Мудрый Юрист

Оказание образовательных услуг как вид предпринимательской деятельности

Войтович К.В., студентка юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

В последние годы активно происходят изменения как в системе образования, так и в сфере предпринимательства. Государство пытается привести систему образования в соответствие с международными стандартами, целью которых является организация единой образовательной платформы. Данная тенденция обусловлена как глобализацией, так и объективной невозможностью для Российской Федерации оставаться в стороне от мирового сообщества. Вопрос о том, плохо это или хорошо для нашей страны, ставить на данном этапе некорректно, во-первых, потому, что Россия уже присоединилась в сентябре 2003 г. к Болонской декларации; во-вторых, потому, что это комплексная тема, затрагивающая многие аспекты жизни - политической, экономической, социальной - и требующая более детального рассмотрения.

С точки зрения предпринимательской деятельности... мало кто признает существование понятия "образовательная услуга" в коммерческой сфере, оперируя уже ушедшим в прошлое пониманием о том, что только государство является монополистом в образовательном секторе. Переход российской экономики на рыночные рельсы и провозглашение принципа свободы и плюрализма в образовании, в соответствии со ст. 2 Закона "Об образовании" от 10.07.1992, являются важными и правильными для развития сферы предпринимательства в этой области. Однако наиболее остро встал вопрос о государственно-частном партнерстве к началу XXI в., поскольку образовавшаяся "демографическая яма" начала отражаться в том числе и на сфере частного образования. Главной проблемой является "недобор" абитуриентов на бюджетные места государственных учреждений, не говоря уже о частных. Требования негосударственных учреждений уравнять их права с государственными высшими учебными заведениями (возможности получать государственное задание на подготовку специалистов, иными словами - распределение бюджетных мест для студентов, предоставить негосударственным вузам возможность участвовать в различных правительственных конкурсах научных и инновационных проектов, предусмотреть льготное налогообложение для негосударственных вузов (налоги на имущество и пользование земельными участками)) имеют свою логику и обоснование. К частным вузам предъявляются те же требования, что и к государственным, они выполняют важную социальную функцию, платят налоги. К тому же, по словам Г. Окороковой, ректора Курского института менеджмента, экономики и бизнеса и зампредседателя Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ, 70% выпускников этих вузов устраиваются на работу в государственные службы <1>. Развитие законодательства об образовании (в проекте нового закона) развивается по принципу сочетания государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

<1> См. подробнее: URL: http://www.strf.ru.

"Бизнес" в современном мире переходит на новый виток. Интересом выступает не только первоочередное получение прибыли - также важна и социальная ответственность. Всем известно, что такие сферы, как здравоохранение и образование, с "первого взгляда" не считаются прибыльными. Однако если посмотреть на объективную реальность, то это заблуждение. Современная действительность такова, что государство, к сожалению, не может справиться с тем объемом обязательств, которое гарантирует. Бесплатность образования и медицины - да, есть. Но какие они?.. Во многих случаях легче, проще и даже безопасней (!) обратиться к частным учреждениям за оказанием услуг. Нельзя недооценивать развитие предпринимательства в сфере образования. По моему мнению, за этим направлением стоит будущее. Но государственная роль должна выражаться в контроле за такими учреждениями и индивидуальными предпринимателями.

Образовательная услуга. Существует дискуссионное мнение о понятии образовательной услуги. Однако, несмотря на достаточно большой спектр точек зрения, о которых речь пойдет дальше, то, что образовательная услуга имеет ряд отличительных особенностей, неоспоримо.

Образовательная услуга - это деятельность особого рода, которая отличается от других услуг такими только ей присущими характеристиками, как низкая степень осязаемости (заранее не известен результат обучения), неразрывная связь услуг с источником: образовательная услуга не существует отдельно от вуза и его профессорско-преподавательского состава (качество образовательной услуги изменяется в связи с изменением квалификации персонала, материально-технической базы и других неотъемлемых элементов учебного процесса), несохраняемость образовательных услуг (человеку свойственно забывать полученную в процессе обучения информацию, а знаниям свойственно устаревать), производство и потребление образовательных услуг - это достаточно длительный процесс <2>.

<2> Половова Т., Баталова О.С. Образовательная услуга как ключевой элемент рынка образования // URL: http://old.nsaem.ru/Science/Publications/Science_notes/Last_issue/516.pdf.

В самом общем виде образовательная услуга - это вид деятельности физического или юридического лица, комплексный процесс, направленный на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного, профессионального характера потребителю, удовлетворение умственных и духовных потребностей человека с целью развития личных, групповых и общественных потребностей.

В соответствии с п. 32 ст. 2 проекта нового Закона "Об образовании в РФ" (версия 3.0.3) "образовательные услуги - комплекс мероприятий (действий) по осуществлению образовательного процесса в целях освоения обучающимися образовательной программы, ее частей или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)".

Услугами признается "предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений" <3>.

<3> Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.1995 N 157-ФЗ. Ст. 2.

А. Ченцов предлагает следующее определение: "образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда, являющегося, в свою очередь, разновидностью научного труда. Результат научно-педагогического труда может быть назван образовательным продуктом. Образовательный продукт - это часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту образовательных услуг" <4>. М. Лукашенко выделяет конечный образовательный продукт - образованность индивида и промежуточный образовательный продукт как результат промежуточных этапов образовательного производства, выраженный в образовательных товарах и услугах <5>. А. Стрижов под образовательной услугой понимает "целенаправленную деятельность, характеризуемую взаимодействием участников образовательного процесса и направленную на удовлетворение образовательных потребностей личности" <6>. Р. Джапарова под образовательной услугой понимает "деятельностную передачу системных знаний и привитие проверенных опытом практических навыков к определенному виду занятия путем непосредственной коммуникации с обучаемым" <7>.

<4> Ченцов А. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России. 1999. N 2. С. 120 - 123.
<5> Лукашенко М. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. М.: Маркет ДС, 2003. 356 с. (Академическая серия).
<6> Стрижов А. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. N 3. С. 47 - 50.
<7> Джапарова Р. Маркетинг услуг профессионального образования // Маркетинг. 2005. N 4. С. 55 - 65.

Какие бы определения ни были даны образовательной услуге - это, прежде всего, отношение между Потребителем и Исполнителем <8>. Услуга может быть представлена как платная и бесплатная <9>. Потребителем образовательной услуги может быть любое лицо, поскольку ст. 43 Конституции РФ гарантирует каждому право на образование. Исполнителем образовательных услуг является строго ограниченный (по многим причинам, но главной является защита прав человека и гражданина) круг органов и лиц. В связи с этим нельзя исключать взаимную ответственность субъектов, задействованных в образовательной сфере. Государственному и частному сектору просто необходимо сотрудничать, взаимно дополняя сферы друг друга. Государство в свою очередь должно императивно определять и контролировать круг субъектов, занимающихся образовательным процессом. А у потребителя есть право свободно определять форму образовательной услуги.

<8> Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" от 05.07.2001.
<9> Условно понятие бесплатности образовательных услуг, поскольку финансируется деятельность из средств федерального бюджета либо конкретной организацией по целевому направлению.

Исторический аспект предпринимательской деятельности в сфере образования. "Еще в XVII веке в России были мастера грамоты, которые за деньги учили детей читать и писать. Позже, во времена царствования Петра I, появились первые частные заведения, где уже обучались как мальчики, так и девочки (до этого считалось, что женщине грамота ни к чему). А к середине XVIII века дворянам было разрешено обучать своих детей прямо на дому. Качество знаний резко ухудшилось, потому что нанимали иностранцев-шарлатанов.

Екатерина II, решив, что негоже необразованным иностранцам воспитывать цвет русской нации, организовала над частным образованием жесткий чиновничий контроль. Открыть частное учебное заведение стало возможным только с разрешения приказа общественного призрения, после проверки учебного плана и преподавательского состава. Но Октябрьская революция надолго прервала летопись российского частного образования". Возрождение произошло только в 1991 г. de jure <10>.

<10> Статья "Частное образование - за или против?" // URL: http://info.tatcenter.ru/article/12196/.

Настоящее время. Негосударственные образовательные учреждения, принадлежащие отдельным лицам (частные) или общественным и религиозным организациям и объединениям, - это учебные заведения и воспитательные учреждения. Негосударственные образовательные учреждения создаются в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Деятельность негосударственных образовательных учреждений регулируется Законом РФ об образовании (1992 г.), а в части вопросов, не урегулированных данным Законом, - законодательством РФ.

По Закону РФ об образовании (1992 г.) негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с учащихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов.

Платная образовательная деятельность рассматривается как предпринимательская, если доход от нее полностью не идет на обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса данного учреждения (в том числе на заработную плату). Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и учащегося регулируются договором, определяющим уровень получаемого образования, сроки обучения, размер платы за обучение и др.

Договор возмездного оказания образовательных услуг. Договор возмездного оказания образовательных услуг является для системы российского высшего профессионального образования сравнительно новым институтом. По вопросу регулирования сферы образовательных услуг применяются нормы законодательства об образовании, в частности Закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г., Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г., а также подзаконные нормативные акты и локальные акты отдельных вузов. Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 утверждены Правила оказания платных образовательных услуг, которые регламентируют процедуру заключения соответствующего договора. Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования утверждена Приказом Минобразования РФ от 28 июля 2003 г. N 3177. Указанный договор является одним из видов договора возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ), поэтому отношения, возникающие в результате его заключения, регулируются гражданским законодательством, в том числе нормами главы 39 "Возмездное оказание услуг" ГК.

Какая форма образования должна преобладать в современной России?

Считаю, что не стоит придерживаться крайне радикальных взглядов: либо государственное, либо частное. Председатель Союза юристов Москвы М. Казьмина придерживается такой позиции, что "частное образование как дискредитировавшее себя должно вообще уйти с рынка образовательных услуг, а остаться должно только государственное - с его аккредитацией, лицензированием и прочим". И противоположную точку зрения высказал президент РАРМП А. Иоффе: "...в рыночной экономике доминировать должно частное образование, а государственное постепенно будет уходить с рынка образовательных услуг".

Несмотря на различные мнения, объективно современная рыночная экономика требует от субъектов как государственного, так и частного сектора проявления наибольшей гибкости и плавного перестроения от одной системы к другой. С распадом СССР многое поменялось, и сейчас частный сектор набирает темпы в развитии, в частности в сфере образования. Существуют предложения о том, что необходима конкуренция в этом вопросе. Возможно. Однако в данном случае результат будет менее эффективным, нежели путь сотрудничества государственно-частных сфер.

А. Орлов, заведующий кафедрой государственного управления и менеджмента Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, полагает, что такое деление образования на государственное и частное в принципе условно... "Деятельность государственного вуза жестко привязана к бюджетному финансированию, и средств на развитие государственного образования вечно не хватает. Частные вузы обеспечивают более гибкие формы обучения: у них нет многих формальных ограничений на ведение коммерческой деятельности, которые распространяются на государственные формы образования" <11>.

<11> См.: Государственное или частное образование: сотрудничество или конкуренция? // URL: http://businesspress.ru.2004.11.04.

Еще в свое время Аристотель называл образование и воспитание человека не частным, а общественным делом, мощным средством достижения экономических, социальных и политических целей государства <12>. Поэтому важна роль государства в регулировании сферы образования.

<12> Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. IV. М., 1969. С. 627 - 628.

В. Пивоваров, профессор кафедры экономики и управления предприятиями питания Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, считает, что "сказать определенно, где качество образования выше - в государственном или частном вузе, - нельзя. Пожалуй, не следует разграничивать эти два вида образования". С. Пономаренко утверждает, что "из всего этого следует вывод, что государство призвано готовить кадры для себя, в частности для фундаментальной науки. А что касается непосредственно частных вузов, то в принципе они удовлетворяют тот спрос, который рождается на рынке". В. Волков, председатель Комиссии по предпринимательству Мосгордумы: "Государственное образование от частного сейчас отличается немногим - только источниками финансирования. Частная система образования - гибкая, она хорошо помогает государству, дополняя существующую систему образования. Поэтому противопоставление государственного образования частному не имеет под собой никаких оснований. Безусловным должно оставаться одно - контроль со стороны государства за качеством образования".

Некоторые бизнес-идеи. В Канаде предпринимательница Шерри Ли Прессман организовала простой бизнес: специальная почтовая служба отправляет детям на их имя открытки раз в месяц, если родители подпишутся на годовую подписку. Эта же служба поздравит ребенка с днем рождения и с Рождеством. Такая открытка представляет собой яркую "страничку" из детской энциклопедии. В ней есть познавательная мини-статья и изображение. Рассылки сгруппированы по темам.

В США Лиза Росс из поселения Ладер Ранч решила, что "всем "неуспевающим", отстающим ученикам ее небольшого городка лучше ходить к репетиторам в одно-единственное четко обозначенное на карте место - в центр Apple Tree Tutoring. В этот центр ходят как школьники, так и совсем малыши - готовиться к школе. С трех лет почти все дети занимаются в одном-единственном центре города, где их учат рисовать, читать, развивают интеллект, а потом уже подтягивают по предметам" <13>. А Нью-Йоркская академия "Earth" собрала в звукозаписывающей студии лучших профессоров университетов, записала диски и начала продавать. Курс содержит полный комплекс учебно-методических рекомендаций.

<13> См.: 10 необычных бизнес-идей в сфере образования... // URL: http://www.1000ideas.ru.

Японские предприниматели придумали, как учить иностранные языки весело, организовав уроки японского и английского языков в ночное время в виде шоу со звездами.

Одной из форм в сфере организации предпринимательской деятельности в сфере образования является организация бизнес-лагерей для детей, выездные проекты для взрослых.

Вопрос об образовательных услугах в сфере предпринимательской деятельности только набирает свои обороты. Во-первых, потому что государство de facto не в силах объективно выполнять весь объем взятых на себя обязательств (что в последние годы наблюдается в нашей стране: упадок уровня образования, коммерциализация сфер образовательных услуг <14>, попытка завуалированно перестроить государственные школы на рыночные отношения <15>). Считаю правильным высказывание автора и разработчика адаптивной школы Е.А. Ямбурга о том, что "если говорить о подтексте, о глубинной задаче - то она напрямую в том, чтобы снизить нагрузку на госбюджет. Но напрямую заявлять об этом, конечно, никто не хочет - особенно уж перед выборами" <16>.

<14> Без репетиторов абитуриент не в силах поступить в вуз, поскольку школа не в состоянии качественно подготовить ребенка даже в базовых знаниях. Исключения возможны, что дает надежду на возрождение качественного образования в государственном секторе.
<15> "Именно в качестве прикрытия придуман этот лозунг: дети перегружены, хватит издеваться над детьми! И под лозунгом происходит превращение школы в сферу обслуживания" // Citizen (журнал). Февраль. 2012. N 1-2(23). С. 59.
<16> Там же.

В свое время О.С. Иоффе утверждал, что "...всякое правоотношение существует только как взаимное отношение людей..." <17>. Необходимо уточнить, что для такой специфической сферы, как образование, необходимо соблюдение принципа солидарности интересов, взаимного сотрудничества (взаимовыгодного для всех трех сторон (государственный сектор, частный сектор, потребитель образовательных услуг в широком смысле)).

<17> Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2000. С. 508 - 509.

"Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" - положение ст. 7 Конституции незыблемо. Как высказался В.В. Путин: "Государственные инвестиции в высшее образование за последние шесть лет выросли более чем в 3 раза. В 2011 году только из федерального бюджета на эти цели направляется почти 390 млрд. рублей. Для сравнения <...> в 2005 году из федерального бюджета <...> направили на эти цели 115 млрд. рублей, после построения фундамента <...> предстоит сделать следующие шаги, по сути, модернизировать всю систему высших учебных заведений России, добиться, чтобы почетные звания - университет, академия, институт - на практике действительно означали современное качественное и наполненное образование - наполненное современными знаниями. А всего у нас <...> 1090 гражданских вузов в России. В целом считаю принципиально важным настроить образование под запросы экономики и рынка труда. Необходимо тесное взаимодействие университетов и институтов с потенциальными работодателями" <18>.

<18> Владимир Путин: Качественное, современное образование - залог устойчивого развития нашей страны // URL: http://mon.gov.ru/press/news/8779/.

Во-вторых, в современных реалиях понятие "частный вуз" сегодня уже не вызывает стольких сомнений и опасений. Представитель частного сектора вице-президент Национального союза негосударственных вузов, ректор Национального института бизнеса Сергей Плаксий полагает, что "для всех учебных заведений должны быть одни и те же "правила игры". Ведь не секрет: среди государственных вузов есть "дутые", и даже в ведущих московских вузах есть слабые факультеты". Конкуренция в сфере образования постоянно растет, каждый вуз - государственный или внебюджетный - развивается и меняется. Благодаря этой конкуренции, постоянной "гонке знаний" студенты получают возможность выбрать действительно лучший вуз, отвечающий современным требованиям, тот, которому можно доверить свое будущее <19>.

<19> 20 лет пути негосударственного образования // URL: http://www.obrazovanie-ufa.ru/Vuz/20_let_puti_negosudarstvennogo_obrazovaniya.htm.

Несмотря на то что негосударственные образовательные организации могут создаваться исключительно в формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, при оказании образовательных услуг, извлечение прибыли является de facto одним из основных стимулов эффективной организации бизнеса. De jure государство не может допустить ущемления фундаментального права на образование по сравнению с извлечением прибыли. Однако старт процессу коммерциализации образовательной сферы дан. В данной ситуации считаю возможным оставить за государственным сектором тот "госзаказ", который необходим стране, обеспечить бесплатное качественное школьное образование, обдуманно уменьшить бюджетные места в вузах. Например, сократить количество бюджетников в "ведущих вузах страны", чтобы обеспечить элитное качественное обучение. А также важным является обеспечить со стороны государства контроль за частным сектором (аккредитация, лицензирование, другие механизмы).

Предпринимательство в сфере образования есть, данная деятельность возрождается по причине остро возникшей потребности. Не должно существовать конкуренции между двумя сферами - государственной и частной. В современном мире это необходимое сотрудничество. Государственное классическое образование - это традиции, замечательные традиции, которые требуют бережного сохранения и преемственности поколений. Частное образование влечет за собой свежий виток новых технологий преподавания, новые направления развития. Образовательные услуги в предпринимательской сфере - это потребность современного совершенствования, новой точки развития.

Список литературы

  1. Конституция РФ от 12.12.1993.
  2. Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.1995 N 157-ФЗ.
  3. Закон "Об образовании" от 10.07.1992.
  4. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" от 05.07.2001.
  5. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. IV. М., 1969. С. 627 - 628.
  6. Джапарова Р. Маркетинг услуг профессионального образования // Маркетинг. 2005. N 4. С. 55 - 65.
  7. Стрижов А.М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. N 3. С. 47 - 50.
  8. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2000. С. 508 - 509.
  9. Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. М.: Маркет ДС, 2003. 356 с. (Академическая серия).
  10. Ченцов А. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России. 1999. N 2. С. 120 - 123.
  11. Наталия Шерри: Сегодня управление образовательным учреждением - это тупик / Интервью с заместителем руководителя департамента образования Москвы // Коммерсантъ-Деньги. 14.03.2011.
  12. Владимир Путин: Качественное, современное образование - залог устойчивого развития нашей страны // URL: http://mon.gov.ru/press/news/8779/.
  13. 20 лет пути негосударственного образования // URL: http://www.obrazovanieufa.ru/Vuz/20_let_puti_negosudarstvennogo_obrazovaniya.htm.
  14. Государственное или частное образование: сотрудничество или конкуренция? // URL: businesspress.ru.2004-11-04.
  15. Виноградова Е. Российские бизнес-школы лишились права выдавать дипломы МВА государственного образца... // URL: http://business.russiaregionpress.ru/archives/6799.
  16. Российская бизнес-газета. N 824(42). 22.11.2011.
  17. Citizen (журнал). N 1-2(23). Февраль. 2012. С. 59.
  18. Частное образование: за или против? // URL: http://info.tatcenter.ru/article/12196/.
  19. 10 необычных бизнес-идей в сфере образования... // URL: http://www.1000ideas.ru.
  20. URL: http://www.strf.ru.
  21. Половова Т.А., Баталова О.С. Образовательная услуга как ключевой элемент рынка образования // URL: http://old.nsaem.ru/Science/Publications/Science_notes/Last_issue/516.pdf.