Мудрый Юрист

Формирование наградного права как комплексного правового института Российской Федерации *

<*> Kokurina O.Yu. Formation of award law as a complex legal institution of the Russian Federation.

Кокурина Ольга Юрьевна, кандидат юридических наук.

Рассматриваются вопросы формирования, и дано определение наградного права. Сформулирован предмет и методы регулирования наградного права как самостоятельной отрасли и комплексного правового института. Рассмотрены государственные награды, их классификация, определены понятие и структура наградной системы государства. Обосновано включение в наградное право государства нормативных актов регулирования региональных, муниципальных, общественных и иных наград.

Ключевые слова: государственные, ведомственные и муниципальные награды, наградное право.

The author examines the issues of formation and provides a definition of award law. The article formulates the subject and methods of regulating of award law both as an independent branch and a complex legal institution. It considers state awards, their classification, defines the concept and structure of state award system, substantiates the inclusion of regulations of regional, municipal, public and other awards in the State award law.

Key words: state, departmental and municipal awards, award law.

Коренные политические и социально-экономические трансформации последних десятилетий в России обусловили необходимость изменений и в практике правового регулирования. Еще в научных исследованиях советского периода проблемам стимулирования и поощрения уделялось определенное внимание. Однако в общественно-политических условиях СССР ценность права закреплялась прежде всего для государства. Отсюда в правовом регулировании преобладали ограничивающие запретительные средства, воздействующие на индивидуума через сужение объема возможностей, через отрицательную правовую мотивацию и принудительные меры. Сегодня внимание юридической науки к вопросам "мягкого" правового воздействия и правового регулирования начинает расти. Наряду с обычными запретительными и ограничивающими средствами (наказаниями, запретами, обязываниями) все шире используются поощрения, выступающие в качестве стимулирующих правовых средств, способствуя позитивной мотивации поведения и обеспечивая свободной личности простор для активной и полезной деятельности.

Одним из эффективных инструментов, которые используются для стимулирования общественной активности и правовой социализации личности, являются награды органов государства и местного самоуправления. Хотя наградная проблематика не является новой для юридической науки, следует отметить недостаточность общетеоретических исследований этой сферы российскими правоведами. Одной из причин этого, по нашему мнению, является уже отмеченная нацеленность юридической науки на более устоявшуюся систему "жесткого" правового регулирования, которое используется при обеспечении исполнения норм права. Однако правовые поощрения, в частности государственные, ведомственные и муниципальные награды, являются действенными средствами для стимулирования позитивной общественно полезной деятельности, правового поведения личности, оказывая влияние в т.ч. на психологическом уровне. Отмечая разнообразными средствами правового поощрения заслуги своих граждан, органы государства и местного самоуправления мотивируют и стимулируют активное правовое поведение граждан, побуждая человека добровольно совершать нечто большее, чем этого требует долг. В условиях повышения роли правовых стимулов и поощрений в социальном и правовом поле регулирования общественных отношений идет постоянное накопление правового нормативного материала в сфере наград государства и местного самоуправления. Это ставит в повестку дня вопрос о формировании комплексного правового института - наградного права как самостоятельной правовой отрасли и соответствующей формирующемуся наградному институту научной и учебной дисциплины.

1. Наградное право как комплексный институт законодательства

По мнению А.Н. Малинкина, впервые привлек внимание к "награде" и сделал "наградное право" предметом научного исследования известный русский мыслитель 20 в. Питирим Сорокин, опираясь на труды И. Бентами, Ж.М. Гюйо, других философов, занимающихся проблемами политики, морали и права <1>. В своей книге "Преступление и кара, подвиг и награда" <2>, вышедшей в 1914 г. и переизданной в 1999 г., П.А. Сорокин предпринимает попытку создать специальную науку о подвигах и наградах. Он недоумевает, почему "подвиги... и награды... как громадный разряд социальных явлений огромному большинству юристов и социологов даже и неизвестны" <3>, "наградное право даже и не значится в числе научных дисциплин" <4>.

<1> Малинкин А.Н. Об основаниях классификации государственных наград СССР. М.: Фонд "Новое тысячелетие", 2005.
<2> Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
<3> Там же. С. 77.
<4> Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб.: РХГИ, 1999.

В советский период на основе возникающего на пересечении отраслей конституционного, административного и трудового права, несмотря на преобладающее внимание запретительным методам, постепенно начинает складываться особая отрасль (подотрасль) законодательства - законодательство о наградах, а также наградное право <5>. Мысль о самостоятельном наградном праве прослеживается и в исследованиях российских ученых последних десятилетий. Так, В.М. Дуэль в своей диссертации считает целесообразным ввести в вузах юридического профиля спецкурс "наградное право" <6>. Известный специалист в области правовых поощрений А.В. Малько считает, что сегодня требуется самостоятельная наука (и специальная учебная дисциплина) - наградное право, которая должна содействовать становлению самостоятельной отрасли законодательства - законодательству о наградах <7>. О необходимости выделения и разработки наградного права пишет В.А. Григорьев <8>. В ряде работ В.А. Винокурова также утверждается, что "наградное право, а точнее - государственное наградное право, в конечном счете, должно стать одной из подотраслей" <9>. Далее им отмечено, что в литературе регулярно высказываются предложения "о формировании наградного права... как отрасли "наградное право", или подотрасли... или межотраслевого комплексного функционального института правового поощрения" <10>. По его мнению, "стройной и всеобъемлющей теории... наградного права также пока не выработано" <11>. В итоге Винокуров дает определение наградному праву - комплексному межотраслевому институту как совокупности "правовых норм, регулирующих обязанность государства по специальному поощрению личности (коллектива) за заслуги перед ним, в соответствии с определенной процедурой, и права личности требовать в установленных законодательством случаях такого поощрения" <12>. По нашему мнению, идея о выделении особого массива правовых норм, регулирующих наградные отношения, в отдельную отрасль права должна быть поддержана, поскольку наградное право характеризуется признаком правовой комплексности, т.е. определенной унифицированностью понятий, категорий и однотипностью правового материала, разработанного в разных отраслях права: конституционного, административно-правового, трудового и других отраслей. Здесь мы расходимся с мнением А.В. Винокурова, которому ближе понимание наградного права как подотрасли конституционного права, нормы которого, по его мнению, преобладают в составе наградного института <13>. Однако мы полагаем, что приоритет конституционного права может быть отнесен только к регулированию государственных наград федерального и регионального уровня, составляющих лишь малую долю всех разновидностей наград государства, насчитывающих свыше 1500 наименований. Кроме того, следует отметить активное формирование массива правовых фактов и законодательства в сфере правовых поощрений местного самоуправления - муниципальных наград. Во всех случаях велика роль административного права, регулирующего многообразные отношения наградного производства. Отсюда можно сделать вывод именно о комплексности института наградного права и формировании наградного права как комплексной отрасли законодательства.

<5> Агешин Ю.А. Политика, право, мораль. М., 1982. С. 145.
<6> Дуэль В.М. Государственные награды в российском праве: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
<7> Малько А.В. Проблемы наградной политики в России // Правоведение. 1997. N 4. С. 153 - 155.
<8> Григорьев В.А. Наградное (поощрительное) право как средство предупреждения коррупции среди государственных служащих // Конституционное и муниципальное право. 2003. N 3. С. 35 - 37.
<9> Винокуров В.А. Награды государства как атрибут российской государственности. М.: Изд-во МГУ, 2009. С. 8.
<10> Там же. С. 35.
<11> Там же.
<12> Винокуров В.А. Конституционно-правовые основы регулирования наград государства в Российской Федерации: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2011.
<13> Там же.

Однако здесь следует признать, что некоторыми учеными отрицается само существование комплексных отраслей права. Так, О.С. Иоффе считает, что "отрасль права должна обладать единством предмета и метода регулирования, а потому не бывает комплексной, т.к. "комплексность" с таким единством несовместима" <14>. Со схожих позиций критикует существование комплексных отраслей права и Е.А. Киримова, которая утверждает, что, исходя из понимания предмета и метода правового регулирования как единственных классифицирующих критериев отраслей права, "комплексные отрасли" права не существуют, существуют лишь комплексные отрасли законодательства <15>. Как видно, в обоих случаях отрицание возможности построения комплексных отраслей основывается на несоответствии комплексных отраслей традиционным критериям систематизации права - единому предмету и методу. Однако, с нашей точки зрения, наличие особого, специфического метода правового регулирования не является обязательным признаком выделения отрасли права. Отрасль действительно может характеризоваться каким-то методом (не единственным, а преобладающим), однако ее может отличать и наличие нескольких наиболее часто используемых методов. В рамках этой позиции комплексные отрасли вполне имеют право на существование, т.к. одной из их особенностей является множественность используемых методов правового регулирования. Такая множественность предопределяется особым характером предмета комплексных отраслей. Как представляется, единство предмета отрасли права вовсе не должно автоматически означать включение в него исключительно однородных общественных отношений. Напротив, предмет комплексной отрасли права может включать в себя разнородные (не похожие друг на друга) общественные отношения, однако объединенные каким-то общим признаком. Совершенно точно отмечает В.Н. Протасов: "...предмет комплексной отрасли юридически разнороден, но он целостен, представляя собой определенную социальную систему" <16>. Таким образом, с нашей точки зрения, комплексные отрасли вполне имеют право на существование в отечественной правовой науке, и к таким отраслям вполне справедливо отнести и наградное право, тем более что этот элемент системы права обладает достаточной особостью предмета и методов правового регулирования. При этом мы согласны с Н.И. Матузовым, что для образования самостоятельной отрасли права имеют значение ряд условий: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования <17>. По нашему мнению, которого придерживаются и другие исследователи <18>, наградное право имеет свой предмет и свои методы правового регулирования. Предметом наградного права являются правовые отношения по поводу поощрения и депоощрения лиц, имеющих заслуги перед обществом и государством. К методам правового регулирования наградного права можно отнести: а) юридическое закрепление оснований и порядка награждения лиц, имеющих заслуги перед обществом и государством, и отказа от наград государства; б) предоставление наград лицам, имеющим заслуги перед обществом и государством; в) юридическое закрепление оснований и порядка лишения полученных наград ранее награжденных лиц.

<14> Иоффе О.С. Развитие цивилистической мысли в СССР. Ч. 1 // Гражданское право: Избранные труды. М., 2000. С. 268.
<15> Киримова Е.А. Правовой институт: понятие и виды: Учеб. пособие / Под ред. И.Н. Сенякина. Саратов: СГАП, 2000. С. 8.
<16> Протасов В.Н. Теория государства и права. Проблемы теории права и государства. М.: Юрайт-М, 2001.
<17> Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2004. С. 396.
<18> Григорьев В.А. Наградное (поощрительное) право как средство предупреждения коррупции среди государственных служащих. С. 35 - 37.

Таким образом, под наградным правом мы понимаем комплексный правовой институт, регулирующий общественные отношения, связанные с правовым поощрением лиц, путем предоставления наград лицам, имеющим заслуги перед обществом и государством, а также с депоощрением награжденных лиц путем лишения их наград на основании и в порядке, которые установлены законодательством.

Наградное право как формирующийся комплексный межотраслевой институт использует нормы конституционного, административного, а также трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права, регулирующие отношения государства и личности по учреждению и награждению наградами государства в Российской Федерации. Соответственно, наградное законодательство представляет собой массив нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующих общественные отношения, относящиеся к предмету правового регулирования. При этом, учитывая федеральную природу государства, в наградном праве и законодательстве можно выделить федеральную, региональную и муниципальную компоненты. Особое место в наградном праве следует отвести юридическим понятиям государственных наград и наградам государства на федеральном и региональном уровнях, высшим формам правового поощрения заслуг граждан в федеративном государстве. Наряду с этими юридическими конструкциями в настоящей работе рассматривается понятие наградной системы государства, дано определение предмета и метода наградного права как комплексной отрасли законодательства.

2. Государственные и ведомственные награды современной России

Государственные награды современной России в определенной степени наследуют традиции Советского Союза, поэтому уместно вспомнить о сложившемся понятии "государственная награда СССР". Так, согласно систематизирующему акту советского наградного права "ордена, медали и почетные звания СССР являются государственными наградами СССР..." <19>, <20>. Заметим, что звания Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда относились к высшим степеням отличия, и их правовой статус оставался неопределенным, поскольку главное понятие государственной наградной системы - государственные награды СССР - определялось остенсивно <21>, через эксплицитное перечисление входящих в объем понятия составных элементов. При этом все три основных класса советских государственных наград давались "...за особые заслуги в коммунистическом строительстве, защите социалистического Отечества, а также за иные особые заслуги перед Советским государством и обществом" <22>.

<19> Малинкин А.Н. Об основаниях классификации государственных наград СССР. Исследование по социологии наградного права.
<20> Ст. 1 главы I Общих положений об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г. Сборник законодательных актов о государственных наградах СССР. М.: Изд-во "Известия", 1987.
<21> Петров Ю.А., Захаров А.А. Практическая методология. Озерск: ОТИ МИФИ, 2001. 107 с.
<22> Сборник законодательных актов о государственных наградах СССР. М.: Изд-во "Известия", 1987.

Сегодня по вопросу содержания понятия государственной награды Российской Федерации среди исследователей наградного права нет общей точки зрения <23>. Так, в диссертации В.М. Дуэль к государственным наградам отнесены федеральные государственные награды, в т.ч. общефедеральные, ведомственные и региональные государственные награды, среди них награды, учреждаемые представительными (законодательными) органами и должностными лицами субъектов РФ <24>.

<23> Трофимов Е.В. Правовое регулирование наградных систем субъектов Российской Федерации // Современное право. 2008. N 6. С. 95 - 99.
<24> Дуэль В.М. Государственные награды в российском праве: проблемы теории и практики. С. 11.

Е.В. Трофимов считает государственной наградой "высшую степень поощрения, учрежденную государством (Российской Федерацией или субъектом РФ) и применяемую от его имени распорядительным актом высшего органа государственной власти в качестве официального признания значительных публичных заслуг человека перед страной и обществом" <25>. Кроме государственных наград, в наградной системе государства, по мнению Трофимова, как на федеральном, так и на региональном уровне следует выделять награды государственных органов, в т.ч. награды высших органов государственной власти, отраслевые и ведомственные награды <26>. В.А. Винокуров разделяет государственные награды на государственные награды Российской Федерации и государственные награды субъектов РФ. Все остальные награды им отнесены либо к иным федеральным наградам государства (президентские награды, парламентские награды, правительственные награды, награды судебной системы, ведомственные награды), либо к иным наградам субъектов РФ (губернаторские награды, парламентские награды, правительственные награды, ведомственные награды) <27>.

<25> Трофимов Е.В. Правовое регулирование наградных систем субъектов Российской Федерации // Современное право. 2008. N 6. С. 95 - 99.
<26> Трофимов Е.В. Правовое регулирование государственных наград в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
<27> Винокуров В.А. Конституционно-правовые вопросы. Правовое регулирование государственных наград в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

Согласно основополагающему акту наградного права Российской Федерации, носящему кодифицирующий характер, - действующему Указу Президента России, утвердившему Положение о государственных наградах, - "государственные награды являются высшей формой поощрения граждан... за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством" <28>. К категории федеральных государственных наград отнесены: звание Героя Российской Федерации, ордена, знаки отличия, медали, почетные звания Российской Федерации. Конкретный перечень действующих государственных наград установлен остенсивным перечислением непосредственно в Указе Президента страны "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" <29>. По характеру заслуг награждаемых лиц может быть предложена следующая классификация наград:

<28> Положение о государственных наградах Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".
<29> Указ Президента Российской Федерации от 07.09.2010 N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" // Российская газета. N 207. 2010.

По мнению ряда исследователей <30>, государственные награды являются государственными символами, наряду с флагом, гербом и гимном, и несут три основные функциональные нагрузки: номинативную - являются символами отличия награжденных лиц, выделяют их социальную особенность в обществе; информативную - раскрывают отражение отношения общества к наградам и их носителям; коммуникативную - влияют на степень интеграции награжденного в общественные процессы, задают ориентиры и программы поведения членов общества. Главное предназначение государственной награды - вознаграждение за заслуги, награждение стимулирует и оценивает вовлеченность членов общества в решение важных задач, стоящих перед государством. Важно отметить, что государственные награды носят универсальный характер, предусмотрены во всех сферах общественной деятельности и обозначают публичность заслуг награждаемой личности перед государством и обществом. Получение государственной награды доставляет награжденному гражданину чувство удовлетворенности, укрепляет достоинство личности и уважение к оценившему его заслуги государству.

<30> Трофимов Е.В. Понятие и правовое значение государственных наград // Современное право. 2006. N 7. С. 53.

Наряду с государственными наградами Российской Федерации в правовом поле действуют и государственные награды субъектов РФ. При этом государственные награды Российской Федерации имеют общероссийский статус и федеральное значение, соответственно, государственные награды субъектов РФ имеют региональный статус и региональное значение. Е.В. Трофимов отмечает относительную самостоятельность и в то же время единство сложившейся наградной системы России, определяющееся принципом меньшего значения государственных наград субъектов Российской Федерации, чем государственных наград Российской Федерации, вследствие чего оба уровня наградной системы приводятся в соответствие друг с другом: "Меньший статус государственных наград субъектов должен находить выражение в том, что отмечаемые ими заслуги необходимо считать менее значимыми, чем те заслуги и отличия, за которые применяется награждение аналогичными государственными наградами России" <31>. Тем не менее органы государственной власти субъекта Федерации, устанавливая те или иные региональные награды, имеют полное право называть их государственными (с приставкой "субъекта Федерации", например, государственные награды Вологодской области <32>, государственные награды Республики Татарстан <33> и др.) и имеют автономную свободу в данном вопросе, относящемся к предмету ведения региона.

<31> Трофимов Е.В. Государственные награды России: правовые основы классификации // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. 2006. N 98. С. 64 - 77.
<32> Устав Вологодской области: принят Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 3 октября 2001 г. N 481 (в ред. Закона Вологодской области от 27.05.2010 N 2299-ОЗ).
<33> Конституция Республики Татарстан: введена в действие Законом Республики Татарстан от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII (в ред. от 28 июня 2001 г.).

Следует отметить, что, помимо государственных наград РФ, на федеральном и региональном уровне существуют и другие государственные отличия, которые устанавливаются государственными органами Российской Федерации и субъектов РФ, в рамках своих компетенций и полномочий:

Перечисленные государственные отличия, обычно называемые федеральными и региональными ведомственными наградами, устанавливаются от имени государства (государственных органов), изготавливаются за счет государственного бюджета, регулируются определенными нормативно-правовыми актами; субъекты установления таких наград четко установлены законодательством. По нашему мнению, такие награды также уместно именовать наградами государства, федеральными и региональными наградами, наградами федеральных и региональных органов власти.

3. Наградная система Российской Федерации

Федеральный Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 определяет, что в государственную наградную систему РФ входят установленные этим Указом государственные награды <34>. Из текста Указа и Положения, утвержденного этим Указом, можно сделать вывод, что, помимо самих государственных наград, с соответствующими статутами и описаниями орденов, медалей и знаков отличия, положениями о почетных званиях, в наградную систему государства включается и порядок учреждения, представления к награждению, вручения и хранения наград, т.е., в сущности, этапы наградного производства на федеральном уровне. В то же время в соответствии с Конституцией страны федеральные правовые акты не рассматривают вопросы, относящиеся к наградным системам регионального уровня. Следует отметить, что в юридической науке нет определенного согласия по вопросу определения объема и содержания понятия наградной системы государства. Так, известный исследователь наградного права Е.В. Трофимов отмечает <35>: "Понятие "наградная система" часто употребляется в отечественной науке, но его содержательное наполнение и тем более определение до сих пор не устоялись. В фалеристике и исторической науке наградная система обычно отождествляется с системой наград" <36>. А.И. Гончаров в своем историческом исследовании дает определение наградной системе государства как совокупности наград: "Государственная наградная система - это законодательно установленный высшей государственной властью комплект наград, связанных между собой иерархическими уровнями и образующих единую структурную целостность" <37>. Он определяет наградную систему как "нормативно установленную или признанную государством совокупность государственных наград, используемых в установленном порядке уполномоченными органами публичной власти и социальными институтами" <38>, учитывающую федеративное построение государства. В некоторых работах проскальзывает мысль о том, что наградная система включает в себя также наградные процедуры <39>. Отдельные авторы включают в наградную систему ее принципы, государственные награды, наградное производство и субъекты наградного производства <40>.

<34> Указ Президента Российской Федерации от 07.09.2010 N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".
<35> Трофимов Е.В. Соотношение наградной системы и наградного дела // Фундаментальные исследования. 2009. N 1. С. 104 - 104.
<36> Балязин В.Н., Дуров В.А., Казакевич А.Н. Самые знаменитые награды России. М., 2000; Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. Из истории наградных систем. М., 1990; Дуров В.А. Русские награды XVIII - начала XX в. М., 1997; Каданцев П.С. Ордена России. Рязань, 1993; Кузнецов А.А. Ордена и медали России. М., 1985; Петерс Д.И. Наградные медали России второй половины XVIII столетия. М., 1999; Спасский И.Г. Иностранные и русские ордена до 1917 года. Л., 1963 и др.
<37> Гончаров А.И. Наградная система Российской Федерации 1990-х годов: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2009.
<38> Трофимов Е.В. Государственные награды в Российской Федерации (правовые аспекты). Хабаровск: Магеллан, 2007. С. 68.
<39> Награды новой России / Сост. В.С. Григорьев. СПб., 1997. С. 15.
<40> Белоцеркович Д.В., Полянский И.А. Государственные награды субъектов Российской Федерации (административно-правовое регулирование). Хабаровск, 2007. С. 32.

Мы полагаем, что наградная система (система наград) государства должна охватывать не только государственные награды, а всю совокупность правовых наград в государстве. При этом под наградной системой государства можно понимать обеспечивающий правовое поощрение граждан за определенные заслуги перед государством и обществом системно-структурный объект, который состоит из структуры взаимосвязанных компонентов, включая:

Можно сделать вывод, что наградная система государства является не только правовым, но и политическим и социальным институтом, обеспечивающим реализацию функций наград, обусловленных объективными и субъективными закономерностями и потребностями государства и общества, и используемым государством и социумом для достижения своих стратегических и тактических целей развития.

По нашему мнению, ввиду невозможности существования государства отдельно от социума наградная система государства должна включать в себя все правовые награды, которые существуют в государстве для стимулирования позитивной правовой и социальной активности в обществе. Система государственных наград является частью наградной системы государства и стоит в иерархической лестнице на высшей ступени относительно других наград. Структуру наградной системы государства можно определить исходя из классификации по награждающему субъекту.

  1. Государственные награды Российской Федерации и субъектов РФ.
  2. Награды высших органов федеральной и региональной власти: президентские награды, парламентские награды, правительственные награды, награды судебной власти.
  3. Ведомственные награды федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ.
  4. Награды органов местного самоуправления.
  5. Награды государственных, общественных и других организаций и институтов.

Предложенная нормативная фиксация построения всей системы наград в государстве позволяет определить ценность награды (как для государства, так и для социума), иерархию наград, их значимость и соответствие между собой. Конечно, определенная нормативными документами наградного права, иерархия системы наград в государстве не является ключевой для определения значимости конкретной награды для награждаемого лица, вследствие наличия у него собственного мировосприятия, профессиональной принадлежности, отношения к власти и т.д. Оно может придавать большее значение той или иной награде (например, боевая награда большинством военнослужащих ценится выше, чем любая гражданская; профессиональное признание на уровне ведомственного отличия для отдельных лиц является более весомым, чем другие награды).

Заключение

Формами наградного листа, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099, впервые предусмотрена увязка вопросов награждения федеральной государственной наградой с наличием у лица ведомственных и региональных наград. Тем самым государством сделан первый шаг к формированию многоуровневой наградной системы, соответствующей федеративному государственному устройству, при существенном повышении значимости ведомственных и региональных наград государства. По нашему мнению, при принятии решения о награждении государственной наградой субъекта РФ на региональном уровне целесообразно учитывать наличие у потенциального кандидата соответственно ведомственных или муниципальных наград. При этом будет формироваться действительно единая наградная система государства, объединенная общими принципами наградного права, позволяющая проводить политику активизации общественной и производственной деятельности граждан в интересах местного самоуправления, регионального развития, реализации государственных и общественных целей и задач. Мы полагаем, что, помимо наград муниципального уровня, в наградную систему страны следует включать и награды общественных, государственных, частных организаций и институтов. Действительно, действуя в наградной сфере порой вне рамок правового регулирования, такие организации часто способствуют снижению авторитета наград государства, когда учреждают свои наградные знаки, по форме и наименованию слабо отличимые от государственных поощрений. По нашему мнению, в рамках наградного права должны действовать и нормативные документы, обязывающие учреждающих награды субъектов, независимо от их ведомственной и иной принадлежности, согласовывать все наградные отличия с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации или иной согласующей инстанцией, определенной государством. Эта мера позволила бы не только защитить авторитет наград государства, но и государственные и общественные интересы, действующие в наградной и социальной сфере.

Литература

  1. Агешин Ю.А. Политика, право, мораль. М., 1982.
  2. Балязин В.Н., Дуров В.А., Казакевич А.Н. Самые знаменитые награды России. М., 2000.
  3. Белоцеркович Д.В., Полянский И.А. Государственные награды субъектов Российской Федерации (административно-правовое регулирование). Хабаровск, 2007.
  4. Винокуров В.А. Награды государства как атрибут российской государственности. М.: Изд-во МГУ, 2009.
  5. Винокуров В.А. Конституционно-правовые основы регулирования наград государства в Российской Федерации: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2011.
  6. Устав Вологодской области: принят Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 3 октября 2001 г. N 481 (в ред. Закона Вологодской области от 27.05.2010 N 2299-ОЗ).
  7. Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. Из истории наградных систем. М., 1990.
  8. Григорьев В.А. Наградное (поощрительное) право как средство предупреждения коррупции среди государственных служащих // Конституционное и муниципальное право. 2003. N 3. С. 35 - 37.
  9. Гончаров А.И. Наградная система Российской Федерации 1990-х годов: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2009.
  10. Дуров В.А. Русские награды XVIII - начала XX в. М., 1997.
  11. Дуэль В.М. Государственные награды в российском праве: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
  12. Иоффе О.С. Развитие цивилистической мысли в СССР. Ч. 1 // Гражданское право: избранные труды. М., 2000.
  13. Каданцев П.С. Ордена России. Рязань, 1993.
  14. Киримова Е.А. Правовой институт: понятие и виды: Учеб. пособие / Под ред. И.Н. Сенякина. Саратов: СГАП, 2000.
  15. Конституция Республики Татарстан: введена в действие Законом Республики Татарстан от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII (в ред. от 28 июня 2001 г.).
  16. Кузнецов А.А. Ордена и медали России. М., 1985.
  17. Малинкин А.Н. Об основаниях классификации государственных наград СССР. Исследование по социологии наградного права. М.: Фонд "Новое тысячелетие", 2005. 68 с.
  18. Малько А.В. Проблемы наградной политики в России // Правоведение. 1997. N 4. С. 153 - 155.
  19. Награды новой России / Сост. В.С. Григорьев. СПб., 1997.
  20. Петерс Д.И. Наградные медали России второй половины XVIII столетия. М., 1999.
  21. Петров Ю.А., Захаров А.А. Практическая методология. Озерск: ОТИ МИФИ, 2001. 107 с.
  22. Положение о государственных наградах Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации от 07.09.2010 N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".
  23. Протасов В.Н. Теория государства и права. Проблемы теории права и государства. М.: Юрайт-М, 2001.
  24. Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб.: РХГИ, 1999.
  25. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  26. Спасский И.Г. Иностранные и русские ордена до 1917 года. Л., 1963.
  27. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2004.
  28. Сборник законодательных актов о государственных наградах СССР. М.: Изд-во "Известия", 1987.
  29. Ст. 1 главы I Общих положений об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г.: Сборник законодательных актов о государственных наградах СССР. М.: Изд-во "Известия", 1987.
  30. Трофимов Е.В. Государственные награды в Российской Федерации (правовые аспекты). Хабаровск: Магеллан, 2007.
  31. Трофимов Е.В. Государственные награды России: правовые основы классификации // Право и жизнь. Независимый правовой журнал. 2006. N 98. С. 64 - 77.
  32. Трофимов Е.В. Понятие и правовое значение государственных наград // Современное право. 2006. N 7.
  33. Трофимов Е.В. Правовое регулирование государственных наград в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
  34. Трофимов Е.В. Правовое регулирование наградных систем субъектов Российской Федерации // Современное право. 2008. N 6. С. 95 - 99.
  35. Трофимов Е.В. Соотношение наградной системы и наградного дела // Фундаментальные исследования. 2009. N 1.
  36. Указ Президента Российской Федерации от 07.09.2010 N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" // Российская газета. N 207. 2010.