Мудрый Юрист

Реализация конкретных мероприятий по повышению эффективности налогового контроля

Рыжков А.О., специалист информационного отдела Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка.

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием эффективности налоговой системы, при этом обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по вопросам налогообложения. С одной стороны, налоговый контроль выступает в форме основного вида деятельности налоговых органов. С другой стороны, при принудительном изъятии части доходов налогоплательщиков налоговый контроль является объективной необходимостью для формирования бюджета за счет налоговых поступлений.

К числу задач налогового контроля следует относить:

Виды государственного налогового контроля, формы и методы их осуществления исследованы применительно к финансовому контролю еще до перехода к рыночным отношениям. Практика убедительно доказывает необходимость их детального изучения в сфере ныне осуществляемого в стране налогового контроля. В отличие от форм, методы налогового контроля присутствуют в Налоговом кодексе РФ в неявной форме, т.е. без законодательного установления. Закрепление форм и методов налогового контроля на законодательном уровне имеет важное значение для защиты и сохранения баланса интересов налогоплательщика и налоговых органов. Кроме того, оптимальное сочетание форм и методов налогового контроля способствует повышению эффективности налогового контроля [2].

Необходимость оценки деятельности налоговых органов вызвана тем, что сопоставление результатов работы смежных подразделений, полученных на основании анализа оценочных показателей, позволяет принимать объективные решения для корректировки работы, обмена накопленным опытом и решения организационных проблем. Применяемые в настоящее время оценочные показатели не позволяют дать комплексную оценку эффективности налогового контроля. Они не носят долгосрочного характера, в них не находит места оценка уровня работы налоговых органов по профилактике налоговых правонарушений, что приводит к росту расходов по налоговому администрированию и повышению уровня уклонения от уплаты налогов.

Одним из направлений повышения эффективности налогового контроля является совершенствование форм и методов организации налогового контроля, в первую очередь налоговых проверок. Эффективность налоговых проверок во многом зависит от правильного выбора объектов для контроля. Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок приобретает особую значимость в условиях частых нарушений налогового законодательства, характерных для современного этапа экономического развития РФ. Отсутствие комплексной методики выбора объектов для проведения выездных проверок значительно снижает эффективность налогового контроля.

В целях совершенствования налогового администрирования разработан и применяется новый порядок планирования выездных налоговых проверок. Теперь, планируя проверку, налоговые органы одновременно готовят контрольные мероприятия не только по структурным подразделениям, но и по всем зависимым организациям и контрагентам проверяемого налогоплательщика независимо от места регистрации и учета. Контрольные мероприятия также скоординированы по срокам и условиям проведения. Управление процессом организации и проведения проверок осуществляется централизованно. При таком подходе практически исключены неэффективные налоговые проверки, а также необоснованные претензии к налогоплательщикам [1].

В современных условиях в России недостаточно используются резервы роста эффективности камеральных проверок. В отличие от прогрессивного опыта зарубежных стран камеральные проверки в РФ характеризуются весьма низкой результативностью. В этой связи возникла необходимость разработки и внедрения комплекса научно-практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности камеральных проверок.

В качестве основных направлений совершенствования организации налогового контроля в РФ в целях повышения его эффективности можно предложить:

Повышение качества налогового контроля и эффективности работы налоговых органов способствует увеличению налоговых доходов и стимулированию производства с целью компенсации издержек, возникающих при реформировании налогообложения, направленном на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

Осуществление преобразований в налоговой системе без ущерба для доходной базы бюджета возможно только в сочетании с эффективным налоговым администрированием.

Реальным путем повышения качества налогового контроля могут стать изменение порядка работы налоговых органов и выработка новых подходов, основанных на сравнительном анализе показателей налоговой отчетности налогоплательщиков, сумм начисленных и уплаченных налоговых платежей, а также факторов, влияющих на формирование налогооблагаемой базы.

Одним из приоритетных направлений деятельности налоговых органов является контрольная работа.

Мы рассматриваем камеральную проверку как основную, приоритетную форму налогового контроля. Во-первых, она позволяет охватить контролем 100% налогоплательщиков. Во-вторых, трудозатраты на ее проведение намного ниже по сравнению с выездными проверками. Кроме того, в сфере проведения камерального контроля заложена и эффективность контроля выездного, поскольку именно по результатам камерального анализа осуществляется отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок, результаты камерального анализа лежат в основе предпроверочного анализа в рамках подготовки к выездной налоговой проверке.

Следует заметить, что все большую значимость сегодня приобретает предпроверочный анализ при отборе налогоплательщиков для проверок.

Налоговые органы подходят к этому мероприятию с полной ответственностью. Это и понятно: предпроверочный анализ помогает выявить налогоплательщиков, потенциально склонных к занижению сумм налогов либо их сокрытию.

Например, инспекции области стараются охватить углубленными камеральными проверками всех налогоплательщиков, заявивших о возмещении НДС из бюджета по операциям на внутреннем рынке.

Не менее важные составляющие выездного контроля - инвентаризация имущества, обследование, опросы свидетелей и привлечение экспертов. Эти методы позволяют выявлять истинные доходы налогоплательщиков и вместе с тем требуют от инспекторов дополнительного времени и профессионализма.

Можно констатировать, что резервы для повышения эффективности контрольной работы у налоговых органов есть. Использование всей имеющейся информации о налогоплательщике, глубокий предпроверочный анализ, целенаправленный отбор налогоплательщиков для выездной налоговой проверки, углубленный камеральный междокументальный контроль - это далеко не полный перечень методов, использование которых позволит поднять контрольную работу на более высокий уровень [2].

Особое внимание нужно уделять повышению квалификации специалистов, занятых контрольной работой. Это связано с рядом факторов. Не секрет, что структура налоговых инспекций за последние годы неоднократно изменялась, что способствовало текучести кадров. Кроме того, постоянно совершенствуется и само налоговое законодательство, в связи с чем возникает необходимость в повышении квалификации специалистов налоговых инспекций.

Для обучения специалистов нужно использовать компьютерные классы. На семинарах надо демонстрировать конкретные режимы работы и возможности системы ЭОД при проведении камеральных и выездных проверок.

В целях оказания практической помощи инспекциям Управление ФНС России может разработать критерии отбора налогоплательщиков для налоговых проверок. В частности, здесь нужно построить различные алгоритмы в системе ЭОД. Это позволит до начала проверки в инспекции проанализировать показатели налоговой отчетности и основные показатели финансово-экономической деятельности налогоплательщиков. С помощью ЭОД можно проводить сравнительный анализ со средними показателями по группе или по отдельным аналогичным налогоплательщикам и, кроме того, осуществлять отбор организаций и предпринимателей для выездных проверок [3].

Важным фактором, способствующим повышению эффективности контрольной работы как инспекций, так и отдельного специалиста, станет проведение анализа нагрузки и работы каждого сотрудника, занимающегося камеральными и выездными проверками. На уровне Управления такой анализ надо проводить ежеквартально, а его результаты доводить до инспекций.

    Итак,    можно   посчитать   экономический   эффект   от   предложенных
мероприятий - S . При качественной работе инспекторов отдела камеральных
э
проверок юридических лиц могут освободиться 2 работника, при исключении
функций ввода в отделе ввода и обработки данных - еще 3 человека. Если они
будут переведены в отдел выездных проверок, то суммы поступлений в бюджет
могут увеличиться на величину S .
док
Сумма взысканий по доначислениям инспектором отдела выездных проверок в
2009 г. составила 4495 тыс. руб., тогда S для пяти инспекторов составит:
док
S = S x N, где S - сумма поступлений, доначисленная по итогам
док 1 док
выездных проверок всего, тыс. руб.;
S - сумма поступлений, доначисленная одним инспектором отдела выездных
1
проверок, тыс. руб.;

N - количество инспекторов отдела выездных проверок, осуществляющих контроль за финансовой деятельностью юридических лиц.

    S    = 4495 x 5 = 22 475 тыс. руб.
док

То есть при проведении комплекса мер, в частности повышения квалификации государственных служащих, позволяющего увеличивать качество и результативность проведения мероприятий контроля финансовой деятельности юридических лиц, происходит функциональная оптимизация налоговой инспекции, позволяющая количественно, а значит, и качественно усилить отделы камеральных и выездных проверок при имеющейся численности работников инспекции.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Маркетинг, 2001. 39 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: принят Гос. Думой 16 июля 1998 г. М.: Изд-во "ЭЛИТ", 2004. 544 с.
  3. О налоговых органах РФ: Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 (по состоянию на 27 июля 2006 г.) // Российская газета. 2006. 30 июля.