм следователей СК РФ, умелая организация расследования подобных преступлений способствуют быстрому и качественному расследованию массовых беспорядков в пределах определенной территории.
Создание СОГ для расследования массовых беспорядков состоит из этапов:
- принятие решения о создании СОГ для расследования массовых беспорядков в зависимости от охваченной беспорядками территории, совершенных преступлений и количества лиц, участвующих и участвовавших в беспорядках;
- определение качественного и количественного представительства правоохранительных органов в СОГ в зависимости от совершенных и совершаемых преступлений;
- установление контакта с руководством соответствующих правоохранительных органов и выдвижение требований о предоставлении в распоряжение СОГ необходимого количества следователей, оперативников и специалистов;
- решение вопроса о базировании и материально-техническом обеспечении СОГ;
- прибытие назначенных следователей, оперативников и специалистов к руководителю СОГ;
- определение руководителем СОГ целей и постановка общих задач членам СОГ;
- составление плана согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по возбужденному уголовному делу о массовых беспорядках;
- образование в СОГ специализированных подгрупп по направлениям деятельности и назначение руководителем СОГ старших подгрупп;
- постановка конкретных задач старшим подгрупп и каждому члену СОГ;
- индивидуальное планирование членами СОГ своей деятельности в подгруппах.
С целью наиболее целесообразного управления расследованием рекомендуется в составе СОГ создавать отдельные следственно-оперативные подгруппы по предметному, территориальному или персональному признакам. То есть члены подгрупп должны раскрывать и расследовать либо преступления какого-то одного вида (например, убийства, причинение вреда здоровью, уничтожение и повреждение чужого имущества, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, применение насилия в отношении представителя власти) либо всех преступлений, совершенных на определенной территории(например, района, города) или объекте (например, учреждение исполнения наказания), либо преступления, совершенные какой-то категорией лиц (например, депутатами, государственными служащими и служащими органов местного самоуправления, религиозными деятелями, военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов).
Руководитель СОГ организует работу по сбору первичных сведений о совершенных преступлениях. В первую очередь ему необходимо определиться с поступающей информацией об общественно опасных деяниях: какая должна оставаться в распоряжении членов СОГ, а какая передаваться в правоохранительные органы по подследственности <2>.
<2> Григорьев В.Н. Расследование преступлений в чрезвычайных условиях (правовое обеспечение, организация, методика). М., 1994. С. 124 - 130; Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. А.Ф. Волынского. М., 2002. С. 351.Причем в компетенцию СОГ включается расследование всех преступлений, совершенных во время массовых беспорядков.
СОГ получает информацию о совершенных преступлениях, как правило, от территориальных органов внутренних дел, а также от граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций.
В ходе массовых беспорядков дежурные части органов внутренних дел, руководствуясь Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной Приказом МВД РФ от 04.05.2010 N 333 <3>, обязаны принимать и регистрировать сообщения о массовых беспорядках, принимать меры к разрешению этих сообщений.
<3> Приказ МВД РФ от 04.05.2010 N 333 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях" (ред. от 17.05.2011 N 386).В случае если ситуация осложняется нападением толпы на территориальный орган внутренних дел, руководитель СОГ обязан организовать сбор первичных сведений: осуществлять прием сообщений об общественно опасных деяниях, заявлений от потерпевших, любой информации о событиях и лицах, относящихся к массовым беспорядкам.
Источники информации при массовых беспорядках:
- территориальные правоохранительные органы, в первую очередь - органы внутренних дел;
- силы пресечения массовых беспорядков, в первую очередь - специальные подразделения органов внутренних дел и внутренних войск;
- штаб, созданный в связи с массовыми беспорядками;
- администрация территории, охваченной массовыми беспорядками;
- организации, учреждения и предприятия любой формы собственности, в первую очередь частные предприниматели, чья собственность в виде торгово-развлекательных объектов находится на территории, охваченной массовыми беспорядками;
- граждане, как пострадавшие, так и очевидцы беспорядков или конкретных преступных деяний;
- медицинские учреждения, в первую очередь - станции скорой помощи;
- средства массовой информации, в том числе Интернет.
У территориальных правоохранительных органов и специальных подразделений органов внутренних дел и внутренних войск, пресекающих беспорядки, необходимо запросить:
- карты со схемами развития событий, маршрутами передвижения бесчинствующей толпы и указанием объектов, подвергнувшихся нападению;
- журналы оперативных штабов со сведениями по оперативной обстановке, а также решениями и командами, фактам прибытия задействованных сил, их дислокации, задачам и действиям;
- аналитические справки о хронологии событий оперативного штаба;
- фото- и видеоматериалы, в том числе сделанные с вертолетов правоохранительных органов, о начале и ходе массовых беспорядков, а также отдельных преступных эпизодах.
Целенаправленное использование всех возможных источников сведений позволит в короткие сроки собрать полную информацию об обстоятельствах массовых беспорядков и получить их целостную картину.
Одновременно с получением информации членами подгрупп производятся необходимые первоначальные следственные действия:
- допросы потерпевших, свидетелей и подозреваемых;
- очные ставки между ними в случае необходимости;
- освидетельствования, как потерпевших, так и подозреваемых;
- личные обыски подозреваемых в организации и участии в массовых беспорядках;
- осмотры:
- мест происшествий и местности (при первой же возможности);
- предметов (орудий преступления, похищенного имущества и др.) и документов, обнаруженных при осмотре мест происшествий или изъятых у задержанных;
- жилищ и иных помещений, имеющих отношение к массовым беспорядкам (например, типографии, где были отпечатаны листовки, призывающие к массовым беспорядкам);
- трупов, например, обнаруженных после разгона толпы;
- предъявление для опознания подозреваемых в организации или участии в массовых беспорядках, а также предметов;
- назначение необходимых судебных экспертиз;
- обыски мест жизнедеятельности подозреваемых;
- выемки определенных предметов и документов и др.
Одновременно оперативные сотрудники, работая по поручениям следователей подгрупп, устанавливают обстоятельства совершения массовых беспорядков, лиц, организовавших их и участвующих в них, а также личности обнаруженных трупов, осуществляют розыск подозреваемых, а также поиск орудий преступления и похищенного имущества.
Вся информация, результаты раскрытия и расследования докладываются руководителю СОГ в им установленные периоды с целью планирования дальнейшей работы по уголовному делу.
Таким образом, умелая и профессиональная организация расследования массовых беспорядков на первоначальном этапе способна обеспечить быстрое и качественное производство предварительного следствия по уголовному делу, возбужденному по факту совершения массовых беспорядков. Только квалифицированная следственно-оперативная группа, состоящая из профессионалов, под умелым руководством способна выявить все обстоятельства призывов к массовым беспорядкам, их организации, участия в них, получить необходимую базу доказательств, установить всех участников массовых беспорядков, определить причины и условия совершения массовых беспорядков.