Мудрый Юрист

Помилование как важнейший гуманистический институт демократического государства *

<*> Prokhorov L.A., Prokhorova M.L. Pardon as the most important humanistic institute of the democratic state.

Прохоров Леонид Александрович, председатель комиссии по вопросам помилования на территории Краснодарского края, доктор юридических наук, профессор.

Прохорова Марина Леонидовна, профессор кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

В статье проанализирован десятилетний опыт работы комиссии по вопросам помилования на территории Краснодарского края, подчеркнута роль комиссий на территории субъектов РФ в социальной адаптации осужденных лиц, находящихся в исправительных учреждениях.

Ключевые слова: институт помилования, ходатайство осужденного, социальная адаптация, уголовная политика, пенитенциарная система.

In article ten years experience of the commission on pardon questions in the territory of Krasnodar region is analyzed, the role of the commissions in the territory of subjects of the Russian Federation in social adaptation of the condemned persons being in correctional facilities is underlined.

Key words: pardon institute, the petition condemned, social adaptation, criminal policy, penal system.

Помилование как акт милосердия, прощения лица, совершившего преступление, выраженного в специальном распоряжении главы государства, с давних времен знакомо человеческому обществу. Этот институт, возникнув еще в древнем мире, был воспринят в праве на всех этапах развития общества. Институт помилования зиждется на идее, что "преступник доступен чувству раскаяния, жалости, угрызения совести, а государство не может игнорировать эти проявления человеческой природы, не может забывать, что возбуждение раскаяния составляет одно из желаемых последствий уголовной кары" <1>. Именно этот постулат и предопределил многовековую историю помилования в России, да и во всем мире. Основным юридическим предназначением помилования является примирение безжизненного закона с жизненными требованиями преступного деяния, согласование меры ответственности с индивидуальными особенностями данного преступления. Помилование, милость к падшим, оступившимся свидетельствовали не о слабости, а о духовной силе общества, о его способности и желании помочь этим людям вернуться к нормальной жизни. В связи с этим нельзя не вспомнить слова Ф.М. Достоевского о том, что "об уровне цивилизации народа можно судить, когда открываешь ворота его тюрем".

<1> Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть Общая. Тула, 2001. Т. 2. С. 496 - 497.

Важнейшей проблемой процесса реализации права на помилование всегда являлось сокращение промежуточных инстанций и обеспечение максимального учета индивидуальных обстоятельств совершения конкретного преступления и личности осужденного. Этому был посвящен и Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 года N 1500, в соответствии с которым во всех субъектах РФ созданы самостоятельные комиссии, в том числе в Краснодарском крае в феврале 2002 года. Итоги работы комиссии за десять лет можно проследить с помощью табл. 1.

При оценке приведенных статистических данных, прежде всего, следует обратить внимание на то, что в 2010 - 2011 годах имела место небывалая активность осужденных и, соответственно, администраций исправительных учреждений по реализации права на помилование. Как представляется, эта тенденция обусловлена проводимым в России реформированием уголовно-исполнительной системы, смягчением карательной практики <2>. Из приведенных в таблице обобщенных данных также видно, что комиссия принимала положительные решения только по 16,7% из числа рассмотренных ею ходатайств. С решениями комиссии согласился и глава администрации Краснодарского края, посчитав их вполне обоснованными и милосердными. Этому способствовало то, что комиссия и отдел администрации Краснодарского края по вопросам помилования тщательно готовят заседания, предварительно встречаются с осужденными, собирают дополнительный материал. На заседании комиссии вся полученная информация обсуждается, рассматриваются все "за" и "против", чтобы принять взвешенное решение <3>. Комиссия по помилованию на территории Краснодарского края занимает одно из первых мест по числу помилованных Президентом РФ. Например, каждый второй из числа осужденных, помилованных Президентом РФ в 2010 году, рекомендован комиссией Краснодарского края <4>.

<2> Прохоров Л.А. Помилование: особенности исторического развития и точки соприкосновения с правосудием // Мировой судья. 2008. N 5. С. 19 - 24.
<3> Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Комиссия по вопросам помилования в системе субъектов социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы // Рос. следователь. 2008. N 22.
<4> Комсомольская правда. 2010. 9 нояб.

Табл. 1

Годы  
         Показатели         
Помиловано 
лиц
Указами
Президента
Российской
Федерации
Коли-  
чество
рассмо-
тренных
хода-
тайств
о поми-
ловании
     Из них         
Рекомен- 
довано
отклонить
Рекомен-  
довано
помиловать
2002  
 201   
   164   
    37    
    12     
2003  
 170   
   145   
    25    
     7     
2004  
 103   
    86   
    17    
     3     
2005  
 67    
    58   
     9    
     5     
2006  
 50    
    45   
     5    
     2     
2007  
 88    
    82   
     6    
     0     
2008  
 47    
    43   
     4    
     1     
2009  
 67    
    53   
    14    
     2     
2010  
 471   
   368   
   103    
    20     
2011  
 258   
   229   
    29    
    11     
6 мес.
2012
 79    
    60   
    19    
     2     
Итого 
 1601  
  1333   
   268    
    65     

Наряду с рассмотрением материалов, связанных с помилованием конкретных осужденных, комиссия и отдел по вопросам помилования проводят большую разъяснительную работу по порядку реализации Указа Президента РФ N 1500, оформлению документов. За десять лет было рассмотрено 3418 письменных обращений, заявлений граждан, ходатайств осужденных; осуществлено 186 посещений исправительных учреждений и проведено 163 занятия с их сотрудниками, 705 личных приемов лиц, отбывающих наказание, 528 приемов посетителей по вопросам, связанным с процедурой подготовки материалов на заседание комиссии; подготовлена 231 публикация в СМИ, 2119 информаций и уведомлений на основании анализа деятельности органов по реализации вышеназванного Указа Президента РФ.

Комиссия и отдел по вопросам помилования уделяют внимание и проблемам социальной адаптации помилованных лиц. В результате обращений к главам администраций районов Краснодарского края и руководителям органов внутренних дел в ряде случаев положительно решаются вопросы трудоустройства, пенсионного обеспечения, предоставления различных пособий, выделения мест в детских дошкольных учреждений и др. Деятельность комиссии осуществляется и в иных, нетрадиционных и на первый взгляд не свойственных ей формах. Так, члены комиссии регулярно посещают дом ребенка в женской колонии, где содержатся дети осужденных в возрасте до трех лет. После ознакомления с условиями проживания детей были организованы доставки гуманитарной помощи в дом ребенка. Комиссия обратилась к руководству администрации Краснодарского края с просьбой оказать помощь дому ребенка в приобретении оборудования и имущества, которое изыскало возможность оказать помощь дому ребенка, в том числе финансовую. На средства, направленные в детское учреждение, было отремонтировано и приобретено оборудование для физиотерапевтического кабинета.

В анализируемый период комиссия рассматривала ходатайства о помиловании, поступившие от лиц, которые отбывали наказания за совершенные преступлений против жизни и здоровья (ст. ст. 105, 111 УК РФ), собственности (ст. ст. 158 - 162 УК РФ), связанных с незаконным приобретением, хранением, сбытом наркотиков (ст. ст. 228, 228.1 УК РФ), получением взятки (ст. 290 УК РФ), дорожно-транспортными происшествиями (ст. 264 УК РФ) и др. Необходимо отметить низкий процент рецидива преступлений среди лиц, помилованных Президентом РФ, в том числе отбывавших наказания за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, незаконный оборот наркотиков. Отмеченные обстоятельства свидетельствуют о социальной полезности института помилования и комиссий по вопросам помилования, способствующих реализации Президентом РФ его высокой миссии - миловать осужденных преступников.

Итоги анализа работы комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации позволяют сделать вывод о высокой значимости в жизни общества института помилования, причем в новом его понимании и реальном применении; новая концепция института помилования в большей мере соответствует сложившимся реалиям в уголовной политике и в пенитенциарной системе <5>. При общей позитивной ситуации в рассматриваемой сфере имеют место отдельные нерешенные вопросы. В первую очередь это касается взаимодействия с уголовно-исполнительной системой.

<5> Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Указ. соч.

Указом Президента РФ на комиссии возложены задачи по обеспечению систематического контроля за условиями содержания осужденных, внесению предложений, направленных на повышение эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, разработке рекомендаций по социальной адаптации лиц, отбывших наказание. Однако для этого необходим соответствующий правовой механизм, так как у членов комиссии, работающих на общественных началах, нет необходимой правовой базы и, соответственно, полномочий. Члены комиссии по вопросам помилования в отличие от иных общественных организаций (ст. 24 УИК РФ) не получили права посещать исправительные учреждения без специального разрешения.

Отсутствие необходимого делового контакта приводит нередко к нарушениям порядка осуществления помилования. Так, в комиссию поступают материалы от администраций исправительных учреждений на лиц, которые в период прохождения материалов совершали новые преступления. Однако комиссия, не обладая информацией об этом, принимает положительное решение по ходатайству о помиловании и представляет его главе администрации, после чего материалы направляют в администрацию Президента РФ. Также имеют место нежелательные факты иного характера.

Так, 24 апреля 2012 года в комиссию поступило ходатайство от Ф., пенсионерки по инвалидности, осужденной 3 ноября 2011 года по ч. 1 ст. 165 УК РФ. Суд признал ее виновной в причинении путем обмана имущественного ущерба ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" на сумму 1107 рублей. Однако еще Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ подобные деяния декриминализованы, уголовной ответственности подлежат только лица, причинившие крупный ущерб (свыше 250000 рублей). Уголовно-исполнительная инспекция не довела до осужденной закон, обладающий обратной силой (ст. 10 УК РФ), и оформила соответствующие материалы в комиссию по вопросам помилования.

Решение сложных задач, возложенных на комиссии по вопросам помилования, породили, по нашему мнению, необходимость внесения некоторых корректив в правовое регулирование и организационное обеспечение деятельности указанных комиссий.

Во-первых, реализация основного права человека на обращение за помилованием в условиях правового государства, к которому стремится Россия, должна регламентироваться федеральным законом, а не подзаконными актами. Принятие данного предложения не приведет к ограничению компетенции Президента РФ в области помилования, но позволит на законодательном уровне определить гарантии права человека на обращение за помилованием, обеспечить более ответственное отношение соответствующих должностных лиц к реализации института помилования, а также избежать тех непростых ситуаций, которые в последние годы имеют место в практике помилования в Российской Федерации.

Во-вторых, новые подходы к укреплению вертикали власти, усиление ее роли в жизни государства порождают возможность делегировать главам субъектов Федерации право принимать окончательное решение о помиловании лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а равно тяжких, не сопряженных с посягательством на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность личности. Это обеспечит оперативность принятия окончательного решения <6>.

<6> Прохоров Л.А. Проблемы совершенствования правового регулирования института помилования в России // Материалы Всероссийского совещания председателей комиссий по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации (4 - 6 декабря 2002 г.). М., 2003.

В-третьих, для повышения эффективности новой концепции помилования, обеспечения прав граждан представляется необходимым взаимодействие комиссии с судами для обобщения судебной практики по квалификации преступлений и назначению наказания <7>.

<7> Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Институт помилования в России: пути совершенствования правового регулирования // Научный вестник Южного федерального округа. 2007. N 1. С. 4 - 10.

В заключение можно отметить, что принятие Указа Президента РФ N 1500 было предопределено вхождением России в мировое правовое поле, тенденциями реформирования правовой системы на основе общепризнанных принципов и норм международного права, возрождением исторических традиций, стремлением учесть опыт зарубежных стран. Новая концепция института помилования в России была призвана свести до минимума отмеченные выше издержки процесса реализации помилования в досоветский и советский периоды.