Мудрый Юрист

Проблемы правового статуса молодежных объединений политических партий в России *

<*> Dolgikh F.I., Shelkovnikova E.D. Problems of the legal status of youth associations of political parties in Russia.

Долгих Федор Игоревич, доцент кафедры теории и истории государства и права Московского финансово-промышленного университета "Синергия", кандидат исторических наук, доцент.

Шелковникова Елена Дмитриевна, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Московского финансово-промышленного университета "Синергия", доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются особенности правового статуса молодежных объединений политических партий, организационно-правовые формы, в которых создаются данные общественные объединения, особенности территориальной организации молодежных объединений политических партий.

Ключевые слова: общественное объединение, общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политические партии, молодежные объединения политических партий.

The article examines features of legal status of youth associations of political parties, legal forms in which such associations are established, peculiarities of territorial organization of youth associations of political parties.

Key words: public association, public organization, social movement, public fund, public institution, a body of public initiative, political parties, youth associations of political parties.

В современной России политические партии играют важную роль в становлении и развитии гражданского общества. Созданные как объединения граждан, разделяющих общую идеологию, политические партии являются важным элементом политической системы российского общества, призванным выражать волю и отстаивать интересы различных социальных групп населения. Роль и значение партий в формировании демократического федеративного правового государства и развитии гражданского общества объясняют интерес исследователей к политическим партиям.

За последнее время издано огромное количество научных публикаций <1>, в которых рассматриваются различные стороны деятельности политических партий - история партийного строительства, идеология, типология, участие в избирательных кампаниях, правовой статус и многое другое. Однако в них, на наш взгляд, не уделено достаточно внимания одному важному направлению - молодежным объединениям политических партий, и особенно - правовым аспектам деятельности данных объединений, их сущности и внутренней организации. Во многом это вызвано тем, что Федеральный закон "О политических партиях" <2> никак не регулирует деятельность молодежных объединений политических партий. Правовое регулирование подобных объединений осуществляется на основе Закона "Об общественных объединениях". Тем самым молодежные объединения оказываются как бы в стороне от деятельности политических партий.

<1> Выдрин И.В. и др. Политические партии в России: от создания до ликвидации. Екатеринбург, 2003; Исаев Б.А. Теория партий и партийных систем: Учебное пособие. М., 2008; Коргунюк Ю.Г. Становление партийной системы в современной России. М., 2007; Лапаева В.В. Политическая партия: понятие и цели. К принятию Закона о партиях // Журнал российского права. 2002. N 1; Малкин Е.Б., Сучков Е.Б. Основы избирательных технологий и партийного строительства. М., 2003; Малов Ю.К. Введение в теорию политических партий (обзор идей и концепций). М., 2005; Основы теории политических партий / Под ред. С.Е. Заславского. М., 2007; Сидоренко Е. Правовое положение политических партий // Российская юстиция. 2001. N 10; Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998; и др.
<2> Федеральный закон от 11 июня 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".

В то же время не следует преуменьшать роль молодежных партийных объединений как кадрового резерва политических партий, поэтому мы полагаем целесообразным уделить их правовому статусу и основным направлениям деятельности особое внимание. Целью данной статьи является рассмотрение молодежных объединений политических партий современной России как вида общественных объединений. Предметом выступают особенности правового статуса молодежных объединений политических партий РФ.

В политической партии могут состоять лица, достигшие 18 лет. К этому возрасту у человека уже должен сформироваться свой взгляд на мир, должны оформиться основы мировоззрения. Достигнув совершеннолетия, человек получает возможность самостоятельно определять свой жизненный путь, свои политические предпочтения. Но в то же время формирование мировоззрения - это длительный процесс, подверженный воздействию внешних условий. От того, в какой социальной среде растет и воспитывается подрастающий гражданин, какой он имеет круг общения, откуда он черпает информацию об окружающем мире, будут зависеть его политические и философские убеждения.

Как известно, все люди смертны, и развитие общества обеспечивается за счет смены поколений. Данное обстоятельство затрагивает и партии. Любая политическая партия, заботящаяся о том, чтобы ее идеология не была забыта с уходом политических лидеров и активистов, должна обеспечивать преемственность поколений, приток в свои ряды "свежей крови". Поэтому неудивительно, почему подавляющее большинство партий уделяют так много внимания молодежи.

Помимо воспитания подрастающего поколения приверженцев партии молодежное объединение также выполняет функции расширения социальной базы, привлечения новых сторонников, в том числе с помощью переманивания их из рядов конкурирующих организаций. Кроме того, молодежные объединения зачастую создаются для того, чтобы заполнить вакуум и не допустить перетекания молодежи в нежелательные для действующей власти или какой-нибудь иной политической силы общественные объединения. Так, власти не заинтересованы в росте числа членов экстремистских организаций различного толка (а заметим, именно молодежь по своей природе склонна к радикализму). В свою очередь, оппозиция старается заполучить в свои ряды подрастающее поколение, чтобы лишить действующую власть социальной опоры. Борьба идет с переменным успехом, и не всегда чаша весов склоняется в пользу власти. Примером чему служат "оранжевые революции" в ряде стран бывшего СССР, где победа оппозиции была обеспечена за счет активных действий молодежи. Выигрыш будет у той силы, которая сможет предложить наиболее выгодные для молодежи условия. Подобными условиями членства могут быть как материальные выгоды, карьерные перспективы, так и духовная самореализация, возможность расширения круга общения.

Следует отметить, что молодежные объединения политических партий не являются порождением нашего времени. Уже в начале XX в. многие российские политические объединения создавали подобные организации из числа близких им по взглядам молодых людей. Так, эсеры развернули свои студенческие организации во всех крупных городах, где имелись высшие учебные заведения. Численность Петербургской студенческой организации достигала 800 человек. Во всех губернских городах европейской России и в крупных уездных городах эсеры располагали школьными группами и союзами в среднем по 50 - 70 человек в каждом <3>. Причем не было четкого разграничения между членами молодежных объединений и собственно членами партий. Противники эсеров - крайне правые - тоже не сидели сложа руки. В Киеве под патронажем Союза русского народа и депутата Государственной Думы В.М. Пуришкевича был создан "Двуглавый орел" - правая молодежная организация, имевшая отделения в Петербурге, Одессе, Киеве и нескольких других крупных городах <4>. Кружок студентов-националистов в Петербурге имел Всероссийский национальный союз <5> - умеренно-правая партия. Привлечь молодежь на свою сторону пытались и кадеты. В Петербурге почти во всех высших учебных заведениях были организованы студенческие группы и комитеты конституционно-демократической партии. Представители комитетов формировали Совет, руководивший деятельностью групп. А студенты, входившие в подобные группы, активно участвовали в пропаганде идей кадетской партии <6>.

<3> Леонов М.И. Партия социалистов-революционеров в 1905 - 1907 гг. М., 1997. С. 50.
<4> Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911 - 1917. М., 2001. С. 318.
<5> Коцюбинский Д.А. Русский национализм в начале XX столетия: Рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза. М., 2001. С. 67.
<6> Съезды и конференции конституционно-демократической партии. В 3 т. Т. 1. 1905 - 1907 гг. М., 1997. С. 60.

К примеру, в период СССР и господства однопартийной системы миллионы молодых людей были собраны под крылом Всесоюзного ленинского комитета советской молодежи (ВЛКСМ). Комсомол рассматривался в качестве активного помощника и резерва КПСС. На него возлагались задачи помогать партии "воспитывать молодежь в духе коммунизма, вовлекать ее в практическое строительство нового общества, готовить поколение всесторонне развитых людей, которые могут жить, работать и управлять общественными делами при коммунизме" <7>.

<7> Устав Всесоюзного ленинского комитета советской молодежи. М., 1975. С. 3.

В современной России для политического воспитания будущих членов и лидеров партии создают свои молодежные объединения. Членство в них является свободным и добровольным. Минимальный возраст, начиная с которого можно принимать в подобные объединения, составляет, согласно Закону, 14 лет. Максимальный возраст не ограничен и относится на усмотрение самих политических партий. Например, в Союзе коммунистической молодежи - молодежном объединении Коммунистической партии Российской Федерации, могут состоять лица от 14 до 28 лет.

В отличие от политических партий, где все члены формально имеют равные права, в молодежных объединениях может существовать некоторое ограничение прав, связанное с возрастом. Так, во многих объединениях право избирать и быть избранным в руководящие и контрольно-ревизионные органы члены данных объединений приобретают лишь по достижении 18 лет. Лица, состоящие в молодежных объединениях, обязаны соблюдать устав, способствовать реализации программных целей своего объединения, повышению ее авторитета, выполнять решения руководящих органов, принимать активное участие в деятельности объединения или его структурного подразделения и, как правило, уплачивать членские взносы. За невыполнение данных требований на члена молодежного объединения может быть наложено взыскание, а в определенных случаях он может быть исключен из рядов объединения.

Молодежные объединения политических партий действуют на основании ФЗ "Об общественных объединениях". Согласно Закону, общественным объединением является "добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения" <8>. Упоминания о молодежных объединениях политических партий в Законе не содержится. Поэтому легальное определение данного вида общественных объединений отсутствует.

<8> Часть 1 ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Закон предусматривает несколько организационно-правовых форм общественных объединений: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия <9>.

<9> Часть 1 ст. 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Молодежные общественные объединения в отдельную организационно-правовую форму не выделяются. В соответствии с данным Законом "членами и участниками (выделено автором. - Ф.Д.) молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет" <10>. На основе анализа ст. ст. 8 - 12 Закона "Об общественных объединениях", содержащих определения различных организационно-правовых форм общественных объединений, можно установить, что членство предусмотрено в общественной организации, а иные формы общественных объединений состоят из участников.

<10> Часть 4 ст. 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

То есть создается впечатление, что молодежные объединения могут быть созданы в любой из указанных в Законе организационно-правовых форм, кроме политической партии, для членов которой установлен минимальный возраст в 18 лет. Указания же на то, в какой организационно-правовой форме может быть создано молодежное объединение политической партии, в Законе не содержится. В то же время, исходя из анализа ФЗ "Об общественных объединениях", можно сделать вывод, что создание молодежного объединения политической партии возможно только в одной из двух форм - в форме общественной организации или общественного движения.

Понять, почему создание молодежного объединения невозможно в иных организационно-правовых формах, можно путем анализа их особенностей. Так, цель общественного фонда заключается в формировании имущества и использовании его на общественно полезные цели <11>. Молодежное объединение политической партии может также аккумулировать имущество и использовать его на подобные цели, но для нее это будет явно не основной целью деятельности.

<11> Часть 1 ст. 10 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Молодежное объединение не может быть создано и в форме общественного учреждения, так как цель его создания - оказание определенного вида услуг, отвечающих интересам участников <12>. Как и в случае с общественным фондом, мы видим, что цели молодежного объединения будут явно шире.

<12> Часть 1 ст. 11 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

А теперь зададимся вопросом, а не подходит ли для молодежного объединения и такая организационно-правовая форма, как "орган общественной самодеятельности", поскольку цель данного общественного объединения - решение социальных проблем на местном уровне - по месту жительства, работы или учебы <13>? Ведь молодежное объединение политической партии все-таки нацелено на решение проблем в масштабах всей страны.

<13> Часть 1 ст. 12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Таким образом, остаются две возможные формы - общественная организация и общественное движение. Общественная организация - это "основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан" <14>. А под общественным движением понимается "состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения" <15>.

<14> Часть 1 ст. 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
<15> Часть 1 ст. 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Для молодежного объединения форма общественной организации, на наш взгляд, выглядит явно предпочтительней. Во-первых, это связано с тем, что общественное движение не имеет членства, а общественная организация основана на членстве. Во-вторых, общественная организация предполагает защиту общих интересов и достижение уставных целей на основе совместной деятельности, в то время как общественное движение предполагает, что участники только поддерживают его цели. Без указания на личное участие в их осуществлении. Таким образом, общественная организация предполагает более высокую степень сопричастности.

Подтверждением высказанному утверждению о том, что общественная организация является оптимальной формой, служит тот факт, что молодежные объединения двух наиболее влиятельных (опираясь на результаты выборов) политических партий России созданы в форме общественной организации. Об этом прямо говорится в Уставе Союза коммунистической молодежи Российской Федерации <16>. Устав "Молодой гвардии Единой России" не содержит прямого указания на организационно-правовую форму общественной организации, но она подразумевается его ст. 1.1 <17>.

<16> Статья 1.1 Устава Общероссийской общественной организации "Союз коммунистической молодежи Российской Федерации".
<17> Статья 1.1 Устава Общероссийской общественной организации "Молодая гвардия Единой России".

В то же время некоторые молодежные объединения политических партий были созданы и в форме общественного движения. Примером может служить общероссийское молодежное общественное движение "За свободу и социальную справедливость "Победа". Данное движение явилось предшественником ныне действующего молодежного объединения "Справедливой России" - "Молодых социалистов России". И если "Молодые социалисты России" действуют в форме общественной организации, то другая молодежная организация "Справедливой России" - "Лига справедливости" - была и остается общественным движением.

Особый интерес, на наш взгляд, представляет организационно-правовая форма молодежного объединения партии "Яблоко" - "Молодежное Яблоко - молодые демократы". Согласно своему уставу, данное объединение является "внутрипартийным объединением (фракцией)" политической партии "Яблоко" <18>. Ни Закон "Об общественных объединениях", ни Закон "О политических партиях" не содержат никаких упоминаний подобной организационно-правовой формы. Но в то же время данные Законы не содержат и запретов на создание внутрипартийных объединений. На основании анализа ст. 1.1 Устава "Молодежного Яблока" можно установить, что фактически данное объединение, несмотря на название своей организационно-правовой формы, подпадает под понятие общественной организации, так как соответствует требованиям, предъявляемым именно к данной организационно-правовой форме. При этом его правовой статус несколько отличается от статуса других молодежных объединений политических партий, созданных в форме общественных организаций.

<18> Статья 1.1 Устава "внутрипартийного объединения (фракции) "Молодежное Яблоко - молодые демократы".

Так, если иные молодежные объединения ограничиваются в своих уставах лишь указанием на то, идеологию какой именно политической партии они разделяют, и осуществляют деятельность в соответствии с Конституцией РФ, действующим законодательством и своими уставами, то устав "Молодежного Яблока" к этому перечню добавляет еще и локальные нормативные акты партии "Яблоко" - ее Программу, Устав, Регламент и Положение о внутрипартийном объединении. Это формально-юридически усиливает связь между политической партией и ее молодежным объединением.

Таким образом, на "Молодежное Яблоко" по сравнению с другими организациями налагаются дополнительные обязательства, но в то же время данное объединение получает и дополнительные права. Согласно уставу партии "Яблоко", внутрипартийные объединения участвуют в выдвижении кандидатов и списков кандидатов в руководящие органы самой партии, а руководители зарегистрированных внутрипартийных фракций имеют право участвовать в заседаниях руководящих и представительных органов партии с правом совещательного голоса <19>.

<19> Статья 10.12 Устава политической партии "Российская демократическая партия "Яблоко".

По территориальной сфере деятельности молодежные объединения политических партий могут создаваться как общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Общероссийским объединением молодежное объединение будет являться в том случае, если оно осуществляет свою деятельность на территории более половины субъектов РФ и имеет там структурные подразделения. В случае если молодежное объединение осуществляет свою деятельность на территории менее половины субъектов РФ, при условии наличия структурных подразделений в субъектах РФ оно будет считаться межрегиональным объединением. Если же молодежное объединение осуществляет свою деятельность в пределах территории одного субъекта РФ либо в пределах территории одного органа местного самоуправления, то оно будет иметь статус соответственно регионального либо местного объединения.

Таким образом, выявляется еще одно существенное отличие молодежных объединений от политических партий. Если политические партии могут быть только общероссийскими общественными объединениями, то молодежные объединения - также межрегиональными, региональными и даже местными объединениями.

Как видим, к молодежным объединениям Закон предъявляет менее жесткие требования, чем к политическим партиям. Так, молодежные объединения могут создавать свои структурные подразделения не только по территориальному признаку, но и по месту работы или учебы. В данных организациях допускается не только прямое, но и коллективное членство, т.е. в их рядах могут состоять иные общественные объединения.

Цели молодежного объединения вытекают из целей, выдвигаемых политической партией, с той лишь разницей, что основной акцент направлен на молодежную среду. Так, "Молодая гвардия Единой России" выдвигает своими целями вовлечение молодежи в построение демократического, социально справедливого общества, воспитание у молодежи чувства патриотизма, гордости за свою страну, создание условий для межнационального и межконфессионального общения молодежи, содействие формированию молодежной культуры и др. <20>. А целями Союза коммунистической молодежи являются содействие построению социализма и углублению интеграционных процессов, воспитание молодежи на основе принципов патриотизма и коммунистического мировоззрения, защита прав и интересов российской молодежи <21>.

<20> Статья 2.1 Устава Общероссийской общественной организации "Молодая гвардия Единой России".
<21> Статья 2.1 Устава Общероссийской общественной организации "Союз коммунистической молодежи Российской Федерации" (СКМ РФ).

Молодежное объединение политической партии по своей структуре обычно копирует саму партию - вплоть до названий руководящих и прочих органов. Правда, если численность молодежной организации меньше численности партии, то структура может несколько упрощаться, например, могут отсутствовать первичные отделения.

Высшим руководящим органом молодежного объединения является съезд, а на региональном и местном уровне - конференция или общее собрание. Данное требование закреплено в Федеральном законе "Об общественных объединениях" <22>. В период между съездами молодежного объединения - на федеральном уровне и конференциями - на региональном уровне - действуют избираемые ими постоянные руководящие органы. Как правило, в молодежных организациях также создаются исполнительные и контрольно-ревизионные органы.

<22> Абзац 3 ст. 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Итак, на основании анализа законодательства и уставов молодежных объединений политических партий можно сделать вывод, что данные объединения являются по организационно-правовой форме общественными организациями либо в отдельных случаях - общественными движениями, объединяющими граждан, разделяющих идеологию определенной политической партии.

Полагаясь на результаты проведенного исследования, можно сформулировать определение молодежного объединения политической партии как добровольного, самоуправляемого общественного объединения, действующего в форме общественной организации либо общественного движения, созданного по инициативе граждан, достигших 14 лет, объединенных на основе идеологии определенной политической партии, для реализации целей, указанных в уставе данного молодежного объединения. Эти цели тесно переплетаются с целями политической партии, идеологию которой разделяют члены молодежного объединения. Общими целями многих молодежных объединений политических партий также являются воспитание молодежи и защита ее прав и интересов.

Функциями молодежного объединения политической партии являются воспитание подрастающего поколения приверженцев партии и расширение социальной базы, привлечение новых сторонников. Подобное объединение выступает в качестве инструмента социализации для будущих членов партии, школы подготовки партийных кадров.

Таким образом, молодежные объединения политических партий действуют, как правило, как общероссийские объединения, однако имеются случаи, когда подобные объединения создаются и на местном уровне. Соответственно, по структуре молодежное объединение обычно копирует партию, идеологию которой оно разделяет.