Мудрый Юрист

Совершенствование административно-правовых норм современной России

Бережкова Надежда Федоровна, главный специалист-эксперт администрации Ленинского района г. Ульяновска.

Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ внесены существенные изменения в действующие КоАП РФ и УК РФ. На основании требований Президента России законодателем пересмотрены вопросы привлечения к административной и уголовной ответственности как граждан, так и должностных лиц. Кроме того, усилена правовая ответственность юридических лиц.

Ключевые слова: административные правонарушения, административная ответственность, запрос о правовой помощи, судебная деятельность.

Improvement of administrative-law norms in contemporary Russia

N.F. Berezhkova

Federal Law of May 4 2011 N 97-FZ introduced material changes into the current Code of Administrative Violations of the RF and Criminal Code of the RF. On the basis of requirements of the President of Russia the legislator revised the issues of bringing to administrative and criminal responsibility of both citizens and officials. Besides the legal responsibility of juridical persons is strengthened.

Key words: administrative-law violations, administrative responsibility, request of legal assistance, judicial activity.

В современной России постоянно совершенствуется административно-правовое законодательство.

Положительным фактором является, что законодатель в КоАП РФ дополнил главу 29.1 ("Правовая помощь по делам об административных правонарушениях"). Так, ст. 29.1.1 КоАП РФ устанавливает порядок направления запроса о правовой помощи. Так, при необходимости производства на территории иностранного государства процессуальных действий, предусмотренных КоАП РФ, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, направляет запрос о правовой помощи соответствующему должностному лицу или в орган иностранного государства в соответствии с международным договором РФ или на началах взаимности, которая предполагается, пока не доказано иное. Кроме того, запрос о правовой помощи по делам об административных правонарушениях направляется через:

  1. Верховный Суд РФ - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ;
  2. Высший Арбитражный Суд РФ - по вопросам судебной деятельности арбитражных судов РФ;
  3. Минюст России - по вопросам, связанным с судебной деятельностью судов, за исключением случаев, указанных в п. 1 и 2 ст. 29.1.1 КоАП РФ;
  4. МВД, ФСБ и ФСКН России - в отношении процессуальных действий по вопросам их административной деятельности;
  5. орган, уполномоченный в соответствии с международным договором РФ об оказании правовой помощи на направление и получение запросов, связанных с реализацией соответствующего международного договора;
  6. Генеральную прокуратуру РФ - в остальных случаях.

Запрос о правовой помощи по делам об административных правонарушениях и прилагаемые к нему документы сопровождаются заверенным переводом на официальный язык запрашиваемого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В ст. 29.1.2 КоАП РФ установлены содержание и форма запроса о правовой помощи. Так, запрос о правовой помощи по делам об административных правонарушениях составляется в письменной форме, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать:

  1. наименование органа, от которого исходит запрос о правовой помощи;
  2. наименование и местонахождение органа, в который направляется запрос о правовой помощи;
  3. наименование дела об административном правонарушении и характер запроса о правовой помощи;
  4. данные о лицах, в отношении которых направляется запрос о правовой помощи, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и местонахождение;
  5. изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;
  6. сведения о фактических обстоятельствах совершенного административного правонарушения, его квалификации, текст соответствующей статьи КоАП РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным правонарушением.

В Кодексе также (ст. 29.1.3 КоАП РФ) впервые конкретизированы положения о юридической силе доказательств, полученных на территории иностранного государства, в частности: доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими запроса о правовой помощи по делам об административных правонарушениях или направленные в Россию в приложении к поручению об осуществлении административного преследования в соответствии с международными договорами РФ или на началах взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории нашей страны в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Существенную роль в дальнейшем будут играть нормы, установленные в ст. 29.1.4 КоАП РФ ("Вызов свидетеля, потерпевшего, их представителей, эксперта, находящихся за пределами территории Российской Федерации").

Во-первых, свидетель, потерпевший, их представители, эксперт, находящиеся за пределами территории России, могут быть с их согласия вызваны должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, для производства процессуальных действий на территории нашей страны.

Во-вторых, запрос о вызове направляется в порядке, установленном ч. 2 ст. 29.1.1 КоАП РФ.

В-третьих, процессуальные действия с участием явившихся по вызову лиц, указанных в ч. 1 ст. 29.1.4, производятся в порядке, установленном КоАП РФ.

В-четвертых, явившиеся по вызову лица, указанные в ч. 1 ст. 29.1.4 КоАП РФ, не могут быть на территории России привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами Государственной границы РФ. Действие такой гарантии прекращается, если явившееся по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию РФ до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда оно официально было уведомлено, что его присутствие более не требуется должностному лицу, вызвавшему его, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда возвращается в Россию.

В-пятых, лицо, находящееся под стражей на территории иностранного государства, вызывается в порядке, установленном настоящей статьей, при условии, что это лицо временно передается на территорию России компетентным органом или должностным лицом иностранного государства для совершения действий, указанных в запросе о вызове. Такое лицо продолжает оставаться под стражей на все время пребывания его на территории нашей страны, причем основанием содержания его под стражей служит соответствующее решение компетентного органа иностранного государства.

Безусловно, среди новшеств также играет существенную роль ст. 29.1.5 ("Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи"). Так, в дальнейшем:

  1. он полностью или в какой-либо части противоречит российскому законодательству или международному договору РФ, в соответствии с которым он направлялся;
  2. исполнение запроса полностью или в какой-либо части может нанести ущерб суверенитету или безопасности России;
  3. аналогичные запросы государственных органов РФ не исполняются в иностранном государстве на началах взаимности.

Статья 29.1.6. Направление материалов дела об административном правонарушении для осуществления административного преследования

В случае совершения административного правонарушения на территории России иностранным юридическим лицом или иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории России все материалы возбужденного и расследуемого административного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления административного преследования.

В КоАП РФ также закреплены порядок исполнения запроса об осуществлении административного преследования или о возбуждении дела об административном правонарушении на территории России (ст. 29.1.7).

Запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении административного преследования в отношении гражданина РФ, совершившего правонарушение на территории иностранного государства и возвратившегося в Россию, или российского юридического лица, совершившего правонарушение за пределами территории России, рассматривается Генеральной прокуратурой РФ. Производство по административному делу и его рассмотрение в таких случаях осуществляются в порядке, установленном КоАП РФ.