Мудрый Юрист

Государство как объект конституционно-правового регулирования *

<*> Shustrov D.G. State as an object of constitutional regulation.

Шустров Дмитрий Германович, аспирант кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Настоящая статья посвящена изучению государства как объекта конституционно-правового регулирования. На основе изучения конституционного материала и основных теоретических подходов к проблеме автор конструирует целостную теоретическую концепцию конституционно-правового регулирования государства.

Ключевые слова: государство; конституция; объект конституционно-правового регулирования; государство как объект конституционно-правового регулирования.

The article deals with the analysis of the state as an object of constitutional regulation. On the basis of constitutional provisions and main theoretical approaches, author creates a holistic theoretical concept of the constitutional regulation of the state.

Key words: state; constitution; object of constitutional law; state as an object of constitutional law.

I. Понятие и сущность конституционно-правового регулирования государства

Конституционно-правовое регулирование государства, как регулирование нормативно-правовое <1>, представляет собой воздействие норм конституционного права, принятых субъектом конституционно-правового регулирования, на государство как объект конституционно-правового регулирования.

<1> О правовом регулировании как деятельности, выражающейся исключительно в установлении правовых норм (с помощью нормативных актов) см.: Лазарев В.В. Сфера и пределы правового регулирования // Советское государство и право. 1970. N 11. С. 39 - 40; Авакьян С.А. Категория "правовое регулирование" и ее назначение в государствоведении // XXV съезд КПСС и дальнейшее развитие Советского государства, демократии и права. М., 1977. С. 88 - 95; его же: Правовое регулирование деятельности представительных органов власти в СССР (проблемы теории и практики): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1980. С. 20 - 32.

Конституционно-правовое регулирование государства, по характеру своему главным образом учреждающее и ограничивающее, хотя бесспорно обладает и иными характеристиками. На этом основании строятся его дуализм, амбивалентность, в чем и заключается сущность конституционно-правового регулирования государства. Подобно древнеримскому мифическому существу Янусу, конституционное право и конституция, как его основной источник, "двулики" ("Janus-faced concept", говоря словами Дж. Сартори <2>) по отношению к государству. Конституционное право одновременно не только наделяет государство властью, но и ограничивает его власть <3>.

<2> Sartori G. Constitutionalism: a preliminary discussion // American Political Science Review. 1962. Vol. 56. N 4. P. 859.
<3> Ср.: Левин И.Д. Современная буржуазная наука государственного права. Критика основных направлений. М., 1960. С. 9 - 19, 297; Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. С. 43; Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001. С. 18 и др.

Парадоксальность дуализма конституционно-правового регулирования государства состоит в том, что оно имеет своей целью не только порождение, но и обуздание Левиафана - не только учреждение и наделение властью данного конкретного государства, его формы, но и ограничение власти данного конкретного государства. Одна рука конституционного права дает государству власть, а другая забирает часть этой самой власти. Стоит, правда, заметить, что в исключительных случаях конституционное право отдает государству содержимое и второй руки, т.е. власть полностью. Мы не можем жить без государства, поэтому и учреждаем его, наделяем полномочиями, но, для того чтобы оно было жизнеспособным и эффективным, мы его ограничиваем. Для того чтобы быть сильным, государство должно быть "ослаблено", получить конституционные пределы своей деятельности.

С одной стороны, конституция, учреждая данное конкретное государство, его форму, наделяет государство властью, суверенитетом, определенной компетенцией и, более того, компетенцией компетенции - возможностью самостоятельно определять компетенцию, институционализирует, организует его. В данном случае регулирование носит характер учреждающего, уполномочивающего, институционализирующего, организующего и, что принципиально, не ограничивающего государство. Условно назовем его "позитивным" регулированием. С другой стороны, конституционное право ограничивает государство, его власть, указывает пределы его деятельности, поставляет государство в определенные конституционные рамки. В этом суть конституционализма как идеи и конституции как ее воплощения, как реакции на абсолютную власть. Здесь регулирование носит характер регламентирующего, обязывающего, ограничивающего власть государства, его органы. Условно назовем его "негативным" регулированием. Этот дуализм корреспондирует традиционно выделяемым (еще со времен Конституции Пенсильвании от 28 сентября 1776 г., две первые главы которой имели соответствующие названия) двум основным частям Конституции, да и всего конституционного права - "plan of government" и "bill of rights" - части, посвященной государству, власти и ее организации, и части посвященной человеку, его правам, человеку в его отношении с государством, гарантиям его статуса.

Конституционно-правовое регулирование государства всегда должно совмещать в себе два указанных аспекта. В зависимости от того, какой из аспектов перевешивает чаши "регулятивных весов", будет определяться общий вектор конституционно-правового регулирования государства. Или позитивный - регулирование в основном будет направлено на усиление государства, его власти, или негативный - регулирование больше сконцентрируется на ограничении государственной власти. Хотя любое "или-или" в конституционном праве таит опасность, ибо конституционное право суть право согласия, консенсуса, компромисса <4>. "Балансовость" конституционного права - вот его неотъемлемая характеристика, основная черта. В идеале между двумя аспектами, сторонами конституционно-правового регулирования государства должен быть найден регулятивный баланс, вне которого нет и быть не может его эффективного характера.

<4> См., напр.: Гурвич Г.С. Основы Советской Конституции. 6-е изд., доп. и испр. М.-Л., 1929. С. 18 - 19; Хаберле П. Открытое общество толкователей конституции [1975] // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2003. N 1. С. 27; Эбзеев Б.С. Сущность Советской Конституции в свете нового политического мышления // Советское государство и право. 1990. N 12. С. 3 - 10; Кашкин С.Ю. Смена цивилизаций и конституция: формирование ее глобального идеала // Государство и право. 1992. N 11. С. 38 - 46; Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. С. 39 - 49; Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005. С. 18 - 23 и др.

II. Цели конституционно-правового регулирования государства

Регулирование всегда целерационально, направлено на реализацию целей и достижение результатов <5>. Само "появление" государства в конституционно-правовых нормах можно объяснить целым рядом причин и целей.

<5> См.: Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010. С. 27 - 28, 31, 138.

Первая и главная цель конституционного регулирования государства состоит в его учреждении, конституировании в данной конкретной форме. Принятая и вступившая в силу конституция создает данное конкретное государство, облекает его в соответствующую конституционную форму. Но и само учреждение государства имеет под собой цель, которой, вне всякого сомнения, является защита человека и достижение общего блага, о чем, например, прямо говорят ст. 1 Конституции Гватемалы 1985 г., ст. 17 Конституции Панамы 1972 г. и др.

Во-вторых, конституционно-правовое регулирование, учреждая государство, придает ему чувство "реальности" <6>, предоставляет государству возможность выступать субъектом права, быть участником конституционно-правовых отношений, тем самым оно легализует государство.

<6> Подробнее о реальности государства см.: Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. М., 2008. С. 41 и сл.

В-третьих, регулирование государства является попыткой сделать государство "юридически мыслимым" (Г. Еллинек <7>), дать представление о том, "что есть государство?", - это цель дескриптивная.

<7> Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004. С. 178.

В-четвертых, конституционно-правовое регулирование имеет своей целью не только порождение, но и обуздание Левиафана. Цель принятия конституции и ее последующего развития - ограничение власти государства, ее рационализация, поставление государства в определенные конституционные рамки.

В-пятых, конституционно-правовое регулирование легитимирует государство, опосредует его народную санкцию.

В-шестых, цель конституционного права - интеграция государства, его нормы центростремительно направлены на поддержание единства и целостности.

В-седьмых, появление государства в конституционных текстах имеет целью его аксиологизацию. Государство, будучи конституционно урегулировано, становится одной из конституционных ценностей.

В-восьмых, конституционно-правовое регулирование государства имеет и охранительную цель - сохранить данное конкретное государство, в его данной конкретной форме, используя свои нормативные, юридические характеристики.

В-девятых, факт появления государства в конституционно-правовых нормах есть отражение характера конституционно-правовых норм как норм государственно-гарантированных, необходимое для усиления самого конституционного права, ибо в случае нарушений государство использует свое право на принуждение.

В-десятых, весьма немаловажный факт - юридическая технологизация, конструирование ориентиров, пространства для практической деятельности (как нормотворческой, так и судебной). Здесь есть своя дробность: а) в этом заключается известный прием юридической техники <8>, когда, закрепляя право, обязанность, цель, задачу, прочие аспекты государства, конституция не отсылает к конкретному субъекту (субъекту-исполнителю, органу, должностному лицу), оставляя это за тординарным правовым регулированием, конкретизирующим конституционные положения; б) общие нормы о государстве, будучи нормами-принципами, целями, задачами и т.п., весьма важны в практической деятельности, особенно конституционно-судебной. Ни одно решение конституционных судов не обходится без ссылки на характер государства - это своего рода необходимый аргумент. Можно сказать, что нормы о государстве выступают ориентирами, которыми должны руководствоваться органы, должностные лица, граждане в своей деятельности.

<8> См.: Магазинер Я.М. Лекции по государственному праву. Общее государственное право. Пг., 1919. С. 98.

III. Классификация конституционно-правового регулирования государства

Классифицировать конституционно-правовое регулирование государства можно на два вида, положив в основание классификации следующие критерии: а) субъект, осуществляющий регулирование, б) цель регулирования и в) характер объекта регулирования (государства), его существование (данное конкретное государство уже существует, оно учреждено) или несуществование (данное конкретное государство, его форму еще необходимо учредить с помощью конституции).

Во-первых, это регулирование, осуществляемое учредительной властью (учредительное). Оно имеет своей целью учредить, установить, основать, создать данное конкретное государство, его форму, положив в его основание незыблемый юридический фундамент конституции, посему оно и именуется конституционным. Исходя из временной последовательности оно имеет характер первичного, так называемого перворегулирования. Это первичное учредительное конституционное регулирование государства (перворегулирование).

Целесообразно разграничить две ситуации. Ситуацию исторически первой конституции - "первоконституции" (Г. Кельзен <9>), когда государство создается впервые, когда оно впервые выходит на арену мировой истории, в данном случае объекта регулирования (государства) еще нет, он конструируется в процессе регулирования (объект-конструкция), является результатом акта учреждения - конституции, - объект создается, конструируется этим актом и учредительным действием конституции. Субъект регулирования - учредительная власть, в данном случае является по характеру своему первоначальной <10>, т.е. существующей в ситуации отсутствия конституции, а значит, и какого-либо предзаданного юридического статуса учредительной власти, порядка ее функционирования (а). Вторая ситуация, когда уже существующее (в том числе как объект регулирования) государство, учрежденное в данной конкретной форме, трансформируется, изменяется, а результатом этого является возникновение нового государства, в смысле его новой формы. В данном случае объект регулирования уже существует (объект-данность [явление]), государство как форма политического бытия народа (государственность) наличествует, необходимо лишь "обновить" его форму, облечь в соответствующие актуальные юридические и институциональные формы. Субъект регулирования - учредительная власть в данном случае является по характеру своему институционализированной, т.е. когда юридический статус учредительной власти закреплен (б).

<9> Kelsen H. General theory of law and state [1949]. Clark, 2007. P. 115 - 116.
<10> В данном случае мы используем характерное для французской конституционной доктрины различение первоначальной и институционализированной учредительной власти. Подробнее см.: Burdeau G. Manuel de droit constitutionnel. Conforme au programme des facultes de droit et ecoles d'enseignement superieur. 5-e ed. P., 1947. P. 53 - 54; Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты. М., 2002. С. 108.

Во-вторых, регулирование, осуществляемое самим государством, его институтами (саморегулирование). Оно имеет своей целью конституционно-правовое регулирование государства, осуществляемое нормами иных (помимо конституции) источников отрасли, в части, не противоречащей регулированию учредительному, конституционному <11>. Его цель - непротиворечивое конкретизирование, развитие, дополнение, уточнение конституционных норм о государстве <12>. Исходя из временной последовательности оно имеет характер вторичного, последующего. Это последующее вторичное конституционно-правовое регулирование государством собственного статуса (саморегулирование). Данное конкретное государство, его форма, будучи учреждены конституцией, уже существуют как явление, как факт (значит, наличествует оно и как объект регулирования). Данный вид регулирования направлен на дальнейшее развитие конституционно-правового статуса государства, его конкретизацию.

<11> См., напр.: абз. 2 п. 3 мотив. ч. Постановления КС РФ от 13 декабря 2001 г. N 16-П // СЗ РФ. 2001. N 52 (часть II). Ст. 5014; абз. 9 п. 2, абз. 3 п. 3 мотив. ч. Постановления Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. N 13-П // СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 336.
<12> См., напр.: абз. 3 п. 2, абз. 7 п. 5 мотив. ч. Постановления Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. N 13-П.

Государство выступает одновременно как чадом, так и родителем <13> конституционного права. С одной стороны, государство, его данная конкретная форма, учреждается конституцией, государство - дитя конституции. С другой стороны, государство, будучи конституировано, обладает правотворческими полномочиями, принимает нормы права, стоящие в нормативной иерархии ниже конституции (законы, подзаконные акты), государство - родитель конституционно-правовых (и иных отраслевых) норм.

<13> Maclver R.M. The modern state. Oxford & London, 1926. P. 250 - 251, 272 - 273.

Есть конституционно-правовые нормы, которые, регулируя государство, обязывают его, управляют им, - это нормы конституции (конституционные нормы). Есть же нормы, которые принимаются самим государством для конкретизации конституционных положений, в том числе для уточнения своего собственного статуса и отношений с иными субъектами, а также для государственного управления обществом, для регулирования действий иных субъектов права (общества, коллективов, граждан и др.), - это конституционно-правовые нормы, нормы иных (помимо конституции) источников конституционного права как отрасли права (законов, подзаконных актов). В первом случае конституционное право (конституционные нормы) предшествует государству, а во втором случае государство предшествует конституционному праву (конституционно-правовым нормам).

Единственное "право", которому безоговорочно должно подчиняться и выполнять государство, суть конституция. Государство подчиняется конституции, как дитя родителю, ибо данная конкретная конституция, будучи принята субъектом учредительной власти - народом, является актом учреждения данного конкретного государства, его формы. Остальные же источники права суть источники самого государства, принятые им самим как субъектом правотворчества, исходя из его конституционных полномочий. Данные акты в каком-то смысле "подчинены" государству, ибо зависят от его воли, и тут государство выступает уже родителем, а источник права, наоборот, его чадом. Безусловно, последний тезис не означает, что государство не связано законом и правом, оно обязано им следовать, просто оно может их свободно корректировать, тогда как в случае с конституцией это не так уж просто.

IV. Государство как объект конституционно-правового регулирования в предмете конституционного права

Необходимо строго разграничивать объект и предмет регулирования. Известно, что один и тот же объект может регулироваться рядом отраслей, каждая из которых будет регулировать государство как один из своих объектов "на свой лад", исходя из специфики своего предмета. Государство может быть объектом регулирования не только конституционного, но и целого ряда других отраслей права. Объект всегда остается одним и тем же, ведь объект - это конкретное явление. Как раз для того, чтобы различать предметную принадлежность государства как объекта, нам необходим предмет отраслевого регулирования, выступающий в данном случае в виде некоего "критерия", теста, определяющего предметную чистоту, принадлежность объекта. А предметом регулирования всегда выступают общественные отношения, деятельность. Вот тут-то и раскрывается целесообразность разграничения объекта и предмета конституционно-правового регулирования <14>. Правовое регулирование государства (объект) в рамках политических отношений (предмет) <15> - привилегия конституционного права.

<14> На формулирование данной теоретической конструкции сильное влияние оказали идеи различения, сформулированные, правда, применительно к науке, к познанию, объекта и предмета Г.П. Щедровицкого (см.: Щедровицкий Г.П. Приложение. Заметки о понятиях "объект" и "предмет" // Философия. Наука. Методология. М., 1997. С. 595 - 625), В.С. Нерсесянца (см.: Проблемы общей теории права и государства. М., 2004. С. 3 и сл.) и Н.А. Богдановой (см.: Богданова Н.А. Система науки конституционного права. С. 7 - 13; ее же. Конституционное право. Общая часть. М., 2005. С. 31 - 32, 101), а также применительно к регулированию С.А. Авакьяна (Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 т. Т. 1. М., 2010. С. 22, 32 - 33).
<15> Подробнее о политических отношениях как отраслевом предмете см.: Еременко Ю.П. Нормы советских конституций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1968. С. 8; его же. Государственное право социалистических стран. Волгоград, 1976. С. 38 - 71; его же. К разработке предмета науки советского государственного права // Правоведение. 1980. N 6. С. 34 - 40; его же. Предмет российского конституционного права. Ростов-на-Дону, 1996. С. 23; Фарбер И.Е. Конституционное регулирование в советском обществе // Проблемы конституционного права. Вып. 1(2). Саратов, 1974. С. 3; Тененбаум В.О. Категории "политика" и "власть" в науке конституционного права // Там же. С. 49 - 54; Советское государственное право / Под ред. И.Е Фарбера. Саратов, 1979. С. 31; Скуратов Ю.И. Политические отношения как объект конституционного регулирования // Конституционные основы государственного строительства. Межвуз. сб. науч. трудов. Свердловск, 1981. С. 3 - 14; Степанов И.М. Конституция и политика. М., 1984. С. 23 - 44; Богданова Н.А. Система науки конституционного права. С. 18; Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. М., 2006. С. 14 - 16, 18 - 19; Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 т. Т. 1. С. 22; Кондратьева М.А. Политические отношения в предмете конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 7. С. 2 - 5 и др.

Предмет регулирования ориентирует весь процесс регулирования. Государство находится в регулятивном поле многих отраслей, оно выступает объектом регулирования и международного, и финансового, и гражданского и многих других отраслей права. Каждая отрасль регулирует в явлении государства строго определенную область, т.е. свой собственный предмет - конкретные отношения, деятельность, активность. Для определения отраслевой обособленности вводится смысловой дуализм объекта и предмета, их различение. Объект приобретет отраслевую (конституционно-правовую) специфику и становится объектом конституционно-правового регулирования лишь после соотнесения с предметом - отраслевыми общественными отношениями - политическими отношениями, после пропуска объекта сквозь, скажем условно, отраслевую предметную призму. До этого он является внешним по отношению к нему, а после акта отраслевого регулирования объект соотнесен с предметом, является объектом в отраслевом предмете, объектом отраслевого регулирования - объектом конституционно-правового регулирования.

                                                                    - - - - - - - - - -
/ /
/ /
/ / -------------------------¬
/ / ¦ Объект в отраслевом ¦
------------T- -- - - - - - - - - - - - - > - - - - / ¦ предмете - ¦
¦* * * * * *¦ / /* * * * / / ¦ государство как объект ¦
¦* * * * * *¦ / /* * * <---------------+конституционно-правового¦
¦* * * * * *¦ / /* * * * / / ¦ регулирования ¦
¦* * * * * *¦ / /* * * * / / L-------------------------
¦* * * * * *¦ / /* * * * / /
-----------------¬ ¦* * * * * *¦ / /* * * * / /
¦ Объект ¦ ¦* * * * * *¦ / /* * * * / /
¦регулирования - +-----> +-----------+ - - - - - - - -/- - > - - - - /
¦ государство ¦ ¦ ¦ / /
L----------------- ¦ ¦ / /
¦ ¦ / / -----------------¬
¦ ¦ / / ¦ Предмет КП как ¦
¦ ¦ / / ¦отрасли права - ¦
¦ ¦ / <-----------------+ политические ¦
¦ ¦ / / ¦ отношения ¦
L------------ / / L-----------------
/ /
/ /
- - - - - - - - - -

С одной стороны, объект и предмет должны быть отделены друг от друга, а с другой стороны, они неразрывно связаны друг с другом. Нельзя выделить объект отраслевого регулирования вне его предмета, ибо именно последний определяет те сферы, области, аспекты объекта, которые регулирует отрасль. Получается, что объект конституируется предметом, но и предмет невозможен без объектов, ими формируется, может быть уяснен, помимо прочего, через описание таковых. Конституционное право, регулируя политические отношения, воздействует на объекты конституционно-правового регулирования, а воздействуя на последние, отрасль регулирует первые. В этом состоит диалектика объекта и предмета конституционно-правового регулирования. Посему объект предметен, а предмет объективен, в процессе регулирования объект опредмечивается, а предмет объективируется.

"Объект-предметный дуализм" необходим. Без него невозможна разработка стройной теории конституционно-правового регулирования государства. Конкретные объекты регулирования не получат отраслевой (предметной) привязки, так сказать, отраслевой оседлости, без их соотнесения с предметом регулирования. Именно последний и дает возможность осуществлять регулирование конкретных объектов строго определенным образом, ибо предмет детерминирует метод. Кроме того, предмет дает возможность понять, какое место в нем принадлежит конкретному объекту, а государству в конституционном праве отведено центральное место, оно суть субстанциальный, сущностный объект отрасли.

V. Государство - сущностный объект конституционного права

Тот факт, что государство является объектом конституционно-правового регулирования, объектом конституционного права как отрасли права, не вызывает сомнения у многих авторов <16>, однако в подобном понимании государство является одним из объектов отраслевого регулирования, наряду с человеком, обществом, коллективом, самой властью, правом и т.п. Современное конституционно-правовое регулирование расширяет свои границы, обнимает своими нормами все новые и новые объекты. Несмотря на это, государство как объект регулирования имеет сущностное значение для отрасли конституционного права, занимает в его предмете центральное положение.

<16> См., напр.: Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс. С. 29 - 30; Богданова Н.А. Конституционное право. Общая часть. С. 36 - 38; Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд. М., 2004. С. 11 - 12, 14; его же. Об объекте конституционного регулирования // Государство и право. 2005. N 4. С. 6 - 8 и др.

В свое время О.Е. Кутафин <17> предложил разделить отраслевой предмет на две части. Причем одна из частей - одна группа отношений, имеет конституирующий, обязательный, атрибутивный, сущностный для отрасли характер. Преобладающая часть этих отношений складывается в "областях, составляющих основные элементы государства... население, территория, власть", т.е. "отношений, складывающихся в процессе воплощения в жизнь основных признаков государственной организации общества и лежащих в ее основе". Вторая часть предмета не является его обязательным атрибутом, а становится его элементом властно-волюнтарно, формируется в зависимости от конкретно-исторической ситуации <18>. Данная теория оперирует категориями предмет - общественные отношения, но ее можно перевести в область объект - явление и использовать, с необходимыми коррективами, в нашем исследовании. Так, постоянным, неизменно присутствующим, обязательным, основным, атрибутивным, субстанциальным объектом конституционного права будет государство. Остальные же объекты - общество, личность и т.д. - будут полагаться объектами акцидентальными, неосновными.

<17> Подобное разделение не было новым для нашей науки, понимание предмета отрасли как имеющего "двуединый объект регулирования" существовало и в советской литературе (В.С. Основин, Я.Н. Уманский и др.).
<18> См.: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 23 - 27.

Успокоим читателя, что подобное различение никак не преуменьшает общего значения общества, личности как объектов конституционного права, их конституционной ценности, но лишь подчеркивает отраслевую значимость государства как сущностного объекта конституционно-правового регулирования. В Конституции РФ 1993 г. <19>, как и во многих современных конституциях, главная роль принадлежит именно человеку, что подчеркивается в ст. 2, государству же, напротив, отведена роль гаранта, обеспечителя, охранителя личности, что с аксиологической точки зрения абсолютно справедливо. С точки же зрения регулятивной технологии, роль основного субстанциального объекта, вне всякого сомнения, отведена государству, ибо применительно к нему осуществляется конституционное регулирование, под него оно заточено, либо учреждая, либо уполномочивая, либо ограничивая его, запрещая, дозволяя, обязывая государство что-либо делать.

<19> Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. С учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ // Российская газета. 2009. 21 января.

Акцидентальные объекты контекстуально-ситуативны, т.е. регулируются в контексте главного объекта, всегда применительно к нему. Для этого используется либо позитивный, либо негативный, либо активный, либо пассивный (в смысле status positivus, status negativus, status activus и status passivus Г. Еллинека <20>) регулятивный инструментарий. Общество, личность как объекты конституционного права регулируются всегда в единстве с государством, ибо "гражданин и государство в Российской Федерации связаны взаимными правами, ответственностью и обязанностями" <21>, тем самым связь регулируемых конституционным правом объектов всегда получается двусторонней.

<20> См.: Еллинек Г. Общее учение о государстве. С. 405 - 413.
<21> Абзац 2 п. 2 мотив. ч. Постановления КС РФ от 20 декабря 1995 г. N 17-П // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 54.

Итак, общество, личность как объекты конституционного права регулируются негативно тогда, когда необходимо оградить их от возможных злоупотреблений государством своей властью. Цель такого регулирования - оставить за обществом, личностью пространство свободы, для чего в регулировании используются запреты в отношении государства. Например, ч. 2 ст. 19, ч. 2 ст. 21 и сл. Конституции РФ 1993 г. или ч. 1 ст. 17 ФЗ "Об общественных объединениях" <22>, согласно которой "вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений... не допускается..." (здесь и далее выделено мной. - Д.Ш.). Указанные объекты регулируются позитивно тогда, когда они испытывают нужду в позитивных государственных действиях, в его услугах, в его помощи, защите, поддержке (главным образом материальной). Цель такого регулирования - "вспомоществовательная", гарантийная. Для этого используются предписания в отношении государства. Например, ч. 2 - 3 ст. 40, ч. 1 - 2 ст. 41, ч. 1 ст. 45, ч. 1 - 2 ст. 46 и др. Конституции или ч. 2 ст. 17 ФЗ "Об общественных объединениях", согласно которой "государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде...". Общество и личность как объекты регулируются конституционным правом активно тогда, когда им предоставляется возможность участвовать в деятельности самого государства, влиять через соответствующие формы на его политику, по сути определяя ее. Например, ст. 30 - 33 Конституции, или абз. 2 - 3, 5, 7, 8 ч. 1 ст. 27 ФЗ "Об общественных объединениях" о праве участвовать в выработке решений государством, проводить массовые мероприятия и т.д., или положения гл. VIII ФЗ "О политических партиях" <23> об участии политических партий в выборах. Наконец, указанные объекты регулируются конституционным правом пассивно тогда, когда государство вправе требовать от них соблюдения и обязывать их исполнять соответствующие его предписания. Напр., ч. 4 ст. 43, ч. 3 ст. 44, ст. 57 - 59 Конституции или ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях".

<22> Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", в ред. от 1 июля 2011 г. // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 930 (с посл. изм. и доп.).
<23> Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", в ред. от 8 декабря 2011 г. // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950 (с посл. изм. и доп.).

Из сказанного можно сделать вывод, что регулирование и общества, и личности, да и любого другого объекта, который рано или поздно появится в отраслевом предмете, осуществляется конституционным правом всегда применительно к государству. Эти остальные, помимо государства, или как мы их назвали - акцидентальные, объекты регулируются конституционным правом лишь в отдельной своей части, а именно в основной и соприкасающейся с государством, и в той лишь мере, в какой они значимы для конституционно-правового регулирования основного, сущностного объекта - государства; в той степени, в какой они интегрируются государством как объектом регулирования в предмет конституционного права, притягиваются им. Поэтому эти объекты связаны с государством тесной связью, а притягивающая, интегрирующая сила государства как объекта регулирования настолько сильна, что впоследствии, после включения акцидентальных объектов в отраслевой предмет, не благоволит их взаиморазобщению, расставанию с государством как субстанциальным объектом конституционно-правового регулирования. Интегрирующая сила государства как объекта конституционно-правового регулирования аккумулирует вокруг себя, притягивает к себе и иные объекты, вовлекая тем самым их в орбиту конституционного права (предмет).

                     -- -¬
О
L- --
¦
/
--------------------------¬
¦ ----¬ ¦
¦ ¦ О ¦ ¦
¦ L---- ¦
¦ ¦
¦ ¦
-- -¬ ¦ ----¬ ----¬ ----¬ ¦ -- -¬
О - - >¦ ¦ О ¦ ¦ Г ¦ ¦ О ¦ ¦ <- - О
L- -- ¦ L---- L---- L---- ¦ L- --
¦ ¦
¦ ¦
¦ ----¬ ¦
¦ ¦ О ¦ ¦
¦ L---- ¦
L--------------------------
/
¦
-- -¬
О
L- --

Без государства нельзя помыслить конституционного права, в противном случае его просто нет. С одной стороны, конституция учреждает данное конкретное государство, его форму, а с другой - именно государство является сущностью нашей отрасли, ее субстанциальным объектом, т.е. в этом смысле государство как бы объектно конституирует предмет конституционного права. Данный наш тезис с легкостью доказывает утверждение <24>, что предмет правового регулирования конституционно-правовых отношений с участием государства практически полностью совпадает с предметом конституционного права. Исходя из присущей государству как субстанциальному объекту конституционно-правового регулирования интегрирующей способности, оно с необходимостью притягивает к себе иные объекты. Мысленная элиминация государства как объекта конституционно-правового регулирования рушит все отраслевое здание. Иные объекты мы можем гипотетически, мысленно, попробовать "растащить" по другим отраслям. Например, применительно к личности (человеку и гражданину) как объекту конституционно-правового регулирования отдельные права можно рассредоточить по отдельным отраслям: так, социальные права "отойдут" трудовому праву, праву социального обеспечения и т.п. праву; экономические права, полагаю, будут уютно себя чувствовать в отраслевых рамках гражданского, финансового, налогового, земельного и т.п. права <25>. С государством подобного, не навредив самому существованию отрасли, сделать никак нельзя: или государство остается - существует конституционное право; или государство исключается - исчезает и конституционное право. "Конституция и после элиминации декларации прав все равно остается конституцией, в то время как конституция, не содержащая frame of government в качестве своей сущности и основного объекта, не может называться конституцией" <26>, - восклицает Дж. Сартори. В чем сущность конституционного права? В государстве!

<24> См.: Бутусова Н.В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений: вопросы теории. Воронеж, 2005. С. 149.
<25> Спорен-де вопрос о политических (публично-политических) правах, их-то куда "растаскивать" из конституционного права? Объект данной группы прав и свобод - власть (см., напр.: Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия... С. 396 - 398). Они связаны с государством более тесной связью, нежели остальные права (напр., в области экономической, социальной, духовной). Государство как объект конституционно-правового регулирования интегрирует их в себя, вовлекает их в качестве одного из элементов себя как объекта регулирования. Политические права, имея свою собственную объектную "юрисдикцию" в отраслевом предмете (как элемент правового статуса личности), получают дополнительную "прописку" (быть может, по характеру своему первичную) в качестве одного из элементов целостного объекта конституционно-правового регулирования (государства).
<26> Sartori G. Comparative constitutional engineering. An inquiry into structures, incentives and outcomes. 2-nd ed. N.Y., 1997. P. 196.

VI. Государство как целостный объект конституционно-правового регулирования и как совокупность его элементов

Объект конституционно-правового регулирования всегда конкретен, это всегда некое явление реальной жизни, в нашем случае это государство (не будем вступать в дискуссию насчет реальности государства как явления). Этим он отличается от предмета конституционно-правового регулирования, коим являются общественные отношения - политические отношения. Объект конституционно-правового регулирования представляет собой то конкретное, на что направлено юридическое воздействие в процессе регулирования политических отношений (отраслевого предмета). Это всегда конкретное явление, действие субъекта, процесс и т.п. Именно так мы понимаем государство как целостный объект конституционно-правового регулирования.

Наряду с этим целостный объект для практических целей самого регулирования может быть разделен на составные части - на элементы объекта <27>. Это делается для того, чтобы сделать объект более доступным, наглядным, понятным. Целостный объект не дает возможности осознать все "многообразие" и "красочность" содержания регулирования, что достигается путем разделения целостного объекта на его составные элементы. Государство, будучи единым и целостным объектом конституционно-правового регулирования, может быть проанализировано как совокупность взаимосвязанных элементов объекта регулирования - как их система. Для целей нашего исследования разумно выделить в этом едином объекте определенные его области, компоненты, элементы, которые в своей совокупности и будут являть указанную целостность.

<27> Идею см.: Авакьян С.А. Правовое регулирование деятельности представительных органов власти в СССР (проблемы теории и практики). С. 23.
  1. Содержание конституционно-правового регулирования государства: система элементов объекта (государства) конституционно-правового регулирования. Государство, будучи целостным объектом конституционно-правового регулирования, может быть проанализировано как совокупность взаимосвязанных элементов объекта - как некая система. Элементы объекта, в свою очередь, для удобства могут быть также подразделены на составные части - на отдельные подэлементы. Эта система элементов и составит содержание конституционно-правового регулирования государства.

Во-первых, элемент объекта конституционно-правового регулирования, отражающий регламентацию (1) характеристик государства, его так называемого конституционного определения, (2) официального наименования государства, (3) атрибутов государства (его символов, памятных дат и т.п., столицы, государственного языка), (4) статуса территории государства, (5) таких специфических проявлений бытия государства как его основы, опоры, ценности, (6) целей, задач, функций, обязанностей государства, принципов его деятельности. Всю совокупность указанных подэлементов можно объединить в таком элементе объекта конституционно-правового регулирования как основы организации и деятельности государства.

Во-вторых, элемент объекта конституционно-правового регулирования, отражающий регламентацию функционального (организационного) устройства государства, т.е. системы выполняющих его функции органов.

В-третьих, элемент объекта конституционно-правового регулирования, отражающий регламентацию территориального устройства государства, его внутренней структуры, взаимоотношений между "частями" государства и отношений между государственной и местной властью, между государством и местным самоуправлением.

В-четвертых, элемент объекта конституционно-правового регулирования, отражающий регламентацию (1) роли, места государства в политической системе общества, принципов его функционирования, (2) отношений между государством и политическими партиями, (3) отношений между государством и религиозными организациями (церковью), (4) отношений между государством и иными общественными формированиями, (5) отношений между государством и национальными, этническими и иными меньшинствами, (6) роли государства в информационной сфере, (7) роли государства в отношении семьи как основы общества. Всю совокупность указанных подэлементов можно объединить в элементе объекта конституционно-правового регулирования, именуемом государство и общество.

В-пятых, элемент объекта конституционно-правового регулирования, отражающий регламентацию (1) принципов взаимоотношений между государством и личностью, (2) гражданства, (3) роли государства в отношении прав, свобод и обязанностей личности и роли личности в отношении государства, (4) ограничений прав и свобод личности, (5) ответственности государства за вред, причиненный личности. Всю совокупность указанных подэлементов можно объединить в элементе объекта конституционно-правового регулирования, именуемом государство и личность.

В-шестых, элемент объекта конституционно-правового регулирования, отражающий регламентацию конституционных основ государственного регулирования экономики, в том числе (1) его общих принципов, объема, содержания, инструментов регулирования, (2) основ регулирования собственности, особенно статуса государственной собственности, возможности национализации, экспроприации имущества, (3) основ государственных финансов, принципов бюджетной и налоговой политики. Всю совокупность указанных подэлементов можно объединить в элементе объекта конституционно-правового регулирования, именуемом государство и экономика.

В-седьмых, элемент объекта конституционно-правового регулирования, отражающий конституционные основы социальной политики государства, его роли как государства социального.

В-восьмых, элемент объекта конституционно-правового регулирования, отражающий конституционные основы регламентации роли государства в регулировании отношений в области науки, образования, культуры, творчества, искусства, спорта, именуемый государство и культурная сфера.

В-девятых, элемент объекта конституционно-правового регулирования, отражающий конституционные основы регламентации роли государства в отношении окружающей природной среды, именуемый государство и окружающая природная среда.

В-десятых, элемент объекта конституционно-правового регулирования, отражающий конституционные принципы участия государства в международных отношениях.

В-одиннадцатых, элемент объекта конституционно-правового регулирования, отражающий регламентацию так называемых специальных государственных состояний, как-то: оборона, безопасность, чрезвычайное положение, переходное состояние.

    2.  Структура  элементов объекта (государства) конституционно-правового
регулирования - две группы элементов. В конституционно-правовом
регулировании государства есть как бы два блока, две группы норм <28>, т.е.
в едином объекте конституционно-правового регулирования - системе элементов
можно выделить две части, две группы элементов этого объекта (структуру
элементов). Структурируем все вышеизложенные элементы объекта на две
группы. Критерием классификации выступает сам объект - государство. Первая
группа элементов охватывает объем конституционно-правового регулирования
самого государства (Г ), вторая группа элементов охватывает объем
объект
конституционно-правового регулирования государства в его отношении с иными
объектами конституционно-правового регулирования (Г - N ).
объект объект
<28> Ср.: Сабо И. Основы теории права. М., 1974. С. 112.
                                 ----------------¬
-----+(1) государство¦
/ ¦как таковое ¦
----T---¬ L----------------
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
------------------¬ ¦ ¦ ¦ --------¬
¦Г - N ¦ +---+---+ ¦Г ¦
¦ объект объект¦ ¦ /¦ ¦ ¦ объект¦
L------------------ ¦ / ¦ ¦ L--------
¦/ ¦ ¦
L---+---- --------------------¬
/ ¦(2) государство как¦
L----+государственная ¦
¦власть ¦
L--------------------

Первая группа элементов единого объекта отражает конституционно-правовое регулирование самого государства - это своего рода "внутренний" аспект государства (Г объект). Причем внутри этой группы можно выделить две подгруппы, различив для целей данного анализа две "ипостаси" государства. Во-первых, государство в широком смысле, государство как таковое - форма политического бытия народа, государственно оформленная всеобщность, союз граждан. Регулируя данную "ипостась" государства, конституционные нормы должны отразить характеристики государства как такового, государства per se - его сущность, форму, характеристики государства; символы, официальное наименование, государственный язык, статус столицы; ценности, опоры, цели, задачи, функции, принципы государственной деятельности. Это и будет конституционно-правовое регулирование государства в собственном смысле слова. Во-вторых, государство в узком смысле слова - синоним государственной власти, органов, институт господства - то, что противостоит индивиду и общественным институтам. Регулируя данную "ипостась" государства, конституционные нормы должны отразить механизм государственной власти, характеристики государства как системы органов, как власти - его территориально-функциональное устройство, т.е. территориальную организацию и систему и компетенцию его органов.

    Вторая      группа      элементов      единого     объекта     отражает
конституционно-правовое регулирование отношений государства с иными
субъектами (в ином ракурсе выступающими как объекты
конституционно-правового регулирования), место и роль государства "вовне",
в международной, наднациональной системе, в обществе, во взаимоотношениях с
человеком - это своего рода "внешний" аспект государства
(Г - N ): (а) его отношения (принципы) с другими
объект объект
государствами, а также международными и наднациональными организациями;
обществом (общественными институтами), включая отношения с семьей,
общественными формированиями (особенно с политическими партиями,
религиозными объединениями), национальными, этническими меньшинствами;
личностью; а также (б) принципы его деятельности в отдельных сферах
общественной жизни - политической, экономической, социальной, духовной
(культурной).