Мудрый Юрист

Сотрудничество русской православной церкви и государства в сфере общественно-политической практики *

<*> Kornev V.A. Cooperation of the Russian Orthodox Church and the state in the sphere of social and political practices.

Корнев Владимир Александрович, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин экономического факультета Воронежского института кооперации, кандидат филологических наук.

В статье рассматриваются проблемы участия Русской православной церкви (как духовенства, так и мирян) во внутриполитической и социальной жизни современной России, как непосредственно, так и посредством светских и православных средств массовой информации. Исследуются принципы, способы и состояние этого участия на данный момент.

Ключевые слова: Русская православная церковь, государство, общество, политика, средства массовой информации.

The article dwells on the problems of participation of the Russian Orthodox Church (both the clergy and laymen) in domestic policy issues and social life in contemporary Russia directly as well as by means of secular and orthodox mass media.

Key words: Russian Orthodox Church, the state, society, politics, mass media.

В соответствии с Основами социальной концепции Русской православной церкви Церковь не участвует в политической борьбе, не поддерживает каких-либо кандидатов или политические партии, а священнослужителям не благословляется выдвигаться в органы власти. Такое решение было принято на Архиерейском соборе Русской православной церкви (далее - РПЦ) в 1994 и 1997 гг. С другой стороны, "любой гражданин, особенно православный, призван осознавать ответственность за своих ближних, за страну, за народ, за их настоящее и будущее, поэтому каждый гражданин должен участвовать в выборах, внося свой вклад в созидание обновленной России" <1>. Православные миряне могут создавать общественно-политические организации и действовать при духовном попечении Церкви.

<1> Основы социальной концепции РПЦ // Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, 2000. 13 - 16 августа.

Церковь исполняет свою миссию не только через прямую проповедь, но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира. Для этого она вступает во взаимодействие с государством, даже если оно не носит христианского характера, а также с различными общественными ассоциациями и отдельными людьми, даже если они не идентифицируют себя с христианской верой.

В связи с этим нельзя, с точки зрения Церкви, понимать принцип светскости государства как означающий вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей. Этот принцип предполагает лишь известное разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга.

При этом Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий и принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение.

Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику, как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами.

Церковь призвана принимать участие в организации человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединять соответствующие усилия с представителями светской власти. Условиями церковно-государственного взаимодействия должны являться соответствие церковного участия в государственных трудах природе и призванию Церкви, отсутствие государственного диктата в общественной деятельности Церкви, невовлеченность Церкви в те сферы деятельности государства, где ее труды невозможны вследствие канонических и иных причин.

Наличие в обществе различных, порой противоречащих друг другу политических убеждений, а также разнодействующих интересов порождает политическую борьбу, которая ведется как законными и нравственно оправданными методами, так и методами, противоречащими нормам государственного права, христианской и естественной морали. Поэтому невозможно участие церковного священноначалия и священнослужителей, а следовательно, и церковной полноты, образуемой совокупно епископатом, духовенством, монашествующими и мирянами, в деятельности политических организаций и в предвыборных процессах, таких как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и т.д. Не допускается выдвижение кандидатур священнослужителей на выборах любых органов представительной власти всех уровней. В то же время ничто не должно препятствовать участию иерархов, священнослужителей и мирян, наравне с другими гражданами, в народных волеизъявлениях путем голосования.

Практика участия священнослужителей в деятельности органов власти показала, что таковое практически невозможно без принятия на себя ответственности за вынесение решений, удовлетворяющих интересам одной части населения и противоречащих интересам другой его части, что серьезно осложняет пастырскую и миссионерскую деятельность священнослужителя, призванного, по слову апостола Павла, быть "для всех... всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор. 9: 22). В то же время решение об участии или неучастии священнослужителей в политической деятельности должно приниматься исходя из потребностей каждой конкретной эпохи, с учетом внутреннего состояния церковного организма и его положения в государстве. Однако с канонической точки зрения вопрос о том, должен ли священнослужитель, занимающий государственный пост, работать на профессиональной основе, решается однозначно отрицательно.

Неучастие церковной полноты в политической борьбе, в деятельности политических партий и в предвыборных процессах не означает ее отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам, от представления этой позиции перед лицом органов власти любой страны на любом уровне. Такая позиция выражается исключительно церковными соборами, священноначалием и уполномоченными им лицами; право ее выражения не может быть передано государственным учреждениям, политическим или иным светским организациям.

В то же время ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти и политических организаций. Такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе. Миряне могут и призваны, исполняя свой гражданский долг, участвовать в процессах, связанных с выборами властей всех уровней, и содействовать любым нравственно оправданным начинаниям государства. При этом христианин - политик или государственный деятель - должен ясно сознавать, что в условиях исторической реальности, а тем более в контексте нынешнего противоречивого общества большинство принимаемых решений и предпринимаемых политических действий приносит пользу одной части общества, одновременно ограничивая либо ущемляя интересы и желания других. Многие из упомянутых решений и действий неизбежно сопряжены с грехом или попустительством греху. Именно поэтому от православного политика или государственного деятеля требуется крайняя духовная и нравственная чуткость.

Продолжением просветительского служения Церкви является ее информационно-издательская деятельность. В дореволюционной России издавалось много книг и брошюр по житиям святых, истории Церкви, поучений на каждый день. В советские годы Церкви позволили издавать только богослужебную литературу и лишь позднее "Журнал Московской патриархии". В 1989 г. стала издаваться газета "Церковный вестник" (до февраля 2003 г. - "Московский Церковный вестник"), ведущее официальное издание РПЦ, и с ее изданием принято связывать начало возрождения церковной журналистики в России. Газета рассказывает о церковном и общественном служении Патриарха, о деятельности канонических учреждений Московской патриархии и церковно-общественных организаций. Особое внимание редакция уделяет современному опыту миссионерской работы и социального служения Церкви, религиозному образованию и различным инициативам в области церковно-государственных отношений.

Затем число православных изданий стало возрастать. Одним из наиболее крупных издательских проектов явилась многотомная "История Русской Церкви" митр. Макария, дополненная книгой о XVIII - XIX в. в истории Русской церкви, написанной в эмиграции И.К. Смоличем <2> и книгой о церковной истории XX в. прот. Владислава Цыпина <3>. В 2011 г. вышел 25-й, в этом же году предполагается выпустить 26-й и 27-й тома "Православной энциклопедии". Это половина издания, которое поначалу замышлялось как 30-томное. В энциклопедии систематизированы все области церковной жизни и основные вопросы отношений Церкви и государства, политики, права, культуры, дополняя, таким образом, социальную концепцию РПЦ.

<2> Смолич И.К. История Русской Церкви 1700 - 1917. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.
<3> Цыпин Владислав, прот. История Русской Церкви. 1917 - 1997. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.

В современном обществе всевозрастающая роль принадлежит средствам массовой информации (далее - СМИ).

Последние десятилетия в жизни Церкви оказались очень важными для возрождения православной журналистики. В связи с повышением общественного значения РПЦ в светских СМИ интенсивно развивается направление журналистики, связанное с освещением церковной жизни. Сначала подобная информация проходила по линии отделов культуры, сейчас во многих светских журналах и газетах имеются специальные обозреватели, пишущие на церковные темы, а в некоторых СМИ выделяются специальные рубрики, отделы, полосы, вкладки и приложения, целиком посвященные церковной жизни (например, рубрика "Лампада" в газете "Труд", рубрика "Благовест" в журнале "Работница" и многие другие).

Следуя своему долгу - содействовать духовно нравственному оздоровлению общества, РПЦ прилагает значительные усилия для издания духовной литературы и православной периодики, в которых крайне нуждаются многие граждане нашей страны, утратившие духовные ориентиры. Задачу эту приходится решать в условиях, когда немалые ресурсы выделяются на различные антицерковные кампании. Но даже для тех светских СМИ, которые непосредственно не выступают против Церкви, характерно стремление к "духовной экзотике": теософии, магии, оккультизму, восточным религиям и тому подобным сомнительным с точки зрения Церкви материалам. Надо признать, что деятельность православных СМИ на этом фоне пока еще недостаточно заметна.

В начале 90-х годов в государственных СМИ стали появляться небольшие православные теле- и радиопередачи. На Пасху и Рождество телевидение включило в вещание трансляции праздничных богослужений и подборки православной информации. Одной из форм развития православных СМИ и привлечения к ним общественного внимания являются конкурсы творческих работ. Конкурс, посвященный православным видеофильмам, проводят совместно Церковь, православное общество "Радонеж" (действующее по благословению Патриарха Алексия II уже около 20 лет, в рамках которого работают радиостанция, газета, гимназии, паломническая служба), Министерство печати и другие организации. Успешное проведение этого конкурса в течение по крайней мере десяти лет показывает положительный потенциал такого сотрудничества.

Церковь старается развивать и собственные электронные СМИ - свое радио и телевидение. Создание радиостанций более доступно с финансовой точки зрения, и поэтому они действуют уже во многих епархиях, но аудитория слушателей у них не столь значительна, как у телевидения, и в основном ограничена активными верующими. Миссионерское значение телевидения очевидно выше. Радио и телевидение, как правило, существуют при совместном участии Церкви, общества и государственных или коммерческих структур, и такое сотрудничество для Церкви особенно важно.

Однако в целом государственные СМИ до сих пор стоят на далекой от христианства, а некоторые и на антицерковной позиции. Во всех странах СНГ по телевидению в общедоступное, в том числе и для детей, время идут эротические и откровенно развратные программы. Кроме того, в России с начала 90-х годов СМИ развивают идеологию безудержного потребительства, нравственной распущенности, а также иных явлений, противоречащих как христианской, так и естественной, общечеловеческой морали.

Церковь считает, что государство не должно оставаться безучастным, оно должно защитить детей и молодежь от навязывания им порока и насилия, приняв соответствующие законы, как это сделано во всех европейских странах. Пресса воспринимает такие суждения как покушение на свободу печати. Но и деятельность современных СМИ, с точки зрения Церкви, можно рассматривать как покушение на свободу человека жить нравственно, поскольку навязывание культа безнравственности так же ограничивает свободу человеческого выбора, как и цензура. Важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока. СМИ, обладающие огромным влиянием на аудиторию, несут серьезную ответственность за воспитание людей, особенно подрастающего поколения.