Мудрый Юрист

Понятие наркотизма и его общественно опасные последствия *

<*> Sbirunov P.N. The concept of drug abuse and its socially dangerous consequences.

Сбирунов Петр Никитич, профессор кафедры ВГНА МФ РФ, старший научный сотрудник, доктор юридических наук.

Автор на основе анализа международных правовых актов, действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, результатов проведенных исследований определяет и раскрывает общественную опасность наркотизма, обстоятельно аргументирует авторскую позицию по вопросу об ответственности за незаконное потребление наркотиков и легализации потребления наркотических средств.

Ключевые слова: наркотизм, злоупотребление наркотическими средствами, незаконный оборот наркотиков, наркотические средства, психотропные вещества, аналоги наркотических средств и психотропных веществ, здоровье населения, легализация потребления наркотических средств.

On the basis of international legal acts, normative acts of the Russian Federation, results of made researches the author determines and reveals the social danger of drug abuse, argues in detail his view on liability for illegal drug use and legalization of drugs.

Key words: drug addiction, drug abuse, illegal drug trafficking, drugs, psychotropic substances, health of the population, legalization of drug use.

Наркотизм - это антиобщественное явление, обусловленное неблагоприятными социальными условиями и антиобщественной ориентацией личности, которое выражается в потреблении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без назначения врача, причиняющем вред здоровью человека и представляющем опасность для общества.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" содержит исходные определения наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в т.ч. Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.

Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в т.ч. Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.

Аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.

Наркотические средства, психотропные вещества, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Перечень утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Перечень подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общеизвестно, что любое противоправное деяние объективно общественно опасно. Опасность наркотизма заключается в том, что потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без назначения врача причиняет вред общественным отношениям. Степень общественной опасности деяния определяется величиной причиненного вреда и ценностью поражаемого им общественного отношения. Ответственность за потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предусмотрена ст. 6.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Объект рассматриваемого правонарушения - здоровье населения. Устав ВОЗ определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. По мнению экспертов ВОЗ, лица, страдающие зависимостью от наркотических средств, не могут считаться здоровыми по определению и для восстановления здоровья и социального статуса нуждаются в помощи соответствующих служб <1>.

<1> Серия технических докладов ВОЗ. N 460. Женева, 1974. С. 10 - 11.

Ценность здоровья населения общепризнанна. Статья 41 Конституции России провозглашает право всех граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, государством финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения и т.д. Действия, создающие угрозу для жизни и здоровья людей, влекут за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. К такого рода действиям, бесспорно, относится злоупотребление наркотическими средствами и их незаконный оборот.

Продолжительное влияние наркотических средств на организм человека приводит к ослаблению интеллекта, нарушению памяти, притуплению чувства достоинства и чести, утрате общественно полезных интересов. И.В. Стрельчук, известный ученый в области наркологии, характеризуя опиеманов, отмечал: "Постепенно больные деградируют, опускаются. Круг их интересов суживается. Все помыслы и желания концентрируются вокруг опия и средств на его приобретение. Память больных слабеет. Появляется неустойчивость эмоциональной сферы. Характер больных изменяется, они становятся более замкнутыми, нелюдимыми" <2>. Особенно опасно злоупотребление наркотическими средствами несовершеннолетними и молодежью, поскольку именно в эти годы происходит интенсивный процесс их формирования, усвоения ими социальных норм и ценностей. Ранняя наркотизация затрудняет процесс становления личности, приводит к выпадению ее из социальных отношений и нередко оборачивается подлинной жизненной трагедией.

<2> Стрельчук И.В. Клиника и лечение наркоманий. М., 1956. С. 285.

Злоупотребление наркотическими средствами приводит наркомана к паразитизму. Длительное воздействие наркотиков на организм человека, как правило, заканчивается потерей трудоспособности, это особенно характерно для лиц, злоупотребляющих синтетическими наркотиками (амфетамин, 3-метилфентанил, МДА (тенамфетамин), фенциклидин) и наркотическими средствами, получаемыми из мака: опий-сырец, морфин, кодеин, ацетилированный опий, героин. В результате их регулярного приема в течение нескольких недель может возникнуть физическая и психическая зависимость, ее наличие вызывает комплекс болезненных симптомов. Состояние хронической интоксикации ведет к тому, что наркоманы становятся не способными к общественно полезному труду: не справляются с производственными и учебными заданиями, уклоняются от посещения учебных занятий, нарушают трудовую дисциплину. В свою очередь, нарушения трудовой и учебной дисциплины влекут за собой расторжение трудового договора и исключение из учебного учреждения. Необходимо отметить, что действующее трудовое законодательство (ст. ст. 76 и 81 ТК РФ) обязывает работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника, появившегося на работе в состоянии наркотического опьянения, и предоставляет право работодателю расторгнуть трудовой договор в случае появления работника на работе в состоянии наркотического опьянения. Как показывает практика, наркоманы в дальнейшем не предпринимают попыток трудоустроиться. Результаты конкретно-социологических исследований свидетельствуют, что значительная часть лиц, злоупотребляющих наркотиками, ведет паразитический образ жизни. Так, по данным О.В. Колесник, из числа изученных ею наркоманов 85% нигде не работали и не учились <3>. Изучение нами уголовных дел, возбужденных по фактам хищения и незаконного распространения наркотических средств, показало, что 45,2% осужденных-наркоманов вели паразитический образ жизни. Далее, следует отметить, что и те наркоманы, которые продолжают заниматься общественно полезным трудом, относятся к работе равнодушно, плохо справляются с производственными заданиями, трудятся исключительно из-за денег. На это указывают, в частности, результаты опроса работающих наркоманов, проведенного А.А. Габиани. Установлено, что 35,14% респондентов физически не справляются с работой, 41,89% недовольны тем, что им мало платят, 24,33% - тем, что труд однообразен <4>.

<3> Колесник О.В. Объект преступлений, связанных с наркотическими веществами // Проблемы борьбы с преступлениями против личности и общественного порядка. М., 1977. С. 136.
<4> Габиани А.А. Наркотизм. Тбилиси, 1977. С. 101.

Трудно переоценить роль и значение семьи в воспитании детей, в подготовке их к общественно полезному труду, в формировании всесторонне развитой личности. Злоупотребление наркотическими средствами родителями делает невозможным выполнение возложенной на них конституционной обязанности. Помимо вреда здоровью, который может быть причинен нахождением в состоянии наркотического опьянения в момент зачатия и утробного периода развития ребенка, немедицинский прием наркотиков приводит к тяжелой моральной обстановке в семье. Об этом свидетельствуют результаты опросов наркоманов, абсолютное большинство из них (90,25%) объясняет неблагоприятный моральный климат в семье употреблением ими наркотиков <5>. Все это, конечно, не может не отразиться на формировании психического склада ребенка - он становится эмоционально неуравновешенным, невыдержанным; иногда длительное пребывание в такой обстановке влечет за собой душевные заболевания. Да и само существование семьи при условии наркотизации одного из родителей проблематично. 23,4% обследованных нами потребителей наркотиков считают злоупотребление наркотическими средствами одной из главных причин распада семьи.

<5> Там же. С. 90.

Необходимо отметить, что наркотизация ставит в весьма затруднительное материальное положение лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами. Достаточно сказать, что сегодня наркоману на приобретение наркотиков приходится тратить в среднем несколько тысяч руб. <6>, причем первоначальную дозу наркотика ему с каждым разом приходится повышать из-за возникающей толерантности. Покрывать такие расходы из законных источников (заработная плата, помощь родителей и т.д.) наркоману крайне сложно. К тому же потеря трудоспособности и конфликты с родителями из-за употребления наркотиков лишает его и этих источников. Постоянная и возрастающая потребность в наркотиках, высокие цены и отсутствие денежных средств на их приобретение толкают наркоманов на совершение противоправных действий. Наши исследования показывают, что около 1/3 всех преступлений, совершенных наркоманами, составляют корыстные и корыстно-насильственные преступления. Некоторые из наркоманов, чтобы найти средства для существования и обеспечить себя наркотиками, начинают заниматься их незаконным распространением, совершают хищения наркотических средств или психотропных веществ. Согласно данным И.Н. Дружинина, 34,72% привлеченных к уголовной ответственности за хищение наркотических средств являлись наркоманами <7>.

<6> По оперативным данным, цены "черного рынка" на наркотики (в долларах США) составляют: 1 кг опия-сырца - 5800, 1 кг маковой соломы - 120, 1 гр. кокаина - 190, 1 гр. героина - 200, 1 кг гашиша - 4500, 1 кг марихуаны - 600, 1 гр. морфина - 200, 1 ампула промедола (омнопона) - 4, 1 конвалюта кодтерпина - 6.
<7> Дружинин И.Н. Ответственность за хищение наркотических веществ по советскому уголовному праву: Дис. ... канд. юрид. наук. Харьков, 1980. С. 134.

Злоупотребление наркотическими средствами оказывает негативное воздействие на психическую сферу личности. "Повышенное настроение, эйфоричность, - как пишет И.С. Болотовский, - сочетаются с развязностью, двигательной расторможенностью, грубостью, цинизмом, гиперсексуальностью, возбудимостью, склонностью к конфликтам, вплоть до агрессивных действий по отношению к окружающим" <8>. Как показало изучение нами личности наркомана, 27% всех обследованных совершили противоправные действия под влиянием наркотических средств. По результатам исследования О.В. Колесник, около 30% привлеченных к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотическими средствами, совершили их в состоянии наркотического возбуждения <9>. Раздражительность и вспыльчивость наркомана, особенно в период абстиненции, часто переходят в преступные деяния против жизни и здоровья личности. По данным М.Ф. Орлова, 51% преступлений, совершенных потребителями наркотиков, составляли насильственные преступления: убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования, грабежи, дерзкое хулиганство и т.д. <10>.

<8> Болотовский И.С. Наркомании. Токсикомании. Казань, 1989. С. 58.
<9> Колесник О.В. Уголовно-правовые меры борьбы с наркоманией в СССР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1978. С. 14.
<10> Орлов М.Ф. Наркотизм как одна из причин преступности // Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. Вып. 21. М., 1968. С. 68.

Вред здоровью, паразитизм, разрушение семьи, деградация личности, преступность - вот далеко не полные признаки, из которых складывается общественная опасность наркотизма. Серьезность и масштабность проблем, вызываемых злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом, делают крайне важным разработку всеобъемлющей политики и программ по их противодействию <11>.

<11> В настоящее время разработана и принята Стратегия государственной антинаркотической политики в Российской Федерации до 2020 года, генеральной целью которой является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства. См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года".

Вместе с тем необходимо отметить, что в политике в области противодействия злоупотребления наркотическими средствами имелись отступления по усилению борьбы с наркоманией: в нашей стране существовал более чем десятилетний период легализации потребления наркотических средств, который начался в 1990 г. и закончился в 2002 г., когда был введен в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, установивший административную ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 25 октября 1990 г. потребление наркотических средств без назначения врача и принудительное лечение наркоманов признано неконституционным и противоречащим международным актам о правах человека. Основной аргумент в пользу такой позиции, по мнению разработчиков данного документа, заключается в том, что здоровье - категория личная, его сохранение и укрепление - право, но не обязанность гражданина. По этой причине уклонение от лечения наркомании, если оно не сопряжено с систематическим нарушением общественного порядка или ущемлением прав других лиц, а также употребление наркотиков само по себе не должно рассматриваться в качестве административного правонарушения или преступления <12>.

<12> Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 47. Ст. 1001.

Опираясь на позицию Комитета конституционного надзора СССР, российский законодатель внес изменения в диспозиции статей Уголовного кодекса РСФСР и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, исключающие ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача <13>.

<13> Закон РСФСР от 5 декабря 1991 г. "О внесении изменений и дополнений в УК РСФСР, УПК РСФСР и КоАП РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1867.

По нашему мнению, такое решение не вполне соответствовало международным правовым актам, действующему законодательству, современному состоянию незаконного оборота наркотиков и их злоупотребления, а также борьбы с ними.

Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. признает, что злоупотребление наркотическими средствами и их незаконный оборот представляют собой серьезную угрозу для здоровья и благополучия людей и оказывают отрицательное воздействие на экономические, культурные и политические основы общества. Международное сообщество наций рассматривает злоупотребление наркотиками (незаконный спрос) в качестве финансовой почвы для их незаконного оборота и предлагает всем сторонам принимать надлежащие меры, направленные на ликвидацию или сокращение незаконного спроса на наркотические средства и психотропные вещества <14>.

<14> Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Вена, 1988. С. 1 - 2.

Ограничение применения наркотических средств лишь медицинскими и научными целями, с точки зрения Международного комитета по контролю над наркотиками, продиктовано гуманными соображениями, в частности, необходимостью защиты отдельных лиц от рабской зависимости от наркотиков и защиты общества от безответственного поведения отдельных лиц, находящихся в состоянии наркотической интоксикации. Положения международных договоров о контроле над наркотиками, ограничивающие использование наркотиков лишь медицинскими и научными целями, следует рассматривать как "ограничивающие" свободу выбора поведения таким же образом, как и правила дорожного движения, как ограничения, касающиеся приобретения оружия, яда и других опасных веществ, или как положения, регламентирующие выписывание рецептов, отпуск и применение фармацевтических препаратов. Цель запрета на использование наркотиков в немедицинских целях заключается в защите благополучия отдельных граждан и общества в целом и, естественно, не является попыткой ограничить права человека. Предупреждение злоупотребления наркотиками с помощью национальных и международных мер по контролю над наркотиками и сокращению спроса, напротив, следует рассматривать как одно из основных прав человека и общества <15>.

<15> Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 1994 год. Нью-Йорк, 1995. С. 4.

В Западной Европе произошло важное изменение в позиции сторонников легализации наркотиков, являющихся предметом злоупотребления. До недавних пор они выступали за дифференцированное отношение к употреблению каннабиса (препараты конопли) и других наркотических средств. Позиция их заключалась в том, что следует сохранить ограничения в отношении немедицинского использования "жестких" наркотиков (например, опиатов), в то время как с употреблением каннабиса обществу следует смириться. В качестве примера приводилась эффективность политики Нидерландов, которая состояла в дифференцированном отношении к употреблению каннабиса и немедицинскому использованию других наркотиков. Однако вопрос о практической целесообразности такой позиции является спорным. Страны, в которых проявляется терпимость к распространению каннабиса, привлекают к себе торговцев другими наркотиками и наркоманов. В результате этого в таких странах легкодоступными оказываются все виды наркотиков. Этот факт, видимо, оказал влияние на позицию сторонников легализации. Они уже не делают акцент на дифференцированном подходе к употреблению каннабиса и других наркотиков; теперь они предлагают обществу смириться с немедицинским использованием всех наркотиков и легализовать его в целом на европейском континенте, а основные усилия направить на ограничение и смягчение пагубных последствий злоупотребления наркотическими средствами. Чем это закончится, нетрудно догадаться.

Легализация немедицинского использования наркотиков приведет к повышению спроса (уже не будет существовать "незаконного" употребления наркотиков), что, в свою очередь, создаст благоприятную почву для активизации противоправной деятельности наркодельцов. Замена деятельности по сокращению спроса деятельностью по ограничению пагубных последствий наркотизации неизбежно окажет негативное влияние на эффективность программ борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами в целом и ликвидации одного из основополагающих элементов первичной профилактики - ограничения доступности наркотиков.

Красноречивым примером последствий практически неконтролируемого предложения и злоупотребления наркотиками является положение, сложившееся в некоторых крупных городах Европы, таких как Цюрих. Проявление на протяжении многих лет терпимости по отношению к торговле и употреблению наркотиков в определенных районах Цюриха привело к тому, что он стал притягивать наркоманов, а также торговцев наркотиками из многих районов Швейцарии и других стран, в результате возникла ситуация, которую власти не могут контролировать.

Позиция невмешательства привела к расширению масштабов злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. Попытки ввести по предложению некоторых местных сил Швейцарии практику законного распространения героина среди широкого круга наркоманов без учета долговременных последствий этого шага для отдельных лиц и общества в целом, как считает Международный комитет по контролю над наркотиками, являются довольно рискованным предприятием <16>.

<16> Там же. С. 59.

Действующее российское законодательство практически все незаконные действия по обращению с наркотиками признает либо преступлением, либо административным правонарушением (ст. ст. 228, 228.1, 228.2 УК РФ; ст. 6.8 КоАП РФ). В их число входит изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и сбыт наркотических средств. Трудно представить, что лицо, допускающее немедицинское употребление наркотиков, перед их приемом не совершило бы хотя бы одно из перечисленных выше действий. Практика показывает, что преступность - объективный атрибут злоупотребления наркотиками. Поэтому думается, что позиция сторонников легализации наркотиков об отмене юридической ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ не может быть признана нормальной.

Считаем также необходимым напомнить о той тревоге и озабоченности, которая возникла в высших структурах власти после принятия заключения Комитета конституционного надзора СССР о необходимости исключения юридической ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача. Понимая, что правоохранительные органы останутся без правовых средств воздействия на лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, и будут не в состоянии контролировать наркотическую ситуацию в стране, руководители высших органов власти страны стали инициаторами движения за сохранение в законодательстве полностью или частично правовых норм, предусматривающих наказание за немедицинское употребление наркотических средств. С этой целью была создана рабочая группа, состоящая из научных и практических работников различных министерств и ведомств, членом которой был автор. Выдвигались различные предложения. С нашей стороны было предложено не критиковать решение Комитета и не предпринимать усилий по его пересмотру, а сконцентрировать внимание на изменениях и дополнениях в законодательство, которые позволяли бы вмешиваться и регулировать сферу злоупотребления наркотическими средствами. Рекомендовалось, в частности, изменить и дополнить действующие правовые нормы об ответственности за немедицинский прием наркотических средств положениями, учитывающими обстоятельства совершения правонарушений и лиц, их совершивших. Иными словами, предлагалось отказаться от безусловного запрета и связать наступление юридической ответственности только с наличием обстоятельств, перечисленных в законе: например, потребление наркотических средств без назначения врача в учебном заведении, исправительном учреждении, в общественных местах или лицом, ранее привлекавшимся к юридической ответственности за правонарушения, связанные с наркотиками. К сожалению, выдвинутые предложения долгое время оставались невостребованными.