Мудрый Юрист

Информационные ресурсы в деятельности федеральной миграционной службы Российской Федерации

Козыкина Н.В., доцент кафедры государственного и муниципального права Забайкальского государственного университета, кандидат политических наук.

В последние годы в России вопросы предоставления государственных услуг в электронном виде приобрели особую актуальность. Об этом свидетельствует поэтапная и довольно эффективная реализация Плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2009 года N 1555-р.

Как отмечается на сайте Федеральной миграционной службы РФ, информационное обеспечение продемонстрировало свою значимость в миграции населения задолго до наступления века информации <1>. Сегодня работу ФМС России уже невозможно представить без внедрения передовых информационных технологий. Это отражено в виде полномочий в Положении о Федеральной миграционной службе Российской Федерации. В нем на ФМС России возлагаются функции по организации и осуществлению в соответствии с законодательством РФ информационного и правового обеспечения деятельности ФМС России, ее территориальных органов, а также иных, входящих в систему ФМС России, организаций и подразделений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; созданию единой информационной системы; формированию и ведению федеральных баз данных; обеспечению методологического единообразия и согласованного функционирования информационных систем в установленной сфере деятельности <2>.

<1> Федеральная миграционная служба: [сайт]. URL: http://www.fms.gov.ru.
<2> Положение о Федеральной миграционной службе (в ред. от 03.03.2008): утв. Указом Президента РФ от 19.07.2004 N 928 // СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии с вышеуказанным Планом Федеральная миграционная служба РФ с 1 апреля 2010 года оказывает электронные услуги по оформлению, выдаче, замене и учету выданных паспортов гражданина Российской Федерации, а также иных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, в пределах и за пределами Российской Федерации; организации и ведению адресно-справочной работы; оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации в визовом и безвизовом режимах; оформлению, выдаче и продлению видов на жительство в Российской Федерации; регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации <3>.

<3> Там же.

Прием заявлений от граждан, поданных в электронном виде, осуществляется через Единый портал государственных и муниципальных услуг <4>. Как видим, перечень услуг довольно широк.

<4> URL: http://www.gosuslugi.ru.

Преимущества получения государственных услуг в электронном виде через Единый портал очевидны. Прежде всего, речь идет об упрощении получения государственной услуги и другой полезной информации, о сокращении времени от подачи заявления до выдачи оформленного документа, об информировании гражданина на каждом этапе работы по его заявлению. Условия приема оговариваются и согласуются в индивидуальном порядке, экономя время заявителя. Заявление о предоставлении государственных услуг можно подать, практически не выходя из дома или не покидая рабочего места. Кроме того, данная услуга позволила существенно улучшить качество обслуживания граждан и сократить количество предоставляемых документов.

Есть у электронной услуги и свои недостатки. Сложность вызывает процедура идентификации - регистрации физических лиц на правительственном портале. Конечно, это процедура не простая. Кроме того, мы не привыкли пользоваться электронными услугами. Существует некий страх, являющийся издержками нашего менталитета. Бояться не стоит - лучше сразу научиться пользоваться системой <5>, так как только официальные пользователи могут получать электронные услуги. При этом право выбора получения информации у населения остается, так как, наряду с электронным оказанием услуги, остается еще и стандартное; действует принцип одного окна; работают общие многофункциональные центры. Чем больше таких возможностей, тем лучше, считают в ФМС России.

<5> Тюркин М.Л. Государственные услуги в электронном виде. Проблемы и практика Федеральной миграционной службы [Электронный ресурс] // ИПП "Гарант": портал. URL: http:// www.garant.ru/ action/ interview/ 250930.

В отличие от физических лиц, юридическим лицам в электронном виде ФМС России оказывает пока только одну государственную услугу, а именно лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

Несмотря на то что ФМС России значительно расширила перечень услуг, оказываемых ею в электронном виде, уменьшения очередей и снижения нагрузки на ее сотрудников не наблюдается. Однако заместитель директора ФМС М.Л. Тюркин считает, что "стремительный рост числа обращений граждан на Единый портал по вопросам оказания государственных услуг (более 80% из них - по услугам ФМС России) свидетельствует о востребованности у населения системы электронных услуг, что в перспективе должно привести и к уменьшению очередей, и к снижению нагрузки на наших сотрудников" <6>. В связи с этим некоторые исследователи отмечают недостаточные темпы развития инфраструктуры публичного (общественного) доступа населения к сайтам государственных органов <7>.

<6> Там же.
<7> Чеботарева А.А. Информационная деятельность государственных служащих: новые требования и возрастающая ответственность // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 5. С. 45.

Заслуживает внимания такая инновация, как интерактивная миграционная карта, которая, являясь полезным инструментом руководителей миграционной службы, ежедневно по самым разным параметрам отражает всю миграционную ситуацию как в целом по стране, так и в ее регионах. Карта непосредственно связана с теми информационными системами, которые передают информацию в Центральный банк данных по учету иностранных граждан <8>.

<8> Ромодановский К. Мы обречены на удачу! [Электронный ресурс] // Ваше право. Миграция: электрон. версия инф.-практ. газ. 2011. N 13. URL: http:// migratsia.ru/ publ/ 2011_god/ 13_2011/ my_obrecheny_na_udachu.

Одной из самых главных проблем остается слабое информационное взаимодействие органов власти всех уровней, поскольку формирование их информационных ресурсов происходит зачастую независимо друг от друга и не всегда регулярно, решение которой видится во введении в строй системы "электронного правительства", которая построена на принципе электронного межведомственного взаимодействия. Летом 2012 года к ней должны подключиться все регионы и муниципалитеты. Однако требуется полноценная работа по межуровневому и межведомственному взаимодействию, что позволит в 10 - 15 раз сократить оформление документов и сделать его более цивилизованным <9>. Более того, новая система, по словам главы ФМС К. Ромодановского, несет в себе "серьезный антикоррупционный элемент", так как устраняет непосредственное взаимодействие, нежелательные контакты чиновника с населением <10>. Действительно, нельзя не согласиться с новым прочтением системы взаимоотношений общества, отдельного человека с формирующимся электронным государством <11>.

<9> Там же.
<10> Реализация проекта "Электронное правительство" в России [Электронный ресурс] // РИА НОВОСТИ: информ. агентство. URL: http:// ria.ru/ society/ 20110926/ 443893403.html.
<11> Чеботарева А.А. Электронное государственное управление как новая форма взаимоотношений личности, общества и государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 18 - 22.

Говоря о дальнейших перспективах внедрения информационных технологий в деятельность ФМС России, следует обратить внимание на информационные технологии персонифицированного учета граждан Российской Федерации, обратившихся в территориальные органы миграционной службы с ходатайством о получении (получивших) статуса вынужденных переселенцев; лиц, обратившихся за получением (получивших) статуса беженца; иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность или занимающихся незаконной трудовой деятельностью на территории Российской Федерации; лиц, незаконно пребывающих на территории округа. Не менее важными направлениями разработки и внедрения информационных систем и технологий будет являться учет юридических лиц, утративших право на привлечение иностранной рабочей силы, а также систематизация всех нормативно-правовых актов в сфере миграции.