Мудрый Юрист

Организация полиции пензенской губернии во второй половине XIX - начале XX века *

<*> Sharikov P.A. The police organization in Penza region during the second half of 19th century - the beginning of the 20th century.

Шариков Петр Анатольевич, аспирант кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского.

В статье рассматривается процесс реформирования российской полиции во второй половине XIX - начале XX века. Организация полиции в этот период времени показана на примере Пензенской губернии.

Ключевые слова: реформа, организация, полиция, правопорядок, губерния, уезд, должность.

The process of police reformation in second half of 19 century to the beginning of 20 century is considered in the article. The police organization is shown on Penza province.

Key words: reform, organization, police, law and order, province, district, post.

Реформаторы правоохранительных органов во второй половине XIX века пришли к выводу, что невозможно было модернизировать структуру полиции без внесения изменений в организацию и полномочия других органов власти и управления. На это неоднократно указывали практически все инициаторы полицейских реформ. Реформа полиции требовала комплексного и "весьма осторожного подхода", и многие государственные и общественные деятели, признавая насущность и актуальность реформирования полиции в России, заявляли, что подобная мера должна вызвать изменения в местном управлении, судебных учреждениях, финансах "и во всех сторонах жизни общества".

Пензенская губерния была в числе 44 губерний Российской империи, где в 1862 г. произошли преобразования в полиции. По Правилам 1862 г. бывшие земские и городские полиции объединялись в одно общее уездное полицейское управление. Вместо выборных земских исправников назначались исправники "от правительства" (губернаторы). Указом от 25 декабря 1862 г. предлагалось осуществлять наиболее строгий отбор кандидатов из дворян на эту должность. Общее же присутствие уездного полицейского управления работало в составе исправника, его помощника и выборных сословных заседателей (от дворян, горожан и сельских обывателей).

Уездный исправник по законодательству являлся председателем общего присутствия уездного полицейского управления и начальником уездной полиции, которому подчинялись все полицейские чиновники в уезде, и он принимал окончательное решение по всем входящим в компетенцию полиции вопросам. В городах, где сохранялась городская полиция, учреждались городские полицейские управления. По Положению от 3 июня 1837 г. сохранялось деление на станы. В каждый из станов губернатор назначал становых приставов <1>. По ст. 16 Правил кроме станов более мелкими полицейскими территориальными единицами уезда являлись участки (сотни) и селения <2>. В городах, посадах и местечках вводились должности городских приставов, их помощников и полицейских надзирателей. При уездном полицейском управлении создавалась канцелярия, которая возглавлялась секретарем, а также учреждались должности рассыльных. К ведению полицейских управлений и подчиненных им лиц относилось: наблюдение за исполнением законов, охранение безопасности и дел общественного благоустройства; исполнение обязанностей по делам казенного управления и общественного хозяйства; исполнение обязанностей по делам судебного ведомства и исполнение обязанностей по делам военного ведомства.

<1> Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968. С. 232.
<2> Андреевский И.Е. Русское государственное право. Т. 1. Ч. 1. СПб., 1866. С. 398.

На примере Пензенского уезда возможно рассмотреть состав полицейского управления в те времена. Уездных исправников, их помощников, регистраторов, секретарей было по одному человеку на уезд, а столоначальников - 2 человека <3>. Исключением являлись Городищенский, Инсарский и Краснослободский уезды, которые делились не на два стана, как остальные, а на три. В Российской империи города делились в зависимости от численности населения на разряды. Пенза относилась к городам 3 разряда (численность населения от 30 до 100 тысяч человек). По состоянию на 60-е годы XIX века в Пензе проживало более 30 тысяч человек. В состав Пензенской городской полиции входили: полицмейстер - 1 человек (3 разряда), помощник полицмейстера - 1 человек (3 разряда), приставы - 4 человека (3 разряда) и 9 человек (4 разряда), помощники пристава - 5 человек (3 разряда) и 4 человека (4 разряда), полицейские надзиратели - 22 человека (3 разряда) и 16 человек (4 разряда), смотритель арестантских помещений - 1 человек (3 разряда), пешие городовые - 224 человека (3 разряда) и 205 человек (4 разряда), полицейские служители - 11 человек (3 разряда) и 9 человек (4 разряда), полицейские рассыльные - 6 человек (3 разряда) и 9 человек (4 разряда), начальник сыскного отделения - 1 человек (3 разряда), помощник начальника сыскного отделения - 1 человек (3 разряда), чиновник, заведующий регистратурой - 1 человек (3 разряда), фотограф - 1 человек (3 разряда), надзиратели сыскного отделения 1 разряда - 3 человека, надзиратели сыскного отделения 2 разряда - 4 человека, письмоводитель сыскного отделения - 1 человек (3 разряда), секретарь - 1 человек (3 разряда), столоначальники - 3 человека (3 разряда), журналист - 1 человек (3 разряда), бухгалтер - 1 человек (3 разряда), письмоводители приставов - 4 человека (3 разряда) и 9 человек (4 разряда) <4>.

<3> ГАПО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 6931. Л. 1.
<4> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 261. Д. 215. Л.л. 1 - 10.

В Пензенской губернии не было некоторых должностей, которые существовали в городах 1 и 2-го разрядов. Это унтер-офицеры, конная стража, начальник и офицеры резерва, помощник столоначальника <5>.

<5> Грачев А.А. Губернское правление, канцелярия губернатора и полиция в системе государственного управления Пензенской губернии в начале 20 века: Дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 2002.

Выход в январе 1864 г. Судебных уставов и Устава уголовного судопроизводства существенно конкретизировал обязанности и полномочия полиции в области предварительного следствия, дознания и других процессуальных действий. Согласно Уставу уголовного судопроизводства полиция могла самостоятельно и напрямую участвовать в судебной деятельности <6>. Это регламентировалось ст. 48, 49, 250 - 261, 483, 965, 971. Статьи 56, 380, 394, 581 определяли участие полиции в доставлении "повестки" о вызове и приводе ответчика в суд.

<6> Седунов А.В. Российская полиция во второй половине 19 - начале 20 века: сфера компетенции, отношение к службе, реформирование // История государства и права. 2005. N 3. С. 41 - 43.

Следственные действия на своем участке следователь должен был совершать самостоятельно, к ним могли прикомандировываться кандидаты на судейские должности. Следователь самостоятельно проводил все необходимые следственные действия, допросы обвиняемых, свидетелей, потерпевших, принимал решение об избрании меры пресечения, назначении экспертизы, осмотре вещественных доказательств, проведении обысков и выемок, имел право привлекать в необходимых случаях для помощи чинов полиции <7>.

<7> Фролов В.В. Изменение правоохранительной системы в России во второй половине 19 века // История государства и права. 2006. N 7. С. 26 - 27.

Прокурор имел право привлечь к ответственности полицейских "за упущение и беспорядки по следственной части", о чем ставил в известность полицмейстера. В особых случаях, связанных с преступлениями по должности, прокурор был вправе ставить перед полицейским руководством вопрос об увольнении и заключении под стражу виновного (ст. 487 - 490). Однако полиция кроме участия в судебном производстве по Уставам 1864 г. продолжала сохранять свое значение административного органа власти, имеющего возможность привлекать к ответственности во внесудебном порядке. Устав уголовного судопроизводства запрещал полиции самостоятельное производство обысков и выемок. Основная нагрузка подобного рода ложилась на судебного следователя, до прибытия которого принимались меры сохранения в неприкосновенности места происшествия. Только в случаях поимки с поличным, а также реальной перспективы утраты оставленных следов полиция уполномочивалась на проведение всех неотложных следственных действий: осмотров, освидетельствований, обысков, выемок, допросов. Полиция контролировала количество оружия в руках населения. По делам, связанным с незаконным обращением оружия, полиция ограничивалась простыми протоколами "об отобрании у таких-то лиц такого-то оружия", "не вникали в область дознания, хотя бы опросом обвиняемых и свидетелей".

В 1873 г. министр внутренних дел представил в Государственный Совет новый проект о переустройстве полиции. Предполагалось упразднение существующих в некоторых городах полицейских команд, коллегиальный состав уездных полицейских управлений, должностей тысяцких и сотских, а также объединение полиции в уездах, уездных городах, посадах и местечках под властью исправников с переименованием их в уездные начальники. Государственный Совет все же счел необходимым сохранить институт сотских, при условии улучшения личного состава и установления лучшего контроля властей за их назначением <8>.

<8> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 367. Л. 134.

В Пензенской губернии после военной реформы 1874 г. был введен принцип вольного найма чинов полиции по контракту, позволивший отказаться от принятия на службу исключительно солдат и унтер-офицеров, ставших негодными после 25 лет службы в полевых войсках.

В 1878 г. приставы получили помощников в лице урядников. На этих полицейских чиновников легла основная тяжесть производства дознаний по уголовным делам и многие другие обязанности: наблюдение за поведением обывателей во время церковных служб, пресечение антиправительственных действий и слухов, контроль за ношением оружия, исполнением правил питейной торговли (продажа спиртного с 7 утра и до 22 (в селах) - 23 часов вечера (в городах) в будние дни, в праздничные и воскресные - по окончании литургии; в местах реализации спиртного не допускались музыка, азартные игры). В распоряжении урядников находились сотские и десятские.

Законченное урядниками дознание начальник уездной полиции передавал судебному следователю с сообщением об этом прокурору. Основной формой работы урядников являлось патрулирование обслуживаемой территории, при этом особое внимание уделялось наиболее посещаемым (базары, площади и пр.) и "глухим" местам. Не менее сложной задачей являлся негласный надзор урядников за "официальными" и "неофициальными" (ведущими подозрительный образ жизни, еще не пресеченный компетентными органами) подопечными. Урядник, проживавший на территории вверенного ему участка, отлучался с него только с разрешения непосредственного начальника.

В Пензенской губернии насчитывалось 212 урядников <9>. В каждом стане количество урядников зависело от его территории. В Пензенской губернии, к примеру, в Городищенском уезде было 29 урядников, Наровчатском - 14, Инсарском - 26, Керенском - 19, Краснослободском - 20, Мокшанском - 20, Нижнеломовском - 24, Саранском - 29, Чембарском - 31.

<9> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 367. Л. 134.

Весьма обширные полномочия имела полиция в вопросах, связанных с контролем за "общественной нравственностью и благопристойным поведением подданных". В 1881 г. административная юрисдикция полиции была еще более расширена изданием Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. По этому Положению предполагалось объявление тех или иных местностей империи на "исключительном положении", которое расширяло пределы административно-полицейских органов.

12 июля 1889 г. принимаются положения о земских участковых начальниках и об устройстве судебной части в местностях, где действовало это положение <10>. Земский начальник теперь во время отсутствия на месте уездного исправника и станового пристава нес все обязанности полицейской власти как по охране благочиния, безопасности и общественного порядка, так и по предупреждению и пресечению преступлений и проступков. В его компетенцию теперь стало входить руководство действиями волостных старшин, сельских старост, а также нижних чинов уездной полиции, таких, как полицейские урядники, сотские и десятские на территории всего участка, включая владельческие земли.

<10> ПСЗ. Собр. 2-е. Т. 16. 1892. N 4.1.

По утверждении мнения Государственного Совета от 8 июня 1889 г. общее присутствие уездного полицейского управления упразднялось и органом уездной полиции становилось уездное управление. Во главе этого уездного управления находился назначаемый губернатором уездный исправник <11>.

<11> ПСЗ. Т. 9. N 6087.

По решению Государственного Совета от 1 февраля 1899 г. были введены должности полицейских надзирателей. 16 сентября 1900 г. в Пензенскую губернию поступил циркуляр Департамента полиции "Об усилении состава полиции в районах промышленных заведений". В этом циркуляре давались указания по работе полицейских надзирателей в фабрично-заводских районах. Полицейские должны были предупредить или же и вовсе предотвратить возможные волнения или стачки среди рабочих на фабриках и заводах. На 5 фабриках Пензенской губернии находилось по одному фабрично-полицейскому уряднику. Их жалование составляло по 250 рублей в год (по Закону от 1 февраля 1899 г.), и они могли пользоваться квартирами от фабрик.

С наступлением XX века начинается реформирование сельской полиции, направленное на полное ее отделение от местных общественных органов. В связи с этим происходит упразднение полицейских сотских и десятских. Они заменяются особыми сельскими стражниками. Во всей империи начальником стражи был министр внутренних дел, в губернии - губернатор, в уезде - уездный исправник, а в стане - становой пристав. Уездная полицейская стража состояла из урядников и стражников, которые числились на городской службе. В каждой волости состоял урядник, имевший постоянное место жительства в том поселении, где находилось волостное управление. Стражники состояли в отрядах и частично размещались по участкам в помощь урядникам. Урядники и стражники состояли в непосредственном подчинении у становых приставов, от которых получали приказания и распоряжения. Для нормального функционирования полиции на местах Министерство внутренних дел издает инструкцию "для стражников уездной полицейской стражи". В этой инструкции очень подробно расписывались права, обязанности и ответственность стражников. Стражники были обязаны присутствовать в местах скопления народа, охранять общественный порядок и предупреждать беспорядки. Полицейские стражники также были обязаны следить за противопожарной безопасностью, за состоянием дорог, чистотой на улицах, качеством питьевой воды, а также за процессом торговли. В необходимых случаях они должны были оказывать и медицинскую помощь. Обязанности полицейской стражи заключались также в охранении спокойствия личной и имущественной безопасности граждан, предотвращении и обнаружении действий, запрещенных уголовным законодательством, наблюдении за исполнением законов и постановлений. Обо всех происшествиях стражники обязаны были докладывать уряднику. Для стражников предусматривались меры дисциплинарной ответственности. Если стражник нарушал действующее законодательство, он подлежал либо выговору, либо аресту до 7 суток, либо переводу с вышестоящей должности на более низкую, либо его увольняли со службы. Законодательство предусматривало вычеты из содержания урядников и стражников. Были разработаны специальные инструкции.

В июле 1903 г. пензенский губернатор разослал становым приставам предписания, составленные на основе циркуляра МВД, в которых требовал представить документы о необходимом количестве полицейских должностей для каждого стана <12>. Руководство пензенской полиции стремилось к тому, чтобы составлять штаты по инициативе снизу. В уездах количество штатных единиц было неодинаковым. В Саранском уезде появилось 29 вакантных должностей урядников и 52 должности стражников. В Нижнеломовском - 29 должностей урядников и 55 должностей стражников. Количество проживающих в данной местности жителей диктовало необходимость набора определенного количества должностей. В Пензенском уезде на 59 072 жителя 1 стана предполагалось учредить 32 полицейские должности (11 - урядников и 21 - стражника); на 56 651 жителя 2 стана предполагалось учредить 29 должностей (11 - урядников и 18 - стражников). Среднее расстояние, приходившееся на каждого сотрудника, составляло в радиусе от 12 до 28 верст <13>. В Пензенской губернии между населенными пунктами в то время средства связи практически отсутствовали. Сбор конного отряда из 7 - 8 человек в случае аграрных беспорядков занимал в любом уезде Пензенской губернии от 1,5 до 2 суток <14>. Чинам полиции приходилось действовать самостоятельно, т.к. казачьи части в Пензенской губернии расквартированы не были.

<12> Кладов В.Ю. Полиция Пензенской губернии в 1903 - 1917 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 2007.
<13> ГАПО. Ф. 6. Оп. 1А. Д. 82. Л.л. 1 - 72 об. Д. 83. Л.л. 1 - 38.
<14> ГАПО. Ф. 6. Оп. 1А. Д. 55. Л. 32.

Аппарат уездных стражников к 1 января 1904 г. состоял из 240 урядников (по одному на волость) и 540 пеших стражников <15>.

<15> ГАПО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 1124. Л. 32.

В 1906 г. общая численность стражи губернии составляла 1007, а в 1907 г. - 846 человек. По штату полагалось 1070 <16>. Руководство городов Пензенской губернии было стеснено рамками местного бюджета. В начале XX века Министерство внутренних дел разработало законопроект "Об организации сыскной части в Российской империи".

<16> ГАПО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 1251. Л.л. 45 - 47; Оп. 2. Д. 30. Л. 25 об.

Многие полицейские чины в Пензенской губернии отмечали чрезмерную перегрузку своей деятельности разнообразными обязанностями при мизерном жалованье. Часто излишняя требовательность государства, нескончаемость полицейских нововведений порождали у нижних исполнительных чинов административную апатию и попустительское отношение к делу. Постановлений было настолько много, и большей частью несущественных, что полицейские находили для себя возможным неисполнение сиюминутных распоряжений, находясь в уверенности, что в скором времени последуют новые, опровергающие прежние закон или инструкция.

В дни народных гуляний полицейские могли получать от жителей "праздничные деньги". Чинам полиции на Пасхальную неделю вменялось быть трезвыми, "не допускать пьянства и сбора денег". Сомнительна сама добровольность денежных подношений, т.к. полицией широко применялись нелицеприятные методы охраны общественного спокойствия: разгон народных гуляний, воспрещение пения, танцев, навязчивые досмотры. Частым явлением в полицейской среде были "грубость, придирчивость, нетрезвость". В подобных случаях виновные полицейские чины редко подвергались административным взысканиям.

Правительство, признавая необходимость глубокой реформы, тем не менее ограничивалось лишь отдельными полумерами, поскольку масштабное реформирование полиции было связано со структурными изменениями всей системы местного управления, перераспределением предметов ведения между органами государственной власти и городскими и земскими собраниями и управами. Городскому самоуправлению и земским собраниям необходимо было передать часть полномочий, что для властей имущих являлось недопустимым.