Мудрый Юрист

К вопросу взаимоотношений "верхов" и "низов" советской бюрократии в начале 20-х годов XX в. (на материалах курской губернии) *

<*> Larina O.G., Dolzhenkova E.V. Relations of the upper strata and lower strata of soviet bureaucracy in the early 1920s. (based upon the materials of Kursk province).

Статья печатается в рамках ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 - 2013 годы". Публикация подготовлена при поддержке гранта РГНФ, проект N 12-33-08-006 "Эволюция права и правовых институтов в истории российской государственности".

Ларина Ольга Григорьевна, заведующая кафедрой теории государства и права Юго-Западного государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Долженкова Екатерина Викторовна, преподаватель кафедры теории государства и права Юго-Западного государственного университета.

Автор, основываясь на материалах Государственного архива общественно-политической истории Курской области, рассматривает проблему соотношения власти и привилегий и порожденный ею конфликт "верхов" и "низов" в партии большевиков в 20-е годы XX в.

Ключевые слова: номенклатура, конфликт "верхов" и "низов" в коммунистической партии, Курский губком.

The article is based upon the documents from State Archive of Social-Political History of Kursk Region. The authors consider the problem of Soviet power and privileges correlation. The article deals with the conflict of upper strata and lower strata in the Bolsheviks Party in the 1920s.

Key words: conflict of upper strata and lower strata in Communist Party, Kursk province.

В последнее время в российском обществе как никогда сильны антибюрократические умонастроения. Слово "чиновник" стало нарицательным. Соприкосновение обычного россиянина с государственным служащим разного уровня, как правило, превращается в своеобразное испытание, сопровождаемое нарушением прав, волокитой, вымогательством.

Просматривается практика подчинения интересов государственной бюрократии частным и корпоративным интересам, ее неспособность к реализации общественных запросов, низкая эффективность. Недовольство общества конкретными проявлениями государственной бюрократии растет параллельно росту ожиданий улучшения эффективности деятельности "должного" государства <1>.

<1> Бюрократия и власть в новой России: позиция населения и оценки экспертов: Аналитический доклад института социологии РАН. М., 2005. С. 4.

Подобная картина особенно характерна для государства, находящегося в процессе смены политического режима. В истории XX в. Россия столкнулась с такой проблемой несколько раз, в частности на рубеже 90-х годов и в послеоктябрьский период.

Большевики, пришедшие к власти в конце октября 1917 г., считали, что необходимо до основания сломать старый бюрократический государственный аппарат и заменить его новым. С первых же дней существования советской власти основным принципом кадровой и социальной политики была установка на то, что в государстве диктатуры пролетариата должны управлять рабочие <2>. Представлялось, что они составят основу всего управленческого аппарата. В безусловной реализации данной установки виделась гарантия социалистического будущего страны, более высокого качества управления, преодоления характерного для буржуазного государства безраздельного господства бюрократии, эффективности и прочности диктатуры пришедшего к власти пролетариата.

<2> Ленин В.И. Очередные задачи советской власти // Полное собрание сочинений. М., 1957. Т. 36.

Теоретически партия большевиков неуклонно пропагандировала принцип отдавать рабочим-коммунистам предпочтение при назначениях на советские руководящие посты. В партию РКП(б) в большинстве своем вступали люди крайне низкой квалификации, в основном это были вчерашние крестьяне, которые, проработав несколько месяцев на производстве, становились "рабочими". Среди коммунистов-рабочих также имелся солидный процент не получивших достаточную квалификацию и не ставших профессионалами в своем деле, но стремившихся "выйти в люди" за счет общественной работы <3>.

<3> Пашин В.П., Богданов С.В., Зюбан О.П. Партийная номенклатура в СССР (1917 - 1930-е годы): становление, развитие, безраздельное могущество. Белгород, 2004. С. 39.

Основными методами работы с кадрами в первые годы советской власти были мобилизации и переброски. Однако данные методы работы с партийными кадрами вскоре стали давать сбои. Назначаемые партийные работники в основной своей массе направлялись на уездную партийную работу, все дальше по периферии страны, все больше в глубинку губернских и областных центров, что усиливало процент пришедших по партийной мобилизации "отказников" или вообще выходов из партии РКП(б).

Сами коммунисты протестовали против военных методов работы с ними. Они требовали соблюдения хотя бы элементарных норм выборности. Среди масс стала расхожей поговорка: "Власть захватили коммунисты, а внутри партии - "верхи" <4>.

<4> Пашин В.П. Страна номенклатурия. Курск: ИПК и ПРО, 1992.

Системой назначенства порождалась безнаказанность, лежавшая в основе злоупотребления властью. В партии назревали конфликты, вызванные ничем не прикрытой системой назначенства на партийные должности и злоупотреблением властью. Ярким отражением этой мысли могут послужить так называемые в 20-е годы XX в. "болезненные явления черноземной полосы", особенно остро отразившиеся на Курском губернском комитете РКП(б).

Основываясь на материалах Государственного архива общественно-политической истории Курской области, мы можем отметить, что в начале 20-х годов XX в. практически на каждой партийной губернской конференции высказывались жалобы рядовых коммунистов о недовольстве работой уездного партийного руководства. К примеру, на восьмой партийной губернской конференции, проходившей в Курской губернии в июле 1921 г., было рассмотрено заявление крестьянина-коммуниста о том, что большинство хат в уезде разваливаются, а у председателя уездного партийного комитета хозяйство растет и ширится, идет как помещичье. Другой коммунист на этой же партийной конференции высказался за проведение второй Октябрьской революции, так как "порядку и правды в наших партийных учреждениях не добьешься" <5>.

<5> Государственный архив общественно-политической истории Курской области (ГАОПИКО), ф. 65, оп. 1, д. 152, л. 45.

Самоснабжение и отрыв руководящей коммунистической верхушки от партийной массы наблюдались почти в каждом уезде Курской губернии. Для устранения конфликта "верхов" и "низов" была создана специализированная комиссия, выезжающая в уезды.

"Нездоровые уклоны" особо проявлялись в отдаленных от центра уездах: Ново-Оскольском, Старо-Оскольском, Льговском, но своего апогея "болезненные явления черноземной полосы" достигли в Щигровском уездном партийном комитете.

Щигровская уездная партийная организация обратилась в замкнутую группу, не подотчетную Курскому губкому РКП(б). В уезде отказывались принимать губернскую комиссию. Повторно направленная комиссия под председательством секретаря Курского губкома РКП(б) вынесла решение о том, что в Щигровском уезде наблюдается полный отрыв целого ряда ответственных работников от партийной массы, они обратились в верхушку, злоупотребляющую своим привилегированным положением. Кроме того, вскрылись факты получения секретарем Щигровской уездной организации Тесленко в неограниченном количестве масла, овса. Собственных лошадей Тесленко держал на казенном фураже, племенных коров обменивал на обыкновенный скот, причем племенных раздавал родственникам и знакомым <6>. Все эти факты раскрывались на фоне ухудшения жизненного уровня широких слоев населения губернии.

<6> ГАОПИКО, ф. 65, оп. 1, 152, л. 46.

Подводя итог, мы можем с уверенностью констатировать, что уже в начале 20-х годов XX в. бюрократические стереотипы, что называется, стали расшатывать складывающуюся систему государственно-административного управления в Советском Союзе. Особенно четко этот процесс проявил себя в черноземной полосе на территории Курской губернии. Недаром В.И. Ленин уже в то время был вынужден констатировать: "Самый худший у нас внутренний враг - бюрократ" <7>. Ничего удивительного в этом не было, поскольку при любой политической системе (будь то ушедшая в прошлое советская или же современная демократическая) кадры, назначаемые "сверху", централизованным путем, всегда будут руководствоваться собственными интересами, затем интересами вышестоящих структур, от которых зависит их продвижение по службе, и уже в самую последнюю очередь интересами населения.

<7> Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 15.

Но мы должны отметить и другую сторону. В первые годы советской власти рядовые коммунисты еще жили иллюзиями всеобщего равенства. Они еще имели возможность открыто критиковать руководящий состав партии большевиков. А создаваемые комиссии по борьбе с бюрократизмом могли принимать конкретные решения и являлись достаточно эффективным средством в борьбе с бюрократизмом, волокитой, злоупотреблением служебными полномочиями. Но очень скоро партийно-государственный аппарат будет превращен в замкнутую кастовую общность, недоступную для несанкционированной критики.