Мудрый Юрист

Концепция европейского строительства ш. Де голля: политико-правовой анализ *

<*> Bida D.A. Conception of european construction of Charles de Gaulle: political and legal analysis.

Бида Дарья Александровна, аспирант кафедры мировой политики и международных отношений Российского государственного гуманитарного университета.

В статье рассматривается концепция европейского строительства Ш. де Голля. Автор исследует основные идеи и положения концепции французского президента, а также раскрывает причины неудачи французского проекта политического союза. Особое внимание уделяется определению значения концепции де Голля для дальнейшего европейского строительства.

Ключевые слова: европейская интеграция, Шарль де Голль, концепция "Европы Отечеств", "план Фуше", наднациональность.

The article presents the conception of European construction of Charles de Gaulle. The author examines the principals ideas and terms of the conception of French President and analyses the causes for the failure of the French project of political union. Special attention is given to detection of the signification the conception of Ch. de Gaulle for further European construction.

Key words: European integration, Charles de Gaulle, conception of "A Europe of the Nations", the "Fouchet Plan", supranationality.

Идея создания "единой Европы" имеет многовековую историю. Ее высказывали, например, Пьер Дюбуа (XIV в.) при дворе французского короля Филиппа Красивого, герцог Сюлли - министр финансов французского короля Генриха IV и другие. Силой оружия ее пытался претворить в жизнь Наполеон. В начале XX в. "европейскую идею" пытался реализовать через учреждение европейского федеративного союза премьер-министр Франции Аристид Бриан. Но только после Второй мировой войны идея "единой Европы" получила свое реальное воплощение.

В 40 - 50-е годы сформировались две противоположные концепции к объединению европейских стран: федералистская и конфедералистская. Ярким представителем первой концепции, предполагавшей образование европейской федерации и учреждение верховной наднациональной власти, был Жан Монне. Вторая концепция предусматривала образование конфедеративного союза на принципах межгосударственного соглашения. Ее представители, к числу которых относился генерал де Голль, выдвигали на первый план национальный суверенитет государств. В 50-е годы "победу" одержала федералистская концепция, и при создании первых Европейских сообществ был, хотя и частично, реализован принцип наднациональности. Однако рассмотрение концепции "Европы Отечеств" Ш. де Голля представляется весьма интересным с точки зрения ее альтернативности наднациональному варианту объединения Европы. Кроме того, с учетом происшедших изменений в Европе и мире, сегодня она становится все более актуальной.

Генерал Шарль де Голль, обладавший редкой способностью видеть любые события в глобальном контексте и широкой исторической перспективе, очень рано осознал огромную важность объединения Европы для своей страны и Европы в целом. Де Голль понимал, что после войны две сверхдержавы: СССР и США - неизбежно начнут делить сферы влияния, и одним из объектов такого передела станет Европа. Ни одна из европейских стран в одиночку не сможет противостоять этим процессам. Именно поэтому европейское объединение становилось "категорическим императивом глобальной геополитики" <1>.

<1> Рубинский Ю.И. Де Голль и европейское строительство // Шарль де Голль: 1890 - 1970. М., 2000. С. 168.

Однако в первые послевоенные годы планам де Голля не суждено было сбыться. После острых конфликтов с политическими партиями, стремившимися ограничить полномочия главы Временного правительства (которым в то время был де Голль), генерал ушел в отставку. Поэтому процесс европейской интеграции начался без де Голля и не по его замыслам.

Однако став в 1958 г. президентом Пятой республики, Ш. де Голль принял все необходимые меры для того, чтобы Франция могла в полной мере соблюдать подписанные ею Римские соглашения. Более того, именно на экономической базе Римских договоров основывалась европейская концепция французского генерала, оказавшая большое влияние на дальнейшее развитие европейской интеграции.

Концепция "Европы Отечеств" де Голля предусматривала принципиально новый подход к основам создания европейского объединения, базирующегося на государственном, национальном суверенитете. Согласно концепции, предполагалось создание политического союза в Европе в виде конфедерации, основанной на союзе суверенных государств <2>. По-прежнему негативно относясь к существующему в первых европейских организациях принципу наднациональности, де Голль, таким образом, выступал за объединение Европы на основе межгосударственного соглашения. Рассмотрим основные положения данной концепции.

<2> Богословская О.В. Шарль де Голль и Поль-Анри Спаак: две концепции "объединенной Европы" // Шарль де Голль: 1890 - 1970. М., 2000. С. 184.

В 1960 г. де Голль говорил: "Наша задача заключается в том, чтобы объединить Европу, а это значит объединить европейские народы, следствием чего станет объединение государств" <3>. Голлистская конфедеративная концепция основывалась на признании нации в качестве единственного легитимного фундамента европейского объединения. "Без сомнения, надо, - говорил он, - чтобы нации, которые ассоциируются, не прекращали быть самими собой". А для этого необходимо, "признав национальную самобытность каждого из государств и их право сохранить эту самобытность, объединить их усилия во всех областях, собирать регулярно министров, а периодически и глав правительств или глав государств, создать постоянные органы для обсуждения вопросов политики, экономики, обороны, культуры..." <4>. В институциональном плане деголлевская концепция предусматривала укрепление принципа межгосударственного сотрудничества суверенных государств-членов за счет расширения полномочий межправительственных институтов и урезания или ликвидации прерогатив наднациональных органов управления.

<3> Gaulle Ch. de. Discours et messages. Paris: Plon, 1970. V. 3. P. 427.
<4> Gaulle Ch. de. Memoire d'espoir. Paris: Plon, 1970. T. 1. P. 182.

Вторым главным постулатом деголлевской концепции "Европы Отечеств" было возвращение Франции статуса великой державы, проводящей самостоятельную политику. Франция, считал де Голль, должна играть на международной арене первостепенную роль, соответствующую ее интересам и пропорциональную ее возможностям. Именно поэтому для нее желательно участвовать в таких союзах, где она имела бы главенствующее положение и сохраняла бы за собой свободу решений. По этой причине для де Голля была неприемлема идея наднациональности. По его мнению, принцип наднациональности подчинял Францию чужим законам, так как исполнительная власть попала бы в руки технократов, законодательная - в руки иностранных парламентариев, а безопасность страны - в руки НАТО, т.е. под контроль чужой страны. Поэтому, помимо прочего, концепция де Голля предполагала вывод Франции из этой военно-политической организации.

Таким образом, концепция де Голля предполагала создание на межгосударственной основе независимой политической организации европейских стран, в которой Франция бы играла руководящую роль <5>.

<5> Богословская О.В. Шарль де Голль и Поль-Анри Спаак: две концепции "объединенной Европы" // Шарль де Голль: 1890 - 1970. М., 2000. С. 186.

Официальное оглашение проекта Ш. де Голля произошла на его пресс-конференции 5 сентября 1960 г. Суть деголлевского плана сводилась к организации регулярных встреч на уровне различных министерств, опирающихся на деятельность постоянных рабочих органов - комитетов или комиссий, специализированных на конкретных вопросах, но подчиненных национальным правительствам. Вынесенные на повестку дня этих органов вопросы могли бы периодически обсуждаться ассамблеей, составленной из делегатов национальных парламентов. Данная конструкция должна была быть одобренной "торжественным общеевропейским референдумом, чтобы дать Европе с самого начала характер народного одобрения, который ей необходим" <6>. Очевидно, что подобная схема фактически перечеркивала федеративные элементы, содержавшиеся в структуре ЕОУС, ЕЭС и Евроатоме.

<6> Gaulle Ch. de. Discours et messages. Paris: Plon, 1970. T. 3. P. 235.

По результатам двух встреч руководителей "шестерки" в Париже и Бонне в 1961 г. была создана специальная политическая комиссия для практической разработки вопроса, касающихся структуры будущего политического союза в Европе. Комиссию возглавил верный соратник де Голля Кристиан Фуше.

Комиссия Фуше оказалась в весьма затруднительном положении, так как ее члены были вынуждены выполнять противоречивые инструкции своих правительств <7>. В частности, Франция стремилась перевести на уровень межгосударственных отношений то, что уже приобрело европейский наднациональный статус.

<7> Браницкий А.Г. Erit una Europa? (Будет ли единой Европа?) История объединения Европы: противоречия, проекты, перспективы. Н.-Новгород., 2006. С. 164.

Тем не менее за время работы Комиссии было подготовлено три варианта проекта политического союза, так называемые "проекты Фуше".

Переговоры по созданию политического союза проходили сложно. Франция стремилась к объединению на межгосударственной основе, т.е. к созданию такого союза, в котором бы ни одно государство, и в первую очередь Франция, не потеряло и части своего суверенитета. В частности, проект, подготовленный самой Францией, предусматривал учреждение союза государств по типу классической международной организации <8>.

<8> Zorgbibe Ch. Histoire de l'Union europeenne. Paris: Albin Michel, 2005. P. 43.

Даже несмотря на некоторые уступки, сделанные Францией в ходе переговоров, по сути ее позиция осталась неизменной. Прежде всего, остался незыблемым межгосударственный подход к созданию политического союза, против которого так или иначе были настроены практически все участники переговоров. Именно такая жесткая позиция Франции вызывала все новые изменения и дополнения в текст проекта Фуше, которые, в свою очередь, были неприемлемы уже для Франции.

Обсуждая последний вариант плана Фуше - "план Фуше 3", все оппоненты Франции снова подчеркнули, что политический союз должен иметь наднациональный характер. Кроме того, ими был разработан контрпроект соглашения, целью которого являлся пересмотр независимого положения институтов союза и расширение их полномочий, в частности, проведение выборов и укрепление власти Европарламента, введение мажоритарной системы в Совете, создание независимого исполнительного органа <9>.

<9> Сиджански Д. Федералистское будущее Европы: От Европейского сообщества до Европейского союза. М., 1998. С. 69.

Разногласия между Францией и ее пятью партнерами, таким образом, продолжались. Вопрос о создании политического союза последний раз рассматривался странами "шестерки" на конференции министров иностранных дел в апреле 1962 г. Однако переговоры в очередной раз закончились провалом. Министр иностранных дел Бельгии П.-А. Спаак, при активной поддержке своих голландских и итальянских коллег, заявил об отказе подписать проект договора о политическом союзе, пока к нему не присоединится Великобритания <10>. По существу, французский проект создания политического союза в рамках шести стран - участниц Европейских сообществ был окончательно отвергнут. В ответ де Голль в 1963 г. наложил вето на присоединение Великобритании к Европейским сообществам.

<10> Рубинский Ю.И. Де Голль и европейское строительство // Шарль де Голль: 1890 - 1970. М., 2000. С. 176.

Таким образом, "план Фуше" и "великий замысел де Голля" были похоронены. Провал "планов Фуше" еще более замедлил и без того затянувшийся процесс политической интеграции. Но если бы проект все-таки был принят, то, как отмечает А. Прат, вероятнее всего, была бы создана европейская конфедерация, играющая на международной арене гораздо более важную роль, чем та, которую играет Европа в настоящее время <11>.

<11> Прат А. Франция в Европе / Пер. с фр. М., 1996. С. 57.

Оценивая в целом европейскую политику Ш. де Голля, ученые и исследователи до сих пор расходятся во взглядах. По мнению одних, именно в период его пребывания у власти европейское строительство осуществлялось наиболее быстро: введение таможенного союза, выработка совместной политики в отношении сельского хозяйства. Сторонники этой точки зрения также указывают на то, что после ухода де Голля дальнейшее европейское строительство надолго увязло в переговорах по вопросам о расширении Сообщества и раздела полномочий в осуществлении общей аграрной политики.

Однако существует и укоренившееся мнение, что генерал де Голль был препятствием для европейского строительства. Выступая против расширения наднациональности, он затормозил развитие интеграции и появление сильных коллективных институтов. Поскольку продвижение по пути развития наднациональности действительно было незначительным до тех пор, пока де Голль находился у власти, этот упрек нередко формулируют иначе: его винят в том, что он упустил историческую возможность для создания такой Европы, которую сам же мог и возглавить и в которой французское влияние было бы очень сильным <12>.

<12> Прат А. Указ. соч. С. 55.

Как бы то ни было, предложенная в 1960-е гг. генералом де Голлем концепция "Европы Отечеств" явно не вписывалась в господствовавшие в то время представления о наднациональном характере европейского строительства. Все французские инициативы были отвергнуты, а поставить вопрос о роспуске Сообществ де Голль не мог - это имело бы пагубные последствия прежде всего для самой Франции. Поэтому французское правительство во главе с де Голлем взяло курс на всемерное сдерживание развития наднациональных элементов в деятельности Сообществ и энергичное отстаивание национальных интересов Франции во всех областях. Это, в свою очередь, привело к тому, что политическая инициатива внутри Европейских сообществ перешла к другим государствам, прежде всего странам Бенилюкса <13>.

<13> Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М., 2003. С. 251.

Подлинное же признание и понимание концепции де Голля пришло, по мнению О.М. Мещеряковой, только на рубеже XX и XXI вв., когда практические шаги, предпринятые Европой в направлении углубления интеграции, привели к продолжительным дискуссиям по вопросу разделения компетенций между институтами Европейского союза и государствами-членами <14>. Особенно актуальной концепция де Голля стала после распада мировой системы социализма и объединения Германии.

<14> Мещерякова О.М. Суверенитет государств-членов и механизмы его защиты. М., 2008. С. 36.

Сегодня, когда в процессе интеграции национальные государства отстаивают "каждую пядь" своего суверенитета, когда страны Восточной Европы обрели свой суверенитет, а воссоединившаяся Германия стала иначе понимать свою роль в европейском объединении, концепция "Европы Отечеств" была сочтена оптимальным решением <15>.

<15> Мещерякова О.М. Указ. соч. С. 37.

Список использованной литературы

  1. Богословская О.В. Шарль де Голль и Поль-Анри Спаак: две концепции "объединенной Европы" // Шарль де Голль: 1890 - 1970 / Под ред. М.Ц. Арзаканян и А.О. Чубарьяна. М.: ИВИ РАН, 2000. 201 с.
  2. Браницкий А.Г. Erit una Europa? (Будет ли единой Европа?) История объединения Европы: противоречия, проекты, перспективы. Н. Новгород: ННГУ, 2006. 320 с.
  3. Мещерякова О.М. Суверенитет государств-членов и механизмы его защиты. М.: МПГУ, 2008. 160 с.
  4. Прат А. Франция в Европе / Пер. с фр. М.: Воскресение, 1996. 128 с.
  5. Рубинский Б.И. Де Голль и европейское строительство // Шарль де Голль: 1890 - 1970 / Под ред. М.Ц. Арзаканян и А.О. Чубарьяна. М.: ИВИ РАН, 2000. 201 с.
  6. Сиджански Д. Федералистское будущее Европы: от Европейского сообщества до Европейского союза. М.: РГГУ, 1998. 419 с.
  7. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М.: Международные отношения, 2003. 400 с.
  8. Gaulle Ch. de. Discours et messages. Paris: Plon, 1970. T. 3.
  9. Gaulle Ch. de. Memoire d'espoir. Paris: Plon, 1970. T. 1.
  10. Zorgbibe Ch. Histoire de l'Union europeenne. Paris: Albin Michel, 2005.