Мудрый Юрист

Президент республики Армения как субъект конституционного контроля *

<*> Balayan G.K. President of the Republic of Armenia as a subject of constitutional control.

Балаян Габриел Кимович, старший преподаватель Ереванского государственного лингвистического университета имени В.Я. Брюсова, кандидат юридических наук.

В результате сравнительного анализа конституционных норм, а также иных актов и правоприменительной практики автор делает вывод: Президент РА является стратегическим органом государственной власти, можно видеть совмещение в нем некоторых законодательных и исполнительных функций государственной власти, и вполне правомерно, что Президент обладает контрольными функциями. В Армении подконтрольными субъектами президентского контроля являются все органы государственной и муниципальной власти, а в качестве контролирующих субъектов могут выступать те же подконтрольные органы государственной власти и структурные подразделения администрации Президента.

Ключевые слова: Президент Республики Армения; конституционный контроль; полномочия президента; органы государственной власти.

As a result of comparative analysis of constitutional norms and also other acts of enforcement practice the author makes a conclusion: the President of the Republic of Armenia is a strategic body of state power, one can see overloading in this figure of some legislative and executive functions of state power and it is quite legitimate that the President has controlling functions. In Armenia all agencies of state municipal power are under control of the President and the same controlled agencies of state power and structural subdivisions of the administration of the President can act as controlling subjects.

Key words: President of the Republic of Armenia; constitutional control; powers of the President; agencies of state power.

Контроль как вид государственной функции, направленный на четкое исполнение предписаний законодательства и обеспеченный средствами воздействия в случае неисполнения предписаний, является основополагающим инструментом государственной власти, необходимым для поддержания конституционного порядка и функционирования всех ветвей власти, развития экономики и социального благосостояния населения. По мнению А.М. Тарасова, президентский контроль является стратегическим видом контроля, особенностью стратегического контроля является то, что он осуществляется за основными, главенствующими направлениями деятельности, которые включает в себя изучение и анализ совокупности происходящих процессов в деятельности государственных органов исполнительной власти и их влияния на общую глобальную цель <1>.

<1> См.: Тарасов А.М. Государственный контроль в России. М.: Континент, 2008. С. 208.

Согласно ст. 49 Конституции Армении Президент обеспечивает соблюдение конституционных норм и нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей. В Основном Законе закреплены основные полномочия Президента как высшего должностного лица государства. В том числе согласно ст. 56 Конституции Президент издает указы и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции и законам. Хотя в Конституции прямо об этом не сказано, но в ст. 13 Закона РА "О правовых актах" говорится о том, что издаваемые Президентом акты не могут противоречить решениям Конституционного суда Армении, к тому же решения Конституционного суда имеют большую юридическую силу, и такими решениями президентские акты могут признаваться не соответствующими Конституции. Указы и распоряжения Президента - это конституционно-правовые средства реализации его конституционных полномочий, включая и контрольные функции.

Действующее армянское законодательство (как, впрочем, и российское) не формулирует различий между названными двумя видами президентских актов. Согласно части 4 ст. 13 Закона "О правовых актах" оба могут быть нормативными и индивидуальными, однако ни на конституционном, ни на законодательном уровнях не объясняется их различие. В правоприменительной практике складывается такая картина. Решения Президента, имеющие нормативный характер и содержащие общие правовые предписания, адресованные неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на длительное и многократное применение, как правило, должны оформляться указами. Данное предположение доказывается тем фактом, что в ч. 3 ст. 13 Закона "О правовых актах" говорится, что распоряжения Президента не могут противоречить его указам. Следовательно, указы имеют большую юридическую силу, чем распоряжения. На практике указы больше бывают нормативными, а распоряжения - индивидуальными. Индивидуальными указами в основном делаются назначения на государственные должности, предоставляется гражданство и политическое убежище, производятся награждения государственными наградами, присуждаются высшие военные и почетные звания, дипломатические ранги и т.д. <2>. Распоряжениями, как правило, регулируются вопросы, требующие оперативного решения, организационные, кадровые, а также структурные и рабочие вопросы администрации Президента.

<2> Комментарии к Конституции Республики Армения. Ереван: Право, 2010. С. 655.

В любом случае актами Президента решаются наиболее важные вопросы государственного управления, излагаются направления развития государства, определяются принципы взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти и методы контроля над исполнением предписаний.

Поскольку институт президентства имеет в Армении лишь двадцатилетнюю историю, необходимы четкие методологические и научные обоснования для регламентации президентского контроля. Несмотря на то что контрольные функции главы государства закреплены в разных главах и статьях Конституции <3>, они составляют совокупную систему контрольных функций и полномочий Президента. Данный вывод вытекает из анализа особого конституционного статуса Президента - он не входит ни в одну из общеизвестных ветвей власти, а является своего рода арбитром и гарантом функционирования и взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей.

<3> Конституция Республики Армения, ст. 55, 56, 61, 70, 72, 83.3, 83.4, 56, 88.1, 95, 103, 111 // URL: http://concourt.am/russian/constitutions/index.htm.

Контрольные полномочия Президента можно определить в качестве главенствующего и стратегического вида в системе государственного контроля <4>. Президентский контроль осуществляется посредством нескольких видов контрольных функций. Учитывая стратегическую роль Президента в пирамиде государственного управления, его контрольные полномочия можно классифицировать следующим образом:

<4> См.: Тарасов А.М. Указ. соч. С. 207.

Вышеперечисленные виды контроля в основном являются видами внешнего контроля, хотя некоторые из них содержат также элементы внутреннего контроля.

За последние 20 лет развитие правовой системы Армении повлекло за собой ключевые изменения в законодательстве, в том числе конституционные. Конституция Республики Армения была принята на референдуме в 1995 г. В 2005 г. также на референдуме были приняты изменения и дополнения Конституции.

До конституционных изменений 2005 г. абз. 2 ст. 5 Конституции гласил: "Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица правомочны совершать только такие действия, на которые они уполномочены законодательством". При реформе 2005 г. слово "законодательство" было заменено словами "Конституцией или законами". Соответственно если до конституционных изменений Президент был правомочен наделять полномочиями государственные органы и должностных лиц, то после этих изменений такими полномочиями он не обладает. В действующем законодательстве до сих пор существуют несоответствия конституционным нормам.

Законодательный контроль Президента производится посредством нескольких его полномочий. Во-первых, Президент после получения принятого парламентом закона в двадцатиоднодневный срок подписывает и обнародует его либо в течение этого срока может возвратить закон с возражениями или предложениями в Национальное Собрание с требованием нового его обсуждения <5>. В случае, если Президент не подписывает закон, он тем самым налагает вето на закон, которое, по мнению Л.А. Окунькова <6>, есть сильное средство воздействия на законодательную деятельность парламента. Президент также правомочен обращаться в Конституционный суд РА для определения соответствия Конституции законов, постановлений Национального Собрания, постановлений Правительства <7>, премьер-министра, органов местного самоуправления <8>. Издавая указы и распоряжения, Президент не только осуществляет нормотворческую деятельность, но и может осуществлять превентивный контроль в отношении правовых актов, являющихся нижестоящими относительно президентских актов. О субординации актов дает ясное представление глава 2 Закона "О правовых актах", согласно которой постановления Правительства РА и премьер-министра, постановления Совета Центрального банка, постановления Центральной избирательной комиссии, постановления регулирующих комиссий, приказы министров, постановления и распоряжения губернаторов и муниципальных органов власти не могут противоречить указам и распоряжениям Президента. Таким образом, Президент вправе ставить конституционные рамки для других органов государственной исполнительной власти, тем самым осуществляя контроль за исполнением требований законодательства. Как уже выше говорилось, после конституционных изменений 2005 г. президентские акты не могут уполномочивать государственные органы и должностных лиц совершать какие-либо действия, однако до сих пор в силе остаются ранее принятые указы и распоряжения Президента, в которых содержатся положения, уполномочивающие должностных лиц и органы. В данном случае Конституция является контрольным инструментом для оценки действий Президента.

<5> Часть 2 ст. 55 Конституции Республики Армения.
<6> Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М.: Инфра-М; Норма, 1996. С. 34 и др.
<7> Статья 86 Конституции Республики Армения.
<8> Часть 1 ст. 101 Конституции Республики Армения.

Исследуя практические проблемы конституционализма, можно сделать вывод, что до настоящего времени не исполнено требование ст. 117 Конституции, и Национальным Собранием не все законы приведены в соответствие с Конституцией, хотя двухлетний срок, отведенный на этот процесс при конституционной реформе, давно истек. В частности, можно говорить о коллизии с требованиями Конституции в следующем случае: согласно ст. 7 Закона РА "О государственных управленческих учреждениях" <9> Президент от имени государства является учредителем администрации Президента, похожая норма закреплена в ст. 61 Конституции, где говорится, что Президент в установленном законом порядке формирует свою администрацию. В ч. 2 ст. 7 названного Закона закреплено право учредителя государственного управленческого учреждения (в данном случае Президента) определять полномочия государственного учреждения в решении о создании учреждения. Однако данный Закон был принят в 2001 г., а после конституционных изменений он не приведен в соответствие с Конституцией. И получается, что фактически Президент на уровне требований Закона может уполномочивать государственные органы и должностных лиц, хотя это и не будет соответствовать Конституции.

<9> Закон РА "О государственных управленческих учреждениях" ЗР-247 от 23 октября 2001 г. // СДЗ РА. 2001.12.03/37(169). Ст. 907.

По нашему мнению, президентский контроль как вид контроля главы государства в некоторой мере должен распространяться на действия депутатов Национального Собрания - в частности, его полномочие подписывать законы, принятые Национальным Собранием, не должно быть осуществлено, если закон принят с нарушениями правил законодательного процесса. В парламенте неоднократно журналистами и оппозиционными депутатами были зафиксированы случаи голосования вместо <10> других депутатов. Если учесть тот факт, что в Уголовном кодексе РА за повторное голосование на одних и тех же выборах предусмотрено наказание с лишением свободы до трех лет <11>, то голосование в парламенте, которое непосредственно влияет на ограничение прав и свобод человека и гражданина, должно находиться под пристальным вниманием гаранта Конституции.

<10> Сообщение по факту двойного голосования // URL: http://rus.azatutyun.am/content/article/24479974.html.
<11> Ст. 153 УК РА // URL: http://parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=1349&lang=rus.

Президент свой законодательный контроль также осуществляет над деятельностью Правительства. Если в редакции Конституции 1995 г. Президент поручал премьер-министру вести заседания Правительства и все постановления Правительства скреплялись подписью Президента, то после конституционных изменений 2005 г. премьер-министр сам созывает и ведет заседания Правительства и подписывает его постановления <12>. Конституция дает право Президенту созывать и вести заседания Правительства по вопросам внешней политики, обороны и национальной безопасности. Согласно п. 77 Указа Президента N 174-Н от 26 июля 2007 г. "Об установлении порядка деятельности Правительства и органах при Правительстве" <13> на заседаниях Правительства должен присутствовать руководитель администрации Президента <14>. Кроме этого, Президент вправе приостанавливать действие постановления Правительства сроком на один месяц и обратиться в Конституционный суд для выяснения вопроса о соответствии решения Правительства требованиям Конституции <15>.

<12> Статья 86 Конституции Республики Армения.
<13> Согласно ст. 85 Конституции РА, порядок организации деятельности Правительства и иных органов государственной власти устанавливается указом Президента.
<14> СЗД РА. 2007.07.25/37(561) Ст. 829.
<15> Статья 86 Конституции Республики Армения.

Контрольные полномочия Президент также реализует посредством структурных подразделений своей администрации. И речь идет не только о названной возможности присутствовать на заседаниях Правительства руководителя администрации Президента. В самой администрации Президента как отдельное структурное подразделение действует Контрольная служба. Согласно п. 7 Устава контрольной службы <16> ее задачей является обеспечение функции Президента следить за соблюдением Конституции, а также за исполнением закрепленных в Конституции и законах полномочий Президента. Для этого Устав контрольной службы содержит положения, определяющие статус соответствующих должностных лиц администрации <17>. Естественно, что для исполнения своих контрольных полномочий Президент должен опираться на свою администрацию; но вопрос состоит в том, что президентским актом уполномочивать должностные лица на какие-либо действия не закономерно, данные полномочия должны быть закреплены на уровне Конституции или законов, так как работники администрации Президента являются государственными служащими.

<16> Распоряжение Президента РП N 126-Н от 18 июля 2008 г. "Об утверждении Устава контрольной службы Президента" // СЗД РА. 2008.08.06/50(640). Ст. 814.
<17> Пункт 8 Устава Контрольной службы Президента.

Президент, являясь высшим должностным лицом государства, осуществляет административный контроль над деятельностью органов исполнительной и судебной властей. Данный вид контроля производится в первую очередь посредством прямых назначений на соответствующие государственные должности. Административный контроль является наиболее важным видом президентского контроля, который применим почти ко всем указанным выше основным видам президентского контроля. Своим решением о назначении того или иного лица на какую-либо государственную должность Президент тем самым осуществляет административный контроль при подборе соответствующих функциям государственного органа кадров. Согласно ст. 38 Закона РА "О публичной службе" <18> Президент назначает членов комитета по этике высокопоставленных служащих. Данный орган ведет реестр заявлений о доходах высокопоставленных должностных лиц, проверяет на предмет конфликта интересов и в случае обнаружения несоответствия требованиям законодательства, представляет соответствующие предложения непосредственно Президенту.

<18> Закон Республики Армения "О публичной службе" // СЗД РА. 2011.06.17/37(840). Ст. 863.

Кроме случаев, предусмотренных Конституцией и касающихся избираемых государственных должностей, Президент уполномочен назначать на высшие государственные должности. К примеру, согласно пункту 4 ст. 55 Конституции премьер-министр и члены Правительства назначаются Президентом, порядок организации деятельности Правительства тоже устанавливается Президентом. Данное полномочие содержит в себе важнейшие элементы административного контроля, так как Президент, издавая, к примеру указ о регламентации делопроизводства в Правительстве, ставит рамки, определяет соотношение ведомств и баланс между ними.

Проявлением административного контроля Президента является подбор и представление Национальному Собранию кандидатуры на должности председателя Центрального банка <19>, Генерального прокурора <20>, председателя Контрольной палаты <21>. Хотя формально парламент своим голосованием производит назначение на перечисленные должности, однако без согласия Президента он не вправе этого сделать, т.е. в отсутствие представления соответствующей кандидатуры главой государства парламент не может сделать назначение по своей инициативе.

<19> Статья 83.3 Конституции Республики Армения.
<20> Статья 103 Конституции Республики Армения.
<21> Статья 83.4 Конституции Республики Армения.

В осуществлении функций контроля Президент широко опирается на свою администрацию и ее подразделения. Это следует из утвержденного Указом Президента "Устава администрации Президента" <22>. В частности, раздел 7 Устава определяет функции структурных подразделений, которые относятся ко всем сферам общественной жизни. На основе своей деятельности подразделения администрации представляют главе государства не только отчеты, но и предложения по соответствующим сферам. Исходя из таких отчетов и предложений глава государства принимает решения, которые способствуют укреплению государственного строя, а также контроля над исполнительной властью.

<22> Указ Президента РА УП-193-Н от 17.08.2007 // СЗД РА. 2007.08.29/43(567). Ст. 916.

Одним из наиболее важных инструментов административного контроля над деятельностью территориальных органов государственной власти является полномочие Президента подписывать решения Правительства о назначении марзпетов (губернаторов). Это единственный случай, где Конституция РА дает право Президенту подписывать решения Правительства. Согласно ст. 83.2 Конституции Президент назначает половину членов регулирующих комиссий, в том числе национальной комиссии по телевидению и радио, антимонопольной комиссии, комиссии по урегулированию общественных услуг.

Контроль над исполнением судьями требований законодательства Президентом проводится в нескольких видах в сотрудничестве с Советом правосудия. Два члена этого Совета (ученых-юриста) назначаются Президентом. Согласно ст. 95 Конституции Президент утверждает список кандидатур и служебного продвижения судей на основании предложения Совета правосудия. Данное полномочие Президента дает возможность до назначения судьи выбрать подходящую для должности кандидатуру из представленных, кроме этого, Президент назначает судей всех инстанций судебной власти и по предложению Совета правосудия приостанавливает полномочия судьи. Президент также назначает 4 из 9 членов Конституционного суда, и на уровне закона закреплена обязанность Президента, что при выборе кандидата на должность судьи Конституционного суда им должны быть учтены нравственные качества кандидата <23>.

<23> Часть 2 ст. Закона РА "О Конституционном суде Республики Армения" // СЗД РА. 2006.06.21/32(487). Ст. 645.

Важным шагом по осуществлению административного контроля является создание Президентом "Общественного совета" как совещательного органа при Президенте <24>. Согласно пп. 5 п. 7 Устава этого органа целью данного органа является "привлечение внимания Президента к проблемам, имеющим общественное звучание и значимость, посредством альтернативных решений и подходов, предлагаемых обществом и экспертными кругами". Таким образом, Президент может производить контроль над органами государственной власти посредством общественных организаций и совмещать президентский контроль и общественный контроль <25>.

<24> Распоряжение Президента ПР-36-Н от 11 марта 2009 г. "Об утверждении Устава и назначении членов Общественного совета Республики Армения" // СЗД РА. 2009.03.18/15(681). Ст. 258.
<25> Согласно главе 3 Устава Общественного совета в ее структуре действуют 12 комиссий по всем общественным, политическим и правовым сферам // URL: http://www.publiccouncil.am/ru/legal-acts/item/2011/03/24/bylaws/.

Как Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами глава государства осуществляет военный контроль. Данный вид контроля за силовыми структурами государства имеет важнейшую роль, так как и в прошлом, и в настоящее время силовые структуры государства становятся исполнителями, а иногда и зачинщиками массовых волнений. Согласно Конституции Президент формирует и возглавляет Совет национальной безопасности, назначает секретаря и руководителя аппарата <26>, по закону является учредителем этого органа государственной власти <27>. Так как структура и устав Совета безопасности являются секретными, мы не имеем возможности проанализировать эти документы. В ст. 55 изложены основные конституционные полномочия Президента в сфере военного управления, он, в частности, "координирует деятельность государственных органов в области обороны, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил и других войск, объявляет военное положение в случае агрессии против Республики, наличия непосредственной ее угрозы или объявления войны, может объявить общую или частичную мобилизацию и принимает решение об использовании Вооруженных Сил, во время войны может назначать или освобождать Главнокомандующего Вооруженными Силами, в случае применения Вооруженных Сил или объявления военного положения в силу права незамедлительно созывается специальное заседание Национального Собрания, в случае непосредственной опасности, угрожающей конституционному строю, после консультаций с Председателем Национального Собрания и премьер-министром объявляет чрезвычайное положение, осуществляет продиктованные ситуацией мероприятия и обращается с посланием об этом к народу".

<26> Пункт 11 ст. 15 Закона "О специальной гражданской службе" // СЗД РА. 2007.12.26/66(590). Ст. 1339.
<27> Распоряжение Президента ПР-139-Н от 13 сентября 2008 г. "О создании аппарата Совета безопасности, утверждении Устава и структуры" // СЗД РА. 2008.09.03/55(645). Ст. 899. Приложения данного распоряжения, где изложены Устав и структура, являются засекреченными.

Рассмотрим некоторые особенности вышеперечисленных полномочий Президента, все они содержат элементы контроля, например, все органы государственной власти, задействованные в обеспечении обороны (Министерство обороны, Служба национальной безопасности, полиция и т.д.), подотчетны Президенту, так как именно Президент координирует их действия, контролируя целесообразность и правомерность решений и предпринятых ими шагов. Принимая решения о назначении, повышении в должности или освобождении высших военных чинов, Президент оценивает их работу на занимаемых должностях, проверяя соответствие должностного лица требованиям, поставленным перед ним. Согласно ч. 7 ст. 29 Закона "О прохождении воинской службы" Президент также лишает высших военных званий и восстанавливает их. Президент назначает на должности министра обороны, начальника полиции, директора службы национальной безопасности и их заместителей, принимает решения об объявлении выговора высшим должностным лицам силовых структур. В структуре президентской администрации действует Главная военная инспекция. В ее функции входит проведение проверок в Вооруженных Силах и на оборонных предприятиях, по результатам которых Президенту докладывается о реальном состоянии дел в оборонной сфере, Президентом принимаются соответствующие решения. Утверждая военную доктрину <28> и стратегию национальной безопасности <29> республики, Президент оценивает внешние и внутренние угрозы и излагает концептуальное видение путей их нейтрализации.

<28> Военная доктрина Республики Армения // URL: http://www.mil.am/files/mil-doctrine-rus.pdf.
<29> Стратегия национальной безопасности Республики Армения // URL: http://www.mil.am/files/NATIONAL%20%20SECURITY%20STRATEGYrus.pdf.

Президент также осуществляет контроль в отношении различных правоохранительных органов. Например, заместители генерального прокурора, главный судебный пристав, начальник службы исполнения наказаний <30> назначаются президентскими актами. Генеральный прокурор ежегодно представляет главе государства отчет о проделанной прокуратурой работе. Назначением на вышеперечисленные должности контроль Президента не ограничивается. Президент как сам лично, так и через свой аппарат дает поручения, которые обязательны для исполнения.

<30> Пункт 1 ст. 16 Закона "О тюремной службе" // СЗД РА. 2005.08.17/52(424). Ст. 991.

Финансовый контроль Президента в первую очередь осуществляется посредством подписания главного финансового документа страны - Закона "О государственном бюджете". Финансовая сфера Армении регулируется несколькими законами, которые без подписи Президента не могут иметь юридической силы, все эти законы взаимоувязаны между собой, и соблюдение норм этих законов должно гарантировать оптимальное и рациональное использование бюджетных средств. Президент от имени государства подписывает соглашения с международными кредитными организациями и представляет эти документы на рассмотрение Конституционного суда и ратификацию в парламент. В структуре администрации Президента действует экспертно-аналитическое управление, которое осуществляет исследования относительно различных сфер экономики, на основании этого представляет соответствующие предложения Президенту РА и руководителю администрации Президента.

В соответствии с Указом Президента УП-675 от 25 ноября 1996 г. при Президенте действует постоянная комиссия по вопросам структурного реформирования банковской системы. Согласно пункту 9 Устава Контрольной службы Президента, она в ходе своих проверок, обнаруживая нарушения финансово-экономического характера, вносит ходатайства республиканским и территориальным органам государственной власти и контролирует исполнение предписаний. Особую роль в осуществлении финансового контроля Президента играют Контрольная палата и Центральный банк Республики Армения. Как выше говорилось, председателей Центрального банка и Контрольной палаты назначает парламент по предложению Президента, и если здесь наблюдается совмещение административно-контрольных функций Президента и парламента, то при назначении заместителей <31> председателей и членов советов Центрального банка и Контрольной палаты <32> Президент выступает как единственный субъект, который производит подбор кандидатур и назначения на эти должности. Контрольная палата является высшим органом финансового контроля в Республике Армения и согласно ст. 83.4 Конституции это независимый орган, осуществляющий контроль за расходованием бюджетных средств. Президентский финансовый контроль в целях его эффективности должен проводиться в тесном и постоянном взаимодействии с Контрольной палатой <33>. Формально являясь независимым органом, Контрольная палата согласно ч. 1 ст. 20 Закона "О Контрольной палате Республики Армения" после утверждения своих отчетов советом Контрольной палаты в десятидневный срок посылает их Президенту Республики. В той же части закреплено положение о том, что в тридцатидневный срок отчеты публикуются на официальном сайте Контрольной палаты. Хотя это не закреплено Законом, однако из анализа данной статьи можно сделать вывод, что наличие срока между представлением отчета Президенту и его опубликованием на официальном сайте содержит элемент президентского контроля над деятельностью Контрольной палаты, так как теоретически вполне возможно, что Президент предложит внести соответствующие корректировки в отчет перед опубликованием.

<31> Статьи 18 и 19 Закона РА "О Центральном банке Республики Армения" N ЗА-69 // ВНС РА. 1996/12.
<32> Статья 8 Закона РА "О Контрольной палате Республики Армения" // СЗД РА. 2007.01.12/3(527). Ст. 18.
<33> См.: Тарасов А.М. Указ. соч. С. 230.

Финансовый контроль Президента осуществляется также посредством назначений руководителей налоговых и таможенных органов, присвоения им специальных званий.

Президентский контроль внешнеполитической деятельности государства производится согласно п. 7 ст. 55 Конституции, которая закрепляет за Президентом право "представлять Республику в международных отношениях, осуществлять общее руководство внешней политикой, заключать международные договоры, представлять международные договоры на ратификацию Национальному Собранию и подписывать их ратификационные грамоты, утверждать, приостанавливать действие или денонсировать международные договоры, не требующие ратификации".

Из анализа данных положений складывается впечатление, что Президент является олицетворением государства на международной арене, похожие полномочия главы государства встречаются во многих Конституциях зарубежных стран. Данная роль обусловлена не только особым статусом Президента, но и необходимостью представления государства перед международным сообществом в качестве единого субъекта государственной власти <34>. В структуре администрации Президента действует управление по внешним связям, которое участвует в подготовке программных документов, касающихся вопросов внешней политики, собирает, обрабатывает и анализирует информацию относительно социально-экономических, политических и правовых процессов в зарубежных государствах и представляет их Президенту, осуществляет мониторинг деятельности органов исполнительной власти в области внешней политики и представляет предложения, направленные на повышение эффективности их работы, Президенту и руководителю администрации Президента. Согласно ст. 86 Президент может созывать и вести заседания Правительства по вопросам внешней политики.

<34> Комментарии к Конституции Республики Армения. Ереван: Право, 2010. С. 621.

На внешнеполитической арене Президент является носителем государственной власти и, основываясь на международных и конституционных принципах внешнеполитической деятельности, формирует приоритетные направления внешней политики государства. Важным шагом в регулировании президентских полномочий в международных отношениях стали конституционные изменения 2005 г. Если ст. 6 редакции Конституции 1995 г. позволяла ратифицировать международные договоры, противоречащие Конституции, только после соответствующих изменений в Конституции, то после конституционных изменений она была переформулирована следующим образом: "Международные договоры, противоречащие Конституции, не могут быть ратифицированы". Президент как контрольный орган над внешнеполитической деятельностью государственных органов своим Указом УК-541 от 31 марта 2000 г. <35> установил ее порядок в ведении единой внешней политики. Исследование этого Указа позволяет увидеть, что Президент некоторые свои полномочия по внешнеполитическому контролю делегирует Министерству иностранных дел, так как согласно пункту 1 именно это министерство является головным органом внешней политики страны и реализует общий контроль над исполнением международных обязательств Республики Армения. Пункт 8 данного Указа обязывает МИД докладывать лично Президенту о допущенных государственными органами нарушениях в сфере внешнеполитической деятельности. Согласно Закону РА "О дипломатической службе" <36> именно Президент вправе издать Указ об открытии посольства Республики Армения в иностранном государстве.

<35> Указ Президента "О регламентации деятельности государственных органов в деле ведения единой внешней политики" // СЗД РА. 2000.04.05/6(104).
<36> Закон РА "О дипломатической службе" // СЗД РА. 2001.12.12/39(171). Ст. 911.

Таким образом, глава государства контролирует внешнеполитические приоритеты страны. Согласно Конституции Президент назначает и отзывает послов и дипломатических представителей Республики Армения. Подчеркивая особую роль Президента во внешней политике страны, ст. 14 того же Закона дает Президенту возможность создавать специальные миссии и назначать посла по особым поручениям. Верительные грамоты, подписанные Президентом, являются юридической основой для деятельности посла или дипломатического представителя на территории иностранного государства, а послы иностранных государств, вручая Президенту свои верительные грамоты, заканчивают процесс своей аккредитации и фактически начинают свою деятельность на территории страны.

Обращаясь к положению о полномочиях Президента по части международных договоров, нужно отметить, что международное право не определяет, какие договоры подлежат ратификации национальными парламентами. Исходя из этого п. 2 ст. 81 Конституции РА устанавливает перечень тех международных договоров, которые подлежат парламентской ратификации, в данном случае мы наблюдаем совмещение парламентского и президентского контроля над деятельностью исполнительной власти. Исходя из этого можно предположить, что все иные формы международных договоров, приведенные в ч. 3 ст. 2 Закона РА "О международных договорах", находятся под контролем главы государства без участия других органов государственной власти. По нашему мнению, для такой страны, как Армения, помимо существующих законов и президентских актов необходимо разработать и на уровне президентского акта принять внешнеполитическую концепцию, которая может послужить инструкцией для государственных органов в их международной деятельности, а также инструментом президентского контроля при оценке внешнеполитической деятельности органов исполнительной власти.

* * *

Подводя итоги, необходимо отметить, что нами рассмотрена лишь некоторая часть контрольных полномочий Президента РА как стратегического органа государственной власти. Однако в результате проведенного сравнительного анализа конституционных норм, а также иных актов и правоприменительной практики можно сделать вывод: Президент РА является стратегическим органом государственной власти, можно видеть совмещение в нем некоторых законодательных и исполнительных функций государственной власти, и вполне правомерно, что Президент обладает контрольными функциями.

По нашему мнению, к инструментам президентского контроля в Армении по примеру Российской Федерации <37> можно отнести ежегодное послание Президента парламенту. Правда, если в РФ на конституционном уровне Президент обязан обращаться с ежегодным посланием, то в ст. 55 армянской Конституции это положение закреплено не императивно, без указания каких-либо сроков. Отсюда можно сделать вывод, что Президент вправе обращаться к народу, и это не является его конституционным обязательством.

<37> Конституция Российской Федерации, статья 84, пункт "е" // URL: http://constitution.kremlin.ru/.

Исходя из анализа обсуждавшихся конституционных норм можно сделать вывод, что в Армении подконтрольными субъектами президентского контроля являются все органы государственной и муниципальной власти, а в качестве контролирующих субъектов могут выступать те же подконтрольные органы государственной власти и структурные подразделения администрации Президента.

Результаты контрольной деятельности Президента не отражаются в отдельных документах или же публикациях, что значительно занижает стратегическое значение и восприятие президентского контроля в общественном сознании, здесь тоже можно следовать примеру РФ <38> и публиковать периодические издания, отражающие контрольную деятельность Президента, и размещать их на официальном сайте Президента.

<38> Информационный бюллетень "Президентский контроль" // URL: http://jurizdat.ru/editions/periodics/presidentcontrol/.

Вполне естественно, что по мере развития общества необходимо развивать законодательную базу, регламентирующую контрольную деятельность, однако учитывая тот факт, что полномочия Президента в основном регламентируются Конституцией, и сложную процедуру конституционных изменений, на данном этапе необходимо некоторые президентские полномочия закреплять законами, тем более что такая практика уже существует.