Мудрый Юрист

Предпосылки к разработке модельного закона СНГ "об основах транспортной деятельности"

Семенова Г., действительный член Международной академии транспорта, кандидат экономических наук.

Отличительной особенностью современной российской экономики и экономики других государств Содружества является относительная замкнутость многих региональных рынков, которую усугубляют неразвитость рыночной инфраструктуры, высокие транспортные тарифы и другие барьеры, ограничивающие возможность участия потребителей в приобретении товара на рассматриваемой территории.

Эффективно устранить перечисленные барьеры возможно только совместными усилиями, проводя согласованную транспортную политику на территории общего транспортного пространства. Для решения этой задачи общее транспортное пространство надо рассматривать как совокупность технологически сопряженных транспортных коммуникаций, информационных и тарифных систем, структур и механизмов управления различными видами транспорта, функционирование которых осуществляется на основе действующих международных документов с учетом положений национальных законодательств.

Такой подход был одобрен всеми государствами, входящими в состав СНГ, и закреплен в Концепции согласованной транспортной политики государств - участников СНГ на период до 2010 г. (15 сентября 2004 г., г. Астана). В соответствии с Концепцией создание условий для интеграции национальных транспортных систем в общеевропейскую и мировую транспортные системы должно базироваться в первую очередь на гармонизации законодательной и нормативно-правовой базы.

Важность поставленной задачи подтверждается тем, что в отличие от судьбы многих документов такого уровня, принятых в рамках СНГ, реализация положений Концепции уже началась.

Так, в ноябре 2004 г. подписано Соглашение о сотрудничестве между Секретариатом Совета Межправительственной Ассамблеи и Исполнительным Комитетом Координационного транспортного совещания государств - участников СНГ по проблемам гармонизации законодательной и нормативно-правовой базы и утвержден План мероприятий по созданию проекта Модельного закона СНГ "О транспортной деятельности". К реализации мероприятий Плана подключена также Международная академия транспорта как научная организация, занимающаяся проблемами сопряжения транспортных систем, и один из авторов проекта Концепции.

Проведенный Международной академией транспорта анализ основных законодательных актов, регламентирующих работу транспортной отрасли государств Содружества, позволяет сделать следующие выводы.

Законодательство в сфере транспорта государств - участников СНГ характеризуется значительным количеством актов. Все акты можно условно разделить на пять групп:

Развитие законодательства в разных государствах - участниках СНГ идет неравномерно, в зависимости от значения того или иного вида транспорта и иных условий, но в основном характеризуется направленностью на обеспечение развития как государственного, так и негосударственного сектора транспорта и ограничение монополизма в данной области. В качестве приоритетных в транспортном законодательстве закреплены такие нормы, как обеспечение безопасности транспортной деятельности, исключение дискриминации и создание равных условий субъектам при осуществлении транспортной деятельности, обеспечение эффективного государственного контроля в области транспортной деятельности.

Транспортное законодательство весьма объемно, оно включает в себя ряд подотраслей, соответствующих видам транспорта, и иных самостоятельных правовых институтов, отраженных в законодательстве о транспортных коммуникациях, транспортно-экспедиционной деятельности, безопасности движения, транспортном страховании и другие элементы товаропроводящей сети.

В Модельном законе государств - участников СНГ "Об основах транспортной деятельности", на наш взгляд, следует закрепить следующие положения:

В связи с большим объемом правовых предписаний, регулирующих отношения в пределах различных видов транспорта, считаем необходимым закрепить в Модельном законе некоторые положения об основах функционирования отдельных видов транспорта и комбинированных перевозках.

Рамки статьи не позволяют привести все наши предложения по данному вопросу, но хочу информировать, что Международная академия транспорта приглашает всех заинтересованных в решении данной проблемы лиц присылать свои предложения и возражения. Полный материал по данному вопросу размещен на сайте Академии.