Мудрый Юрист

Борьба с преступлениями лиц особого правового статуса в системе мер противодействия коррупции *

<*> Bugrov I.B. Fight against crimes committed by persons possessing special legal status in the system of anti-corruption measures.

Бугров Иван Борисович, следователь Пресненского межрайонного отдела СУ по ЦАО ГСУ Следственного комитета России по г. Москве, лейтенант юстиции.

В статье рассматривается современное состояние борьбы с преступностью лиц, которым в силу исполнения ими важных государственных функций предоставлен особый правовой статус, предусмотренный в главе 52 УПК РФ (депутатов всех уровней власти, судей, прокуроров, следователей и адвокатов).

В качестве мер усиления борьбы с коррупцией законодательного характера сделаны предложения о внесении изменений в действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

Ключевые слова: особый правовой статус, противодействие, коррупция, меры.

The article examines current situation of fight against crimes committed by persons possessing a special legal status because they perform important governmental functions. The special legal status is provided with the Art. 52 of the RF Criminal Code (deputies of all levels of authority, judges, prosecutors, ivestigators, attorneys).

In order to strengthen anti-corruption measures the author suggests to make changes in current criminal and criminal-procedural legislation.

Key words: special legal status, counteraction, corruption, measures.

Принимаемые государством меры, как законодательного <1>, так и организационного характера, позитивно повлияли на активизацию борьбы с должностными преступлениями и особенно ее коррупционно составляющими разновидностями, и в последние три года она стала приобретать вполне реальные формы.

<1> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Реализация пакета президентских инициатив, включающего обязательность декларирования не только доходов, но и расходов государственных служащих и членов их семей, увеличение штрафа как уголовного наказания в кратном размере к сумме взяток, безусловно, являются мерами контроля и сдерживания коррупции как одного из самых негативных явлений в сфере государственного управления.

Так, Президентом России Д.А. Медведевым на Петербургском международном экономическом форуме озвучены поручения органам законодательной и исполнительной власти.

Принципиально важным является заявление Президента о необходимости введения основания для увольнения государственного служащего по причине "утраты доверия", что может стать выходом в ситуации, когда коррупционные нарушения трудно выявлять, а "порядок уголовного преследования коррупционеров весьма сложен и медлителен". Причем основанием для увольнения за утрату доверия, по мнению Президента, "могут служить данные, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, даже если они оформлены так, что не могут быть использованы для уголовного преследования" <2>.

<2> См.: Петербургские поручения // Российская газета. Столичный выпуск N 5518 (142) от 04.07.2011. URL: http://www.rg.ru/2011/07/04/medvedev.html.

Исследования в области борьбы с коррупцией показывают, что этот вид доминирует в преступлениях, совершаемых должностными лицами. Это объясняется сложившимися отношениями в обществе, укоренившимся корыстным сознанием некоторых чиновников, распространенным менталитетом рядовых граждан, часто исходящих из материальной целесообразности и оправданности таких отношений при достижении сугубо индивидуальных целей <3>.

<3> Сотников А.Ю. Украденная власть. Правовой шантаж как метод формирования рынка взяток. М., 2008. С. 13 - 29.

Обоснованную тревогу вызывают результаты состояния преступности последних лет. В публикациях отмечается, что преступления совершают и богатые, и образованные, и высокопоставленные; правящая, политическая, экономическая элита; президенты, премьер-министры, министры и губернаторы. Коэффициент поражаемости реальной преступностью элитарных групп (как отношение преступников из этих групп к общему числу лиц данных групп) не ниже (или ненамного ниже), чем самых неблагополучных слоев населения <4>.

<4> Лунеев В.В. Преступность в России: тенденции, эффективность борьбы, прогноз. URL: http://www.yurclub.ru.

Если не принимать жестких мер, "пророческими могут оказаться слова Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина: "Если Россия не будет бороться с коррупцией, то весь мир будет бороться с коррумпированной Россией" <5>.

<5> Наумов Ю.Г. Коррупция как угроза международной экономической безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2009. N 4. URL: http://jurnal.amvd.ru/indviewst.php?stt=302&SID=.

Исходя из того что латентность коррупционных преступлений чрезвычайно высока, отдельные исследователи, исходя из удельного веса учтенной коррупции в пределах 1 - 5%, полагают, что реально в стране может совершаться до 7 млн. преступлений такой направленности, основная масса которых не регистрируется, не расследуется и не наказывается <6>.

<6> Лунеев В.В. Коррупция в России // Государство и право. 2007. N 11. С. 24.

Преступность этой весьма интеллектуальной категории адаптировалась к новым условиям быстрее государственных мер борьбы с ней и выработала ряд ухищрений, которые не укладываются в рамки простого способа совершения или маскировки преступления, а изначально ориентированы именно на противодействие защитной функции государства.

Наиболее нетерпимым является совершение преступлений со стороны лиц, облеченных особым государственным доверием и призванных самих бороться с преступностью в силу своего должностного положения.

Более того, в силу специфики должностного положения этих лиц именно эта разновидность преступности является наиболее значимой составляющей в таком опасном явлении, как коррупция в государственной власти.

Состояние выявления и привлечения к уголовной ответственности должностных лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ, за 2009, 2010, 2011 гг. выглядит следующим образом.

Всего количество лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела либо они привлечены по делам в отношении других лиц или по факту совершения по годам соответственно составили: 1528, 1366 (-10,6%), 1405 (+2,8%).

В том числе из них по преступлениям коррупционной направленности привлечены к уголовной ответственности 697, 717 (+2,8%), 742 (+3,4%), т.е. она стабильно составляет примерно 50% независимо от года.

По отдельным категориям должностных лиц количество имеет значительный разброс.

Совершили преступления следователи всех ведомств: 221 (из них 131 - коррупционной направленности), 194 (110), 180 (104). По ведомствам: СК РФ: 49 (22), 28 (15), 26 (16); следователи органов внутренних дел: 159 (98), 154 (94), 137 (79); органов наркоконтроля: 13 (11), 12 (8), 17 (13).

Работники прокуратуры (прокуроры, помощники): 52 (17), 29 (12), 32 (23).

Адвокаты: 158 (62), 129 (47), 157 (67).

Члены избирательных комиссий: 60 (15), 29 (14), 61 (14).

Депутаты органов местного самоуправления: 612 (212), 590 (246), 562 (258).

Члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица: 383 (247), 340 (257), 367 (259).

Депутаты законодательных органов субъектов РФ: 25 (7), 44 (19), 32 (13).

Судьи: 17 (6), 11 (5), 14 (4).

Анализ показывает, что в количественном аспекте наиболее пораженными преступностью являются депутатский корпус и выборные должностные лица органов местного самоуправления.

Из общего количества привлеченных в 2011 г. 1405 человек - депутаты всех уровней, члены выборных органов и выборные должностные лица насчитывают 961 человек, т.е. 68,3%. Причем показательно, что 530 из них, т.е. 55,1%, привлечены к уголовной ответственности за преступления, относящиеся к коррупционным. Как правило, совершенные ими преступления были сопряжены со злоупотреблением (или превышением) своим должностным положением (хищение бюджетных средств, получение взяток и лоббирование интересов коммерческих структур, уклонение от уплаты налогов, мошенничество и др.).

Если судить по абсолютным цифрам, то количество выявленных преступлений, около полутора тысяч, совершенных лицами, наделенными законодательно особым правовым статусом, выглядит незначительно по сравнению в преступностью в целом, с сотнями тысяч по отдельным видам.

Однако в данной связи весьма актуальным звучит высказывание П.Н. Панченко: "Зло должно быть обозначено в законе именно как зло даже в том случае, если оно проявляется в реальной действительности хотя и не часто, но все же - довольно выразительно и... вызывающим образом" <7>.

<7> Панченко П.Н. Законодательная техника как фактор системности законов (на примере уголовно-правовой проблематики) // Юридическая техника. Ежегодник. N 2. Н. Новгород: Высшая школа экономики, 2008. С. 118.

Именно преступления со стороны лиц, облеченных правовым иммунитетом, в наибольшей мере подрывают авторитет правоохранительной, судебной и в целом всей государственной системы в глазах добропорядочных граждан страны, порождают крайне отрицательное отношение к представителям власти и безразличное отношение к проводимой правительством политике.

Исходя из сказанного, следует сделать вывод, что выявляемое количество преступлений не дает оснований для оптимизма и необходимы также меры, меняющие организацию борьбы с коррупционными преступлениями, и особенно устраняющие пробелы и недостатки в регламентации оперативно-розыскной деятельности и предварительного следствия.

Упрощение процедуры привлечения к уголовной ответственности позволило значительно активизировать борьбу с преступлениями лиц особого правового статуса, сократить сроки прохождения инстанций, согласований, разрешений.

В частности, это касается устранения барьеров в виде необходимости получения заключения судей при возбуждении уголовного дела в отношении депутатов законодательных собраний субъектов Федерации, прокуроров, следователей и адвокатов, что значительно повысило эффективность борьбы с преступностью данной категории субъектов. Статистика последних лет об этом наглядно свидетельствует.

Однако, несмотря на то что при возбуждении уголовного дела в отношении рассматриваемых категорий лиц предпринимаются крайне тщательные меры по проверке первичной информации о совершенном преступлении, с привлечением всего комплекса имеющихся оперативно-розыскных и процессуальных возможностей, анализ статистики показывает явное несоответствие декларируемой политики борьбы с коррупцией и реального состояния дел.

Так, за 2011 г. привлечены к уголовной ответственности лишь 6,2% лиц от числа тех, в отношении которых проводилась проверка; 45,6% от количества лиц, в отношении которых были возбуждены уголовные дела, и лишь 60,5% от числа тех, кому предъявлено обвинение.

Чем объяснить такую низкую эффективность системы судопроизводства? Гипотеза большого количества ошибок при таком тщательном предварительном рассмотрении таким количеством компетентных лиц, такого уровня иерархии, при наличии фактора государственной политики усиления борьбы с коррупцией в целом не выдерживает никакой критики.

Сложность борьбы с преступлениями, совершаемыми лицами, облеченными особым государственным доверием, обусловлена рядом факторов:

В рассматриваемом контексте исключительно современным и не утратившим актуальности представляется высказывание профессора Р.С. Белкина: "Ситуация может оказаться для следователя чрезвычайно сложной в силу успешного противодействия преступника, столь же хорошо информированного о действиях и намерениях следователя, сколь последний информирован об обстоятельствах расследуемого события" <8>.

<8> Белкин Р.С. Курс советской криминалистики. В 3 т. М., 1975. Т. 3. С. 75.

Поэтому усилия следователей подразделений Следственного комитета РФ могут оказаться явно недостаточными без квалифицированной поддержки со стороны оперативных аппаратов органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Для возбуждения уголовного дела в отношении "спецсубъектов" необходимы такие фактические данные, которые бы не оставляли никаких сомнений у компетентных инстанций о действительном наличии признаков преступления. Практика показывает, что такие данные собрать возможно только с использованием всего спектра сил, средств и возможностей оперативно-розыскной деятельности. Более того, для начала уголовного преследования в большинстве случаев необходимо задержание с поличным.

Данная специфика влияет на процесс оперативно-розыскного обеспечения и характер решаемых в ходе его осуществления задач, значимость которых подчеркивает соответственно и его важность для процессуального доказывания.

Вместе с тем проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц с особым правовым статусом на практике сталкивается с рядом проблем, которые имеют идеологические, законодательные, организационные, тактические и психологические аспекты.

Идеологический аспект характеризуется тем, что оперативные работники, получив информацию о действиях высокопоставленных лиц, исходят из ошибочно понимаемой трактовки парадигмы реформы уголовного судопроизводства, предоставившей этим лицам несоизмеримо более высокий уровень социальной защиты, своеобразный ореол "неприкасаемой касты".

Здесь следует также указать на то обстоятельство, что оперативные работники практически всегда знают о факте знакомства своих непосредственных или прямых начальников с проверяемыми лицами как по роду их профессиональной деятельности, так и общих интересов и поэтому в случае неудачи небезосновательно опасаются негативной оценки своих действий.

Законодательная сторона характеризуется отсутствием четкой нормативной регламентации, как должен поступать сотрудник в каждом конкретном случае обнаружения коллизий с законом указанных лиц. Необходим точный алгоритм действий. Особое значение имеет также то, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий в рассматриваемом контексте, кроме регламентации Федерального закона "Об ОРД", необходимо учитывать наличие более чем десятка других федеральных законов, которые практические работники не всегда знают.

Организационные сложности обусловлены необходимостью более тщательной подготовки документов, дающих основание на получение разрешения на проведение ОРМ; более высоким уровнем руководства, которому следует докладывать; практически всегда более тщательным контролем за ведением дел оперативного учета, как со стороны своего руководства, так и соответствующих работников прокуратуры, уполномоченных на надзор за осуществлением ОРД.

Тактические аспекты заключаются в тщательной разработке и реализации плана практически каждого мероприятия, с целью избежать ошибок, которые впоследствии могут привести к признанию полученных доказательств недопустимыми.

Психологическая сторона выражается в неуверенности в успехе реализации имеющейся информации, что обусловлено большим процентом материалов, по которым принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела; значительным количеством прекращенных уголовных дел; фактическим уклонением виновных от предусмотренной уголовной ответственности; "мягкостью приговоров" в отношении лиц с особым правовым статусом.

Во всех этих случаях для оперативного работника возникает опасность как минимум получить низкую оценку своей профессиональной деятельности.

Подводя итог сказанному, в качестве выводов можно констатировать:

  1. В силу исключительной важности борьбы с преступлениями лиц, совершаемыми лицами с особым правовым статусом, как основной составляющей борьбы с коррупцией в целом, высокий должностной статус, общественно-публичный характер деятельности, положительные характеристики, предыдущие заслуги следует расценивать в качестве не позитивного фактора, а обстоятельств, осложняющих правоприменительный процесс и требующих более жестких мер пресечения.
  2. Оказываемое лицами особого правового статуса и их связями противодействие расследованию, многообразие его способов и степень результативности разрушения доказательственной базы обвинения дают основания полагать, что совершение умышленного преступления лицом, наделенного особым правовым статусом, следует законодательно признать отягчающим обстоятельством, в связи с чем необходимо внести соответствующее изменение в ст. 63 УК РФ.
  3. В силу значимости для процесса расследования и судебного разбирательства дополнить категорию "предмет доказывания", предусмотренную в ч. 1 ст. 73 УПК РФ, п. 8 "Противоправное воздействие на участников уголовного процесса с целью уклонения от уголовной ответственности".

Все перечисленное требует большей комплексности использования сил, средств и методов, более тщательного планирования и выполнения намеченного, а также более высокого профессионального мастерства оперативных работников и следователей.