Мудрый Юрист

Сбор и представление доказательств по делам о военных преступлениях в международном уголовном суде

Белый И.Ю., доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры международного и конституционного права МГЛУ.

В статье с позиции анализа положений Римского статута и Правил процедуры и доказывания рассматриваются порядок и особенности сбора и представления в Международном уголовном суде правомочными субъектами такой деятельности доказательств по делам о военных преступлениях.

Ключевые слова: Римский статут, Правила процедуры и доказывания, Международный уголовный суд, сбор и представление доказательств, военные преступления.

Collecting and submission of proofs on war crimes cases in the International criminal court

I.Yu. Beliy

In the article the order and features of collecting and representation of proofs on cases of war crimes in the International criminal court by the competent subjects are considered from a position of analysis of the provisions of the Rome Statute and Rules of procedure and proving.

Key words: The Rome Statute, Rules of procedure and proving, the International criminal court, collecting and submission of proofs, war crimes.

Объективное признание важного значения деятельности международных судебных учреждений в жизни всего мирового сообщества обусловлено как увеличением числа органов международного уголовного правосудия, так и возрастанием интернационализации общественной жизни, повышением роли международного уголовного и уголовно-процессуального права, необходимостью обеспечения международного мира и безопасности человечества.

Анализ положений Римского статута и Правил процедуры и доказывания (далее - ППД) позволяет определить, что судопроизводство по делам о военных преступлениях в Международном уголовном суде (далее - МУС) проводится в особой, специфической правовой форме - международного уголовного процесса, в особом правовом порядке, свойственном только этому суду, который имеет черты как англосаксонских, так и романо-германских правовых традиций и включает в себя процессуальные действия, схожие с теми, которые в российском уголовном процессе принято называть подготовкой к судебному заседанию и судебным разбирательством дела по существу <1>.

<1> Об этом см. подробнее: Белый И.Ю. Производство по делам о военных преступлениях в органах международного уголовного правосудия (проблемы становления и перспективы развития): Моногр. М., 2011. С. 139.

Следует отметить, что функция международного расследования дел о военных преступлениях не является судебной и направлена, прежде всего, на установление фактических обстоятельств, связанных с совершенным преступлением. Как справедливо отмечают И.П. Блищенко и И.В. Фисенко, ее реализация не ведет к принятию каких-либо судебных решений <2>. При этом, необходимость проведения международного расследования по делам о военных преступлениях вытекает из того, что Палата предварительного производства МУС, принимая решение о выдаче санкции на возбуждение расследования (п. 4 ст. 15 Римского статута), основывается на объективной информации, содержащейся как в просьбе прокурора, так и в подкрепляющих ее материалах.

<2> Блищенко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд / Под ред. Ю.Н. Жданова. М., 1994. С. 126 - 127.

Задачи обвинения в МУС реализует канцелярия прокурора (п. "с" ст. 34 Римского статута), которая независимо осуществляет свои функции в качестве самостоятельного постоянного отдельного органа Суда. Функции, которыми наделен прокурор в международном уголовном судопроизводстве, вполне соответствуют функциям обвинителя, определенным Комиссией международного права, а именно: "расследование, сбор и представление в суде всех необходимых доказательств, составление обвинительного заключения и выступление в качестве обвинителя на судебном процессе".

Прокурор МУС и его заместители производят предварительное расследование и уголовное преследование по делам о военных преступлениях. При этом в целях установления истины прокурор обязан "охватить все факты и доказательства, относящиеся к оценке того, наступает ли уголовная ответственность в соответствии с настоящим Статутом, и при этом в равной мере расследует обстоятельства, свидетельствующие как о виновности, так и о невиновности". В этой связи прокурор обязан принимать надлежащие меры для обеспечения эффективного расследования и уголовного преследования за военные преступления, соблюдая при этом права и личные интересы свидетелей и потерпевших, а также права иных лиц, вытекающие из Римского статута.

Устав МУС не содержит специальной нормы, которая регулировала бы предмет доказывания. Римский статут косвенно указывает, что Судебная палата должна исследовать "все существенно важные обстоятельства, необходимые для доказательства совершения преступления". Тем не менее проведенный анализ позволяет определить, что обстоятельствами, достаточными для установления существенных оснований полагать, что лицо совершило военное преступление, в котором оно обвиняется, в международном уголовном судопроизводстве являются:

Доказательствами по делам о военных преступлениях являются любые сведения, на основании которых МУС, прокурор (его заместители) в порядке, определенном Римским статутом и ППД, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, достаточных для установления существенных оснований полагать, что данное лицо совершило военное преступление, в котором оно обвиняется, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. При этом в качестве доказательств по уголовному делу о военных преступлениях допускаются:

Основные положения, регламентирующие порядок сбора доказательств по делам о военных преступлениях в МУС, указаны в разд. III ППД МУС. Сбор доказательств осуществляют:

<3> Богуш Г.И. Актуальные проблемы международного уголовного права // Вестн. Моск. ун-та. 2008. N 5. С. 62.<4> Положения ст. 93 устанавливают также, что и государства должны оказывать помощь по всем вопросам, касающимся установления места нахождения доказательств (подп. "a"), получения различных доказательств (подп. "b"), проведения осмотра мест или объектов, включая эксгумацию и осмотр захоронений (подп. "g"), производства обысков и наложения ареста (подп. "h"), сохранения различных доказательств (подп. "j"). Государства должны удостовериться, что они могут получить в свое распоряжение все без исключения материалы и предметы для их предоставления Суду. Они должны также принять законы, соответствующие Римскому статуту, которые позволят прокурору и адвокату защиты получить все доказательства, находящиеся на их территории или принадлежащие их гражданам. Однако эти законы должны также защищать права третьих лиц, если их имущество должно быть представлено Суду в качестве доказательств подп. "k" ст. 93 Устава МУС).

Сбор доказательств производится:

Суд может просить любую межправительственную организацию предоставить информацию или документы. Суд также может просить об оказании помощи и сотрудничестве в других формах, которые могут быть согласованы с такой организацией и которые отвечают ее соответствующим полномочиям и мандатам.

Хранение доказательств по уголовным делам о военных преступлениях осуществляется:

Бремя доказывания вины лица в совершении военного преступления лежит на прокуроре (п. 2 ст. 66 Римского статута). Порядок представления и оценки доказательств определен в правилах 140 - 141 ППД. Суд правомочен требовать представления всех доказательств, которые он считает необходимыми для установления истины. Кроме того, Суд может также вынести решение об относимости и допустимости любых доказательств, а также принимая во внимание тот вред, который такие доказательства могут причинить осуществлению справедливого судебного разбирательства или справедливой оценке свидетельских показаний. В этой связи представление доказательств в МУС осуществляется:

Следует добавить, что Палата предварительного производства не рассматривает обвинения и доказательства, представленные после истечения установленного или любого продленного срока (п. 8 правила. 121 ППД). А при рассмотрении дела в Судебной палате председательствующий судья объявляет, когда предъявление доказательств следует считать прекращенным (правило 141 ППД).

Таким образом, анализ процессуального порядка сбора и представления доказательств по делам о военных преступлениях позволяет сделать вывод о том, что МУС в целом заинтересован в проведении справедливого судебного разбирательства и справедливой оценке доказательств. В то же время следует признать, что имеется необходимость в совершенствовании как существующих норм международного уголовного процесса (порядок обеспечения явки свидетелей, сотрудничество стороны защиты с экспертами, государствами-участниками и международными организациями, легитимность заочных решений и т.д.), так и практики по их непосредственному применению.