Мудрый Юрист

Преступное "бегство" капиталов за границу практика правоохранительных органов

В настоящее время меры уголовно-правовой борьбы против преступной утечки капиталов за рубеж малоэффективны <*>. В рамках обобщения судебной и следственной практики по делам о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте было изучено 54 уголовных дела, возбужденных по ст. 193 УК РФ. В 2002 г. по ним вынесено всего 5 обвинительных приговоров суда. К сожалению, и эти "уникальные" судебные акты нельзя назвать законными и обоснованными с позиции, как минимум, квалификации преступлений.

<*> См., например: информация Генеральной прокуратуры о практике по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 193 УК РФ // Бюллетень ГП РФ 2001. N 1.

Из 54 уголовных дел 42 были прекращены по различным основаниям. Из них по нереабилитирующим - 31 дело. Анализ показал, что ни одно из правовых решений о прекращении уголовных дел вследствие акта амнистии (19 дел), за изменением обстановки (8 дел) и за истечением сроков давности (4 дела) нельзя назвать обоснованным. Например, по всем делам не были собраны достаточные доказательства вины руководителя организации. Таким способом правоохранительные органы создают видимость "благополучной отчетности" в отношении борьбы с этими преступлениями. Характерно, что по всем таким делам обвиняемые признавали свою вину полностью.

Наряду с неудачной, по мнению практических работников, конструкцией состава преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, сложностью и противоречивостью норм законодательства, к которым отсылает бланкетная диспозиция статьи, существуют проблемы, связанные с низким профессиональным уровнем правоприменителей, проблемами организационного и методического характера.

Кратко обозначим лишь некоторые из таких проблем.

  1. Соответствующими ведомствами оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) проводятся, дела о нарушении таможенных правил (НТП) заводятся, а уголовные дела возбуждаются крайне несвоевременно, когда, как правило, уже нет реальной возможности ни возвратить валютные средства, ни изобличить преступников, т.е. в то время, когда уже весьма затруднительно получить необходимые доказательства, такие как сведения о наличии умысла на невозвращение и сопутствующие преступления.

Исследование показало, что во всех случаях возбуждению уголовного дела предшествовали проверка по линии валютно-экспортного контроля и заведение таможенным органом дела о НТП по ст. ст. 16.7, 16.8 КоАП РФ. В 34 случаях уголовное дело было возбуждено более чем через год после истечения предельного срока возврата валюты. По 41 делу предприятие уже прекратило свое существование, по 31 делу не было имущества, подлежащего аресту, по 21 не было установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, либо оно было объявлено в розыск.

  1. Правоохранительными органами не распознаются и не оцениваются признаки сопутствующих преступлений. Как показал анализ, по подавляющему большинству изученных дел правовые решения принимались только по признакам ст. 193 УК РФ. Тем не менее в сведениях из материалов дел отчетливо усматривались признаки преступлений, предусмотренных ст. ст. 159, 160, 165, 171, 173 - 177, 188, 194 - 199, 201, 204, 285, 289 - 292, 325, 327 УК РФ и других преступлений <*>.
<*> Бегству капиталов за границу, как правило, сопутствует целый спектр преступлений, совершаемых их собственником или владельцем. Капиталы же эти часто возникают в результате совершения преступлений в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ).

В делах и материалах по фактам "бегства" капиталов за границу большинство посягательств, прежде всего в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ), против собственности (гл. 21 УК РФ), служебных преступлений (гл. 23 и 30 УК РФ) и др., правоприменителями не усматриваются, им не дается правовая оценка.

  1. ОРМ, дознание, расследование проводятся исключительно в рамках одного ведомства, т.е. одним из правоохранительных органов: ГТК, ФСБ, МВД России или прокуратурой. Взаимодействие в раскрытии и расследовании дел данной категории осуществляется на ненадлежащем уровне. МСОГ создаются крайне редко. Соответственно, не используются в должной мере организационные, процессуальные и информационные возможности компетентных подразделений, знания и навыки специалистов в различных сферах экономики, таможенного дела, валютного законодательства, ОРД и пр.
  2. Органами дознания и следствия неправильно квалифицируются деяния, подпадающие под признаки преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ. Речь идет о следующих ошибках: неправильная правовая оценка признаков специального субъекта преступления, субъективной стороны; вопреки распространенному заблуждению, отсутствие корыстных и других мотивов у виновного не влияет на квалификацию преступления; невозвращение по импортным, бартерным и другим сделкам ошибочно не оценивается как преступное; и многое другое.

Эти и другие проблемы предопределяют необходимость сформулировать принципы выявления и расследования преступного невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте:

  1. Необходимость выявления не единичных преступлений, предусмотренных ст. 193 УК РФ, а их совокупностей с "сопутствующими" преступлениями.

Преступления, предусмотренные ст. 193 УК РФ, сложны в квалификации и доказывании, в том числе из-за несовершенства самой нормы и противоречий таможенного и валютного законодательства. Именно поэтому наиболее эффективными представляются целенаправленная деятельность правоохранительных подразделений по выявлению признаков целого комплекса упомянутых выше преступлений, возбуждение уголовного дела по нескольким статьям УК РФ, т.е. по ст. 193 УК РФ и "сопутствующим" преступлениям либо дополнение квалификации по уже возбужденному делу.

Расследование уголовного дела только по ст. 193 УК РФ, предъявление обвинения только в совершении этого преступления, направление такого дела в суд следует оценивать как ситуацию повышенного риска, более чем вероятным последствием которого может стать вынесение оправдательного приговора. Только наличие "поддерживающей совокупности" создает стороне обвинения "судебную перспективу" для дела.

Опытным практическим работникам известно, что такая "поддерживающая совокупность" дает дополнительные уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, тактические "преимущества":

такие преступления, как хищения, незаконное предпринимательство, подделка документов, легализация (отмывание) денег и др., часто не так сложны в квалификации и доказывании;

в связи с альтернативной подследственностью преступлений есть основания для создания МСОГ. В проведении комплексов следственных действий и ОРМ могут быть задействованы подразделения МВД, ФСБ, таможенных органов, следователи прокуратуры;

различные категории преступлений (по степени тяжести), образующие совокупность, дают основания для выбора "адекватных" мер пресечения, основания для проведения ОРМ <*>;

<*> Например, оперативный эксперимент может быть проведен только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления (ч. 8 ст. 8 Закона об оперативно-розыскной деятельности). Невозвращение валюты относится к преступлениям средней тяжести.

по законодательству многих зарубежных стран невозвращение валюты не является преступным, что влечет отказ в оказании правовой помощи. При наличии "поддерживающей совокупности" имеются значительно более весомые аргументы для выполнения международных следственных поручений (МСП);

позиция стороны защиты в отношении обвинения по ст. 193 УК РФ прямо связана с наличием (отсутствием) доброкачественных доказательств по другим статьям обвинения;

у суда имеются основания для назначения справедливого, соразмерного наказания по совокупности преступлений (ст. 69 УК РФ).

  1. Приоритет оперативно-розыскных методов выявления и пресечения преступного невозвращения на стадии до возбуждения уголовного дела.

Такой приоритет обусловлен следующими причинами:

на этапе до возбуждения уголовного дела заинтересованные лица еще не подозревают о том, что против их преступных планов может проводиться целенаправленная работа. Поэтому их бдительность пока притуплена. Преступники не особо скрывают подготовительную преступную деятельность, в том числе создание лжефирмы, открытие счетов в зарубежных банках, подделку, подлог документов и т.д. Еще не "подался в бега" истинный организатор преступления - владелец будущей валютной выручки и есть возможность обратить взыскание на имущество организации, возместить государству и потерпевшим причиненный вред либо предотвратить его;

как уже отмечалось, сложнейшей проблемой доказывания является установление умысла виновного. Невозвращение валюты - это преступление, которое, как правило, совершается с заранее обдуманным умыслом. Заранее - значит еще на этапе до и во время заключения внешнеэкономической сделки, подписания контракта. Именно на этой стадии ведутся переговоры и переписка об условиях сделки, в том числе о невозвращении валюты, открываются тайные счета в иностранных банках, обеспечиваются способы сокрытия преступления и т.д. Таким образом, на этом этапе есть реальная возможность получить и закрепить доказательства умысла.

  1. Необходимость своевременного возбуждения уголовного дела желательно до истечения срока возврата валютной выручки.

Обычно с момента возникновения сговора преступников на невозвращение, подписания контракта и до начала уголовного преследования проходит от полутора лет и более, поэтому о результативности уголовного преследования не может быть речи.

Работникам правоохранительных органов необходимо реализовывать свои мероприятия в кратчайшие сроки и до истечения предельного срока возврата валюты. Для этого необходимо:

знать типичные способы совершения и сокрытия преступлений, связанных с "бегством" капитала;

знать и целенаправленно выявлять признаки (следы) противоправной деятельности;

ориентироваться в особенностях квалификации преступлений, совершаемых соответствующими способами;

использовать методику выявления и расследования этих преступлений.

Например, способ совершения преступления - хищение руководителем валютных средств организации, перечисленных за границу по импортному контракту, которое прикрывается ссылками на непредвиденное неисполнение нерезидентом своих обязательств по сделке.

Способы сокрытия преступления:

в контракт вводятся заведомо неэффективные способы обеспечения исполнения обязательств, например, поддельная банковская гарантия;

организация обращается в ЦБР за получением лицензии на продление срока поступления валютной выручки, даже если такая лицензия заведомо не будет дана.

Признаки (следы преступления):

для осуществления конкретной внешнеэкономической сделки создана фирма-однодневка;

в контракте неподробно описаны значимые условия сделки: вопросы цены и качества товара, сроки поставки, условия платежа, вопросы разрешения споров и т.п.;

резидент в контракте берет на себя явно невыгодные обязательства, не обеспечивает для себя обычных в деловом обороте гарантий своих интересов, заключает импортный (экспортный) контракт с предоплатой (предварительной поставкой товара) с неизвестной или явно несостоятельной иностранной фирмой;

если по ранее заключенному контракту с этим нерезидентом валютная выручка уже не поступала или поступала не в полном объеме, а резидент продолжает исправно исполнять свои обязательства;

перемещаемые товары (переводимая валюта) имеют незаконное происхождение;

перемещение товара (денег) организовано непосредственно после получения кредита (прежде всего, если кредит получен незаконным путем) в преддверии преднамеренного (фиктивного) банкротства и т.п.;

у соответствующего руководителя имеются личные счета за границей, есть сведения о его заинтересованном участии в деятельности иностранного партнера (например, в качестве учредителя и т.п.);

этот руководитель часто выезжает за границу, где представители нерезидента встречают его с соответствующими почестями и расходами <*>.

<*> Подробно о способах совершения и сокрытия преступлений, их признаках см.: Гармаев Ю.П. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте: Уголовно-правовая, криминалистическая и оперативно-розыскная характеристика, основы методики расследования. М., 2001.

Основы методики расследования. Далее деятельность работников правоохранительных органов может быть реализована по следующей программе:

---------------¬  --------------¬  -----------¬  --------¬  ----------¬
¦Целенаправ- ¦ ¦Выявление ¦ ¦Распоз- ¦ ¦Прове- ¦ ¦Возбуж- ¦
¦ленный анализ ¦ ¦признаков ¦ ¦навание ¦ ¦дение ¦ ¦дение ¦
¦сферы ВЭД ¦ ¦преступлений,¦ ¦способа ¦ ¦ОРМ, ¦ ¦уголов- ¦
¦региона с ¦ ¦т.е. деятель-¦ ¦невоз- ¦ ¦направ-¦ ¦ного ¦
¦целью установ-¦ ¦ности, на- ¦ ¦вращения ¦ ¦ленных ¦ ¦дела ¦
¦ления ¦ ¦правленной ¦ ¦и сопут- ¦ ¦на пре-¦ ¦не толь- ¦
¦признаков ¦ ¦на невозвра- ¦ ¦ствующих ¦ ¦сече- ¦ ¦ко по ¦
¦невозвращения ¦ ¦щение и со- ¦ ¦преступ ¦ ¦ние ¦ ¦ст. 193 ¦
¦и сопутствую- +--+путствующие +--+лений, же-+--+невоз- +--+УК РФ, но¦
¦щих преступле-¦ ¦преступления ¦ ¦лательно ¦ ¦враще- ¦ ¦и по при-¦
¦ний либо ана- ¦ ¦ ¦ ¦на ста- ¦ ¦ния ¦ ¦знакам ¦
¦лиз данных ¦ ¦ ¦ ¦дии до ¦ ¦и со- ¦ ¦сопут- ¦
¦из уже имею- ¦ ¦ ¦ ¦истечения ¦ ¦пут- ¦ ¦ству- ¦
¦щихся уголов- ¦ ¦ ¦ ¦предель- ¦ ¦ству- ¦ ¦ющих ¦
¦ных дел (дел ¦ ¦ ¦ ¦ного сро- ¦ ¦ющих ¦ ¦преступ- ¦
¦оперучета), ¦ ¦ ¦ ¦ка. "Пред-¦ ¦прес- ¦ ¦лений ¦
¦возбужденных ¦ ¦ ¦ ¦варитель- ¦ ¦тупле- ¦ ¦и далее ¦
¦(заведенных) ¦ ¦ ¦ ¦ная" ква- ¦ ¦ний, ¦ ¦в соот- ¦
¦по признакам ¦ ¦ ¦ ¦лификация ¦ ¦фикса- ¦ ¦ветствии ¦
¦других прес- ¦ ¦ ¦ ¦содеян- ¦ ¦цию бу-¦ ¦с методи-¦
¦туплений ¦ ¦ ¦ ¦ного ¦ ¦дущих ¦ ¦кой ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦доказа-¦ ¦расследо-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тельств¦ ¦вания ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------- L-------------- L----------- L-------- L----------

Для внедрения в практику обозначенных подходов нужно сформировать соответствующие уголовно-правовые, криминологические и криминалистические характеристики преступной деятельности, связанной с "бегством" капиталов за границу, а на их основе - частные методики расследования, строящиеся по принципу: "если имеются такие-то признаки, то, вероятно, совершены такие-то виды преступлений, такими-то способами, такими-то лицами и, вероятно, могут быть оставлены такие-то следы...". И далее: "... если это так, то необходимо установить такие-то обстоятельства, квалифицировать деяния, вероятно, по таким-то статьям УК РФ, составить такой-то план, выполнить его, и т.д." <*>.

<*> Далее частная методика как совокупность рекомендаций, советов может предложить пользователю вернуться к предыдущим "звеньям" программы.

Необходимо признать, что криминалистика ни на научном (теоретическом и методологическом), ни на организационном уровне пока не готова в массовом порядке производить "продукт" - методики расследования - с такими характеристиками. Но процесс все же идет и качество методических рекомендаций постоянно повышается.

Однако возникает организационная проблема, решение которой - важнейшая задача не только наук "криминального цикла", но и всех заинтересованных правоохранительных ведомств. Пора признать, что факт опубликования научных рекомендаций в виде книги и даже рассылка ее внушительным тиражом в правоохранительные подразделения еще не гарантирует надлежащее "потребление научного продукта" практикой.

Пожалуй, авторам рекомендаций стоило бы самим проводить выездные обучающие семинары в региональных подразделениях, с использованием "административного ресурса" ведомства, мониторингом результатов проведения занятий и использования их результатов в деятельности по борьбе с преступностью.