Мудрый Юрист

Эвтаназия: ограничение или реализация права на жизнь?

Кирилловых Андрей Александрович, преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Кировский филиал).

В статье рассматриваются актуальные морально-этические и правовые аспекты регулирования эвтаназии.

Ключевые слова: эвтаназия, право на жизнь, правовые основания ее применения и запрещения.

Euthonasia: restriction or realization of the right to live?

A.A. Kirillovykh

The article discusses topical ethical and legal aspects of euthanasia regulation.

Key words: euthanasia, right to live, legal bases for its use and prohibition.

Термин euthanasia происходит от греческих слов: eu - "хорошо" и thanatos - "смерть". Как известно, впервые этот термин был предложен в XVI в. английским философом Фрэнсисом Бэконом и обозначал легкую, безболезненную смерть, которая не сопровождается длительной тяжелой агонией и не вызывает физических и моральных мучений для умирающего человека и его близких. Человеку хочется умереть подобно тому, как ему хочется заснуть.

Вопрос об эвтаназии и правовых основаниях ее применения ведется уже достаточно давно, и мировое сообщество весьма неоднозначно отнеслось к данной проблеме. Тем не менее на уровне международных документов приняты и действуют некоторые очертания регулирования вопросов эвтаназии, являющихся попутно ориентирами для национальных законодательств.

Одним из наиболее известных документов, прямо указывающих на возможность использования эвтаназии, является принятая в 1987 г. в Мадриде на 39-й Всемирной медицинской ассамблее Декларация, которая содержит общее отношение к данному социальному явлению с точки зрения права. Декларация, в частности, указывает, что эвтаназия, т.е. акт преднамеренного прерывания жизни пациента, даже сделанная по просьбе самого пациента или по просьбе его близких родственников, является неэтичной. Это не освобождает врача от принятия во внимание желания пациента, чтобы естественные процессы умирания шли своим ходом в завершающей стадии заболевания.

Надо сказать, что эвтаназия и юридическая возможность ее осуществления тесным образом переплетаются с правом на жизнь, правовое регулирование которого воспринято в целом ряде международных правовых актах. Так, к числу таких документов, без сомнения, относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. <1>, Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. <2> и другие нормативно-правовые акты.

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.
<2> Бюллетень международных договоров. 2001. N 3.

Запрет на осуществление эвтаназии в России не является новым для отечественного законодательства. Как известно, ст. 45 Основ законодательства 1993 г. содержала норму, согласно которой медицинскому персоналу запрещалось осуществление эвтаназии, т.е. удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни.

Новые социально-экономические реалии, которые определяются новым правовым форматом современной медицины, являются основой для концептуальных разработок модернизации законодательства в сфере здравоохранения. На данном этапе они находят отражение в принятом 21.11.2011 за N 323-ФЗ Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <3> (далее - Закон об охране здоровья), призванном стать базовым для всей сферы здравоохранения Российской Федерации.

<3> СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.

В Законе об охране здоровья (кстати, тоже в ст. 45) содержится сходная формулировка как собственно запрета эвтаназии, так и ее содержательного понятия. Правда, в отличие от Основ законодательства 1993 г., предложенная статья не содержит упоминания об ответственности лиц, сознательно побуждающих к эвтаназии либо непосредственно ее осуществляющих.

В современной периодической литературе под эвтаназией, исходя из действующего российского законодательства, предлагают понимать прямые, умышленные действия медицинского персонала, совершенные по просьбе пациента и повлекшие его быструю смерть <4>.

<4> Толстая Е.В. Распоряжение правом на жизнь: правовой аспект // Юридический мир. 2011. N 6. С. 28 - 30.

Что касается формы осуществления эвтаназии, то анализ ее определения дает возможность вести речь о ее запрете как в активной, так и в пассивной форме. В первом случае имеется в виду действие, а во втором - бездействие. При этом к активной эвтаназии не относится ни так называемое убийство из "милосердия", ни "самоубийство, ассистируемое врачом" <5>.

<5> Капинус О.В. Эвтаназия как социально-правовое явление: Автореф. дис. ... д.ю.н. М., 2006. С. 11.

Необходимо попутно отметить, что законодательство не содержит каких-либо отступлений или изъятий из общего принципа императивного запрета, и дает однозначное толкование соответствующей правовой нормы. Впрочем, данный запрет в Законе подкрепляется обязанностью медицинского работника, дающего клятву врача проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии (п. 1 ст. 71 Закона об охране здоровья). Данный запрет активно воспринимается на корпоративном уровне в нормах-самообязательствах этического характера, нередко применяемых в профессиональных сообществах, в том числе и в медицинской сфере <6>.

<6> Например, запрет на осуществление эвтаназии закреплен в ст. 14 Этического кодекса российского врача, утвержденного Ассоциацией врачей России в ноябре 1994 г., а также в ст. 9 Этического кодекса медицинской сестры.

Тем не менее вокруг вопроса о возможности (невозможности) осуществления эвтаназии, правомерности использования юридических подходов к активной либо пассивной ее форме ведется активная научная дискуссия. Как известно, согласно Конституции РФ (ст. 20) каждый имеет право на жизнь. Однако вряд ли можно безапелляционно согласиться с тем, что право на смерть является зеркальным отражением права на жизнь, несмотря на то что каждый человек волен распорядиться своей жизнью с учетом высказываемого в литературе мнения о необходимости установить правовой запрет на суицид и предусмотреть юридическую ответственность за его попытку <7>.

<7> Лапшин В.Е. Смерть как правовое явление: Автореф. дис. ... к.ю.н. Владимир, 2005. С. 9.

Тем не менее косвенно законодательство о здравоохранении признает право человека самостоятельно решить вопрос о необходимости оказания ему медицинской помощи и, собственно, распорядиться правом на жизнь. Правда, в таких случаях законодатель почему-то исключает какую-либо активную роль врача в осуществлении выбора больного. Речь, как известно, идет о ст. 33 Основ законодательства 1993 г., предусматривающей отказ от медицинского вмешательства. В случае если гражданин или его законный представитель отказываются от медицинского вмешательства или требуют его прекращения, врач обязан в доступной форме разъяснить пациенту возможные последствия отказа от лечения, оформить это записью в медицинской документации и подписаться совместно с отказавшимся.

Парадоксально, но оказывается, что даже не сам больной, а другой человек, помимо воли больного, вправе решить за него вопрос об эвтаназии и, соответственно, распорядиться правом на жизнь, принадлежащим другому лицу. Анализ той же ст. 33 Основ законодательства 1993 г. позволяет сделать вывод, что родители несовершеннолетнего, не достигшего 15 лет, вправе отказаться от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни их ребенка. Таким образом, следует, что осуществление пассивной эвтаназии по отношению к ребенку возможно. В такой ситуации больничное учреждение имеет право (но не обязанность) обратиться в суд для защиты интересов ребенка.

Несмотря на всю незыблемость права на жизнь с его позитивной правовой охраной оно не может отражать подлинный смысл прав и свобод человека и гражданина.

По крайней мере если активные формы эвтаназии представляются действительно явлением социально опасным, то пассивные формы могут при определенных условиях быть вполне допустимыми, что и получает подтверждение в ряде европейских государств. Так, первый шаг по легализации пассивной эвтаназии предпринят и парламентариями Франции, которыми в декабре 2004 г. принят закон, закрепляющий права неизлечимо больного пациента потребовать прекратить лечение, а также возможность применения врачами сильных обезболивающих средств, даже если те ускоряют смерть пациента <8>.

<8> Стефанчук Р.А. Возвращаясь к вопросу о легализации эвтаназии в странах СНГ: pro et contra // Право и политика. 2005. N 7.

Наверное, в связи с этим некоторые специалисты полагают возможным законодательное закрепление пассивной эвтаназии <9>, что закладывает в российской юридической науке устойчивое представление о возможности эвтаназии. Следует привести ряд аргументов, высказанных в пользу данного подхода.

<9> Бородин С., Глушков В. Уголовно-правовые проблемы эвтаназии // Советская юстиция. 1992. N 9-10. С. 34; Красавчикова Л.О. Понятие и система личных неимущественных прав граждан (физических лиц) в гражданском праве Российской Федерации. С. 86; См.: Дмитриев Ю.А., Шленева Е.В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Государство и право. 2000. N 11. С. 58 - 59; Фомичев Е.К. Эвтаназия как форма реализации права на смерть (общетеоретический аспект): Автореф. дис. ... к.ю.н. Тамбов, 2006. С. 8.

Во-первых, конституционное установление права на жизнь предполагает юридическое закрепление права на смерть, и, как полагает М.А. Романова, это право означает возможность человека самостоятельно распорядиться своей жизнью, в том числе добровольно принять решение о сроках и способах ухода из нее <10>.

<10> Романова М.А. Социально-правовые аспекты эвтаназии // Социальное и пенсионное право. 2006. N 1.

Во-вторых, говоря о возможности эвтаназии, А.А. Малиновский полагает юридически невозможной ситуацию, когда человек, имея право жить, не имеет право умереть, что он свободен на законных основаниях распоряжаться своей собственностью, но не жизнью <11>.

<11> Малиновский А.А. Имеет ли человек право на смерть? // Российская юстиция. 2002. N 8. С. 54.

В-третьих, очевидно, что, раз право на жизнь относится к числу личных прав человека, его реализация осуществляется им индивидуально и самостоятельно, независимо от воли других <12>. Причем в отдельных случаях ученые в своих рассуждениях идут еще дальше и, признавая право человека на смерть, видят в эвтаназии форму реализации данного права <13>. А некоторые авторы, допуская ее применение, даже полагают, что отсутствие в законодательстве РФ нормы, разрешающей эвтаназию, унижает человеческое достоинство <14>.

<12> Дубинин О.А. Правовые проблемы эвтаназии в России // Социальное и пенсионное право. 2006. N 2.
<13> См.: Дмитриев Ю.А., Шленева Е.В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Государство и право. 2000. N 11. С. 58 - 59; Фомичев Е.К. Эвтаназия как форма реализации права на смерть (общетеоретический аспект): Автореф. дис. ... к.ю.н. Тамбов, 2006. С. 8.
<14> Тасаков С. Запрет эвтаназии унижает человеческое достоинство // Российская юстиция. 2003. N 2. С. 40 - 42.

Многие теоретические и практические споры могут быть разрешены в случае отказа от использования термина "пассивная эвтаназия", в котором искусственно соединены права пациентов на выбор способа лечения и отказ от лечения <15>.

<15> Толстая Е.В. Распоряжение правом на жизнь: правовой аспект // Юридический мир. 2011. N 6. С. 2830.

Поэтому, скорее всего, более взвешенной является нейтральная позиция государства в решении вопроса о возможности пассивной эвтаназии, когда государство, признавая жизнь естественным правом, неправомочно ни в осуществлении эвтаназии, ни в содействии самоубийству <16>. Кроме того, эвтаназия должна быть обеспечена обязанностями государства о предоставлении информации пациенту о его здоровье, помощи психотерапевта, безболезненности его кончины <17>.

<16> Фомиченко Т.М. Конституционно-правовые проблемы обеспечения в Российской Федерации права на жизнь в свете правовых стандартов Совета Европы: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2004. С. 25.
<17> Палькина Т.Н. Проблемы реализации права на жизнь // Социальное и пенсионное право. 2008. N 4.

Понятно, что в настоящий период социально-экономического развития страны вряд ли можно легализовать данный подход, учитывая достаточно сложные морально-этические аспекты данной проблемы и общее "самочувствие" общества в реализации и соблюдении личных неотъемлемых благ и свобод. На данном этапе в любом случае ограничение регулирования вопросов эвтаназии всего-навсего лишь одной-единственной нормой ни в коей мере не вносит ясность и определенность как в действия тяжело больного пациента, так и медицинского персонала. Фактически решение этого принципиального вопроса отдается на уровень правоприменительной практики и уголовно-правовой квалификации деяний, связанных со смертью пациентов в медицинских учреждениях.