Мудрый Юрист

Институт социализации несовершеннолетних осужденных

Датий Алексей, доктор математических наук, профессор РязГМУ им. академика И.П. Павлова.

Данилин Евгений, кандидат педагогических наук, доцент МАЭП.

Качкова Анна, "ЭЖ-Юрист".

Зачастую криминальный образ действий подростки выбирают во многом именно из-за низкого образовательного уровня и неразвитости мышления. Поэтому в воспитательных колониях в процессе исправления несовершеннолетних осужденных, социализации их личности обучение, развитие мышления должны занимать ведущее место.

Учеба - дело серьезное

Одним из основных институтов социализации личности в подростковом возрасте наряду с семьей является общеобразовательная школа, а учеба - важнейшим видом деятельности. Однако, как показывают результаты исследования, проведенного НИИ ФСИН России, значительное количество несовершеннолетних до момента осуждения негативно относились к учебе. Так, среди них 35,1% - это лица, не имеющие образования или имеющие только общее (начальное) образование, 55,9% имеют основное общее, 7,4% - полное общее, а 1,6% - среднее профессиональное образование. Учитывая тот факт, что более половины всех осужденных, находящихся в ВК (50,7%), до осуждения были учащимися общеобразовательных школ, можно констатировать: в процессе воспитания подростков, социализации их личности до момента совершения ими преступления со стороны общеобразовательных школ имелись серьезные просчеты и недоработки.

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в сфере образовательной работы предлагается дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения, разработка и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности осужденных, а также образовательных и коррекционных программ для различных категорий осужденных.

Средство исправления

В подростковом возрасте одним из основных институтов социализации личности является общеобразовательная школа, а учеба - важнейшим видом деятельности.

В соответствии с действующим законодательством РФ на уголовно-исполнительную систему возлагается задача обеспечения общего образования осужденных к лишению свободы. Кроме того, получение общего образования отнесено к одному из основных средств исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ).

В каждой ВК созданы вечерние (сменные) общеобразовательные школы, обеспечивающие реализацию права осужденных на получение среднего (полного) общего образования, решающие задачи их социализации и подготовки к жизни после освобождения.

Участниками образовательного процесса в школе ВК являются несовершеннолетние осужденные учащиеся и учителя. Обязательному обучению в школе ВК подлежат все осужденные, не имеющие общего образования. То есть обучение, приобретение знаний выступает, с одной стороны, как конституционное право осужденных на образование, с другой - как их обязанность. Подобный дуализм необходимо учитывать при организации образовательного процесса в ВК. Сотрудники учреждения и в первую очередь учителя школы должны подвести осужденного к осознанию того, что он обязан приобретать знания, которые ему будут необходимы в дальнейшей жизни. Параллельно с этим необходимо создавать все условия для реализации осужденными права на образование, вплоть до возможности получения высшего профобразования.

С негатива на позитив

Педагогическим коллективам общеобразовательных школ ВК приходится прилагать немало усилий и мастерства, чтобы ликвидировать просчеты своих коллег "со свободы". Многим учителям школ ВК это удается. Так, 67% осужденных, по мнению администрации учреждений, изменили негативное отношение к учебе (и к школе) на позитивное и стали добросовестно относиться к занятиям. В школе ВК осужденные, судя по результатам их опроса, видят "глоток свободы", "мостик, связывающий с домом", "источник знаний жизни" и т.д. Это свидетельствует о том, что учителя школ ВК обладают довольно высоким профессиональным уровнем и педагогическим мастерством. Положительные результаты деятельности педагогов налицо.

В беседах с учителями выяснилось, что в работе с осужденными они отдают приоритет решению именно воспитательных задач. Уточним, что такие беседы проходили в рамках Всероссийского конкурса "Лучший учитель школ ВК уголовно-исполнительной системы", финальная часть которого состоялась в апреле 2011 года в Брянской ВК УФСИН России по Брянской области.

То, что лучшие учителя школ ВК выражают подобное мнение по поводу организации учебно-воспитательного процесса с несовершеннолетними осужденными, говорит о том, что педагогические коллективы в целом позитивно воспринимают задачи, поставленные перед пенитенциарной системой, и являются квалифицированными проводниками этих идей.

Принцип воспитывающего обучения - аксиома, спорить об этом не имеет смысла. Однако необходимо понимать, что для учащихся осужденных (по сравнению, например, с учащимися массовых школ) целью обучения должна стать подготовка к жизни после освобождения из ВК. Конечно, в учебном процессе приоритет должен отдаваться решению воспитательных задач. В этом направлении, на наш взгляд, имеет смысл проработать вопрос о подготовке специальных учебных программ и учебников по отдельным школьным предметам для ВК.

Индивидуально ориентированная система

Очень важно сформировать у осужденных, большинство которых до осуждения учиться не хотело, желание и потребность добывать знания, нужные им в дальнейшей жизни. То есть в условиях школы ВК несовершеннолетних осужденных важно "научить учиться". Для этого необходимо так организовать учебный процесс, чтобы успехи в учебе осужденного были видны. Рекомендуется в учебном процессе создавать ситуации, когда у каждого несовершеннолетнего будет получаться успешно учиться. При этом учителю в самом начале организации учебного процесса следует выявить причины, повлиявшие на негативное отношение несовершеннолетнего к учебе, школе до осуждения. После этого в индивидуальном порядке (у каждого осужденного своя, присущая только ему причина временной неуспешности в учебе) следует обеспечить формирование тех знаний, умений, навыков, которые в конечном счете должны привести осужденного к успеху в процессе приобретения знаний.

В учебной работе с несовершеннолетними осужденными можно использовать индивидуально ориентированную систему. Учитель, работающий по такой системе, должен составить план индивидуальной работы с каждым учеником, учитывая его уровень знаний и степень педагогической запущенности. План может представлять собой набор заданий для каждого осужденного с учетом разного уровня освоения учебного материала. Главное - добиться такого положения, при котором каждый ученик оказался бы включенным в учебно-воспитательный процесс, где у него будет получаться учиться и он сможет увидеть положительные результаты от учебной деятельности. Только в таком случае возможно добиться положительных результатов в обучении, воспитании и социализации личности несовершеннолетних осужденных.

Педагог в главной роли

Зачисление осужденных в школу осуществляется по мере поступления их в ВК на основании имеющихся в личных делах документов об образовании. Если документы в личном деле отсутствуют, то администрация учреждения должна оформлять запросы по месту жительства (учебы) осужденного с целью их восстановления. Известны случаи, когда в силу разных причин документы об образовании восстановить (получить) невозможно. Тогда рекомендуется из педагогов школ ВК создать комиссию для определения уровня знаний осужденного, а затем направить его обучаться в соответствующий класс.

Уголовно-исполнительное законодательство РФ предоставляет осужденным право на заочное обучение в учреждениях среднего и высшего профобразования (ч. 3 ст. 141 УИК РФ). Основную роль в реализации данного права играют учителя школ ВК, формирующие у осужденных интерес к знаниям, стремление к повышению образовательного и культурного уровня, активную жизненную позицию. Отдельные осужденные изъявляют желание продолжить образование в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

За последние пять лет, к сожалению, произошло значительное снижение доли таких осужденных в ВК. Если среди осужденных ВК в 2005 году было около 100 студентов, то в 2011 году их всего 3 (заочно обучаются 1 осужденный из Белореченской ВК и 2 осужденных из Биробиджанской ВК). Произошедшее сокращение можно объяснить, во-первых, общим значительным сокращением числа осужденных, отбывающих наказание в ВК и, во-вторых, введением нового требования для поступления в высшие учебные заведения. Абитуриент должен предоставить результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Конечно, перед школой ВК не стоит задача подготовить человека к поступлению в вузы, однако отказать осужденному в реализации права на образование нельзя.

Компьютер в приоритете

В настоящее время выпускники общеобразовательных школ ВК в большинстве случаев по разным причинам не сдают ЕГЭ. Целесообразно наряду с действием Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации в школах ВК руководствоваться и Приказом Минобрнауки России от 24.02.2009 N 57. Таким образом, осужденным - выпускникам школ ВК предоставится возможность выбирать форму государственной (итоговой) аттестации: в виде традиционных экзаменов или в виде ЕГЭ.

При обучении (заочно) осужденных в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, как показывает практика, возникают трудности, вызванные отсутствием нормы закона, регламентирующей предоставление обучающимся права выезда за пределы исправительного учреждения на время учебной сессии. В связи с этим необходимо предусмотреть предоставление указанного права, внеся дополнение в ст. 97 УИК РФ.

В настоящее время практически во всех школах ВК оборудованы компьютерные классы, в образовательном процессе используется оргтехника. Опрос осужденных показал, что одним из их любимых школьных предметов является информатика. Подобный интерес следует развивать. Использование оргтехники в образовательном процессе позволяет осужденным не только освоить навыки работы на компьютере (что очень актуально при подготовке к освобождению и дальнейшем трудоустройстве), но также создает условия для повышения эффективности изучения школьных предметов и заочного обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (при использовании дистанционного обучения). Дистанционное обучение осужденных должно стать приоритетной формой получения ими дополнительного образования, поскольку при разработке обучающих программ в данном случае учитываются возможности многообразных исходных условий для потенциальных студентов-осужденных: уровень реально имеющегося образования, возраст, состояние здоровья и т.д. При этом осужденный может выбирать оптимальный для себя темп, срок и порядок изучения дисциплин. Дистанционное обучение дает возможность осужденным независимо от географического расположения ВК поступить в высшее или среднее профессиональное учреждение, получить соответствующее образование по интересующим специальностям. Осужденному, освободившемуся из ВК, имеющему необходимую образовательную и профессиональную подготовку, легче решить вопросы трудоустройства и адаптироваться в обществе.

Требуется особый подход

В последние годы в ВК наблюдается тенденция увеличения доли осужденных, имеющих низкий образовательный уровень или замедленное психическое развитие. Для организации их обучения требуется особый подход. Учителям начальных классов, работающим с такими осужденными, целесообразно совместно со специалистами - врачами-психиатрами, психологами проводить тестирование степени готовности их к восприятию учебного материала и обучению. По итогам тестирования рекомендуется организовывать индивидуальные занятия с данными группами осужденных, используя методики развития различных видов мышления и упражнений для сенсомоторного развития. Для них в школе ВК рекомендуется оборудовать кабинет социально-бытовой ориентации. К проведению занятий с этими учащимися помимо учителя начальных (коррекционных) классов целесообразно привлекать психиатра и психолога колонии. Для проведения занятий по социально-бытовой ориентации осужденных желательно разработать специальные программы и учебные материалы, целенаправленно решающие задачи формирования элементарных знаний в различных социальных сферах: обучение, труд, семья, здоровье, гигиена и др.

В модели ВЦ предусмотрено создание и функционирование реабилитационного центра, где осужденные будут проживать без охраны, но под надзором и готовиться к освобождению. Важным элементом адаптации осужденного к условиям социума является его возможность обучаться в образовательном учреждении (школе, техникуме, вузе) за пределами ВЦ, но расположенном недалеко от него. В этой части соответствующие предложения по изменению законодательства были подготовлены. Если данная норма закона будет принята, то она, во-первых, будет предоставлять возможность осужденному более тщательно подготовиться к жизни после освобождения, а во-вторых, станет для него определенным тестом на "социальную прочность", а для сотрудников ВЦ, в том числе и учителей, - показателем результативности их работы с конкретным осужденным.

Участвующие в опросе учителя одной из самых актуальных проблем, стоящих перед школами ВК, называют трудности, которые могут возникнуть у осужденных после освобождения. Таким образом, педагоги верно оценивают реальное состояние дел как в исправительных учреждениях, так и за их пределами. Они рассуждают следующим образом: "В школе ВК с осужденными занимались, достигли определенных результатов. Но что дальше произойдет с осужденным, освободившимся из ВК? Не напрасно ли работали с ним сотрудники ВК?"

Учителей беспокоит, казалось бы, далекая от образования проблема - постпенитенциарное устройство осужденных. На самом деле образование осужденных и дальнейшая их жизнь после освобождения неразрывно связаны. По нашему мнению, правильно поступают в тех ВК, где отслеживают жизнь бывших подопечных, помогают им, в том числе в решении вопросов продолжения образования.

Обучение и воспитание - единый процесс

Организация процесса образования осужденных в школе ВК максимально приближена к требованиям учреждения общего образования (за пределами мест лишения свободы). Таким образом, если осужденный освобождается от наказания до окончания учебного года, то ему в ВК предоставляются необходимые документы для продолжения обучения в образовательном учреждении по месту жительства. Сопровождать его в решении этого вопроса должен социальный работник ВК.

Успех работы педагогических коллективов школ ВК во многом зависит от взаимодействия и творческого сотрудничества с территориальными органами образования. Большинство руководителей ГУФСИН, УФСИН России, являясь учредителями общеобразовательных школ ВК, уделяют внимание совершенствованию их работы. Во взаимодействии с органами управления образованием ими решаются проблемы лицензирования школ ВК, подбора педагогических кадров, аттестации и повышения квалификации учителей, комплектования учебно-методической и технической базы, оказания практической и методической помощи.

На наш взгляд, в исправительных учреждениях, предназначенных для содержания лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, необходимо организовать единый учебно-воспитательный процесс, представляющий собой соединение в одно целое процессов обучения и воспитания осужденных за счет ориентации на общую цель деятельности учреждения - исправление осужденных, социализация их личности, подготовка к жизни после освобождения. При этом в учебном (образовательном) процессе несовершеннолетних осужденных приоритетными задачами следует считать задачи воспитания. Также следует проработать вопрос о целесообразности подготовки специальных учебных программ и учебников по отдельным предметам для обучения несовершеннолетних осужденных в общеобразовательной школе исправительного учреждения.