Мудрый Юрист

Взаимодействие совместных следственно-оперативных групп и военной юстиции на территориях нескольких государств

Никишкин И.К., Институт международного права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.

События в современном мире сопровождаются появлением и развитием различных вызовов и угроз, к числу которых относятся: интернационализация преступности, расширение территориальных масштабов незаконной деятельности, вовлечение в преступные схемы граждан различных государств. Для их нейтрализации требуется создание действенных межгосударственных механизмов.

Особую актуальность это имеет в настоящее время для правоохранительных ведомств государств - участников Содружества Независимых Государств, в т.ч. и для органов военной юстиции.

Проблема противодействия международной преступности имеет комплексный, всеобъемлющий характер: она непосредственно связана как с новым поколением вызовов в виде международного терроризма, так и с классическими их разновидностями, включая незаконную торговлю наркотиками, оружием, сексуальную эксплуатацию женщин и детей, а также с социальными факторами - бедностью, деградацией общественных институтов в некоторых странах.

Очевидно, что в одиночку государства не могут справиться с проблемой противодействия транснациональной преступности. Борьба с ней должна вестись комплексно, во взаимосвязи с другими угрозами и в тесном сотрудничестве различных государств. В последнее десятилетие активно разрабатываются концепции регионального сотрудничества в борьбе с преступностью.

Результатом реализации таких разработок явилось, в частности, создание в 1998 г. Европейского полицейского ведомства (далее - Европол), призванного координировать усилия государств - членов Европейского союза в вопросах противодействия различным видам преступности <1>. Эффективность деятельности Европола была неоднократно подтверждена результатами операций, проводившихся под его эгидой.

<1> Решение Совета от 6 апреля 2009 г. о создании Европейского полицейского ведомства (Европол) // Journal officiel de l'Union europeenne L 121 du 15.5.2009. P. 37. Перевод и предисловие А.О. Четверикова.

Основной задачей Евросоюза в правоохранительной сфере является создание единой правовой базы, в частности по совместным расследованиям и операциям. Эта задача осложняется тем, что в ряде государств, в силу различия национального законодательства, в этом направлении требуется проведение большой работы.

Во многом сложившееся положение обусловлено новизной и общим характером международно-правовых норм о совместных расследованиях, а также отсутствием знаний об уже имеющемся в мире опыте правового регулирования совместных расследований и деятельности совместных следственных групп (далее - ССГ). В Евросоюзе же гармонизация законодательства достигла больших результатов, вследствие этого стало возможным создание ССГ.

Термином "институт совместных расследований" (joint investigation) <2> обозначается деятельность по расследованию преступлений, осуществляемая совместными следственными группами (joint investigation teams), сформированными из представителей компетентных органов различных государств, которые наделены полномочиями по выполнению процессуальных действий на территориях тех государств, представители которых включены в состав таких групп.

<2> Ализаде Ф.Э. Правовые основы совместных (международных) расследований по уголовным делам в европейском праве // Евразийский юридический журнал. 2011. N 7 (38).

Совместные следственные группы представляют большой интерес ввиду того, что у Европейского союза и Европола в частности накопился значительный опыт в разрешении опасных ситуаций и достаточно большой опыт взаимодействия с различными полицейскими организациями именно в форме совместных расследований и операций.

Евросоюзом проводится работа по созданию единой правовой базы в правоохранительной сфере, в частности по совместным расследованиям и операциям. Создание ССГ в Евросоюзе стало возможным вследствие значительных успехов в работе по гармонизации законодательства. В других странах, с которыми у Европола заключены соглашения о сотрудничестве <3>, правовая база для совместных расследований требует дальнейшего развития.

<3> Колумбия, Боливия, Перу, Марокко, Турция и др.

В мае 2000 г. Советом ЕС принята Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам государств - членов Европейского союза (далее - Конвенция). Согласно п. 1 ст. 13 этой Конвенции компетентные органы ее сторон на основе взаимного соглашения могут создать совместные следственные группы для расследования преступлений на территории одного или нескольких государств - членов ЕС.

Представители правоохранительных органов ЕС изначально высоко оценили возможности совместных расследований в сравнении с традиционным оказанием взаимной правовой помощи по уголовным делам в форме межгосударственных запросов о такой помощи и ответов на них. Однако с учетом международно-договорного характера Конвенции внедрение ее норм в практику требовало длительного времени, связанного, с одной стороны, с продолжительностью ратификационных процедур в государствах - членах ЕС, а с другой - с длительностью формирования имплементационного уголовно-процессуального законодательства.

Ускорение внедрения института ССГ в правоохранительную практику Евросоюза вскоре после террористических атак 11 сентября 2001 г. было обеспечено путем принятия Рамочного решения Совета ЕС 2002/465/JHA от 13 июня 2002 г. о совместных следственных группах.

Наряду с тем что Рамочное решение в полном объеме воспроизводит нормы Конвенции о ССГ, в нем содержатся:

<4> URL: http:// www.eurasialegal.info/ index.php?option= com_content&view= article&id= 863:2011-08-01-04-31-53&catid= 102:2011-03-28-09-15-01&Itemid=1.

Имплементируя нормы Конвенции 2000 г. и Рамочного решения, большинство государств - членов Евросоюза к настоящему времени обеспечило формирование "двойной" правовой платформы совместных расследований и деятельности ССГ. Они ратифицировали Конвенцию, а также либо приняли специальные национальные законы о совместных (международных) расследованиях, либо ввели в национальные уголовно-процессуальные кодексы нормы о совместных (международных) расследованиях, либо имплементировали Конвенцию 2000 г. в национальную правовую систему в качества акта прямого действия.

Данный пример имплементации в совместном правоохранительном законодательстве является эталонным, несмотря на все различия в правовых системах внутри самого Европейского союза. На данный момент конвенцию еще не ратифицировали Греция и Ирландия. Италия же вообще отказалась от включения норм Конвенции в национальное законодательство.

Прежде всего стоит отметить, что конкретная ССГ может быть создана для расследования уголовного дела на территории одного или нескольких государств - членов ЕС, которые участвуют в ее организации. ССГ осуществляет деятельность в течение определенного промежутка времени, который может быть продлен по соглашению сторон.

Статья 13 Конвенции 2000 г. в качестве возможных, но неисчерпывающих оснований для создания ССГ допускает случаи:

Вместе с тем Конвенция не ограничивает круг расследований, которые могут проводиться такими группами, оставляя за правоохранительными и иными органами право в каждом конкретном случае решать вопрос о необходимости осуществления совместных действий.

Согласно п. 1 ст. 13 Конвенции 2000 г. ССГ могут создаваться только по взаимному соглашению (договору), заключенному компетентными органами двух или более государств, входящих в Евросоюз. Необходимо отметить тот факт, что сторонами подобных соглашений (договоров) являются именно компетентные органы государств (например, Европол и Евроюст), а не сами государства. Это значительно повышает потенциальную эффективность использования данного правового института в силу возможности быстрого принятия согласованных решений. Такое соглашение (договор) должно определять условия организации и деятельности ССГ, ее состав и особенности деятельности.

В состав совместной следственной группы входят:

Руководитель ССГ должен быть представителем государства - члена ЕС, являющегося участником совместного расследования, и должен действовать в рамках полномочий, предоставляемых ему национальным законодательством. Подразумевается, что руководство будет периодически меняться, если расследование проводится на территории более чем одного государства - члена ЕС. Периодическая замена руководителя обусловлена тем, что ССГ должна проводить расследование по правилам уголовно-процессуального законодательства того государства-члена, где она осуществляет свою деятельность в конкретный момент.

Членами группы могут являться выделенные компетентными органами участвующих государств должностные лица полиции, прокуратуры, следственные судьи, таможенные чиновники, а также должностные лица учреждений ЕС (например, Европола).

Прикомандированные члены группы - это включенные в состав ССГ представители компетентных органов государства, участвующего в создании группы, но иного, чем государство, на территории которого ведется расследование.

Для облегчения работы ССГ прикомандированные члены могут предоставлять в распоряжение группы соответствующую информацию, доступную для их государств. Это возможно в том случае, если данные действия предприняты в рамках национального законодательства государства прикомандированного члена.

Следует отметить еще одну категорию лиц, которые могут принимать участие в работе ССГ, - представителей учреждений Европейского союза (Европол, Евроюст, Европейское бюро по борьбе с мошенничеством - ОЛАФ), представителей международных правоохранительных организаций (Интерпол) и третьих государств. Такие лица не обладают самостоятельным правовым статусом в составе ССГ и больше способствуют деятельности ССГ, а не реализуют в ее составе какие-либо процессуальные полномочия. Это в значительной мере обусловлено нормами европейского права о компетенции Евроюста и Европола, которые по сути своей являются международными правоохранительными организациями.

В соответствии со ст. 5 решения Совета ЕС от 6 апреля 2009 г. "Об учреждении Европейского полицейского ведомства (Европол)" одной из его функций является обращение к компетентным органам соответствующих государств, входящих в ЕС, с запросами о возбуждении, проведении и координации расследований и выдвижение предложений об учреждении ССГ. Правовой основой этого, кроме упомянутых документов, является Рекомендация государствам-членам от 30 ноября 2000 г. о поддержке Европолом совместных следственных групп.

Таким образом, взаимодействие Евроюста, Европола и ССГ ныне осуществляется в рамках следующих направлений:

Совместное расследование и деятельность ССГ не являются широко распространенной практикой, поскольку в деятельности правоохранительных органов стран ЕС доминирует расследование преступлений, посягающих преимущественно на внутригосударственный правопорядок. Но в случаях совершения преступлений против интересов ЕС в целом или нескольких государств-членов деятельность ССГ весьма эффективна.

Например, в марте 2009 г. компетентные органы Болгарии и Испании при поддержке Европола и Евроюста сформировали ССГ для расследования преступлений, связанных с подделкой евро. По результатам следствия были задержаны и арестованы 17 обвиняемых, изъято поддельных купюр общим номиналом около 16 млн. евро.

Совместные следственные группы создавались компетентными органами Великобритании, Нидерландов, Франции и Испании - для расследования уголовного дела о незаконном обороте наркотиков, а правоохранительные органы Франции и Испании совместно расследовали дело о терроризме.

Практика деятельности последних лет свидетельствует о том, что и правоохранительные органы стран - участников СНГ начинают постепенно использовать ССГ при расследовании преступлений, затрагивающих интересы более одного государства.

В частности, имеются единичные примеры, когда на основе ст. 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур" (Алма-Ата, 4 октября 1997 г.) по взаимной договоренности правоохранительные органы России и Казахстана создавали совместные оперативно-следственные группы (бригады) для расследования отдельных преступлений.

Однако более широкому распространению такой практики даже в необходимых случаях препятствует отсутствие достаточной правовой базы, позволяющей правоохранительным органам стран СНГ формировать ССГ и проводить совместные расследования.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная главами государств Содружества 7 октября 2002 г. в Кишиневе <5>, предусматривает возможность создания совместных следственно-оперативных групп для расследования преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств.

<5> URL: http://cis.minsk.by

В развитие положений вышеназванной Конвенции, а также в рамках реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2011 - 2012 годы в настоящее время разработано Соглашение о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Соглашение).

Данное Соглашение станет инструментом правового регулирования вопросов создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств - участников СНГ для раскрытия и расследования преступлений по уголовным делам, находящимся в производстве компетентных органов, сопряженным с проведением большого объема процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий на территориях двух и более государств - участников Содружества Независимых Государств.

Соглашением предусматривается, что основными задачами таких групп будут являться согласованные действия и обмен информацией по раскрытию преступлений и расследованию уголовных дел, организация упрощенного порядка взаимодействия, координация и взаимодействие при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Ратификация Соглашения будет способствовать расследованию и раскрытию взаимосвязанных преступлений по уголовным делам на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств.