Мудрый Юрист

Средства федерального бюджета, выделенные организации на приобретение жилья для работников по федеральной целевой программе "жилище" на 2002 - 2010 годы, не подлежат налогообложению

О.В. ШАЛЬМАН

Шальман О.В., заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, кандидат юридических наук.

Дело N А05-24663/04-31 Арбитражного суда Архангельской области и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа

В сентябре 2004 года Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску, далее - Инспекция) провела выездную проверку Архангельского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике (после реорганизации - Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, далее - Управление, антимонопольный орган).

Проверка затрагивала вопросы соблюдения Управлением законодательства по налогам на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и по единому социальному налогу (далее - ЕСН).

В частности, установлено, что в нарушение статей 210, 211 и 223 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Управление не включило в облагаемую базу по НДФЛ ссуду из федерального бюджета в размере 350000 руб., полученную работником в счет частичной оплаты на приобретение жилья, а также не перечислило ЕСН с этой суммы.

По результатам проверки Инспекцией составлен акт N 01/1-27-058/1351 ДСП от 17 сентября 2004 года, в котором был зафиксирован факт неуплаты в полном объеме вышеназванных налогов.

21 октября 2004 года на основании акта Инспекцией вынесено решение N 27-08/6228ДСП о привлечении Управления к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного:

В решении указывалось на необходимость совершить Управлению следующие действия:

Указанное решение Инспекции было обжаловано в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Вышестоящий налоговый орган решением от 02.12.2004 N 10-10/012721 жалобу Управления удовлетворил частично, отменив решение Инспекции в части доначисления ЕСН в сумме 124600 рублей и применения штрафных санкций за неуплату указанной суммы ЕСН. Производство по налоговому делу в отношении Управления в этой части было прекращено.

Управление (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными пунктов 6.1, 7.1, 7.4 и 7.5 решения Инспекции в части привлечения к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в виде взыскания 9100 руб. штрафа; уплаты налоговой санкции за неправомерное неперечисление НДФЛ в размере 9100 руб.; взыскания с сотрудника управления и уплаты 45500 руб. НДФЛ с суммы 350000 рублей, полученной для приобретения жилья в рамках Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 (далее - Федеральная программа "Жилище").

Решением суда от 15 декабря 2004 года в удовлетворении заявленных требований Управлению отказано.

Обосновывая свое решение, суд первой инстанции руководствовался нормами налогового законодательства: статьями 210, 211 и 217 НК РФ, а также Постановлением Правительства Российской Федерации N 937 от 03.08.1996 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" (далее - Постановление Правительства N 937).

Суд посчитал, что Федеральная программа "Жилище" не относит работников Федеральной антимонопольной службы РФ к категории лиц, которым могут быть предоставлены безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья. Кроме того, ни в Федеральной программе "Жилище", ни в ее подпрограммах не установлены нормы компенсационных выплат (субсидий) для сотрудников Федеральной антимонопольной службы РФ и ее территориальных органов.

По мнению суда, денежные средства, выделенные Управлению из федерального бюджета и направленные на приобретение жилья для сотрудника, следует расценивать как доход, подлежащий обложению НДФЛ.

Постановлением апелляционной инстанции от 18 февраля 2005 года решение суда отменено. Признаны незаконными обжалуемые Управлением пункты 6.1, 7.1, 7.4, 7.5 резолютивной части решения Инспекции.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом пункта 3 статьи 217 НК РФ, просила отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Кассационный суд Постановлением от 18 мая 2005 года оставил судебный акт апелляционной инстанции арбитражного суда без изменения, а жалобу Инспекции - без удовлетворения.

Этот спор, особенно в части определения правовой природы выделенных из федерального бюджета денежных средств на приобретение жилья сотруднику Управления, нетипичен, а описанная ситуация впервые появилась в судебной практике.

При изучении и разборе данного дела возникают несколько вопросов. Во-первых, правильная юридическая квалификация выделенных по Федеральной программе "Жилище" денежных средств, во-вторых, обоснованность требования взыскания НДФЛ с этой суммы, в-третьих, обоснованность требования перечисления Управлением ЕСН.

Однако при ответе на эти вопросы первоначально следует указать, каким образом средства федерального бюджета по Федеральной программе "Жилище" были выделены конкретному сотруднику Управления.

Так, Управление в 2000 году обращалось с ходатайствами в Федеральный антимонопольный орган (Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, далее - МАП России) о выделении средств на приобретение жилья своему сотруднику, который, являясь высококвалифицированным специалистом, нуждался в улучшении жилищных условий, состоял на учете в первоочередном порядке на предоставление жилья в органе местного самоуправления г. Архангельска и по месту работы.

Размеры сумм на такие выплаты, ежегодно закладываемые в федеральном бюджете, формируются на основании заявок государственных заказчиков.

Предоставление безвозмездных компенсационных выплат на строительство или приобретение жилья гражданами осуществляется строго в пределах лимитов государственных капитальных вложений, заложенных в федеральном бюджете для достижения конечной цели - решения нуждающимися категориями граждан своих жилищных проблем.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24.12.2002 N 176-ФЗ утверждена ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2003 год, в которой указано, что МАП России в порядке исполнения Федеральной программы "Жилище" выделена сумма 2 млн. руб.

Согласно приложению 11 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в действовавшей на момент рассмотрения дела редакции от 26.05.2004 N 45-ФЗ) расходам бюджета на мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан по Федеральной программе "Жилище" Федерального антимонопольного органа присвоен код бюджетной классификации 162 07 07 633 760.

Главный распорядитель бюджетных средств - МАП России - направил в адрес Управления (получателя бюджетных средств) уведомление о лимитах бюджетных обязательств из федерального бюджета по государственным капитальным вложениям на 2003 год, в котором указал, что в 2003 году выделены денежные средства в сумме 350000 руб. по Федеральной программе "Жилище" по коду бюджетной классификации 162 07 07 633 760.

Указанные средства поступили на лицевой счет Управления в отделение федерального казначейства по г. Архангельску, Приморскому и Соловецкому районам 19 ноября 2003 г., что подтверждалось данными мемориального ордера и выпиской из лицевого счета. В поименованных выше документах также имеется ссылка на соответствующий код бюджетной классификации, что свидетельствует о целевом характере выделенных средств.

Далее совместным решением администрации и жилищной комиссии Управления от 24 ноября 2003 г. N 1 направленные МАП России денежные средства были выделены для приобретения жилья конкретному сотруднику Управления, нуждающемуся в улучшении жилищных условий в первоочередном порядке.

В соответствии с целями Федеральной программы "Жилище" решение проблемы обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан должно проводиться в наиболее эффективной форме.

Учитывая, что строительство муниципального жилья на территории города Архангельска не осуществлялось, Управление провело анализ рынка вторичного жилья в городе Архангельске, изучена деятельность профессиональных участников - риэлтеров, а также стоимость продаваемых гражданами - физическими лицами квартир.

Был также запрошен расчет средней рыночной стоимости стандартной квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, у федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация" - филиала по г. Архангельску.

Анализ рынка проведен Управлением на основании Приказа МАП России "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках" от 20.12.96 N 169 (в ред. Приказа МАП России от 11.03.99 N 71), зарегистрированного в Минюсте РФ 10.01.97 N 1229.

На основе этого анализа Приказом руководителя Управления от 24 ноября 2003 года определена риэлтерская организация (далее - риэлтер), способная наиболее эффективно, надежно и дешево подобрать квартиру на рынке вторичного жилья.

В соответствии с указанными выше документами 25 ноября 2003 г. был заключен трехсторонний договор Управления, риэлтера и нуждающегося в улучшении жилищных условий сотрудника.

Здесь следует отметить, что согласно жилищному законодательству РФ гражданин за счет собственных средств вправе приобретать жилье сверх социальной нормы. Гражданин свободен в заключении договора о приобретении жилого помещения, что полностью соответствует положениям ст. 421 ГК РФ о свободе договора.

Денежные средства в сумме 350000 руб. были перечислены Управлением платежным поручением на расчетный счет риэлтера для частичного покрытия расходов по приобретению квартиры на вторичном рынке жилья.

Таким образом, была избрана наиболее эффективная форма приобретения жилья за счет частичной его оплаты из средств федерального бюджета.

Теперь для ответа на поставленные выше вопросы проведем правовой анализ актов налоговых и судебных органов по данному делу.

  1. Являются ли выделенные сотруднику Управления денежные средства по Федеральной программе "Жилище" компенсационной выплатой или материальной выгодой физического лица.

По мнению Инспекции, выплаченная работнику из федерального бюджета сумма 350000 рублей на приобретение жилого помещения должна рассматриваться как материальная выгода и подлежать обложению НДФЛ.

Инспекция полагала, что сотрудник Управления не подпадает под категорию граждан, которым может быть предоставлена субсидия из федерального бюджета, по следующим основаниям.

При перечислении денежных средств в счет частичной оплаты приобретаемой квартиры Управление не учитывало установленный пунктами 6 - 8, 10 - 13 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство и приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства N 937 порядок выплаты субсидии, а также ряд обстоятельств, от которых зависит размер предоставляемой субсидии.

Следует обратить внимание, что оспариваемое решение Инспекции основано на правовой позиции Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 2 августа 2004 г. N 03-05-01-05/1.

В этом письме отмечается, что Федеральная программа "Жилище" предусматривает необходимость обеспечения жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации или иными нормативными правовыми актами федерального уровня. Однако в категорию лиц, которым могут быть предоставлены безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья, государственные служащие не включены. На основании этого сделан вывод, что денежные средства, выделенные из федерального бюджета, но не удостоверенные свидетельством о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии, следует рассматривать в качестве дохода, подлежащего обложению НДФЛ.

С таким доводом налоговых органов трудно согласиться.

Что касается законности решения суда первой инстанции, то следует отметить, что судом, по нашему мнению, не применены нормы материального права, подлежащие применению.

Обратимся к части 3 статьи 40 Конституции РФ, которой гарантировано, что определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Исходя из положений статьи 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивая их исполнение.

Согласно статье 13 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.1997 N 2-ФКЗ Правительство РФ формирует целевые программы, обеспечивает их реализацию.

В целях создания системы государственной поддержки граждан в решении жилищной проблемы Правительство РФ утвердило Федеральную программу "Жилище", в которой определены задачи, в числе которых - обеспечение жильем в наиболее эффективной форме за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в соответствии с объемом государственных обязательств.

Средства, выделяемые из федерального бюджета для реализации этой Программы, имеют целевое назначение и не могут использоваться для иных целей.

Предоставляемые государством компенсационные выплаты (субсидии) являются способом оказания помощи гражданам со стороны государства.

При этом Федеральная целевая программа "Жилище" выступает лишь одним из способов выполнения конституционной обязанности государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Действовавший на момент рассмотрения дела Закон Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" устанавливал, что гражданам, не обеспеченным жильем, государство призвано оказывать помощь, развивая строительство государственного и муниципального жилья, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства или приобретения жилья при условии учета гражданина в местном органе власти, на предприятии, учреждении, организации в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании п. 1 действовавшей в рассматриваемый период редакции статьи 78 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (далее - БК РФ) предоставление субсидий и субвенций допускается из федерального бюджета в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами.

Порядок и размеры предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определены Постановлением Правительства N 937.

Пунктом 1 Положения, утвержденного данным Постановлением, установлено, что безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется гражданам Российской Федерации (по их желанию), нуждающимся в улучшении жилищных условий и в соответствии с законодательством Российской Федерации состоящим на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях, воинских частях и формированиях, а также лицам, имеющим согласно действующему законодательству право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право.

Соглашаясь на участие в Федеральной программе "Жилище", гражданин избирает иной, нежели получение жилья по договору социального найма, способ реализации права на жилище - путем приобретения или строительства жилья за собственные средства, но с учетом предоставления компенсационной выплаты за счет средств федерального бюджета. Граждане-участники Программы исключаются из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий только после приобретения жилья.

Постановлением Правительства N 937 определено, что субсидия предоставляется федеральными органами исполнительной власти; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления; предприятиями, организациями, воинскими частями и формированиями (исполнителями программы).

Федеральный антимонопольный орган присоединился к Федеральной программе "Жилище", признал свое участие в ней целесообразным, согласился с порядком распределения государственных инвестиций на строительство (приобретение) жилья для своих сотрудников.

Тот факт, что в рассматриваемом случае Федеральный антимонопольный орган выступил исполнителем Программы, не был принят во внимание ни Инспекцией, ни судом первой инстанции.

Между тем вопрос о предоставлении субсидии в рамках Федеральной программы "Жилище" разрешен федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит выделение бюджетных средств. Федеральный антимонопольный орган как главный распорядитель бюджетных средств согласно уведомлению о лимитах бюджетных обязательств из федерального бюджета по государственным капитальным вложениям на 2003 год предоставил Управлению 350000 руб. для оплаты по договору на покупку квартиры по коду бюджетной классификации 162 07 07 633 760 "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

Получение и использование Управлением спорных денежных средств именно в рамках реализации данной Программы является установленным и подтвержденным доказательствами фактом.

Суд апелляционной инстанции справедливо указал, что налоговому органу в рамках проведения налоговой проверки не предоставлено полномочий оценивать обстоятельства, связанные с тем, имело ли право конкретное лицо претендовать на получение субсидии для приобретения жилья в рамках Федеральной программы "Жилище". Инспекция вышла за пределы своих полномочий, производя оценку указанным выше обстоятельствам.

Кроме того, суд подчеркнул, что часть 2 статьи 15 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31.07.1995 N 119-ФЗ (действовал в период возникновения спорных правоотношений) также предусматривала в качестве гарантий государственного служащего предоставление ему жилой площади.

Учитывая, что право на обеспечение жильем является конституционным правом граждан Российской Федерации, условия, при которых это право может быть реализовано отдельными категориями граждан, определены законодательством и не могут быть ограничены налоговыми органами. Круг лиц, обладающих таким правом, четко обозначен федеральным законодательством - они должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоять на учете.

Факт постановки на учет в первоочередном порядке нуждающегося в улучшении жилищных условий работника Управления как раз и свидетельствует о том, что в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами Архангельской области государство взяло на себя обязательство предоставить ему бесплатное жилье (или соответствующую денежную компенсацию для его приобретения).

Поэтому представляется, что суды апелляционной и кассационной инстанций, основываясь на анализе в совокупности указанных выше документов и актов законодательства, правомерно пришли к выводу, что спорная сумма денежных средств была получена из федерального бюджета в порядке исполнения Федеральной программы "Жилище" и денежные средства использованы заявителем по их целевому назначению.

  1. Был ли нарушен Управлением порядок предоставления субсидий, установленный Постановлением Правительства N 937.

Специальными актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных органов исполнительной власти регулируется порядок получения компенсационных выплат.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года N 394-р, от 11 октября 2001 года и N 1337-р Госстрою России поручено ежеквартально определять данные о средней стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Госстроя России от 31 августа 2001 года N 104 утверждена Методика определения средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений гражданами с привлечением средств федерального бюджета. Указанное Постановление Госстроя зарегистрировано в Минюсте РФ 30 октября 2001 года N 3001.

Размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья определяется Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу по каждому субъекту Российской Федерации в соответствии с утверждаемой в установленном порядке методикой определения стоимости 1 кв. метра общей площади жилых домов для расчета безвозмездных субсидий на приобретение жилья на основании данных, представляемых Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и публикуется в средствах массовой информации.

Указом Президента РФ "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" от 28.04.1997 N 425 и Постановлением Правительства РФ "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" от 26 мая 1997 года N 621 определен федеральный стандарт социальной нормы площади жилья.

Правительство РФ, установив для расчета размера безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья социальную норму жилого помещения для семей различной численности за счет средств федерального бюджета, не изменило установленные законом нормы предоставления жилья.

Нормы о расчете стоимости компенсационной выплаты по средней рыночной стоимости 1 кв. м по месту жительства гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, полностью согласуются с общими принципами предоставления гражданам жилых помещений, с нормами жилищного законодательства об обеспечении жильем граждан, постоянно проживающих в данном населенном пункте и признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Следует обратить внимание, что законодательством установлена зависимость предоставляемой компенсационной выплаты от стоимости жилья в определенном субъекте Федерации. Это обусловлено рыночным характером формирования цен на жилые помещения, не противоречит закону и не нарушает конституционных прав гражданина.

Стоимость покупки жилого помещения по установленной социальной норме определяется исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Федерации, избранной для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости по соответствующему экономическому району.

Местом жительства в силу ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, члена его семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном законодательством Российской Федерации, это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых граждан, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и подобные жилые помещения. Место жительства гражданина находится в определенном населенном пункте и определенном субъекте Российской Федерации.

При этом размер безвозмездной субсидии устанавливается пропорционально общей продолжительности трудовой деятельности в районах Крайнего Севера.

Приложением к Положению о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья (таблица для определения размера субсидии в процентах от средней стоимости строительства или приобретения жилья на момент получения субсидии) указано следующее:

Имеющиеся в деле доказательства свидетельствовали о том, что сотрудник управления имел право по установленным нормативам получить компенсационную выплату в размере 70 процентов от рыночной стоимости жилья.



Теперь остановимся на проблеме выдачи свидетельства (жилищного сертификата).

Согласно Федеральной программе "Жилище" право гражданина на получение субсидий (в размере от 5 до 70 процентов средней рыночной стоимости жилья) удостоверяется свидетельством о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии. Срок действия такого свидетельства не более шести месяцев.

Однако антимонопольные органы не обладают правом выдавать такие документы.

В момент возникновения спора компетенция этих органов регулировалась Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 793 (в ред. от 31.07.2003 N 467) "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства"; Приказом МАП России от 5 декабря 2002 г. N 800 "Об утверждении Положения о территориальном управлении Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства" (в ред. от 04.09.2003 N 289).

Выдачу свидетельств (жилищных сертификатов) осуществляют лишь те органы, которые выделяют компенсации на приобретение жилья гражданам, не состоящим в трудовых отношениях с этими органами (мигранты, уволенные из органов МВД, в запас и т.п.). Контроль за расходованием средств может осуществляться лишь с помощью этих свидетельств (жилищных сертификатов). Порядок получения компенсационных выплат регулируется в таких случаях специальными нормативно-правовыми актами (в том числе подпрограммами Федеральной программы "Жилище).

Также представляются несостоятельными доводы Инспекции и арбитражного суда первой инстанции о том, что в Федеральной программе "Жилище" не определены размеры компенсационных выплат для сотрудников антимонопольного органа.

Анализируемая Программа не регулирует отношения по определению норматива для расчета размера федеральной субсидии для приобретения жилья.



Отсутствие дублирования в Федеральной программе "Жилище" уже указанных в законодательстве оснований, необходимых для получения гражданами компенсационной выплаты, не входит в противоречие с действующим законодательством.

В Федеральной программе "Жилище" определены объемы финансирования за счет средств федерального бюджета для обеспечения жильем отдельных категорий граждан, при этом конкретные объемы финансирования за счет средств федерального бюджета устанавливаются при их формировании на соответствующий год.

Однако объемы финансирования не устанавливают пределы норм компенсационных выплат (субсидий).

Поэтому апелляционный и кассационный суды справедливо отметили несостоятельность вывода Инспекции и арбитражного суда первой инстанции о том, что сотрудники Федерального антимонопольного органа, определенные законодательством как граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, не могут получить компенсационную выплату в рамках Программы "Жилище" (мероприятия по обеспечению отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий), которая освобождается от налогообложения в силу ст. 217 НК РФ.

  1. Подлежат ли обложению НДФЛ компенсационные выплаты, связанные с бесплатным предоставлением жилья государственным служащим, из Федерального бюджета по Федеральной программе "Жилище".

В соответствии пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Свою обязанность по обеспечению определенных законодательством отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, государство не может обременять какими-либо фискальными платежами.

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению, приведен в статье 217 НК РФ и является исчерпывающим.



Согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ в налоговую базу по НДФЛ не включаются все виды компенсационных выплат, связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений или соответствующего денежного возмещения, в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации или решениями представительных органов местного самоуправления.

Отнесение к компенсационным выплат, связанных с бесплатным предоставлением жилья, согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ обусловлено их целевым назначением.

Документ, подтверждающий расходы по приобретению жилого помещения, может быть составлен в любой форме, так как п. 3 ст. 217 НК РФ не содержит требований к оформлению подобного рода документов.

Следовательно, вывод апелляционного и кассационного суда о том, что спорные средства относятся к компенсационным выплатам, связанным с денежным возмещением бесплатного предоставления жилых помещений, не подлежат обложению НДФЛ, является законным.

В судебных актах подчеркнуто, что требования пункта 3 статьи 217 НК РФ Управлением соблюдены, поскольку 350000 рублей получены как установленная действующим законодательством выплата, связанная с денежным возмещением взамен бесплатного предоставления жилых помещений во исполнение Федеральной программы "Жилище" в пределах, установленных главным распорядителем бюджетных средств и в соответствии с действовавшим в тот период законодательством. При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали основания для неприменения к спорным правоотношениям пункта 3 статьи 217 НК РФ.

  1. Облагаются ли ЕСН средства федерального бюджета, выделенные организации на приобретение жилья для работников в целях реализации Федеральной программы "Жилище".

Согласно подпункту 2 пункта 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения.



Письмом от 23 июля 2004 года N 03-05-04/96 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства Финансов Российской Федерации (далее - Департамент) разъяснил: "Оплата за счет средств, выделенных организации из федерального бюджета, частично или полностью стоимости квартиры за работника производится не в качестве оплаты за его труд в организации, в которой он работает, а в качестве поддержки государством граждан, перед которыми государство имеет определенные обязательства в решении их жилищных проблем".

В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

По мнению Департамента, средства федерального бюджета, выделяемые организациям в целях реализации Федеральной программы "Жилище" и направляемые на оплату части или полной стоимости квартиры за работника, не являются объектом налогообложения единым социальным налогом, так как указанная оплата жилья за работника не может быть предметом трудового договора между работодателем и работником.

При анализе названного письма Департамента по вопросу налогообложения ЕСН и уже рассмотренного выше письма данного Департамента от 2 августа 2004 г. N 03-05-01-05/1 по вопросу налогообложения НДФЛ обращает на себя внимание следующий факт, свидетельствующий о противоречивости правовой позиции этого органа, изложенной в двух письмах.

В письме по вопросу обложения ЕСН, адресованному органу федерального казначейства, сотрудники которого являются государственными служащими, Департамент указывает следующее. Средства выделяются организации в соответствии с Федеральной программой "Жилище". Ее целями является обеспечение жильем в наиболее эффективной форме за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в решении их жилищных проблем, через предоставление им субсидий на приобретение жилья, в соответствии с объемом государственных лимитов.

Из совокупности всех вышеперечисленных в данном письме доводов Департаментом делается вывод, что обложение ЕСН выделяемых органу федерального казначейства из федерального бюджета по Программе "Жилище" средств не производится.

В письме же по вопросу обложения НДФЛ Департамент уже указывает на то, что государственные служащие не включены в категорию лиц, которым могут быть предоставлены безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья по Федеральной программе "Жилище", поэтому средства, полученные государственным служащим, рассматриваются в качестве дохода, подлежащего обложению НДФЛ.

  1. В заключение комментируемого дела необходимо остановиться еще на одном принципиальном вопросе.


Арбитражная практика свидетельствует, что необоснованное выделение средств в рамках Программы "Жилище" для приобретения жилья лицам, на которых не распространяется действие указанной Программы, является нецелевым использованием бюджетных средств (см.: Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 марта 1999 г. об отказе в иске администрации г. Десногорска к Управлению федерального казначейства министерства по Смоленской области о признании недействительным представления органа федерального казначейства о возврате ранее взысканных органом федерального казначейства средств федерального бюджета, использованных не по целевому назначению).

Согласно действовавшей на момент рассмотрения дела редакции статьи 267 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных операций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.

В рассматриваемом споре при перечислении денежных средств риэлтеру за приобретение жилья для сотрудника Управления отделение федерального казначейства по г. Архангельску, Приморскому и Соловецкому районам не потребовало перечисления каких-либо налоговых отчислений в бюджет и удержания НДФЛ с выделенной по Программе "Жилище" суммы.

Следовательно, отделение федерального казначейства также посчитало все действия Управления правомерными.