Мудрый Юрист

Незаконное предпринимательство в сибирском федеральном округе: некоторые аспекты криминологической характеристики *

<*> Sereda I.M., Sukhanov S.V. Illegal entrepreneurship in Siberian federal district: certain aspects of criminological characteristics.

Середа Ирина Михайловна, профессор кафедры уголовного права и криминологии Байкальского государственного университета экономики и права, доктор юридических наук.

Суханов Сергей Васильевич, аспирант кафедры уголовного права и криминологии Байкальского государственного университета экономики и права.

Статья посвящена важнейшему аспекту криминологической характеристики незаконного предпринимательства как его динамики состояния в Сибирском федеральном округе. На основе представленных данных уголовной статистики дается описание современных тенденций незаконного предпринимательства, что позволило сделать авторам несколько выводов по динамике состояния, раскрываемости, а также региональных особенностях рассматриваемых преступлений.

Ключевые слова: криминологическая характеристика, незаконное предпринимательство, Сибирский федеральный округ, правоприменительная практика.

The paper is devoted to the dynamics of illegal entrepreneurship in Siberian federal district. Using the criminal statistics' data it gives the description of modern trends in illegal entrepreneurship which allowed the authors to make some conclusions regarding the dynamics, percentage of cases solved and specific regional features of the crimes under consideration.

Key words: criminological characteristics, illegal entrepreneurship, Siberian federal district, law enforcement practice.

Изучение незаконного предпринимательства во взаимосвязи с территориальными различиями преступности предпочтительнее проводить на примере региона, имеющего наиболее ярко выраженные особенности территориальных, экономических, политических, социальных и других характеристик, каковым и является Сибирский федеральный округ.

Сибирский федеральный округ - один из самых больших регионов в России, поскольку занимает около 30% ее территории, а численность населения составляет более 20 млн. чел., представляющих более 120 национальностей. Данный регион включает в себя двенадцать субъектов Российской Федерации: Алтайский, Красноярский и Забайкальский края; Иркутскую, Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую и Томскую области; республики Алтай, Бурятию, Тыву, Хакасию. Данные субъекты Российской Федерации значительно отдалены от центра и имеют крупнейшие запасы полезных ископаемых (85% общероссийских запасов свинца и платины, 80% угля и молибдена, 71% никеля, 69% меди, 44% серебра, 40% золота), леса, а значит, и хорошо развитый ряд отраслей промышленности - металлургической, электроэнергетической, деревообрабатывающей, нефтехимической, топливной, пищевой, машиностроительной и легкой <1>. Здесь имеется развитая железнодорожная сеть, поскольку через регион проходят основные транспортные потоки России. Это в немалой степени обусловливает значительные масштабы незаконной предпринимательской деятельности в Сибирском регионе, а значит, и необходимость изучения ее криминологической характеристики.

<1> Состояние преступности в Сибирском федеральном округе (на 1 января 2008 г.): аналитический обзор и прогноз / Под ред. проф. Д.Д. Невирко. Красноярск: Сибирск. юрид. ин-т МВД России, 2008. С. 12.

Как показывают научные исследования, на фоне роста общей преступности динамика состояния незаконного предпринимательства как в России в целом, так и в регионах с момента вступления в действие Уголовного кодекса РФ и по 2000 год характеризовалась увеличением ее темпов прироста в среднем на 30% в год.

Новый этап незаконного предпринимательства определился с 2001 года. Анализ статистических данных в этот период свидетельствует о волнообразном характере изменений зарегистрированных фактов незаконного предпринимательства (см. рис. 1) <2>.

<2> Здесь и далее приводятся данные информационно-аналитического центра ГУМВД по Сибирскому федеральному округу.

Так, с 2001 года наблюдается устойчивое снижение уровня регистрации преступлений против установленного законом порядка осуществления предпринимательской деятельности и числа лиц, их совершивших. За период с 2001 по 2004 годы количество выявленных фактов незаконного предпринимательства снизилось почти в пять раз. Между тем в 2005 году регистрация фактов незаконного предпринимательства выросла в два раза с последующей стабилизацией устойчивого снижения по настоящее время. При этом прирост в 2006 году к базовому 2000 году составил 62,9% со знаком минус, а прирост на конец 2011 года составил 90,9% с тем же знаком (см. рис. 2, табл. 1).

Табл. 1. Динамика состояния незаконного предпринимательства и лиц, их совершивших (данные по Российской Федерации)

Год 
      Число зарегистрированных   
преступлений по ст. 171 УК РФ
    Число выявленных преступников 
по ст. 171 УК РФ
Абсолютный
показатель
  Прирост
к 2000
г., в %
 Прирост к  
предыдущему
году, в %
Абсолютный
показатель
  Прирост 
к 2000 г.
в %
 Прирост к  
предыдущему
году, в %
2000
   8538   
   +33,1    
   6034   
    +49,0   
2001
   7428   
  -13,0  
   -13,0    
   5757   
   -4,6   
     -4,6   
2002
   4972   
  -41,8  
   -33,1    
   4053   
  -32,8   
    -29,6   
2003
   1999   
  -76,6  
   -59,8    
   1420   
  -76,5   
    -65,0   
2004
   1367   
  -84,0  
   -31,6    
    564   
  -90,7   
    -60,3   
2005
   2716   
  -68,2  
   +98,7    
   1148   
  -81,0   
   -103,5   
2006
   3168   
  -62,9  
   +16,6    
   1542   
  -74,4   
    -34,3   
2007
   3341   
  -60,9  
    +5,5    
   1957   
  -67,6   
    -26,9   
2008
   3267   
  -61,7  
    -2,2    
   1858   
  -69,2   
     -5,1   
2009
   4001   
  -53,1  
   +22,5    
   2168   
  -64,1   
    +16,7   
2010
   1350   
  -84,2  
   -66,3    
   1059   
  -82,4   
    -51,2   
2011
    774   
  -90,9  
   -42,7    
    504   
  -91,6   
    -52,4   
9000¦8538
¦--¬
8000¦¦ ¦7428
¦¦ ¦ --¬
7000¦¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ ¦ ¦ ¦
6000¦¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ ¦ ¦ ¦ 4972
5000¦¦ ¦ ¦ ¦ --¬
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4001
4000¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3168 3341 3267 --¬
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ --¬ --¬ ¦ ¦
3000¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2716 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1999 --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
2000¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ 1367 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1350
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬
1000¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 774
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬
0++-+T+-+-T+-+-T-+-+-T+-+-T-+-+-T+-+-T+-+--T-+-+T-+-+-T-+-+-T-+-+-¬
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 1. Динамика зарегистрированных фактов незаконного предпринимательства в Российской Федерации с 2000 по 2011 годы

120¦
¦ 98,7
100¦ *
¦
80¦
¦
60¦
¦
40¦
¦ 16,6 22,5
20¦ * 5,5 *
¦ 0 * -2,2
0+--*--T----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T--*--T-----T-----T----
¦ *
-20¦2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
¦ -13 * *
-40¦ -33,1 -31,6 -42,7
¦ *
-60¦ * -66,3
¦ -59,8 *
-80L----------------------------------------------------------------------

Рис. 2. Темпы прироста незаконного предпринимательства (данные по Российской Федерации), в %

Интересен анализ соотношения состояния незаконного предпринимательства по России в целом с аналогичными показателями в Сибирском федеральном округе. Результаты анализа, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод о том, что в Сибирском федеральном округе в целом и во входящих в его состав субъектах Федерации прослеживается общероссийская тенденция умеренного снижения темпов прироста незаконного предпринимательства (см. рис. 3, табл. 2).

 250¦
¦ 204,5
200¦ *
¦ 51,3
150¦ *
¦
100¦
¦
50¦ 11,9
¦ 0 -8,5 -12,9 *
0¦--*--T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T----T----
¦ * * * * *
-50¦2000 2001 2002 2003* 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
¦ -13,1 -21,3 -49,2 -40,4 -66,1 * *-66,7
-100L---------------------------------------------------------------------

Рис. 3. Темпы прироста незаконного предпринимательства (данные по Сибирскому федеральному округу), в % Табл. 2. Динамика состояния незаконного предпринимательства и лиц, его совершивших (данные по Сибирскому федеральному округу)

Год 
      Число зарегистрированных   
преступлений по ст. 171 УК РФ
    Число выявленных преступников 
по ст. 171 УК РФ
Абсолютный
показатель
  Прирост
к 2000
г., в %
 Прирост к  
предыдущему
году, в %
Абсолютный
показатель
  Прирост 
к 2000 г.,
в %
 Прирост к  
предыдущему
году, в %
2000
   541    
   311    
2001
   470    
  -13,1  
   -13,1    
   302    
   -2,8   
     -2,8   
2002
   370    
  -31,6  
   -21,3    
   282    
   -9,3   
    -12,4   
2003
   188    
  -65,2  
   -49,2    
   150    
    -52   
    -46,8   
2004
   112    
  -79,3  
   -40,4    
    30    
  -90,3   
    -80,0   
2005
   341    
  -37,0  
  +204,5    
   104    
  -66,6   
   +246,7   
2006
   312    
  -42,3  
    -8,5    
   178    
  -42,8   
    +71,1   
2007
   472    
  -12,8  
   +51,3    
   262    
  -15,8   
    +47,2   
2008
   411    
  -24,0  
   -12,9    
   299    
   -3,9   
    +14,1   
2009
   460    
  -15,0  
   +11,9    
   299    
   -3,9   
      0,0   
2010
   156    
  -71,2  
   -66,1    
   132    
  -57,6   
    -55,9   
2011
    52    
  -90,4  
   -66,7    
    55    
  -82,3   
    -58,3   

Табл. 3. Темпы прироста незаконного предпринимательства (данные по отдельным субъектам Сибирского федерального округа), в %

     Год    
 2001
 2002
 2003
 2004 
 2005 
 2006
2007 
2008 
2009 
2010  
2011  
Республика  
Алтай
  0,0
  0,0
 50,0
   0,0
  0,0 
 0,0 
300,0
-16,7
  0,0
-100,0
   -  
Республика  
Бурятия
 64,0
-68,3
-38,5
-100,0
  +   
-80,0
100,0
 35,3
-13,0
 -80,0
  25,0
Республика  
Тыва
 -33 
-58,3
-60,0
 150,0
 40,0 
 85,7
-69,2
-38,5
 75,0
 -78,6
-100,0
Республика  
Хакасия
 -7,1
-61,5
-60,0
   0,0
300,0 
  0,0
  0,0
 -5,9
 -6,3
 -46,7
 -50,0
Алтайский   
край
-47,3
-31,0
-42,5
  73,9
 65,0 
-63,6
 41,7
  0,0
 25,5
 -40,6
 -75,6
Красноярский
край
-15,4
-18,2
-71,1
 -84,6
1000,0
 81,6
-12,5
-10,9
 19,3
 -67,6
 -50,0
Иркутская   
область
 -6,3
-36,5
-53,7
 -36,0
131,3 
-16,2
200,0
 28,9
 12,0
 -73,6
 -48,6
Кемеровская 
область
-15,4
-16,7
-44,0
 -71,4
475,0 
 23,9
 12,3
-56,1
-13,0
 -63,8
   100
Новосибир-  
ская область
-33,3
  2,8
-48,6
 -31,6
369,2 
 11,5
-38,2
-27,9
 22,7
 -52,2
 -61,4
Омская      
область
-14,3
 45,2
-27,9
 -81,8
225,0 
  3,8
-48,0
 15,4
 10,0
 -51,5
 -37,5
Томская     
область
 52,4
-28,1
-60,9
 -44,4
 600  
-42,9
-15,0
 -9,1
 20,0
 -54,2
 -68,2
Забайкаль-  
ский край
  -  
  2,9
-60,0
 -14,3
 83,3 
 -4,5
-61,9
 59,1
-11,4
 -54,8
 -78,6

Как свидетельствует статистика, с 2001 по 2004 годы происходило устойчивое снижение темпов регистрации. За этот период количество выявленных фактов незаконного предпринимательства снизилось примерно в 4,8 раза. В 2005 году наблюдается скачок уровня регистрации фактов незаконного предпринимательства с последующей стабилизацией умеренного роста и снижением в настоящее время. При этом прирост в 2005 году к базовому 2000 году составил 37,0% со знаком минус, а прирост на конец 2011 года - 90,4% с тем же знаком (см. табл. 2).

Кроме того, такие же тенденции рассматриваемых преступлений прослеживаются и в регионах Сибирского федерального округа (см. табл. 3).

Таким образом, анализ показателей, характеризующих общероссийскую и региональную динамику состояния незаконного предпринимательства за период с 2000 по 2011 годы, позволил сделать следующий вывод: незаконное предпринимательство имеет относительно постоянную величину в структуре общей преступности, проявляя тенденции к ее умеренному снижению. Эта тенденция непосредственно связана со сложившейся правоприменительной практикой.

Проблема состоит в том, что сотрудники правоохранительных органов нередко не реагируют на факты совершения незаконного предпринимательства ввиду бесперспективности расследования уголовных дел данной категории. Сложность доказывания связанна с характером нормы, регулирующей предпринимательскую деятельность.

Так, анализ представленных данных позволяет констатировать отрицательные тенденции в правоприменительной практике, а именно то, что лишь небольшая часть возбужденных и законченных расследованием уголовных дел направляется в суд и заканчивается вынесением обвинительного приговора (см. рис. 4).

70¦
¦ 34,3
60¦ 45,7 --¬
¦ 35,6--¬ 35,3 ¦*¦
50¦39,5 38,1 45,6 43,8 ¦ ¦ 39,6 46,5 ¦*¦
¦ 38 34,7 38,8 40,4 --¬ --¬ ¦ ¦ 35,3 --¬ 39,4¦*¦
40¦--T-¬ --¬ --¬36,2--¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 38,5 --¬36,5¦ ¦ --+*¦
¦¦ ¦*¦ --+*¦ ¦ +-¬ ¦ ¦ ¦ ¦28,2¦ +-¬ ¦ +-¬ --T-¬ ¦ +-¬ ¦ +-¬ ¦ ¦*¦
30¦¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦ +-¬ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦
¦¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦
20¦¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦15,2¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦
¦¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ +-¬ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦
10¦¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦
¦¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦
0L+-+-+T+-+-+T+-+-+T-+-+-+T-+-+-+T-+-+-+T+-+-+T+-+-+T+-+-+T-+-+-+T+-+-+T
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
--¬
¦ ¦ Сибирский Федеральный округ
L--
--¬
¦*¦ Российская Федерация
L--

Рис. 4. Удельный вес зарегистрированных преступлений по ст. 171 УК РФ, направленных в суд, в %

При этом рассматриваемый показатель в Сибирском федеральном округе ниже аналогичного показателя на общефедеральном уровне - в среднем на 7%.

Данная ситуация складывается вследствие существования ряда причин, среди которых можно назвать: сложность законодательного определения признаков состава ст. 171 УК РФ; отсутствие эффективных методик по выявлению и расследованию указанных преступлений; невозможность своевременно назначить и качественно провести необходимые экспертизы. Существуют трудности и в доказывании преступного сговора между производителями и сбытчиками нелегальной продукции, поскольку используются документы, подлинность которых не вызывает сомнений, а также общественных опасных последствий незаконного предпринимательства и др. <3>. Фактически лицо, совершившее незаконное предпринимательство, имеет высокую вероятность избежать уголовной ответственности за совершенное преступление.

<3> Виноградова Л.К., Афанасьев А.Ю. Незаконное предпринимательство (квалификация и предупреждение): Метод. рекомендации. М., 2001. С. 23.

Следует отметить также, что приведенные статистические данные не позволяют объективно оценить истинную криминологическую картину совершения преступлений рассматриваемого вида, поскольку данные правонарушения, как и экономические деликты в целом, обладают высоким уровнем латентности.

Причины повышенного уровня латентности незаконного предпринимательства разнообразны, имеют как объективный, так и субъективный характер, и к ним можно отнести следующее.

Во-первых, отсутствие потерпевших и иных лиц, заинтересованных в раскрытии и расследовании фактов незаконного предпринимательства, так как население в основном видит в данном правонарушителе себе подобного, крепкого хозяйственника, страдающего за излишнюю инициативность <4>. Так, более половины опрошенных респондентов (58,4%) безразлично относятся к незаконной предпринимательской деятельности <5>. Кроме того, 39,2% респондентов указали на то, что охотнее приобретут контрафактный товар, потому что он дешевле, чем произведенный законно.

<4> Подольный Н.А., Шляпников Ю.В. Личность преступника, совершающего незаконное предпринимательство, как элемент криминалистической характеристики // Следователь. 2006. N 8. С. 52 - 53.
<5> Всего было опрошено 170 чел.

Во-вторых, высокий интеллектуальный уровень лиц, совершающих незаконное предпринимательство, что позволяет им адекватно оценивать и создавать благоприятные условия для достижения поставленной цели, уходить от контроля, затруднять установление правоохранительными органами самого факта совершения преступления, вести незаконное предпринимательство параллельно с легальным, активно использовать мнимые и притворные сделки, договоры на передачу имущественных прав. Только в Иркутской области из всех лиц, осужденных за совершение незаконного предпринимательства, 48,3% имели высшее образование, 38,0 - среднее специальное образование и 13,7% - среднее общее образование.

В-третьих, корпоративную солидарность предпринимательских структур, формирующую стремление снизить издержки предпринимательской деятельности любыми средствами, а также стимулирующую уход от ответственности за совершение различного рода правонарушений.

В-четвертых, имеющиеся недостатки в деятельности правоохранительных органов по выявлению и расследованию данных правонарушений, которые, в свою очередь, порождают неуверенность в неизбежности уголовной ответственности преступников.

В-пятых, коррупцию в правоохранительных органах, связанную с экономической деятельностью их сотрудников. Законодательство нашей страны позволяет находившемуся на государственной службе сотруднику при его увольнении беспрепятственно уходить работать в любые коммерческие структуры.

В-шестых, высокий уровень коррупции должностных лиц государственного и муниципальных уровней, которые осуществляют противодействие при расследовании незаконного предпринимательства. Результаты опроса свидетельствуют о том, что около 90% респондентов сталкиваются с такими фактами противодействия следствию.

Представляется интересным и анализ размера материального ущерба, причиненного незаконным предпринимательством гражданам, организациям или государству. Так, за исследуемый период по Российской Федерации размер материального ущерба, причиненного совершением рассматриваемого преступления, составил 188 млрд. 823 млн. 587 тыс. руб. Этот же показатель по Сибирскому федеральному округу за исследуемый период составил 22 млрд. 335 млн. 550 тыс. руб. Таким образом, средний показатель причиненного ущерба по Сибирскому федеральному округу ниже общероссийского в 8,45 раза. Данный показатель может также свидетельствовать о том, что в рассматриваемом федеральном округе остаются замеченными и попадают в официальную статистику в основном только факты незаконного предпринимательства, выявление последствий которых для правоприменителя наименее затруднительно.

Сомнения в объективности могут вызывать также и другие показатели состояния его динамики, например, уровень раскрываемости, который в Российской Федерации неуклонно снижается: в 2000 г. - 90,4%; в 2001 г. - 86,2; в 2002 г. - 82; в 2003 г. - 91; в 2004 г. - 64,4; в 2005 г. - 60,1; в 2006 г. - 60; в 2007 г. - 63,9; в 2008 г. - 59; в 2009 г. - 57,3; в 2010 г. - 75,4; в 2011 г. - 57%. В Сибирском федеральном округе наблюдается общероссийская тенденция изменения этого показателя: в 2000 г. - 87,7%; в 2001 г. - 84,3; в 2002 г. - 87,6; в 2003 г. - 100; в 2004 г. - 63,4; в 2005 г. - 48,4; в 2006 г. - 59,6; в 2007 г. - 55,3; в 2008 г. - 70,8; в 2009 г. - 69,8; в 2010 г. - 70,5; в 2011 г. - 78,9%.

Соответствующее снижение уровня раскрываемости незаконного предпринимательства с 2004 года по настоящее время вовсе не свидетельствует об отрицательной оценке работы правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Объективно существующая специфика выявления, расследования и раскрытия незаконного предпринимательства, так называемый вектор расследования от лица к факту совершения преступления <6>, изначально позволяет правоохранительным органам скорректировать процент раскрываемости.

<6> Новоселова С.С. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с незаконным предпринимательством: Дис. ... канд. юрид. наук. М. 2003. С. 81.

В связи с тем что незаконное предпринимательство по своей природе является продолжаемым во времени, осуществить его одномоментно, в отличие от многих преступлений экономической направленности, невозможно. Более того, столь явная тенденция числа раскрытых фактов незаконного предпринимательства, показатели которого из года в год дублируются, оставаясь на одном уровне, либо резко снижаются в 1,5 раза без существенного изменения ситуации как в регионе, так и по России в целом, свидетельствует о шаблонности в работе правоохранительных органов.

Анализ динамики приведенных показателей и причин позволяет сделать выводы о действительном уровне незаконного предпринимательства, в том числе его интенсивности (см. рис. 5).

  3¦2,7
¦--¬ 2,4 2,3
2,5¦¦ ¦ 2,3 --¬ --¬
¦¦ ¦ --¬ 1,9 ¦ ¦ 2 ¦ ¦
2¦¦ ¦ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1,7 1,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1,5¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
1¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0,8
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬
0,5¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0,3
¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ --¬
0++-+-T+-+-T+-+-T+-+-T+-+-T+-+-T+-+-T+-+-T+-+-T+-+-T+-+-T+-+T
2001 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 5. Коэффициент интенсивности (из расчета на 100 тыс. человек) незаконной предпринимательской деятельности с 2000 по 2011 годы (данные по Сибирскому федеральному округу)

Из приведенных показателей следует, что коэффициент интенсивности незаконной предпринимательской деятельности за рассматриваемый период уменьшился на 91%. Однако коэффициент общего состояния преступности в Сибирском федеральном округе за тот же период времени остался практически на прежнем уровне (то есть вырос не столь значительно - с 2094 преступлений в расчете на 100 тыс. чел. населения в 2000 г. до 2890 - в 2011 г.). Таким образом, коэффициент регистрируемой незаконной предпринимательской деятельности уменьшился почти в девять раз, что является дополнительным доказательством, позволяющим признать деятельность правоохранительных органов в сфере уголовно-правового контроля за незаконной предпринимательской деятельностью недостаточно эффективной.

Цифры свидетельствуют о низком уровне привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших незаконное предпринимательство. При этом на территории Сибирского федерального округа этот показатель ниже общероссийского в среднем на 10%.

За анализируемый период (2001 - 2011 гг.) в Сибирском федеральном округе лишь 50,4% уголовных дел из общего количества предварительно расследованных преступлений было направлено в суд. Аналогичный показатель в Российской Федерации составил 61,9%. Остальные уголовные дела были прекращены в связи с непричастностью или иным реабилитирующим и нереабилитирующим основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством.

Сравнительно невелико соотношение количества выявленных лиц и лиц, привлеченных к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство (см. рис. 6).

100¦
¦ 86,5
90 ¦ --¬
¦ 75,3 73,3 75,9 ¦ ¦
80 ¦ 73,1 72,3¦ ¦
¦ --¬ --¬ --¬ --¬ --¬ ¦ +-¬
70 ¦ 64,4¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ 70,5 ¦*¦66,1¦*¦ ¦ ¦*¦
¦ --+*¦ ¦*¦67,7*¦ --¬ ¦*¦ --+*¦ ¦ ¦*¦
60 ¦ 55,7 ¦ ¦*¦56,2¦*¦ --+*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦
¦ 44,1 --¬ ¦ ¦*¦ --+*¦ ¦ ¦*¦ 58¦*¦54,8*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦
50 ¦39,8 39,1 ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ --+*¦ --+*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦
¦ --¬39,7 37,9 40¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦
40 ¦--+*¦ --T-¬34,7 --+*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦
¦¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ --T-¬ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦
30 ¦¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦
¦¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦
20 ¦¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦
¦¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦
10 ¦¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦
¦¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦*¦
0 L+-+-+T+-+-+T+-+-+T-+-+-+T-+-+-+T-+-+-+T+-+-+T+-+-+T+-+-+T-+-+-+T+-+-+T
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
--¬
¦ ¦ Сибирский Федеральный округ
L--
--¬
¦*¦ Российская Федерация
L--

Рис. 6. Удельный вес выявленных лиц, привлеченных к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, в %

Из приведенных данных следует, что фактически около половины (45%) выявленным лицам, совершившим незаконное предпринимательство, удалось избежать уголовной ответственности. При этом в Российской Федерации этот показатель составляет одну треть (37%).

Проведенное исследование свидетельствует о существовании ряда причин и условий, объясняющих данную картину. Последние должны стать предметом самостоятельного исследования. Однако уже сейчас можно предварительно очертить некоторые тенденции криминогенной системы рассматриваемой преступности.

Следует заметить, что одной из причин такой ситуации является материальное неблагополучие населения Сибири, оказывающее влияние на уровень криминогенности в округе. Удельный вес населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в регионах Сибирского, Приволжского и Южного федеральных округов превышает общероссийский в среднем в полтора раза <7>. Кроме того, в Сибирском, Дальневосточном и Южном федеральных округах численность безработных превышает общероссийские показатели в среднем в два раза <8>. При характеристике нагрузки незанятого населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения, на одну заявленную вакансию по Федеральным округам Российской Федерации в 2011 году приходилось: в Центральном федеральном округе - 0,5 чел.; Северо-Западном - 0,7; Южном - 2,8; Приволжском - 0,7; Уральском - 0,6; Сибирском - 1,1; Дальневосточном - 1,3 чел. Таким образом, Сибирский федеральный округ остается в числе лидеров не только по вышеуказанным социально-экономическим показателям, но и высокому уровню безработицы, уступая лишь Южному и Дальневосточному федеральным округам.

<7> Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2011: Стат. сб. М.: Росстат, 2011. С. 53.
<8> Там же. С. 50.

Финансовый кризис, последствиями которого является сокращение численности работников различных предприятий, учреждений и организаций, выступает действенным криминогенным фактором, обусловливающим рост рассматриваемых преступлений. Незанятость населения позволяет расширять теневой рынок рабочей силы и тем самым стимулировать незаконное предпринимательство.

Кроме того, за последнее десятилетие наблюдается интенсивная миграция и освоение территорий Сибири гражданами СНГ, Китая, Монголии, нерегулируемое перемещение сельского населения в города. Высокая концентрация исправительных учреждений и, соответственно, ранее судимых лиц, также является важнейшим фактором, детерминирующим рост экономической преступности <9>.

<9> Невирко Д., Рожков С., Мальков С. Преступность в Сибирском Федеральном округе: общероссийские и региональные тенденции // Уголовное право. 2006. N 4. С. 116.

Таким образом, анализ динамики состояния незаконного предпринимательства в Сибирском федеральном округе показал:

  1. цифры свидетельствуют об общей для региона тенденции умеренного снижения незаконного предпринимательства с относительно постоянной величиной в структуре общей преступности;
  2. уровень раскрываемости рассматриваемых преступлений неуклонно снижается;
  3. косвенные показатели, характеризующие данные о доходах основной части населения и его экономико-правового поведения, позволили бы более реалистично оценить количество совершаемых преступлений данной категории;
  4. если ранее незаконное предпринимательство имело тенденцию к росту, прежде всего за счет увеличения ее латентной части, то сегодня регистрация фактов совершения указанного преступления стабилизировалась. Это можно объяснить повышением профессионализма, изворотливости преступников, а также недостатками работы правоприменительной системы.