Мудрый Юрист

Разграничение понятий террор, терроризм, террористический акт *

<*> Valeeva A.S. Delimitation of concepts terror, terrorism, act of terror.

Валеева Анна Сергеевна, соискатель ученой степени кандидата юридических наук Московского государственного университета приборостроения и информатики.

Статья посвящена осмыслению понятий террора, терроризма и террористического акта и их сравнительно правовому анализу с целью установления местоположения в группе преступлений террористической направленности ввиду их многомерности и общественной опасности.

Ключевые слова: террор, терроризм, террористический акт, борьба за власть, идеология насилия.

The article is devoted to understanding of concepts of terror, terrorism and act of terror and comparative-law analysis thereof for the purpose of establishment of location thereof in the group of crimes of terroristic character due to variety and public danger thereof.

Key words: terror, terrorism, act of terror, struggle for power, ideology of violence.

Три родовых звена - террор, терроризм и террористический акт зачастую употребляются как синонимы, но эти понятия требуют сущностного разграничения. Синонимизация данных явлений общественной жизни удобна с точки зрения лексического приема, однако такая замена создает проблемы идентификации рассматриваемых явлений в конкретной политической ситуации, поэтому на необходимость провести между ними параллели указывает сама жизненная обстановка, в условиях которой они совершаются.

Тем не менее на сегодняшний день вопрос о разграничении данных понятий в науке является дискуссионным. Некоторые авторы склоняются к мнению, что актуальность их понятийного сопоставления не обусловлена необходимостью проведения границ, поскольку они являются звеньями единой цепочки, предусматривающей наличие системы насилия и устрашения с целью достижения политических императивов. К такому мнению склонен Г. Мирский: "Как легко забраться в дебри казуистики, если настаивать на точной дефиниции понятий "террор" и "террористический акт" <1>.

<1> Мирский Г. Современный терроризм в контексте глобализации // Мировая экономика и междунар. отношения. 2002. N 3. С. 37.

Противоположной точки зрения придерживается В.М. Морозов, который в своей монографии "Международный опыт борьбы с организованной преступностью и терроризмом" констатирует: "Многообразные проявления терроризма требуют его отграничений от других преступлений" <2>.

<2> Морозов В.М. Международный опыт борьбы с организованной преступностью и терроризмом: Монография / ВЮИ Минюста России. Владимир, 2003. С. 286.

Четкое уяснение сущности террора, терроризма и террористического акта позволит избежать ряда квалификационных проблем с точки зрения теории уголовного права, а также поможет сформировать юридически выверенную схему категориального аппарата, что сможет облегчить стратегию противодействия рассматриваемым уголовно-наказуемым явлениям.

Рассматривая эти явления в узком смысле, можно констатировать, что каждое из них может существовать в отдельности: террористический акт может быть осуществлен фанатиком-одиночкой, а террор, в частности, с определением "государственный", может существовать автономно как метод насильственных политических преобразований.

Но в широком смысле они представляют определенную логическую цепочку, соединенную взаимосвязанными элементами, поэтому для того, чтобы провести сравнительный анализ, необходимо установить алгоритм, при помощи которого будет возможно определить признаки каждого из исследуемых явлений.

  1. По субъекту преступных посягательств. Определение круга субъектов террора и терроризма является спорным обстоятельством среди исследователей, поскольку именно с этого признака начинается расхождение по сути. Основная линия, которой придерживаются многие авторы, состоит в том, что субъектный состав террора и терроризма - это противоборство двух сторон, одна из которых (относящаяся к террору) является юридически сильной, а другая (относящаяся к терроризму) - юридически слабой: "Представляется более правомерным и логичным понятие "террор" относить к политическим силам, находящимся у власти, то есть тем, которые объективно являются более сильной стороной в конфликте и противоборстве; понятие же терроризм относить к оппозиционным силам, объективно являющимся стороной более слабой" <3>.
<3> Лобсанова Т.А. Особенности проявления терроризма в условиях трансформирующегося российского общества: Дис. ... канд. филос. наук. Улан-Удэ, 2007. С. 24.

Но в действительности террор свойствен не только официальной власти, стоящей во главе государства, а еще и тому кругу субъектов, которые путем применения насилия добились или стремятся добиться этой власти, т.е. власти нелегитимной.

Субъектами терроризма и террористического акта являются индивиды, политические партии, террористические организации, т.е. круг субъектов терроризма шире, чем круг субъектов террора. В такой ситуации субъекты терроризма не могут существовать автономно, поскольку осуществление такой системы насилия требует значительных материальных, финансовых и иных затрат.

Таким образом, фундаментальным расхождением между террором и терроризмом по кругу субъектов является то, что лица, наделенные властными полномочиями, а также лица, достигшие власти нелегитимным путем, могут быть субъектами террора, терроризма и террористического акта, однако же общественные организации, политические партии не могут быть субъектами террора, но представляют круг субъектов, относящихся к терроризму <4>.

<4> Дикаев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического характера (криминолог. и уголов.-правовое исслед.). СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006. С. 29.
  1. По объекту преступных посягательств. Различие между объектом преступного посягательства в отношении рассматриваемых деяний определяется в первую очередь масштабностью и системностью выбора жертв.

Жертвами террора являются индивиды, политические партии, народы и государства. Субъекты террора выбирают своих жертв чаще всего по определенному признаку (национальному, религиозному и др.). Соответственно, объектом террора является круг лиц, определенный субъектом.

Жертвами терроризма и террористического акта также являются граждане одного или нескольких государств, однако существенная разница между жертвами террора состоит в том, что они, как правило, не объединены какими-либо признаками, т.е. это случайные люди, оказавшиеся в месте совершения террористического акта, при этом их гибель является побочной целью терроризма, поскольку сам терроризм направлен на изменение политических и религиозных устоев общества.

  1. По целям преступных действий. Террор, если окунуться в историческую ретроспективу, всегда сопровождался глобальными идеологическими и целевыми лозунгами: установление республиканского строя (Великая французская буржуазная революция), мировая революция, порабощение мира, признание одной расы доминирующей и др. При этом субъекты террора при осуществлении своей политики всегда имеют реальную возможность претворить ее в жизнь.

Терроризм и террористический акт также преследуют масштабные цели, направляемые идеологией: подрыв конституционных основ общества, принятие или изменение политических решений, изменение политического режима. Но при этом их субъекты вынуждены действовать тайно, т.к. в противовес им выступает легитимная власть государства, оказывающая реальное силовое противодействие.

Соответственно, если террор имеет возможность использования открытого масштабного насилия в отношении определенного круга лиц, причем под это насилие зачастую создаются нормативные акты, его допускающие, то цели терроризма, имея тот же глобальный характер, не располагают инструментом реального осуществления своей идеологии. Цели обоих явлений схожи по своей глобальности, но, если посредством террора его субъекты имеют основания внедрить определенный политический курс, то терроризм, несмотря на свою масштабность, не имеет возможности определять политику государства.

  1. По средствам и методам осуществления. Средства и методы насильственного преобразования общества, исходящие от власти, легитимной или нелегитимной, всегда имеют огромный круг возможностей осуществления такого преобразования. В условиях террора, исходящего от государства, как правило, создается репрессивный аппарат, задействующий человеческий потенциал. При том, что политика террора исходит от верхушки власти, орган осуществления террора работает открыто и бесперебойно. Примером тому может служить Революционный трибунал Французской буржуазной революции, отправивший на гильотину тысячи невиновных людей; тайная полиция Б. Муссолини и др. Также способами осуществления политики террора, помимо силового аппарата, могут являться такие методы уничтожения населения, как искусственное завышение цен на продовольственные продукты и др. Терроризм же, по сравнению с террором, ограничен в таких средствах. Для осуществления террористического акта террористам требуется использование определенных технических средств (в том числе взрывчатые вещества, гранаты, оружие), которые добываются запрещенными способами, в то время как субъекты террора могут использовать их в любое время по своему усмотрению.
  2. По продолжительности преступлений. Террор и терроризм - это всегда длящиеся преступления. Они не могут быть единичны по своей природе, поскольку воплощают в себе целую систему осуществления преступного умысла, в то время как террористический акт - это преступление однократное, выражающееся в совершении взрыва, поджога, затопления и др.

Таким образом, соотношение рассматриваемых явлений по ряду сравнительных признаков позволяет определиться с местоположением каждого из них в этой цепочке насильственных преступлений. Некоторые авторы склоняются к тому, что первым звеном выступает террор: "Практически все словари в ряду понятий, так или иначе характеризующих терроризм, на первое место ставят определение террора. Думается, это сделано небезосновательно, поскольку террор, во-первых, является корневым словом для всех других подобных словообразований, а во-вторых, это понятие является родовым, охватывающим остальные" <5>. Но сопоставление данных понятий только с точки зрения корневого начала лишает их сущностного содержания, поскольку и террор, и терроризм, и террористический акт наполнены определенными признаками, которые имеют как сходство, так и различие. Рассматривая их в современном понимании, мы считаем, что первым звеном является терроризм. Терроризм предопределяет систему, идеологию, методику реализации достижения политических целей. Средством достижения целей террористов является террористический акт, представляющий собой единичное общественно опасное преступление, в основе которого лежит политическая и идеологическая платформа террористических устремлений. То есть терроризм может выражаться в террористическом акте, но не только в нем - взять хотя бы кибертерроризм, который имеет целью распространение террористической идеологии и является фактом устрашения. Ввиду того что терроризм представляет собой систему воздействия на государственные органы для достижения политических целей, конечной целью терроризма всегда является борьба за власть. В случае если цели террористов достигнуты, терроризм вырождается в террор, представляющий собой инструмент политики, посредством которого коренным образом могут быть преобразованы все государственные институты и общественное устройство в целом, т.е. терроризм борется за политику, а террор ее определяет и воплощает. Следовательно, если рассматривать эти явления в широком смысле, то звенья этой цепочки складываются так: терроризм - террористический акт - террор.

<5> Ивлиев С.М. Уголовно-правовые средства противодействия терроризму: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 18.