Мудрый Юрист

Решение некоторых проблем борьбы с терроризмом, установление и перекрытие источников и каналов его финансирования и совершенствование деятельности росфинмониторинга (по результатам 2 этапов научных исследований в 2010 - 2011 гг.)

Паненков А.А., старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, почетный работник прокуратуры Российской Федерации.

В НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации продолжается 3 этап научных исследований по повышению эффективности борьбы <1> с финансированием терроризма (БФТ) в России <2>. В ходе научных исследований использовались методы анкетирования сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России, а также метод интервьюирования.

<1> Долгова А.И. Деятельность прокуратуры по борьбе с терроризмом. М., 2012. С. 53. Термин "борьба", а не "противодействие" терроризму соответствует ст. 114 Конституции Российской Федерации, в документах ООН и многих других международных документах используется термин "борьба с терроризмом". При этом в понятие "борьба с терроризмом" следует вкладывать то же содержание, которое криминологами обосновывается применительно к борьбе с преступностью". См. об этом: Долгова А.И. Криминология. М., 2010.
<2> В соответствии с 3 этапом исследования проводится анкетирование по специально подготовленной анкете (по БФТ) работников прокуратуры г. Москвы, Московской области, прокуратуры Республики Дагестан, Чеченской Республики и следователей Главного следственного управления Следственного комитета РФ по г. Москве (134 анкеты). Прокуратура г. Москвы провела анкетирование работников аппарата прокуратуры (234 анкеты) и инициативно осуществила сплошное анкетирование работников окружных, межрайонных и специализированных прокуратур г. Москвы (560 анкет).

Известный криминолог В.В. Лунев писал: "...террористы хорошо финансируются. Они экипированы и вооружены по-современному, нередко лучше, чем российские спецслужбы" <3>. Более 90 млн. долл. - таков, по данным газеты "Комсомольская правда", их бюджет. Больше половины (около 58 млн. долл.) - деньги Аль-Каиды, других террористических организаций.

<3> Лунев В.В. Преступность 20 века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 2005. С. 649.

Приводим содержание двух этапов научного исследования по проблемам БФТ.

1 этап исследования. 3 - 4 июня 2010 г. в Казани проводилось международное совещание следователей (МСС). На нем было роздано 100 анкет <4> для проведения анкетирования следователей и прокуроров в связи с подготовкой Методических рекомендаций по тактике и методике осуществления прокурорского надзора по выявлению и расследованию преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 4 Приказа Генерального прокурора от 19.01.2010 N 11 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"). Следователям было предложено высказать свое мнение для совершенствования закона и практики выявления и расследования преступлений, связанных с финансированием терроризма. Аналогичное анкетирование было проведено в Следственном управлении Следственного комитета (СУ СК) прокуратуры РФ по Чеченской Республике (ЧР) <5>, СУ СК прокуратуры РФ по Республикам Дагестан (РД) <6> и Ингушетии (РИ) <7>. Всего было проанкетировано 170 следователей СУ СК.

<4> Из 100 анкет, включающих 35 вопросов, розданных в г. Казани, были заполнены и возвращены 29.
<5> Из СУ СК при прокуратуре РФ по ЧР поступило и обработано 90 анкет.
<6> Из СУ СК при прокуратуре РФ по РД поступило и обработано 30 анкет.
<7> Из СУ СК по РИ поступила 21 анкета.

2 этап исследования. В период служебной командировки работников НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации (16 - 29 мая 2011 г.) было организовано и проведено анкетирование по проблемам борьбы с финансированием терроризма: сотрудников прокуратуры, МВД, Управления ФСБ, студентов в Республике Ингушетия 178 (75,7%) <8>, в Чеченской Республике - 44 (18,7%) <9>, в Республике Дагестан - 13 (5,5%) <10> - всего 235 респондентов <11>.

<8> Отдел ФСИН (Респ. Ингушетия) - 10 (4,3%), УФСКН Респ. Ингушетия - 11 (4,7%), прокуратура Малгобекского р-на - 6 (2,6%), Джейрахская прокуратура - 2 (0,9), прокуратура г. Карабулак - 5 (2,1%), аппарат прокуратуры (Респ. Ингушетия) - 22 (9,4%), прокуратура Сунженского р-на - 6 (2,6%), ОМОН МВД (Респ. Ингушетия) - 12 (5,1%), ВОГ МВД РФ в Респ. Ингушетия - 8 (3,4%), ФКПП "Кавказ" (Респ. Ингушетия) - 14 (6,0%), УФСБ (Респ. Ингушетия) - 42 (17,9%), пограничное управление УФСБ по Респ. Ингушетия - 24 (10,2%), Совет Безопасности (Респ. Ингушетия) - 5 (2,1%), военный следственный отдел (Респ. Ингушетия) - 5 (2,1%), военная прокуратура Респ. Ингушетия - 6 (2,6%).
<9> Аппарат прокуратуры (Чеченская Респ.), гор. (рай) прокуроры - 34 (14,5%), прокуратура Заводского р-на г. Грозного (Чеченская Респ.) - 5 (2,1%), прокуратура Шалинского р-на (Чеченская Респ.) - 2 (0,9%), прокуратура г. Аргун (Чеченская Респ.) - 3 (1,3%).
<10> Студенты (Респ. Дагестан) - 13 (5,5%).
<11> Обобщение анкет БФТ произвела младший научный сотрудник отдела информационно-аналитического обеспечения деятельности органов прокуратуры НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, юрист I класса Ефимова В.И.

Приводим выборочные результаты двух этапов научных исследований в 2010 - 2011 гг.

  1. Понятие "хавала" (один из внешних каналов финансирования терроризма) известно 55,0% опрошенных следователей МСС, ЧР - 24,4%, РД - 38,5%, РИ - 85%, неизвестно: МСС - 45%, ЧР - 65,9%, РД - 53,8%, РИ - 15%.

75% опрошенных следователей МСС, ЧР - 26,6%, РД - 66,7%, РИ - 100% согласны с тем, что в Методических рекомендациях (МР) необходимо отразить имеющиеся сведения о "хавале"; не согласны с этим утверждением: МСС - 0%, ЧР - 2,2%, РД - 33,3%, РИ - 0%; иное предложили: МСС - 25%, ЧР - 9,8%, или 8 лиц; РД - 0, РИ - 0 ("Не известно, необходимо рассказать. Обязательно отразить сведения о "хавале").

Большинство сотрудников ФСБ, МВД и прокуратуры в 2011 г. заявили о том, что им не известно понятие "хавала": неизвестно - 167 (73,2%); да, известно - 51 (22,4%); иное мнение - 10 (4,4%) респондентов.

Большинство сотрудников ФСБ, МВД и прокуратуры в 2011 г. заявили о необходимости отразить в МР имеющиеся сведения о "хавале" - 168 (75,7%) респондентов против 30 (13,5%), иное мнение высказали 24 (10,8%) респондентов.

  1. Наемники и эмиссары международных террористических организаций являются одним из каналов финансирования терроризма. 65,4% следователей на МСС 2010 г. пояснили, что не получали от оперативных подразделений правоохранительных органов и спецслужб РФ возможность допросов этих лиц или работы с документами наемников: ЧР - 55,1%, РД - 78,6%, РИ - 100%; ответили положительно: МСС - 11,5%, ЧР - 25,8%, РД - 14,3%, РИ - 0; высказали иное мнение: МСС - 23,1%, ЧР - 19,1% <12>, РД - 7,1%, РИ - 0 ("Нет практики, в случае необходимости. В основном при изъятии, в ходе следственных действий").
<12> СУ СК по ЧР: иногда.

Большинство сотрудников ФСБ, МВД и прокуратуры в 2011 г. заявили о том, что наемники и эмиссары международных террористических организаций являются одним из каналов финансирования терроризма. На вопрос о том, получаете ли Вы от оперативных подразделений правоохранительных органов и спецслужб РФ возможность допросов этих лиц, или работы с документами наемников-финансистов, большинство сотрудников ФСБ, МВД и прокуратуры в 2011 г. ответили: отрицательно - 139 (62,1%), положительно - 61 (27,2%), высказали иное мнение - 24 респондента, или 10,7%.

  1. Более половины (57,1%) опрошенных следователей МСС, ЧР - 24,4% (19 лиц), РД - 38,5%, РИ - 70,0% сообщили о том, что им не известно содержание Доклада целевой группы по осуществлению контртеррористических мероприятий по борьбе с финансированием терроризма и основные положения Доклада следует отразить в МР. МСС - 38,1%, ЧР - 67,9%, РД - 53,8%, РИ - 30% ответили отрицательно, иное мнение выразили: МСС - 4,8%, ЧР - 0, РД - 0, РИ - 0 ("Частично не известно, но такие знания будут полезными. Необходимо отразить основные положения доклада"). Большинство сотрудников ФСБ, МВД и прокуратуры в 2011 г. заявили о том, что содержание Доклада целевой группы по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ) "Борьба с финансированием терроризма. ООН. Октябрь 2009 г." неизвестно - 177 респондентов, или 78,0 %; известно - 41, или 18,1%; иное мнение у 9 (4,0%).
  2. 28 октября 2011 г. Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, выступая на вечере, посвященном 10-летию создания Росфинмониторинга, в частности, сказал так: "...именно вы ставите преграду на пути теневых денежных потоков, отслеживаете и пресекаете самые сложные, запутанные финансовые цепочки, за которыми стоят криминал, оргпреступность, нечистоплотные дельцы, разного рода экстремистские и террористические ячейки - именно самые сложные и запутанные..." <13>.
<13> Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин выступил на вечере, посвященном 10-летию создания Росфинмониторинга. 28 октября, 2011. "...Очень рад приветствовать вас и в таком замечательном зале, и по случаю вашего праздника - 10-летия Федеральной службы по финансовому мониторингу, или, как мы изначально говорили, финансовой разведки. В системе обеспечения национальной безопасности ваша структура играет особую роль. Это мощный информационный, аналитический, экспертный центр противодействия преступлениям в бюджетно-финансовой сфере, источник важнейших данных для принятия ключевых экономических да и политических решений." URL: http://premier.gov.ru/events/news/16891.

Правительство рассматривает пакет законопроектов, направленных на борьбу с отмыванием денег и незаконными финансовыми операциями. Об этом было объявлено на встрече Владимира Путина с первым вице-премьером Виктором Зубковым и руководителем Росфинмониторинга Юрием Чиханчиным в конце марта 2012 г. Предлагается дать банкам право приостанавливать операции, которые им кажутся сомнительными. В течение месяца правоохранительные органы должны будут выяснить происхождение денег. Кроме того, рассматриваются изменения в Налоговый кодекс, которые создают барьеры для проникновения на финансовый рынок фирм-однодневок <14>.

<14> Пакет законопроектов о борьбе с незаконными финансовыми операциями поступит в Правительство. URL: http://www.1tv.ru/news/economic. "За последние несколько недель проверки проведены в пяти крупных банках, и в одном из них обнаружено большое количество документов, которые показывают, что этот банк занимался противоправной деятельностью, более 500 печатей разных фирм, в основном это, конечно, однодневки, около десяти печатей гербовых налоговых инспекций, печати суда города Москвы, еще много других документов, которые позволяют сделать вывод", - сообщил Виктор Зубков. Он рассказал, что уже заведены уголовные дела, проведены задержания, и можно сделать "вывод о том, что действительно эти учреждения занимались противоправной работой".

Как только Росфинмониторинг выступил с рядом законодательных предложений, таких как "...обязать банки закрывать счета подозрительных клиентов, запретить компаниям уменьшать доналоговую прибыль на затраты на покупку бумаг офшорных эмитентов. Налоговикам контролеры хотят разрешить без суда переквалифицировать сделки и доначислять налоги, банки - обязать приостанавливать операции по счетам фирм, не присутствующих по адресу, записанному в учредительных документах, уставные капиталы ООО, АО и ЗАО увеличить в 50 - 500 раз. Росфинмониторинг издал приказ, превращающий банки в тотальных контролеров за счетами некоммерческих организаций в целях антитеррористической профилактики...", - так сразу же подвергся критике в прессе <15>.

<15> Борис Грозовский, экономический обозреватель. 28 марта 2012. Диверсионная деятельность Росфинмониторинга. Ведомство, выдвигающее одну странную идею за другой, теперь готово сажать бизнесменов за легализацию незначительных сумм. URL: http:// www.forbes.ru/ sobytiya-column/ finansy/ 80571-diversionnaya-deyatelnost-rosfinmonitoringa.

В то же время, по мнению председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашина, "...контроль за сомнительными сделками, имеющими признаки отмывания преступных доходов, должна вести межведомственная рабочая группа по пресечению незаконных финансовых операций под председательством первого вице-премьера Виктора Зубкова". Степашин прокомментировал инициативу Росфинмониторинга по расширению круга контролируемых сделок и ужесточению ответственности за отмывание средств. "Важно, кто этим будет заниматься, какая федеральная структура. Росфинмониторинг сам не справится", - считает председатель Счетной палаты РФ. "Сейчас комиссия Зубкова, которая создана, хоть она не является федеральной структурой, но это эффективный механизм. Там и ФСБ, и МВД, и Росфинмониторинг, и другие силовые структуры", - пояснил он. По мнению главы контрольного ведомства, "пускай поработает год-два эта система, связанная и с суммой, и с расширением круга выявляемых нарушений в этой части. А дальше посмотрим, - сказал он. - Потому что те потери, которые связаны с уходом капитала и с отмыванием денег, они подчас равны самому консолидированному бюджету" <16>.

<16> Степашин: Росфинмониторинг не справится с собственными "антиотмывочными" предложениями. URL: http://www.newsru.com/finance/28mar2012/stepashin.html. Накануне глава Росфинмониторинга Ю. Чиханчин на встрече с премьер-министром Российской Федерации Владимиром Путиным сообщил, что до 30 марта ведомство представит в Правительство первый пакет соответствующих законопроектов. Поправки затронут Уголовный и Налоговый кодексы. В настоящее время подобный контроль ведет Росфинмониторинг, но, если инициативы ведомства будут одобрены, количество подлежащих контролю сделок резко вырастет.

Руководитель Следственного комитета России А.И. Бастрыкин предлагает создать Финансовую полицию РФ, объединив функции финансовой разведки и оперативно-розыскной деятельности. Об этом говорится в статье "Перспективы создания в России финансовой полиции и пути совершенствования деятельности по противодействию финансовой преступности", размещенной в блоге председателя СК на официальном сайте ведомства. А.И. Бастрыкин предложил объединить функции финансовой разведки и ОРД в области противодействия финансовым преступлениям, создав новое ведомство на информационной и кадровой базе Росфинмониторинга посредством реорганизации этого ведомства в Финансовую полицию Российской Федерации с сохранением у ведомства функции финансовой разведки и наделением его в качестве основного вида деятельности функцией по выявлению, раскрытию и предупреждению преступлений, посягающих на финансовую систему государства, методами и средствами оперативно-розыскной деятельности, говорится в статье <17>.

<17> Бастрыкин предлагает создать финансовую полицию. URL: http://www.rg.ru/2012/02/14/bastrikin-anons.html. По мнению Бастрыкина, создание финансовой полиции позволило бы комплексно решать задачу противодействия финансовой преступности. Планируется, что этот новый государственный орган будет осуществлять в полном объеме функцию по выявлению и раскрытию преступлений, "посягающих на финансовую систему государства". "В частности, к предмету ведения этого государственного органа можно было бы отнести помимо задач, связанных с противодействием преступлениям в фискальной сфере, также выявление, пресечение и раскрытие преступных деяний в области расходования средств государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов", - отмечает Бастрыкин. В целях обеспечения единообразия государственной политики в области регулирования государственных финансов, а также в сфере противодействия преступлениям в данной области глава СК РФ предлагает подчинить новое ведомство непосредственно Президенту РФ либо председателю Правительства России в качестве самостоятельного государственного органа исполнительной власти.

НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации ранее делало предложение о наделении Росфинмониторинга оперативно-розыскными полномочиями <18>.

<18> Паненков А.А. Террористические преступления и проблемы реагирования на них за шесть месяцев 2010 года в Российской Федерации // Военно-юридический журнал. 2010. N 10. С. 23 - 29.

В США есть Управление финансовой разведки и изучения терроризма (англ. Office of Terrorism and Financial Intelligence, TFI) - подразделение Министерства финансов США, задачами которого являются сбор информации и подготовка экспертных оценок по экономическим и валютно-финансовым вопросам, изучение экономического положения иностранных государств, предупреждение о событиях и тенденциях в финансовой сфере, которые могут затронуть интересы безопасности США. В соответствии с Законом N 12333 от 4 декабря 1981 г. "О разведывательной деятельности Соединенных Штатов" эта структура входит в состав разведывательного сообщества США <19>.

<19> Управление финансовой разведки и изучения терроризма (англ. Office of Terrorism and Financial Intelligence, TFI) - подразделение Министерства финансов США, задачами которого являются сбор информации и подготовка экспертных оценок по экономическим и валютно-финансовым вопросам, изучение экономического положения иностранных государств, предупреждение о событиях и тенденциях в финансовой сфере, которые могут затронуть интересы безопасности США. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki. В структуре Министерства финансов США разведывательное подразделение появилось в 1961 г. и тогда называлось Управлением национальной безопасности (Office of National Security), в 1977 г. оно было переименовано в Управление разведывательного обеспечения (Office of Intelligence Support). В декабре 2004 г. получило свое нынешнее название - Управление финансовой разведки и изучения терроризма (Office of Terrorism and Financial Intelligence), при этом круг задач этой структуры был существенно расширен - приоритетами в ее деятельности стало отслеживание финансирования террористических групп, финансирование распространения оружия массового поражения в странах, не входящих в "ядерный клуб", и другие ключевые угрозы национальной безопасности США. Численность персонала и величина бюджета засекречены, по некоторым сведениям, в 2010 финансовом году бюджет Управления составил 64,6 миллиона долларов.

Сложившаяся ситуация на фоне продолжающихся террористических актов не только на Северном Кавказе, но и в других регионах России требует от прокуроров всех уровней обеспечения эффективности системы надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму <20>.

<20> Настольная книга прокурора. М., 2012. С. 391.

Не умаляя роли Росфинмониторинга в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем в России, считаем необходимым Росфинмониторингу повысить эффективность борьбы именно с финансированием терроризма. Указанный вывод основан на результатах 2 этапов научных исследований.

Взаимодействием с Росфинмониторингом по борьбе с финансированием терроризма удовлетворены были только двое опрошенных следователей в 2010 г., или 7,4% (МСС), ЧР - 24,7%, или 20 лиц; РД - 25,9%, или 7 лиц; РИ - 15%, или 3 лица. Не удовлетворены: МСС - 74,1%, ЧР - 48,1%, РД - 59,3%, РИ - 50%; иное мнение: МСС - 18,5%, ЧР - 27,2%, РД - 14,8% <21>, РИ - 35% <22>). "...Информации фактически нет, Росфинмониторинг не ориентирован в этом направлении. Росфинмониторинг такой работой не занимается. Информацию Росфинмониторинга приравнять к результатам ОРД. Мало инициативы от Росфинмониторинга. Очень долго исполняют запросы. Игра в одни ворота. Мы им информацию, они нам - ничего. СУ СК РИ - Росфинмониторингу необходимо менять подходы к работе...".

<21> Иные ответы из СУ СК по РД: Указанная организация Росфинмониторинг реально не работает.
<22> СУ СК РИ - нет взаимодействия.

Большинство сотрудников ФСБ, МВД и прокуратуры в 2011 г. заявили о том, что взаимодействием с Росфинмониторингом по борьбе с финансированием терроризма не удовлетворены - 124 (54,9%), нет взаимодействия - 43 (19,0%), удовлетворены - 42 (18,6%), иное мнение выразили 17 (7,5%).

При этом они заявили о том, что в процессе такого взаимодействия необходимо: улучшить качество информации и материалов по операциям с денежными средствами в наличной форме, поступающих из Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений в правоохранительные органы в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" - 125, или 12,5%; увеличить количество информации и материалов по операциям с денежными средствами в наличной форме, поступивших из Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений в правоохранительные органы в соответствии с тем же правовым актом, - 105, или 48,8%, иное мнение высказали 16, или 7,4%.

Дополнительно мы приводим мнение двух старших офицеров (оперативных сотрудников, звание - полковник) по борьбе с финансированием терроризма (БФТ), представителей двух разных правоохранительных органов (МВД и ФСБ России), которые между собой не были знакомы и в совместных оперативно-боевых мероприятиях не участвовали. Они проинтервьюированы в 2011 г., в разное время, в разных субъектах России (полковник МВД - в Чеченской Республике). С учетом их личностных характеристик, огромного боевого и оперативного опыта, знания местных условий в Северо-Кавказском регионе исследователи проблемы БФТ посчитали их мнение очень важным для уяснения криминальной ситуации в Северо-Кавказском регионе и выработки оптимальных решений по указанным проблемам.

Первое интервью. Полковник ФСБ России Б., кавалер трех орденов Мужества (СКР). "...Необходимо во введении МР обосновать значение изучения каналов и источников финансирования терроризма в борьбе с преступлениями террористического характера с приведением статистических данных, итогов борьбы с терроризмом и его финансированием в 2010 году. Целесообразно приводить в МР правовую основу борьбы с финансированием терроризма в России.

Для меня является сложным выявление преступлений, связанных с финансированием терроризма. Я считаю, что необходимо дать определения канала и источника финансирования терроризма. Я удовлетворен взаимодействием с Росфинмониторингом по борьбе с финансированием терроризма. Я считаю, что во взаимодействии с Росфинмониторингом по борьбе с финансированием терроризма необходимо улучшить качество информации и материалов по операциям с денежными средствами в наличной форме, поступающих из Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений в правоохранительные органы в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ. Я считаю, что критерием эффективной деятельности Росфинмониторинга по борьбе с финансированием терроризма должно стать качество информации и материалов по операциям с денежными средствами в наличной форме, поступающих из Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений в правоохранительные органы. Я вижу пути качественного улучшения деятельности Росфинмониторинга в следующем: 1) разработать систему показателей (виды операций, финансовых инструментов и т.д.), характеризующих финансирование терроризма. 2) Разработать систему показателей для проведения различий между операциями с денежными средствами в наличной форме, характеризующих финансирование терроризма, и операциями с денежными средствами в наличной форме, характеризующих отмывание денег."

Второе интервью. Проведено в Чеченской Республике, в г. Грозном, в мае 2011 г. по проблемам БФТ. Интервьюируемый - начальник отделения ОМСН УВД одной из областей ЦФО, полковник полиции Ш., который с 1995 г. систематически находится в командировках в Чеченской Республике. "...С моей точки зрения, бывают каналы финансирования внешние и внутренние. Источники финансирования - также внешние и внутренние. По всем преступлениям террористического характера следует выявлять источники и каналы финансирования в обязательном порядке. Выявление каналов и источников финансирования является обязанностью всех правоохранительных органов. Понятие "хавала", как один из внешних каналов финансирования терроризма, мне не известно. Поэтому необходимо в МР отразить имеющиеся сведения о "хавале". Необходимо в МР отразить основные положения доклада "Борьба с финансированием терроризма. ООН. Октябрь 2009 г." <23>.

<23> Интервью Ш. "...Я не знаю ответов на вопросы: удовлетворены ли Вы взаимодействием с Росфинмониторингом по борьбе с финансированием терроризма? Что необходимо менять во взаимодействии с Росфинмониторингом по борьбе с финансированием терроризма?

Выводы:

  1. Таким образом, в ходе анкетирования и интервьюирования сотрудников правоохранительных органов и спецслужб России в 2010 и 2011 гг. большинство следователей, сотрудников ФСБ, МВД и прокуратуры пришли к выводу о том, что они недостаточно осведомлены о каналах финансирования организованной террористической деятельности, и поэтому необходимо в МР отразить имеющиеся сведения о "хавале".
  2. Большинство следователей, сотрудников ФСБ, МВД и прокуратуры знают о том, что наемники и эмиссары международных террористических организаций являются одним из каналов финансирования терроризма, но на вопрос, получаете ли вы от оперативных подразделений правоохранительных органов и спецслужб РФ возможность допросов этих лиц или работы с документами наемников-финансистов, - ответили отрицательно.
  3. В 2010 и 2011 гг. большинство следователей, сотрудников ФСБ, МВД и прокуратуры посчитали необходимым отразить в Методических рекомендациях (МР) содержание основных положений Доклада целевой группы по осуществлению контртеррористических мероприятий по борьбе с финансированием терроризма. "Борьба с финансированием терроризма. ООН. Октябрь 2009 г.".
  4. В 2010 и 2011 гг. большинство следователей, сотрудников ФСБ, МВД и прокуратуры посчитали необходимым заявить о том, что взаимодействием с Росфинмониторингом по борьбе с финансированием терроризма не удовлетворены. На основе проведенного анализа можно рассмотреть вопрос о наделении Росфинмониторинга полномочиями субъекта оперативно-розыскной деятельности или участия в совместных следственно-оперативных группах (СОГ).

28 февраля 2012 г. в г. Пятигорске состоялось оперативное совещание при Генеральном прокуроре Российской Федерации об итогах работы органов прокуратуры в Северо-Кавказском регионе в 2011 г. и задачах по обеспечению законности и правопорядка на 2012 год, где в преамбуле решения указано: "...не в полной мере соответствует складывающейся ситуации существующая система надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму. Прокурорами не принят весь комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации полномочий, предоставленных в этой сфере органам юстиции, Роскомнадзора, ФМС России, МВД России, ФСБ России и Росфинмониторинга".

Таким образом, в борьбе с терроризмом и его финансированием важно соединение научных знаний с практикой, комплексное решение проблем борьбы с терроризмом и его финансированием: дальнейшее изучение каналов и источников финансирования терроризма, совершенствование оперативной и следственной работы с задержанными эмиссарами международных террористических организаций и наемниками, в т.ч. по проблемам выявления и пресечения каналов и источников финансирования терроризма, доведение до практических работников содержания международных документов по борьбе с финансированием терроризма. Необходимо рассмотреть вопрос о наделении Росфинмониторинга полномочиями субъекта оперативно-розыскной деятельности.

Литература

  1. Долгова А.И. Деятельность прокуратуры по борьбе с терроризмом. М., 2012. С. 53.
  2. Лунев В.В. Преступность 20 века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 2005. С. 649.
  3. Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин выступил на вечере, посвященном 10-летию создания Росфинмониторинга. URL: http://premier.gov.ru/events/news/16891.
  4. Пакет законопроектов о борьбе с незаконными финансовыми операциями поступит в Правительство. URL: http://www.1tv.ru/news/economic/202703.
  5. Борис Грозовский, экономический обозреватель. Диверсионная деятельность Росфинмониторинга. Ведомство, выдвигающее одну странную идею за другой, теперь готово сажать бизнесменов за легализацию незначительных сумм. URL: http:// www.forbes.ru/ so-bytiya-column/ finansy/ 80571-diversionnaya-deyatelnost-rosfinmonitoringa.
  6. Степашин: Росфинмониторинг не справится с собственными "антиотмывочными" предложениями. URL: http://www.newsru.com/finance/28mar2012/stepashin.html.
  7. Бастрыкин предлагает создать финансовую полицию // http://www.rg.ru/2012/02/14/bastrikin-anons.html.
  8. Управление финансовой разведки и изучения терроризма (англ. Office of Terrorism and Financial Intelligence, TFI) - подразделение Министерства финансов США, задачами которого являются сбор информации и подготовка экспертных оценок по экономическим и валютно-финансовым вопросам, изучение экономического положения иностранных государств, предупреждение о событиях и тенденциях в финансовой сфере, которые могут затронуть интересы безопасности США. URL: http://ru.wikipedia.org.
  9. Настольная книга прокурора. М., 2012. С. 391.