Мудрый Юрист

Правовое положение спортивных федераций в испании *

<*> Soloviev A.A. Legal status of sports federations in Spain.

Соловьев Андрей Александрович, председатель судебного состава Арбитражного суда Московской области, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России и Национального объединения спортивных юристов, кандидат юридических наук, мастер спорта России.

Исследование правового положения спортивных федераций зарубежных стран востребовано отечественной юридической наукой и практикой. В статье отмечается, что в спортивных соревнованиях международного характера Испанию представляют испанские спортивные федерации, каждая спортивная федерация имеет полномочия по отбору спортсменов в национальные сборные для реализации поставленных целей. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в научной деятельности.

Ключевые слова: спортивные федерации, Высший совет Испании по спорту, общегосударственные и международные спортивные соревнования.

The study of legal status of sports federations abroad is necessary for domestic legal science and practice. The article states that Spanish sports federations represent Spain on international sports competitions. Every federation has right to select athletes in national teams for achievement of goals. Conclusions made in the article may be used in scientific work.

Key words: sports federations, the Supreme Council for Sports in Spain, national-wide and international sporting events.

Законодательство Испании о спорте является весьма развитым и насчитывает значительное количество нормативных правовых актов - как общеиспанских (национальных), так и региональных.

При этом основным актом, определяющим статус спортивных федераций, является Закон Испании о спорте от 15 октября 1990 г. N 10/1990 (далее - Закон о спорте) <1>, в котором этому вопросу посвящена отдельная глава.

<1> Подробнее см.: Соловьев А.А., Понкин И.В. Испанское законодательство о спорте / Комис. по спорт. праву Асс. юристов России. М., 2011.

Координацию деятельности испанских спортивных федераций (точнее было бы их именовать общеиспанскими, действующими на национальном уровне) осуществляет Высший совет Испании по спорту - административный орган при Министерстве образования и науки Испании.

К компетенции Высшего совета Испании по спорту Законом о спорте, в частности, отнесено:

Председатель Высшего совета Испании по спорту, в ранге Государственного секретаря, назначается и отстраняется от должности Советом министров. Он является представителем и высшим руководителем Высшего совета Испании по спорту, осуществляет управление его имуществом, заключает от имени Совета соответствующие контракты и издает от имени Совета административные акты.

В рамках Высшего совета Испании по спорту учреждается Административная комиссия в составе представителей государственной администрации, автономных сообществ, органов местного самоуправления и испанских спортивных федераций, руководителем которой является Председатель Высшего совета Испании по спорту. Также в состав Административной комиссии включаются лица, имеющие признанный авторитет в мире спорта, кандидатуры которых утверждаются Председателем Высшего совета Испании по спорту.

К компетенции Административной комиссии, в частности, отнесено следующее:

Испанские спортивные федерации Законом о спорте определяются как юридические лица частного права с собственной правосубъектностью, сфера деятельности и компетенции которых распространяются на всю территорию Испании и в которые входят спортивные федерации автономных сообществ (региональные спортивные федерации), спортивные клубы, спортсмены, спортивные тренеры, спортивные судьи и арбитры, профессиональные спортивные лиги, если таковые имеются, а также другие заинтересованные стороны, содействующие занятиям спортом и его развитию.

Испанские спортивные федерации, кроме собственных полномочий, осуществляют делегированные им публичные функции административного характера и в этом случае действуют в качестве представителей государства.

Испанские спортивные федерации действуют на основании уставов, в соответствии с принципами демократии и представительства. Уставы испанских спортивных федераций, а также вносимые в них изменения должны быть опубликованы в "Официальном государственном бюллетене".

Закон о спорте устанавливает общие правила организации системы управления спортивными федерациями.

Обязательными органами управления испанских спортивных федераций являются общее собрание и председатель.

В указанные органы могут избирать и быть избранными:

Избирать и быть избираемыми на пост председателя испанской спортивной федерации могут также председатели региональных спортивных федераций.

В качестве одного из органов Высшего совета Испании по спорту учреждена избирательная комиссия, к компетенции которой отнесен текущий административный надзор за осуществлением выборов в органы управления испанских спортивных федераций.

Законом о спорте определен порядок взаимодействия испанских спортивных федераций с региональными <2>.

<2> При этом следует учитывать, что Испания является регионалистским государством. Это "государства автономий", вся территория которых состоит из автономных единиц. По мнению ряда ученых, это разновидности форм государств, которые, хотя и не являются федеративными, но включают существенные элементы федерализма, находясь на путях глубокой автономизации и федерализации, в связи с чем их нередко именуют в научной литературе также "полуфедерациями", "квазифедерациями". Подробнее об этом см.: Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. М.: Юристъ, 2000; Тадевосян Э.В. Проблемы российского федерализма // Социологические исследования. 2001. N 7. С. 146.

Так, для участия членов региональных спортивных федераций в официальных общегосударственных и международных спортивных соревнованиях региональные спортивные федерации должны входить в структуры соответствующих испанских спортивных федераций.

Уставы испанских спортивных федераций должны предусматривать порядок интеграции и представительства региональных спортивных федераций, установленный в соответствии с правилами, закрепленными в положениях, установленными в развитие настоящего Закона. В этих целях председатели региональных спортивных федераций должны входить в составы общих собраний испанских спортивных федераций, осуществляя представительство региональных спортивных федераций.

В любом случае для того, чтобы региональные спортивные федерации могли состоять в испанских спортивных федерациях или поддерживать такой статус, они должны устранять любые препятствия или ограничения, которые затрудняют участие или мешают участию легально находящихся в Испании иностранцев и их семей в непрофессиональной спортивной деятельности.

Региональные спортивные федерации, входящие в структуры соответствующих испанских спортивных федераций, осуществляют представительство последних в соответствующих автономных сообществах. Не разрешается наличие территориальных представительств испанских спортивных федераций в автономных сообществах после того, как в такие испанские спортивные федерации была произведена интеграция соответствующих региональных спортивных федераций этих автономных сообществ.

Для участия в официальных общегосударственных спортивных соревнованиях необходимо иметь спортивную лицензию, выданную соответствующей испанской спортивной федерацией в соответствии с установленными условиями и требованиями. Спортивные лицензии, выдаваемые региональными спортивными федерациями, дают право на участие в таких соревнованиях при условии и в течение срока вхождения таких федераций в испанскую спортивную федерацию и выдаются с соблюдением минимальных финансовых условий, о чем информируется соответствующая испанская спортивная федерация.

Спортивная лицензия, дающая право на участие в соревнованиях, о которых говорится в предыдущем абзаце, не может быть выдана тем спортсменам, которые понесли наказание за использование допинга, как на государственном уровне, так и международном, пока не истечет действие соответствующего наказания. Также такая дисквалификация препятствует признанию государством и поддержанию статуса спортсмена высокого уровня. Высший совет Испании по спорту и власти автономных сообществ определяют механизмы, позволяющие распространить действие таких решений на соответствующие сферы компетенции, а также обеспечивать взаимное признание последствий таких дисквалификаций для получения лицензий, позволяющих участвовать в официальных спортивных соревнованиях.

Спортсмены, обращающиеся за получением спортивной лицензии, выдаваемой государством или автономным сообществом, могут быть подвергнуты проверке на использование допинга с целью определения соответствия условиям, установленным настоящими положениями.

Территориальная организация испанских спортивных федераций должна соответствовать территориально-региональному устройству Испании.

Испанские спортивные федерации под контролем и при координации Высшего совета Испании по спорту осуществляют следующие функции:

a) организация официальных общегосударственных спортивных соревнований;

b) осуществление во взаимодействии с региональными спортивными федерациями содействия развитию спорта по всей стране;

c) организация, разработка и реализация во взаимодействии, в случае необходимости, с региональными спортивными федерациями планов подготовки спортсменов высокого уровня по соответствующим видам спорта;

d) осуществление сотрудничества с органами исполнительной власти Испании и органами исполнительной власти автономных сообществ в подготовке спортивных тренеров для предотвращения и контроля использования противозаконных и запрещенных фармакологических веществ и методов;

e) организация и контроль официальных соревнований международного уровня, проводимых на территории Испании;

f) осуществление дисциплинарной власти в условиях, определенных положениями Закона о спорте и положениями, принятыми в его развитие;

g) осуществление контроля расходования средств финансовой поддержки, предоставляемой спортивным ассоциациям и спортивным клубам, в установленном порядке.

Испанские спортивные федерации представляют Испанию в спортивных соревнованиях международного характера. Для этих целей каждая спортивная федерация имеет полномочия по отбору спортсменов в национальные сборные.

Допускается только одна испанская спортивная федерация для каждого из видов спорта, за исключением многовидовых спортивных организаций для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Все испанские спортивные федерации должны быть зарегистрированы в Реестре спортивных ассоциаций. Эта регистрация должна быть одобрена Административной комиссией Высшего совета Испании по спорту и действительна в течение двух лет.

Испанские спортивные федерации могут входить в состав соответствующих международных спортивных федераций с разрешения Высшего совета Испании по спорту.

Разрешение на регистрацию или отказ в регистрации испанской спортивной федерации выдается исходя из критерия национального и международного спортивного интереса, а также реальной распространенности данного вида спорта.

Отзыв признания испанской спортивной федерации может быть произведен вследствие исчезновения причин осуществления такого признания.

Законом о спорте установлено, что имущество испанских спортивных федераций состоит из соответствующих имущественных активов, и определены следующие источники их финансирования:

a) субсидии, которые публичные органы могут предоставлять им;

b) отчуждение имущества в дар, наследство, завещательные отказы и премии, которые предоставляются им;

c) доходы, поступающие от проведения спортивных соревнований, ими организуемых, а также доходы по контрактам, которые они заключают;

d) доходы от имущества;

e) займы или кредиты, которые они могут получить;

f) любые другие поступления, обусловленные законом или соглашением.

При этом испанские спортивные федерации не вправе утверждать дефицитные бюджеты. В исключительных случаях Высший совет Испании по спорту может разрешить дефицитный бюджет испанской спортивной федерации.

Хозяйственная деятельность осуществляется испанскими спортивными федерациями с рядом ограничений. В частности, они имеют собственные системы управления бюджетом и имуществом, отвечающие следующим требованиям:

a) испанские спортивные федерации могут способствовать организации публичных спортивных соревнований и мероприятий при условии направления получаемой финансовой прибыли, если таковая имеется, на реализацию уставных спортивных целей;

b) испанские спортивные федерации могут нести обременения и распоряжаться своим имуществом, брать кредиты и выпускать долговые ценные бумаги, в т.ч. пропорционально части имущества, при условии, что вышеупомянутые действия не ставят необратимым образом под угрозу имущество организации или ее корпоративные цели. Является обязательным разрешение Высшего совета Испании по спорту на обременение или отчуждение собственности, полученной полностью или частично за счет государственного финансирования из государственных средств;

c) испанские спортивные федерации могут осуществлять деятельность производственного, коммерческого и профессионального характера и распределять свои активы и ресурсы для тех же спортивных целей, но ни в каком из этих случаев они не вправе разделять прибыль между своими членами;

d) испанские спортивные федерации не вправе реализовывать без разрешения Высшего совета Испании по спорту долгосрочные расходные проекты, если характер расходов или их объем в процентном отношении к бюджету противоречит законодательно установленным критериям;

e) испанские спортивные федерации должны будут ежегодно проходить финансовый аудит и, в случае менеджмента, представлять краткий обзорный доклад обо всех расходах. Эти действия могут выполняться по поручению и при обеспечении Высшего совета Испании по спорту.

В случае ликвидации испанской спортивной федерации ее имущество, если таковое имеется, передается на реализацию аналогичных спортивных целей в порядке, определяемом Высшим советом Испании по спорту.

Испанские спортивные федерации обязаны получать разрешение Высшего совета Испании по спорту на планирование, организацию и проведение официальных спортивных соревнований и мероприятий международного уровня.

Правительство несет ответственность за создание условий для учреждения и деятельности общегосударственных спортивных федераций, в которых могли бы объединяться спортсмены с физическими, психическими, сенсорными или смешанными недостатками.

Таким образом, мы видим, что деятельность спортивных федераций в Испании в высокой степени подконтрольна уполномоченным административным органам, и в первую очередь - Высшему совету Испании по спорту.

Кроме того, хотелось бы остановиться на Кодексе надлежащего управления испанских спортивных федераций, утвержденном постановлением Высшего совета Испании по спорту 18 октября 2004 г. (далее - Кодекс) и имеющем статус подзаконного нормативного правового акта.

В Кодексе содержатся рекомендации, обобщающие опыт эффективного корпоративного управления и контроля при осуществлении хозяйственной деятельности, финансируемой за счет государственных субсидий.

Кодекс применяется испанскими спортивными федерациями, а также любыми иными спортивными организациями, которые получают субсидии из фондов, управляемых Высшим советом Испании по спорту.

Кодекс направлен на обеспечение более высокого уровня интеграции спортивных федераций в обществе, а также усиление прозрачности их деятельности и особенно в части использования государственных субсидий, которые они получают.

Кодекс устанавливает рекомендации, обобщающие приемы, способы и методы управления, а также предлагает на рассмотрение испанским спортивным федерациям перечень мер, которые они в силу принципа автономии и саморегулирования могут закрепить в своих уставах, регламентах и иных правоустанавливающих документах.

От того, в какой степени испанские спортивные федерации в своей практической деятельности руководствуются положениями рассматриваемого Кодекса, зависит общая сумма их субсидирования.

Кодекс также содержит рекомендации, обобщающие практику управления в спортивных федерациях, и касается вопросов регулирования и контроля всех хозяйственных операций (расходов, доходов, инвестиций) этих федераций, независимо от того, финансируются они за счет государственных субсидий или нет.

Кодексом определен ряд обязанностей органов управления спортивных федераций, в частности:

a) сохранять в тайне все сведения и информацию, получаемые в период исполнения обязанностей, не допускать их использования в личных целях, а также не передавать их третьим лицам;

b) воздерживаться от участия в обсуждении или голосовании по любому вопросу, в котором они могут иметь личную заинтересованность;

c) не использовать имущество спортивной федерации ненадлежащим образом, а также не пользоваться своим должностным положением для получения личной выгоды от его использования;

d) не использовать в личных целях возможности, связанные с занимаемой должностью в качестве членов органов управления;

e) принимать активное участие в работе органов управления и в решении возложенных на них задач;

f) не допускать принятия решений, заключения договоров и соглашений, противоречащих требованиям законодательства, а также уставу или интересам спортивной федерации;

g) в целях обеспечения эффективного участия в управлении спортивной федерацией Административная комиссия и/или исполнительный комитет должны направить в обязательном порядке делегатам общего собрания спортивной федерации, по крайней мере за неделю до заседания, полную копию заключения контрольно-ревизионной комиссии (аудитора), годового баланса, отчетного доклада и перечня предложений.

Делегатам общего собрания спортивной федерации в тот же срок, составляющий одну неделю до заседания, при наличии надлежащим образом оформленного запроса с их стороны, должна быть представлена бухгалтерская отчетность, содержащая сведения о проводимых спортивной федерацией хозяйственных операциях.

Генеральный секретарь спортивной федерации, имеющий право совещательного голоса, должен контролировать законность деятельности Административной комиссии и/или исполнительного комитета спортивной федерации, проверять соответствие принимаемых ими актов и решений требованиям законодательства и устава, исполнение распоряжений регулирующих и контролирующих органов, а также следить за соблюдением принципов и стандартов надлежащего управления спортивных федераций.

Основная обязанность контрольно-ревизионной комиссии спортивной федерации состоит в анализе бухгалтерского учета спортивной федерации, контроле за правильностью его ведения и обеспечении проведения независимого внешнего аудита.

Кодексом также установлен ряд ограничений в хозяйственной деятельности спортивных федераций.

В частности, запрещается, за исключением случаев наличия специального разрешения Высшего совета Испании по спорту, заключение как с административным, так и с техническим персоналом спортивной федерации контрактов, содержащих условия типа "золотой парашют" <3> и условия о компенсациях, выходящие за рамки действующего законодательства Испании.

<3> "Золотой парашют" - условие договора с руководящим работником организации, предусматривающее выплату ему значительной денежной компенсации в случае прекращения трудовых отношений.

Ограничивается деятельность, связанная с оплатой из бюджета спортивной федерации командировочных расходов лицам, не имеющим к ней отношения, за исключением особых случаев, о которых информируется Высший совет Испании по спорту.

Финансовый отчет, который представляют спортивные федерации как организации общественной пользы, должен содержать полную информацию о вознаграждениях в денежной и натуральной формах, выплачиваемых лицам, входящим в органы управления спортивных федераций, как в качестве возмещения расходов в период исполнения ими своих обязанностей, так и в качестве оплаты услуг, предоставленных ими в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений, при выполнении функций, как входящих, так и не входящих в круг их непосредственных обязанностей.

Предписывается обязательное составление внутреннего регламента спортивной федерации со следующим минимальным содержанием:

Все лица, занимающие руководящие посты в спортивной федерации, должны представлять информацию о наличии договорных, деловых или родственных отношений с физическими лицами и организациями, имеющими коммерческие или профессиональные контакты с соответствующей спортивной федерацией.

Кроме того, регулярно представляется информация об объемах и видах хозяйственных операций, осуществляемых спортивной федерацией с ее членами, а также с третьими лицами, связанными с ними.

Подлежит раскрытию информация о лицах, занимающих руководящие посты в спортивной федерации, которые одновременно возглавляют иные организации или занимаются предпринимательской деятельностью.

Получение инвестиций на сумму свыше 30 000 евро и приобретение товаров, работ и услуг консультирующих компаний или компаний технической поддержки для нужд спортивной федерации на сумму свыше 12 000 евро производится на конкурсной основе путем запроса как минимум трех предложений.

Кодекс также регламентирует некоторые технические спортивные аспекты деятельности спортивных федераций. В частности, требуется разработка ежегодного технического спортивного плана, согласованного с Высшим советом Испании по спорту, который должен включать, среди прочих, следующие положения:

Кроме того, всем спортивным федерациям предписывается обязательное соблюдение требований Кодекса спортивной этики, принятого Советом Европы 24 сентября 1992 г.