Мудрый Юрист

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК) *

<*> Marshakova N.N. Infringement on life of state or public official (article 277 of the Criminal code).

Маршакова Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Института ФСБ России (г. Н. Новгород).

Автор анализирует состав преступления, предусмотренного ст. 277 УК (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля). В работе исследуются элементы состава преступления, соотношение данного правонарушения со сходными правонарушениями. Приводятся примеры возможных ситуаций и выдвигаются предложения по их квалификации и решению.

Ключевые слова: должностное лицо, посягательство на жизнь, преступление.

The author analyses the elements of crime provided for by article 277 (infringement on life of state or public official). The article studies elements of crime, correlation of this violation and similar violations. The author cites examples of possible situations and sets forward proposals with regard to qualification and solution thereof.

Key words: official, infringement of life, crime.

Законодатель в ст. 277 УК предусматривает ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт).

Общественная опасность преступления определяется тем, что в результате совершенного деяния подвергаются угрозе основы внутренней безопасности, то есть дестабилизируется политическая обстановка в стране, обостряются противоречия в политической сфере, подрывается авторитет государства на международной арене.

Основным непосредственным объектом преступного посягательства является закрепленная в Конституции Российской Федерации политическая система России, а также жизнь и здоровье потерпевших.

Объективная сторона преступления выражается в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, то есть в умышленном убийстве или покушении на убийство. В понятие "посягательство" входит также умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека в момент его нанесения, поскольку его причинение само по себе угрожает жизни потерпевшего или при обычном его течении заканчивается смертью и не требует дополнительной квалификации.

В российских средствах массовой информации публикуются материалы о совершении различных посягательств на жизнь государственных или общественных деятелей. Так, например, 8 июня 2001 г. было приведено в действие взрывное устройство в подъезде жилого дома в Махачкале в момент выхода из него министра по национальной политике Дагестана М. Гусаева. Министр получил ожоги и ранения ног и был доставлен в больницу. По мнению автора заметки, "явно прослеживается рука тех, кто стремится раскачать ситуацию в многоэтническом Дагестане" <1>. Способы убийства на квалификацию не влияют, однако при наличии некоторых факультативных признаков объективной стороны (способ, обстановка, место) ответственность виновного может наступать по совокупности (например, осуществление террористического акта в отношении государственного деятеля путем взрыва на митинге, демонстрации).

<1> Бельдюгина Л. Махачкала вновь вздрогнула от взрыва // Российская газета. 2001. 9 июня.

Использование при совершении террористического акта находящегося в незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, равно как и наркотических или психотропных веществ, следует квалифицировать по совокупности со ст. ст. 222 или 228 УК РФ.

Состав преступления считается оконченным непосредственно в момент осуществления посягательства, независимо от наступления материальных общественно опасных последствий. В данном случае законодатель с учетом повышенной опасности действий момент окончания преступления перенес на раннюю стадии покушения (усеченный состав). На квалификацию не влияет и полное отсутствие вредных последствий (например, взрывное устройство сработало в то время, когда государственный деятель находился в другом здании).

Фактическое наступление смерти или факт покушения на жизнь потерпевшего охватывается признаками данного состава преступления и не требует дополнительной квалификации по ст. 105 УК и ст. 111 УК.

Действующее законодательство не содержит понятия "государственный деятель". При решении вопроса о том, стоит ли признавать то или иное лицо "государственным деятелем" применительно к комментируемой статье, следует исходить из важности поста, который занимает это лицо в государстве. Правомерно будет отнести к государственным деятелям лиц, которые в соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" занимают государственные должности категории "А" (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры и др.), осуществляя государственные и политические функции по реализации в жизнь политики государства <2>.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215.

Под общественными деятелями следует понимать лидеров общественных движений, объединений, профсоюзов, религиозных организаций, политических партий и иных общественных объединений, а также представителей СМИ, культуры, науки, образования, обладающих политическим влиянием в государстве <3>.

<3> Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 112-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон об общественных объединениях" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3608.

Посягательства на жизнь рядовых государственных служащих или рядовых представителей общественных организаций, а также близких родственников, членов семей государственных и общественных деятелей (хотя и совершенные в связи с государственной или политической деятельностью данных лиц) комментируемого состава преступления не образуют. Данные действия следует квалифицировать по соответствующим статьям УК РФ как преступления против личности либо как посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), либо как посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317).

Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъект осознает, что своими общественно опасными действиями посягает на жизнь государственного или общественного деятеля, предвидит причинение смерти потерпевшему и желает этого.

Обязательными признаками субъективной стороны являются либо цель - прекращение государственной или иной политической деятельности потерпевшего, то есть его физическое устранение как конкурента или политического противника, либо мотив - месть за указанную деятельность (например, недовольство деятельностью потерпевшего). Конкретизация совершаемого деяния путем указания на цель и мотив исключает возможность совершения этого преступления с косвенным умыслом.

В тех случаях, когда убийство государственного или общественного деятеля совершено с иной целью или по другим мотивам (например, из корысти, личных или иных побуждений), нежели указанные в ст. 277 УК, содеянное следует квалифицировать по другим статьям уголовного закона в зависимости от направленности умысла.

Если в результате посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля помимо смерти, причинения вреда здоровью самого государственного или общественного деятеля наступают иные общественно опасные последствия (гибель граждан, разрушение зданий и т.п.), содеянное требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК РФ.

Если лицо, имея намерение причинить смерть государственному или общественному деятелю, в действительности причиняет смерть или вред здоровью постороннему человеку (охраннику, водителю), ответственность наступает по совокупности за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля и умышленное убийство иного лица.

При направленности умысла не на убийство потерпевшего, а только на причинение вреда его здоровью, состав преступления, предусмотренного комментируемой статьей, отсутствует.

Если при совершении покушения на жизнь государственного или общественного деятеля было использовано незаконно приобретенное либо хранящееся оружие, взрывчатые вещества или взрывные устройства, то действия следует квалифицировать по совокупности со ст. 222 УК.

Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Вовлеченные в совершение преступления несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет несут уголовную ответственность за совершение преступления против личности.

Преступление относится к категории особо тяжких и наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

Разграничение преступлений, предусмотренных ст. 277 УК и ст. 205 УК. Разграничение посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля от террористического акта следует проводить по объекту (объектом террористического акта является общественная безопасность, а посягательства на жизнь общественного или государственного деятеля - основы конституционного строя), объективной стороне (террористический акт осуществляется путем взрыва, поджога или иных общеопасных действий, а посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля - путем посягательства на жизнь строго определенных законом лиц) и по субъективной стороне (террористический акт осуществляется с целью нарушения общественной безопасности, устрашения населения, воздействия на принятие определенного решения органами власти, а при посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля - с целью прекратить государственную или общественную деятельность потерпевшего или отомстить ему за такую деятельность).