Мудрый Юрист

Заявитель - участник уголовного судопроизводства

Муженская Наталья Евгеньевна, ведущий научный сотрудник НИЦ N 5 по совершенствованию уголовного, уголовно-процессуального законодательства и исследованию проблем расследования преступлений ФГКУ "ВНИИ МВД России", кандидат юридических наук, доцент.

Костылева Галина Владимировна, ведущий научный сотрудник НИЦ N 5 по совершенствованию уголовного, уголовно-процессуального законодательства и исследованию проблем расследования преступлений ФГКУ "ВНИИ МВД России", кандидат юридических наук, доцент.

В статье обосновывается необходимость введения в УПК РФ норм, устанавливающих правовой статус заявителя, правила его участия в уголовном судопроизводстве.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, права участников уголовного процесса, заявитель.

An applicant - participant of criminal proceedings

N.Ye. Muzhenskaya, G.V. Kostyleva

The article proves the necessity to introduce the legal rules in the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation stipulating the legal status of an applicant, rules for his/her participation in criminal proceedings.

Key words: criminal proceedings, the rights of participants of criminal proceedings, applicant.

Отсутствие в Уголовно-процессуальном кодексе РФ норм, в достаточной мере регламентирующих процессуальный статус заявителя - лица, обратившегося в орган внутренних дел или мировой суд с намерением сделать заявление о совершенном или готовящемся преступлении; процедур, предусматривающих порядок его обращения, иных правил его участия в уголовном судопроизводстве, способствует проявлениям беззакония, коррупции со стороны должностных лиц, призванных осуществлять уголовно-процессуальную деятельность.

Ни для кого не секрет, что уже на этапе приема (или отказа в приеме!) заявления гражданина о совершенном преступлении допускаются многочисленные нарушения прав граждан, выражающиеся в препятствовании должностными лицами подачи ими заявлений, дабы не отягощать статистические показатели соответствующего подразделения.

По существу, такого рода попытками и фактами власть в лице должностных лиц самого низшего звена правоохранительных органов допускает оскорбление, унижение человеческого достоинства гражданина, и так уже пострадавшего от преступления, тем самым дискредитируя себя в глазах гражданского общества.

Недопустимым представляется выражение заявителю недоверия или подозрительности в отношении сведений, сообщаемых им в заявлении о преступлении. Именно поэтому на уровне и уголовно-процессуального закона, и административно-технической процедуры, включающей в себя в том числе место и обстановку принятия заявления о преступлении, гражданину должно быть оказано доверие и уважение. Полагаем, что необходимо создание цивилизованных условий приема заявлений граждан о преступлении в соответствующих правоохранительных органах и прежде всего в органах внутренних дел. Заявитель не должен чувствовать себя в роли "просителя", стоящего перед отгородившимися от него решетчатым окошком представителями власти.

Принятые в последние годы в этой части принципиально новые подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок приема, регистрации и разрешения заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, в частности, в органах внутренних дел РФ <1>, органах и службах иных уполномоченных министерств и ведомств <2>, кардинальным образом не решают указанную проблему.

<1> См.: Приказ МВД России от 4 мая 2010 г. N 333 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях".
<2> См.: Приказ Председателя Следственного комитета РФ от 3 мая 2011 г. N 72 "О порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации); и др.

Вместе с тем анализ норм УПК свидетельствует о существующей терминологической неопределенности в части, касающейся заявителя как участника уголовного судопроизводства. Так, в некоторых статьях УПК используется термин "заявитель", однако контекст его использования принципиально различен. В ст. ст. 141, 144, 145, 146, 148, 219, 318, 399, 404, 463 УПК заявитель, по существу, провозглашается в качестве потерпевшего, между тем в некоторых случаях - в качестве "лица, имеющего право заявлять ходатайство" (ст. ст. 119, 120, 124, 125 УПК). Очевидно, что такое разночтение не способствует точному пониманию закона и верному его применению, а поэтому должно быть устранено.

Разрешению названных проблем может служить совершенствование норм УПК, в частности введение в него норм, устанавливающих процессуальный статус самостоятельного участника уголовного судопроизводства - заявителя; процедур его участия в производстве по уголовному делу.

Кроме того, авторы допускают, что его появление в уголовном процессе может и должно коренным образом изменить порядок досудебного производства по уголовному делу. Это позволит, в частности, уже с момента обращения лица с намерением сделать заявление о преступлении начать уголовное преследование, а значит, производить по мере необходимости любые указанные в законе следственные и процессуальные действия, что, в свою очередь, исключит дублирование процедур, связанных с получением некоторых доказательств (показаний, заключения эксперта и др.); каждому участнику уголовного процесса - приобрести соответствующий процессуальный статус; прокурору - осуществлять надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и т.д. Такой порядок досудебного производства в полной мере будет отвечать назначению уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК).

Представляется, что заявителем в уголовном процессе может быть физическое или юридическое лицо, обратившееся в орган внутренних дел, мировой суд с намерением сделать в устном или письменном виде заявление о готовящемся или совершенном преступлении. Принципиальным видится то, что заявителем следует считать гражданина уже с момента выражения им намерения сделать заявление о преступлении. Таким образом, именно этот момент должен быть началом возникновения у гражданина процессуального статуса "заявителя", а значит, повлечь возникновение у него определенных прав и обязанностей. Именно с этого момента следует говорить о праве гражданина осуществлять уголовное преследование. Очевидно, что по мере его "продвижения" в уголовном процессе заявитель в дальнейшем либо приобретает статус потерпевшего, представителя либо законного представителя потерпевшего, частного обвинителя или подозреваемого, либо при известных обстоятельствах "уходит" из уголовного судопроизводства.

Бесспорным правом гражданина уже с момента его обращения в орган внутренних дел, мировой суд с намерением сделать заявление о преступлении должно быть право знать об имеющихся у него, установленных УПК правах и обязанностях. Предупреждение гражданина в том числе и о возлагаемой на него уголовной ответственности за отказ от дачи объяснений, необходимость в которых может последовать после написания им заявления о преступлении, а также за заведомо ложный донос о совершении преступления должно предостеречь его от противоправных действий.

Очевидно, что важнейшим правом гражданина является право на принятие от него и рассмотрение сделанного им заявления. Гражданину не может быть отказано в принятии от него заявления о преступлении. Согласно Конституции РФ обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина в РФ (ст. ст. 2, 45). Именно поэтому каждое заявление гражданина о преступлении должно быть принято и со всей тщательностью исследовано с позиции обнаружения в фактах, изложенных в нем, признаков состава преступления, иных обстоятельств, подтверждающих или опровергающих указанные в заявлении факты.

Гражданин, безусловно, вправе и одновременно обязан давать правдивые объяснения об обстоятельствах совершенного преступления. Достоверные объяснения гражданина о фактах, изложенных в его заявлении, создают основу для проведения быстрого и эффективного расследования преступления. Этому же будет способствовать право заявителя представлять предметы, документы, подтверждающие сообщенные им сведения.

Как любой гражданин, которому в соответствии со ст. 51 Конституции РФ гарантировано право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, заявитель также должен обладать правом отказаться давать объяснения против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников. В случае согласия заявителя дать объяснения он должен быть предупрежден о том, что его объяснения могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу в том числе и в случае его последующего отказа от них.

Неоспоримыми являются права заявителя на дачу объяснения на родном языке или языке, которым он владеет, а также на бесплатное пользование помощью переводчика. Все это корреспондирует с правами гражданина, предоставляемыми ему Конституцией РФ.

Исходя из признания заявителя участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения логичным представляется наделение его правом участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных и процессуальных действиях, осуществляемых в ходе уголовного преследования, а также знакомиться с протоколами следственных действий, с постановлением о назначении судебной экспертизы и подавать на них замечания.

Наделение заявителя правом получения копии постановления о принятии следователем, дознавателем уголовного дела к своему производству либо об отказе в уголовном преследовании, а также ознакомления с материалами проверки заявления о преступлении, в случае отказа в уголовном преследовании, дает гражданину возможность удостовериться в объективности проведенной по его заявлению проверки, своевременности принятия процессуальных решений, а также производства необходимых следственных и иных процессуальных действий.

Конституция РФ предусматривает право гражданина на обжалование в суде решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц. В связи с этим заявитель также должен обладать правом обжаловать прекращение уголовного преследования в установленном законом порядке не только руководителю следственного органа, но и прокурору, а также в суд.

В случае признания судом прекращения уголовного преследования незаконным или необоснованным заявитель должен быть ознакомлен с постановлением судьи в кратчайшие сроки, которые следует установить в законе. Необходимость незамедлительного его ознакомления с указанным постановлением, прежде всего, призвана восстановить нарушенные права заявителя. Кроме того, это позволит исключить: утрату следов преступления; сокрытие лица, совершившего преступление, от дознания, предварительного следствия или суда либо продолжение занятия им преступной деятельностью; затягивание сроков предварительного расследования.

Признанием уважения чести и достоинства личности должно служить право заявителя обратиться в порядке гражданского судопроизводства для возмещения в денежном выражении причиненного ему морального вреда в случае последовавшего на его заявление незаконного или необоснованного прекращения уголовного преследования на основании отсутствия в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК).

Не противоречит принципам уголовного судопроизводства, его назначению предоставление заявителю - частному обвинителю права на примирение с лицом, в отношении которого подано заявление о возбуждении уголовного производства частного обвинения в мировом суде.

Права, предоставляемые заявителю, должны корреспондировать с его обязанностями. Исходя из того, что именно заявитель инициировал начало осуществления уголовного преследования, важнейшая его обязанность - являться по вызову дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, суда. При неявке заявителя по вызову без уважительных причин он может быть подвергнут приводу.

Как уже отмечалось, дача заявителем правдивых объяснений также является его обязанностью.

Для исключения нарушения прав заявителя, который непосредственно является пострадавшим от преступления, а также разного рода нарушений закона должностными лицами, призванными осуществлять уголовное судопроизводство, по преступлениям, последствием которых стала смерть заявителя, его права должны перейти к одному из близких родственников.

В случае, когда заявитель представлял интересы лица, в отношении которого было совершено преступление, он может быть наделен правами представителя либо законного представителя потерпевшего.

Основываясь на изложенной позиции, предлагаем дополнить гл. 6 УПК "Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения" ст. 41.1 "Заявитель" следующего содержания:

"1. Заявителем является физическое или юридическое лицо, обратившееся в орган внутренних дел, мировой суд с намерением сделать в устном или письменном виде заявление о совершенном либо готовящемся преступлении в порядке, установленном статьей 141 настоящего Кодекса.

Лицо признается заявителем с момента обращения его в орган внутренних дел, мировой суд до момента признания потерпевшим, представителем либо законным представителем потерпевшего, либо частным обвинителем, либо подозреваемым.

  1. Заявитель имеет право:
  2. знать права и обязанности, установленные настоящим Кодексом;
  3. на принятие и рассмотрение сделанного им заявления в порядке, установленном ст. ст. 141, 142, 144, 145 настоящего Кодекса;
  4. давать объяснения об обстоятельствах совершенного преступления;
  5. отказаться давать объяснения против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса. При согласии заявителя дать объяснения он должен быть предупрежден о том, что его объяснения могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу в том числе и в случае его последующего отказа от них;
  6. представлять предметы, документы, подтверждающие сообщенные им сведения;
  7. давать объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
  8. пользоваться помощью переводчика бесплатно;
  9. участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных и процессуальных действиях, осуществляемых в ходе уголовного преследования, знакомиться с протоколами и подавать замечания как лично, так и совместно с лицом, в отношении которого совершено преступление;
  10. знакомиться с материалами проверки заявления о преступлении в случае вынесения постановления о прекращении уголовного преследования;
  11. знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы;
  12. получить копию постановления о принятии следователем, дознавателем уголовного дела к своему производству либо о прекращении уголовного преследования;
  13. обжаловать прекращение уголовного преследования прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса;
  14. знакомиться с постановлением судьи о признании прекращения уголовного преследования незаконным или необоснованным;
  15. обратиться с заявлением к мировому судье по делам частного обвинения;
  16. на примирение с лицом, в отношении которого подано заявление о возбуждении уголовного производства частного обвинения в мировом суде.
  17. В случае незаконного или необоснованного прекращения уголовного преследования по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, заявитель имеет право обратиться для возмещения в денежном выражении причиненного ему морального вреда в порядке гражданского судопроизводства.
  18. Заявитель обязан:
  19. являться по вызову дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, суда;
  20. давать правдивые объяснения.
  21. При неявке заявителя по вызову без уважительных причин он может быть подвергнут приводу.
  22. За отказ от дачи объяснений и за дачу заведомо ложных сведений заявитель несет ответственность в соответствии со статьями 306 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации.
  23. По преступлениям, последствием которых явилась смерть заявителя, права, предусмотренные настоящей статьей, переходят к одному из его близких родственников.
  24. В случае, когда заявителем является юридическое лицо, его права осуществляет представитель.
  25. В случае уголовного преследования, когда заявитель выражал интересы лица, в отношении которого было совершено преступление, он может быть наделен правами представителя либо законного представителя потерпевшего.
  26. В случае подачи заявления о явке с повинной заявитель приобретает статус подозреваемого согласно части первой статьи 46 настоящего Кодекса...".