Мудрый Юрист

Статус администратора суда: проблемы и вопросы

Омигов В.И., член Криминологической ассоциации России, член Российской академии юридических наук, доктор юридических наук, профессор.

Правоохранительная деятельность - это особый вид государственной деятельности специализированных государственных органов, общественных формирований и граждан по охране прав, свобод и интересов граждан, общества и государства, закрепленных в основных законах государства. Важное место в системе правоохранения в России занимает развитие судебной системы, совершенствование правового статуса судов и усиление их роли в развитии и построении правового государства. Среди важнейших направлений судебной (правовой) реформы за два десятилетия ее осуществления особое место занимают: организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого; дифференциация форм судопроизводства; совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости и т.д.

Для надлежащего выполнения судами своего предназначения в ходе судебной реформы возникает потребность учреждения института администраторов судов общей юрисдикции, которая реализуется ФЗ от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"; а Федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России на 2002 - 2006 годы" предусматривается учреждение института администраторов арбитражных судов. Таким образом, абсолютное большинство судов России (кроме мировых судов и Конституционного Суда Российской Федерации) получили возможность иметь администратора суда.

Цель создания настоящего института состояла в освобождении судей, особенно руководителей судов (председателя и его заместителей), от выполнения не свойственных им обязанностей по организационному обеспечению деятельности судов, не имеющих непосредственного отношения к осуществлению правосудия <1>. Различные нормативные акты, регулирующие правовой статус администраторов судов, повлекли разнобой и обширный перечень их обязанностей. В результате они не всегда справляются со своими обязанностями, где доминируют чисто хозяйственные, контрольно-ревизионные, и трудно требовать от администратора суда сосредоточить усилия именно на управлении аппаратом суда и другими функциями.

<1> Прокудина Л.А. Современный статус администратора суда (российский опыт) // Администратор суда. 2009. N 4. С. 18.

Проблем и недочетов в судебной реформе еще остается множество, но трудно не заметить, что наступательность и решительность, которые сопутствовали самому началу реформы, сегодня заметно поубавились, перешли отчасти даже в рутину и уже начинают увязать во внутриведомственных спорах. Судебную реформу следует завершить, закончить то, что наметили. В значительной части это вопрос власти в целом. Если в течение многих лет мы занимались совершенствованием законодательной власти, добивались эффективности исполнительной, то судебная власть, по мнению В. Путина, была незаслуженно отодвинута на второй план <2>. Сегодня необходимо оказывать всестороннее содействие судам, продолжить завершение судебной реформы, в т.ч. и института администратора суда.

<2> Путин В.В. Компетенция суда распространяется на все дела государства // Российская юстиция. 2001. N 1. С. 3.

Попытки в научной литературе свести к оптимизации и целесообразности соответствующих полномочий администратора суда не дали ожидаемого результата и свелись лишь к различного рода рекомендациям. Они не смогли решить назревшей проблемы, что и породило множество вопросов <3>.

<3> Слотюк А.А. Контрольно-ревизионная деятельность в системе судов общей юрисдикции и роль администраторов судов в ее осуществлении // Администратор суда. 2006. N 2; Прокудина Л.А. Современный статус администратора суда (российский опыт) // Администратор суда. 2009; Денежко О. Нормативное регулирование деятельности администраторов судов общей юрисдикции // Администратор суда. 2006. N 1; Рожнова Л.В. Актуальные вопросы деятельности администраторов районных судов // Администратор суда. 2006. N 1; Решетникова И.В. Первая международная конференция по судебному администрированию // Вестник ВАС РФ. 2004. N 12; и др.

Согласно Приказу Судебного департамента при Верховном Суде РФ, которым утверждено Положение об администраторе судов общей юрисдикции, на администратора судов общей юрисдикции возлагается широкий спектр обязанностей: 1) обеспечение надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения; 2) снабжение нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами судей и работников аппарата суда; 3) обеспечение бесперебойной работы транспорта суда и средств связи, работы хозяйственной службы, а также информационно-правовое обеспечение деятельности суда; 4) организация ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива; 5) обеспечение охраны здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время, при строительстве здания; 6) ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда; 7) разработка проектов сметы расходов суда и др. При этом ни в одном нормативном документе не указывается необходимость выполнения этих обязанностей в статусе заместителя председателя конкретного суда, а иначе аморфное его положение создает определенного рода правила ножниц между правами и обязанностями.

Кроме того, на администратора суда возлагается перспективное и текущее планирование. Перспективное планирование позволяет сосредоточить внимание суда на основных направлениях его работы. Оно способствует осуществлению таких мер, которые обеспечивают надлежащую судебную деятельность на длительную перспективу. Текущее планирование направлено на организацию работы (по рассмотрению протестов, разрешению уголовных и гражданских дел и т.д.). В этих планах работы суда предусматриваются и такие виды деятельности, как правовое обучение народных заседателей, организация совещаний судей и работников аппарата суда и т.д.

Важное место в работе суда занимает прием граждан в строго установленное время членами суда, руководителями и заведующими канцеляриями. Во время приема граждан им разъясняются необходимые правовые вопросы, принимаются заявления и жалобы, выдаются запросы, справки, выписки из судебных решений, копии приговоров и т.д.

Особо важным направлением деятельности судов являются изучение и обобщение судебной практики. Обобщая кассационную практику судебных коллегий и надзорную практику президиума, суды этого уровня на основе изучения конкретных дел получают практический материал, свидетельствующий об ошибках и недостатках в работе, что позволяет выявить их причины, составить более полное представление о качестве работы нижестоящих судов, определить меры по улучшению их деятельности.

Аналогичным путем пошли в системе арбитражных судов России. Так, согласно Приказу Председателя ВАС РФ от 10 февраля 2004 г. N 12 утверждается Положение о руководителе аппарата - администраторе арбитражного суда, в котором обязанности администратора сводились примерно к аналогичным, которые действуют в судах общей юрисдикции. В результате в каждом суде по своему усмотрению используют эту должность. Но все же, по мнению Л. Прокудиной, обилие функциональных обязанностей и возможностей влияния на содержание работы суда и его судей в определенной степени повышало статус этого сотрудника и ставило его по значению на второе место после председателя суда <4>.

<4> Прокудина Л.А. Современный статус администратора суда (российский опыт) // Администратор суда. 2009. N 7. С. 20.

Как отмечается в специальной литературе, все новшества и попытки правовой регламентации деятельности администратора судов не решают возникшие отдельные проблемы: организационно-подготовительная работа во многих судах по-прежнему возлагается на отдельных судей либо иных работников аппарата; не произошло освобождение судей от административных функций и мн. др. <5>. Широкий круг полномочий и их разнообразие создают некоторые сложности: вопросы организационно-хозяйственного и финансового обеспечения и обязанности по обеспечению беспрепятственного прохождения дела и надлежащего делопроизводства требуют огромных усилий, и обширных знаний, и образования. Работник должен быть эрудитом во многих сферах деятельности. Подобрать кадры широкого профиля весьма сложно.

<5> Денежко О. Нормативное регулирование деятельности администраторов судов общей юрисдикции // Администратор суда. 2006. N 1. С. 10; Решетникова И.В. Первая международная конференция по судебному администрированию // Вестник ВАС РФ. 2004. N 12. С. 153.

Зарубежный опыт говорит об успешном распределении обязанностей, например в США и Канаде между главным судьей и администратором суда, где первый руководит судопроизводством, а второй обеспечивает процесс делопроизводства, выполнение чисто хозяйственных и технических обязанностей, кадровые и финансовые вопросы. Администратор суда обладает высокой квалификацией в области современных методов управления движением дел, включая использование компьютеров <6>. Следуя логике, возникает суждение о том, что современный администратор суда - это своего рода профессиональный менеджер. Успешность его деятельности зависит нередко и от регламентации самой деятельности аппарата и других сотрудников суда, что требует переосмысления, совершенствования, обобщения передового опыта и нормативного урегулирования.

<6> Соломон П. Теория и роль администраторов суда в Канаде // Администратор суда. 2006. N 1. С. 35 - 42; Прокудина Л.А. Институт администраторов суда в США (история формирования и современный статус) // Администратор суда. 2007. N 4. С. 34 - 38.

Научно-практическая конференция "Становление и развитие института администратора суда: итоги и перспективы" позволит решить некоторые проблемы и выработать соответствующие предложения по облегчению деятельности судей и выполнению ими главной своей задачи - объективное, быстрое и справедливое разрешение конкретных судебных дел.