Мудрый Юрист

Государственный надзор в сфере рекламы

И.В. КЕРЕНСКИЙ

Нормативное регулирование деятельности в сфере рекламы

Реклама является неотъемлемой частью практически любого бизнеса. Реклама формирует отношение потребителей к товару, позволяет сделать товар узнаваемым и за счет этого обойти конкурентов при прочих равных условиях. Стоит отметить, что рекламный рынок в настоящее время регулируется преимущественно диспозитивно. Иными словами, рекламу товаров можно изготавливать и распространять без получения каких-либо разрешительных документов от государства (лицензий, разрешений и т.п.). Контроль за распространением рекламы в большинстве случаев осуществляется уже после того, как реклама была размещена.

Основополагающим нормативным актом, определяющим правила создания и размещения рекламы, является Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).

В Законе о рекламе установлены требования к содержанию рекламы (ст. 5, 6, 8, 9 и 10 Закона о рекламе) и ее размещению (гл. 2 Закона о рекламе). Также Закон о рекламе содержит дополнительные требования к рекламе отдельных видов товаров и услуг, которые касаются как содержания, так и размещения рекламы товаров, относящихся к данным видам (гл. 3 Закона о рекламе).

Требования к содержанию рекламы касаются образов и художественных приемов, которые запрещено использовать, а также обязательной информации, которая должна быть включена в рекламу. Некоторые требования к содержанию выражены конкретно (например, в рекламе не допускается демонстрация процесса курения), другие предполагают более широкую трактовку (например, реклама не должна призывать к насилию и жестокости).

Распространение рекламы детально регулируется нормами о размещении рекламы в телепередачах, радиопередачах, на рекламных конструкциях и т.д. Например, при трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи (ч. 12 ст. 14 Закона о рекламе).

Специальные требования, установленные в гл. 3 Закона о рекламе, особым образом регламентируют содержание и размещение рекламы отдельных видов товаров. Например, в рекламе алкогольной продукции запрещено использование образов несовершеннолетних (п. 6 ч. 1 ст. 21 Закона о рекламе); реклама гражданского оружия в теле- и радиопрограммах допускается только с 22.00 до 7.00 по местному времени (п. 3 ч. 5 ст. 26 Закона о рекламе).

Субъекты рекламной деятельности

Требования к рекламе должны соблюдаться специальными субъектами, статус которых определен в Законе о рекламе, - рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем (далее все вместе - субъекты рекламной деятельности). Они отличаются по функциям, а также по сфере ответственности.

Стоит отметить, что для получения статуса соответствующего субъекта не нужно проходить какие-либо государственные процедуры, для этого необходимо осуществлять действия, которые позволят признать лицо тем или иным субъектом рекламной деятельности.

Рекламодателем считается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе).

Рекламопроизводитель - лицо, которое полностью или частично приводит информацию в готовую для распространения в виде рекламы форму (п. 6 ст. 3 Закона о рекламе).

Рекламораспространитель - лицо, распространяющее рекламу любым способом в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

В ч. 6 и 7 ст. 38 Закона о рекламе установлено разделение ответственности между рекламодателем и рекламораспространителем за соблюдение тех или иных требований Закона о рекламе. Из этих положений можно вывести общее правило: рекламодатель несет ответственность за соблюдение требований к содержанию рекламы, а рекламораспространитель - за соблюдение требований к ее распространению.

Однако из этого правила есть исключения. Так, в некоторых случаях и рекламодатель, и рекламораспростанитель несут ответственность за соблюдение одних и тех же норм Закона о рекламе. Например, и на того, и на другого распространяется требование, согласно которому реклама не должна иметь сходства с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта (п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе).

Отметим, что рекламодателем, как правило, является именно заказчик рекламной продукции, заинтересованный в продвижении своего товара или своих услуг. Для рекламодателя рекламная деятельность может и не быть основным видом деятельности. Рекламораспространителем, напротив, как правило, выступает специализированная организация, осуществляющая деятельность по возмездному распространению рекламы. Однако в Законе о рекламе не установлена обязанность субъектов рекламной деятельности информировать своего контрагента о нарушении им законодательства в сфере рекламы.

На рекламопроизводителя может быть возложена ответственность за нарушение требований Закона о рекламе, за соблюдение которых отвечают рекламодатель и рекламораспространитель, только если будет доказано, что такие нарушения произошли по вине рекламопроизводителя (ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе).

Государственный надзор в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства в сфере рекламы

Общий надзор за соблюдением всех требований к рекламе осуществляет антимонопольный орган (ФАС России), однако в случае размещения рекламы на рекламных конструкциях контроль за техническими характеристиками такой конструкции осуществляют также и иные органы, о чем будет сказано отдельно.

Антимонопольный орган осуществляет государственный надзор в сфере рекламы. В его функции входит:

  1. проведение плановых и внеплановых проверок субъектов рекламной деятельности на предмет соблюдения ими требований к осуществлению деятельности в сфере рекламы;
  2. возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства о рекламе;
  3. возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  4. обращение в арбитражный суд с исковыми заявлениями и заявлениями, перечисленными в Законе о рекламе.

Дела по признакам нарушения законодательства о рекламе и дела об административных правонарушениях ФАС России возбуждает и рассматривает независимо одно от другого. У этих категорий дел, в частности, разные основания для возбуждения, разные процедуры рассмотрения, а кроме того, по итогам их рассмотрения принимаются различные виды мер.

Плановые и внеплановые проверки

Плановые и внеплановые проверки субъектов рекламной деятельности антимонопольный орган проводит в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В Законе о рекламе устанавливаются особенности проведения подобных проверок, в частности дополнительные основания для внеплановой проверки. Внеплановая проверка может проводиться в том числе по заявлениям любых юридических и физических лиц, а также при поступлении от органов госвласти, местного самоуправления, должностных лиц антимонопольного органа или СМИ информации о фактах нарушения требований к осуществлению деятельности в сфере рекламы.

Дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе

Основанием для возбуждения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе является либо собственная инициатива антимонопольного органа (при выявлении признаков нарушения законодательства о рекламе), либо представление прокурора, обращение органа госвласти или местного самоуправления, либо заявление физического или юридического лица.

Правила рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе установлены Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" (далее - Постановление N 508). В названном Постановлении подробно изложено, какова подведомственность данных дел, каковы сроки их рассмотрения, права и обязанности участников, а также правила вынесения решений.

По итогам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Решение - это итоговый документ дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства о рекламе. Если решением лицо признается виновным в нарушении требований к деятельности в сфере рекламы, в отношении этого лица выносится предписание о прекращении нарушения законодательства. В этом предписании должно быть указано на обязанность прекратить распространение такой рекламы (ч. 1 и 3 ст. 36 Закона о рекламе).

Однако если лицо добровольно устранит нарушения законодательства о рекламе к моменту вынесения решения, то антимонопольный орган вправе не выдавать предписание (п. 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением N 508).

Отметим, что за неисполнение решений и предписаний антимонопольного органа в сфере рекламы Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена повышенная ответственность по сравнению с общей ответственностью за неисполнение предписаний государственных органов. Так, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства максимальный штраф для юридических лиц составляет 20 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ). А за невыполнение в установленный срок решения или предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - до 500 тыс. руб. (ч. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях

Основанием для возбуждения дел данной категории является совершение субъектом рекламной деятельности административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях. Всего указанным Кодексом установлено пять составов, касающихся непосредственно нарушения законодательства о рекламе (ст. 14.3, 14.37, 14.38, п. 2.4 ст. 19.5, ст. 19.31), а также один состав относительно размещения рекламных конструкций в полосах отвода и придорожных полосах автомобильной дороги (ч. 2 ст. 11.21 КоАП РФ). В каждом из перечисленных составов административного правонарушения в сфере рекламы установлена ответственность в виде штрафа.

Дела о привлечении субъектов рекламной деятельности к административной ответственности также рассматриваются антимонопольным органом (ч. 1 ст. 23.48 КоАП РФ). Порядок их рассмотрения определен в Кодексе РФ об административных правонарушениях, а результатом является привлечение субъекта рекламной деятельности к административной ответственности.

Только дела о нарушении требований к установке рекламной конструкции (ст. 14.37 КоАП РФ) рассматриваются иными органами. Протокол о подобном административном нарушении составляют сотрудники полиции (ч. 1 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а рассматривают его суды (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Обращение в арбитражный суд

Закон о рекламе установил три вида исков антимонопольного органа в случае выявления нарушений законодательства в сфере рекламы (п. 3, 4 и 8 ч. 2 ст. 33 Закона о рекламе):

Иск о публичном опровержении недостоверной рекламы - особый способ контроля за соблюдением законодательства в сфере рекламы. В ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе указано, какая реклама признается недостоверной. Если антимонопольный орган установит факт распространения недостоверной рекламы и выдаст соответствующее предписание, данный орган вправе также обратиться в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (о контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяют форму, место и сроки размещения такого опровержения (ч. 3 ст. 38 Закона о рекламе).

Контроль за установкой рекламной конструкции

Среди способов распространения рекламы отдельно стоит упомянуть об одном: использовании рекламных конструкций. К рекламным конструкциям в соответствии с Законом о рекламе отнесены щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные средства для стабильного территориального размещения рекламы.

Рекламная конструкция, с одной стороны, должна отвечать требованиям Закона о рекламе, с другой стороны, не должна угрожать безопасности, жизни и здоровью людей, нарушать особенности сложившейся застройки. Для распространения рекламы с использованием рекламной конструкции предварительно необходимо получить разрешение на ее установку у органа местного самоуправления, на территории которого предполагается установить такую конструкцию (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе). Разрешение должен получить либо собственник недвижимого имущества, на котором предполагается установка рекламной конструкции, либо иные лица, перечисленные в ч. 5 - 7 ст. 19 Закона о рекламе (доверительный управляющий, собственники помещений в многоквартирном доме и др.), либо рекламораспространитель - владелец рекламной конструкции.

Для получения разрешения на установку рекламной конструкции необходимо представить в орган местного самоуправления сведения о территориальном размещении, внешнем виде и технических параметрах рекламной конструкции. При этом все вышеперечисленные характеристики подлежат согласованию либо с органами ГИБДД, либо с органами Росстандарта.

При этом органы, осуществляющие контроль на стадии получения разрешения на установку рекламной конструкции, имеют право осуществлять также и контроль в процессе ее эксплуатации.

Так, наиболее широкие права предоставлены органу местного самоуправления, который предоставляет разрешения. Он может выдать предписание о демонтаже рекламной конструкции, установленной без соответствующего разрешения. По решению органа местного самоуправления подлежит аннулированию решение о получении разрешения на установку рекламной конструкции в случаях, предусмотренных в ч. 18 ст. 19 Закона о рекламе, в частности, если в течение года со дня выдачи разрешения рекламная конструкция не была установлена.

Органы местного самоуправления, ГИБДД и Росстандарта наделены правом обратиться в суд с иском о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции, если данная конструкция не отвечает требованиям к размещению, техническим характеристикам и внешнему виду рекламной конструкции.

Антимонопольный орган, в свою очередь, контролирует соответствие рекламы, размещаемой на рекламных конструкциях, требованиям Закона о рекламе. В случае неоднократного либо грубого нарушения рекламораспространителем требований законодательства о рекламе антимонопольный орган также вправе обратиться в суд с иском о признании недействительным разрешения о размещении рекламной конструкции.

За нарушение требований к установке рекламной конструкции предусмотрена также административная ответственность (ст. 14.37 КоАП РФ). Если рекламная конструкция установлена без разрешения на установку либо с нарушением требований технических регламентов, то виновные в этом лица могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа, размер которого для юрлиц составляет от 50 до 80 тыс. руб.

Подводя итоги

Закон о рекламе устанавливает требования к содержанию и способам распространения рекламы на территории Российской Федерации. Данные требования обязательны для всех рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей независимо от их организационно-правовой формы.

Контроль за соблюдением требований законодательства о рекламе осуществляет Федеральная антимонопольная служба, которая проводит плановые и внеплановые проверки, возбуждает и рассматривает различные категории дел, а также может обращаться с исковыми заявлениями в суды и арбитражные суды.

Дополнительный контроль со стороны органов местного самоуправления, ГИБДД и Росстандарта установлен для владельцев рекламных конструкций, предназначенных для размещения рекламы.