Мудрый Юрист

Перспективы развития административного процессуального права и административных судебных органов в Российской Федерации

Чатурведи А.А., кафедра административного и финансового права РУДН.

В настоящем правовом государстве всегда существует институт судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти. Из этого следует, что административное судопроизводство в Российской Федерации является одним из эффективных механизмов защиты нарушенных прав и свобод граждан. Конституция РФ предусматривает, что административное судопроизводство - самостоятельная форма правосудия, и оно призвано обеспечивать защиту физических и юридических лиц от административного произвола.

За последние годы возросла роль дел, возникающих из административно-публичных правоотношений. К таким делам можно отнести: рассмотрение заявлений граждан об оспаривании решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, заявлений о защите избирательных прав граждан; рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов полностью или частично и др.

Российские суды вынуждены функционировать в ускоренном режиме, но перегруженность судов заставляет задуматься о том, что необходимо создавать специализированные административные суды и принять Административно-процессуальный кодекс.

В первую очередь необходимо появление административно-процессуального права - новой отрасли права, со своими принципами, нормами и методами регулирования. Административная юстиция должна представлять в России самостоятельную подсистему в судопроизводстве.

Термин "административная юстиция" в различных зарубежных странах имеет разные модификации в зависимости от конкретной системы права. Так, например, в США административная юстиция представляет собой нормативный управленческий порядок последовательного осуществления уполномоченными субъектами права согласованных действий по реализации их компетенций, законодательных и иных правовых актов. Как говорят американцы, административная юстиция - это вид административной деятельности, а именно нормотворчество, исполнительная, правоприменительная и правоохранительная деятельность. С административной юстицией в большинстве зарубежных стран связано рассмотрение спора о праве; рассмотрение спора о факте; гарантируется обязательное участие граждан в процессе принятия решений, т.е. существует равенство в процессуальном отношении.

Какой путь избрать Российской Федерации для совершенствования административного судопроизводства?

На сегодняшний день в России существует три модели административного судоустройства. Первая модель предполагает создание административной юрисдикции, при которой структура федеральных судов состоит из межрайонного суда, коллегии по административным делам областного звена, окружных судов, а также Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ. Концепция второй модели заключается в использовании судов общей юрисдикции и арбитражных судов для рассмотрения дел, возникающих из публично-правовых отношений, путем создания в них специализированных коллегий. Третья модель заключается в создании Высшего Административного Суда России и филиалов в крупнейших городах страны, которые бы рассматривали по первой инстанции жалобы на органы управления и федеральные службы субъектов Федерации.

Но, на мой взгляд, рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений, должно осуществляться исключительно в административных судах. Несмотря на то что Российская Федерация - страна, входящая в Совет Европы и в которой господствует континентальная система права, необходимо учесть опыт США, где развито административное судопроизводство.