Мудрый Юрист

Особенности продвижения по службе сотрудников полиции великобритании

Занина Татьяна Митрофановна, начальник кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Воронежского института МВД России, кандидат юридических наук, профессор, полковник полиции.

Морозова Ирина Сергеевна, аспирант кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Воронежского института МВД России.

Статья посвящена исследованию специфических особенностей продвижения по службе сотрудников полиции Великобритании.

Ключевые слова: полиция, территориальные полицейские организации, условия продвижения по службе, отбор кандидатов, повышение квалификации.

Peculiarities of promotion of police workers of the Great Britain

T.M. Zanina, I.S. Morozova

The research paper deals with specific conditions of the promotion in the police forces of the United Kingdom.

Key words: police and policing, territorial police forces, qualification for promotion, personnel selection, professional development.

Одним из важных направлений реформирования российских органов внутренних дел является изучение соответствующего зарубежного опыта с последующим его использованием в практической деятельности. Реформирование английской полиции в начале 2000-х гг. позволило выйти ей на качественно новый уровень функционирования и развития. Организация прохождения службы в полиции требует тщательного административно-правового и организационного регулирования, особенно в плане вопросов продвижения по службе. Продвижение по службе сотрудников полиции Великобритании регулируется Инструкцией о поощрении 1979 г. (the Police (Promotion) Regulations 1979), дополненной и измененной в 2006 г. Положения Инструкции касаются вопросов квалификации, отбора, испытательного срока службы в конкретном разряде, прохождения курсов повышения квалификации в Полицейском колледже и пр. Данная Инструкция называется "Инструкцией о поощрении" не случайно. Следует заметить, что продвижение по службе в полиции Великобритании рассматривается как своеобразное поощрение, и его, естественно, можно заслужить только своей безупречной работой.

Одними из самых значимых поощрений считаются получение очередного звания (разряда) и вышестоящей должности. Продвижение по службе констеблей идет в соответствии с установленной в Инструкции о поощрении последовательностью должностей. Согласно данной Инструкции, констебль, рекомендованный к переходу на должность сержанта, должен быть не старше 30 лет, иметь стаж работы в полиции более 10 лет, отслужить в звании констебля не менее двух лет, сдать квалификационные экзамены, пройти тестирование, а также обучение на курсах повышения квалификации. Для служащих в звании сержанта условия те же - не менее двух лет службы в разряде сержанта, успешная сдача квалификационных экзаменов, решение практических тестов, прохождение специализированных курсов повышения квалификации. Возрастной предел может быть увеличен до 35 лет на усмотрение непосредственного начальника при наличии особых обстоятельств (награды, другие достижения претендента).

Служащие в разряде инспектора не сдают квалификационные экзамены для дальнейшего продвижения по службе. В данном случае минимальный срок службы не установлен. Дальнейшее поощрение в качестве назначения на должность старшего инспектора предполагает наличие оценочного заключения (аттестации), которое составляется специальной комиссией на основе результатов проведенных собеседований (интервью) и соответствующей экспертизы. В состав комиссии входят полицейские чиновники, обладающие контролирующими и руководящими функциями <1>. Собеседование (интервью) проводится двумя сотрудниками, один из которых - будущий непосредственный начальник соискателя. Собеседование с одним интервьюером практически не проводится, так как в последние годы участились случаи подачи исков в суд, в которых провалившиеся соискатели вышестоящих должностей обвиняли интервьюера в дискриминации, например по признаку пола или расы <2>.

<1> English J. Police Training Manual. 8 rev. ed. London: McGraw-Hill Book Company Europe, 1996. P. 7 - 8.
<2> Международный опыт правоохранительной деятельности. [Электронный ресурс] // URL: http://eyi.sci-lib.com/artikl0000704/html.

Само собеседование представляет собой процесс постановки вопросов в определенной логической последовательности. Для более точного выяснения, насколько кандидат соответствует предъявляемым требованиям, используют ситуативные или гипотетические вопросы. В этом случае задается некая ситуация, характерная для предлагаемой должности, и выясняются предполагаемые действия кандидата в данных обстоятельствах <3>. Собеседование проходит в несколько этапов. Кандидаты из Лондонской полиции, а также и из провинциальной полиции приглашаются на собеседование сначала в Центральный совет по отбору кандидатов (Central Selection Board), а затем по рекомендации последнего - на Расширенный совет по собеседованию (интервью) (The Extended Interview Board). Те кандидаты, которые были отобраны в Расширенном совете по собеседованию (интервью), получают приглашение на "специальное интервью", являющееся заключительным этапом. Именно в ходе "специального интервью" кандидат должен убедить комиссию в том, что он оправдает доверие Совета, заслуживает более высокого звания (разряда) и должности, гарантирует успешное обучение на курсах повышения квалификации. Если Совет не рекомендует кандидата на повышение в звании (разряде), то члены Совета обязаны объяснить причины данного решения. Расширенный совет по интервью может рекомендовать отсрочку на повышение в звании сроком на один год, обязательно прокомментировав те причины, по которым такое решение было принято. Вся процедура собеседования, решение Расширенного Совета протоколируются в обязательном порядке.

<3> Stredwick J. Managing people in small bisiness. Kogan page, 2003. P. 64.

Кроме прохождения собеседования кандидат на получение очередного звания (разряда) должен пройти еще и Экспертный совет, что также определено соответствующим положением Инструкции о поощрении (повышении в разряде). Инструкция предписывает прохождение Экспертного совета в два этапа: написание специальной работы; решение практического теста. Результаты прохождения предыдущих экспертиз остаются действительными. Содержание и форма письменной работы, критерии ее оценки определяются Полицейской экзаменационной комиссией, которая назначается Министром внутренних дел. Комиссия включает в свой состав высокопоставленных чиновников полиции: представителей Министерства внутренних дел, Лондонской полиции, правления Управления местным органом власти, старших инспекторов полиции, непосредственных будущих руководителей соискателя.

После успешного прохождения Экспертного совета по его рекомендации все кандидаты на получение более высокого звания (разряда) обязаны пройти специальные курсы повышения квалификации APC(S) - для сержантов, APC(I) - для инспекторов, являющиеся обязательными в процедуре продвижения по службе. Их прохождение также утверждено специальной Инструкцией о поощрении (параграф 9).

Констеблю, который прошел все этапы отбора и был признан заслуживающим поощрения - назначения на разряд сержанта, присваивается разряд сержанта в первый день его назначения. Через год сержант может подавать ходатайство о дальнейшем поощрении - повышении в звании - с обязательным прохождением всех вышеперечисленных процедур аттестации <4>.

<4> English J. Police Training Manual. 8 rev. ed. London: McGraw-Hill Book Company Europe, 1996. P. 7 - 8.

Продвижение на более высокие должности осуществляется по такому же алгоритму действий. Естественно, что уровень сложности практических тестов, письменных работ значительно выше. Кроме того, собеседования с кандидатами проходят во вспомогательных центрах в течение двух дней. После собеседования кандидату на вышестоящую должность могут предложить изменить специализацию и пройти соответствующее определенной области полицейской деятельности обучение на курсах повышения квалификации.

Другой распространенный способ продвижения по службе - участие в конкурсе. В полиции проводятся открытые и закрытые конкурсы на замещение вакантных должностей. В закрытых конкурсах участвуют только сотрудники полиции. Как правило, это касается офицерских должностей. Объявления о конкурсе, его условиях и сроках публикуются в специальных полицейских изданиях "Полиция" ("Police"), "Полицейский мир" ("Police world"), на специализированных интернет-ресурсах, отдельных листовках, вывешиваемых в общественных местах. Сам конкурс состоит из двух стадий. На первой стадии с претендентом проводится устное собеседование, в процессе которого оцениваются объективные данные: уровень образования, предварительная служба в армии, наличие наград и т.д. На второй стадии соискатель сдает экзамены в устной и письменной форме, содержание которых зависит от того, какая должность подлежит замещению.

Открытые конкурсы проводятся в случае, если кандидаты привлекаются на службу в полицию из других организаций. Каждый, кто отвечает конкурсным требованиям, считается благонадежным, допускается к конкурсу и в случае успешного его прохождения может быть зачислен на искомую должность.

Конкурсные экзамены весьма серьезны. На сайте "Международный опыт правоохранительной деятельности" размещены следующие цифры: из 10 703 периферийных полицейских служащих, сдававших сержантский экзамен, с ним справились лишь 1066 человек, а из 4152 претендентов на звание инспектора - 1310 <5>.

<5> Международный опыт правоохранительной деятельности. [Электронный ресурс] // URL: http://eyi.sci-lib.com/artikl0000704/html.

Следует обратить внимание на большую роль руководителей полицейских подразделений в содействии профессиональному росту их сотрудников. Именно руководитель, как правило, становится инициатором выдвижения сотрудника на вышестоящую должность. Руководитель и один из членов подразделения полиции, выдвинувшие на более высокий разряд соискателя, контролируют его в течение всего испытательного срока и несут персональную ответственность за поведение данного сотрудника. Испытательный срок является важным этапом в продвижении по служебной лестнице. Длительность испытательного срока (один год или более длительный период) определяет начальник полиции или его старший помощник. Кстати, соискатель вышестоящей должности может быть, наоборот, понижен до ранее имеющегося у него разряда в течение всего периода испытания, если старший помощник начальника полиции считает, что он не выполняет удовлетворительно функциональные обязанности, соответствующие новой должности или званию (разряду). Эта процедура позволяет всесторонне исследовать и проанализировать потенциал кандидата, его способности, профессиональные качества, а затем уже предоставить искомую должность или разряд.

Таким образом, процедура получения более высокого специального звания или должности в полиции Великобритании достаточно сложна, многоступенчата. Но с другой стороны, такая система позволяет проводить тщательный отбор кандидатов на вышестоящие должности, обеспечивает укомплектование полиции достойными кадрами, дает возможность их профессионального роста, создает благоприятную тенденцию формирования высокопрофессионального корпуса полицейских сил. "Человек не может быть хорошим полицейским, если не обладает более чем средними умственными способностями, хорошей памятью и наблюдательностью, в нем должны сочетаться высокие моральные, умственные и физические качества. Он всегда должен действовать тактично, благоразумно и проявлять инициативу в различных непредвиденных обстоятельствах. На полицейского возлагается гораздо больше ответственности, чем на должностных лиц другой профессии" <6>. Данные требования, сформулированные Р. Пилом еще в 1920 г., не просто не утратили своей актуальности сегодня, но стали еще более востребованными и актуальными.

<6> Polizia Internazionale. 1996. N 3. Р. 4; Stredwick J. Managing people in small bisiness. Kogan page, 2003. P. 60 - 64.

Сформировавшаяся в Великобритании система "поощрения" изменила принципы и содержание карьеры в полиции. Карьерный рост стал возможен только при условии поэтапного образования, самообразования и постоянного повышения квалификации. Подобный опыт продвижения по службе мог бы быть интересен для кадровых служб российской полиции, особенно на современном этапе реформирования всей системы МВД России, так как успех кадровой политики МВД непосредственно зависит от качества организации управления персоналом, овладения более совершенной, объективной методикой работы с кадрами.