Мудрый Юрист

К вопросу о понятии и признаках парламентаризма *

<*> Alizoda Z. To the issue of the concept and features of parliamentarism.

Ализода Зариф, Уполномоченный по правам человека в Республике Таджикистан, кандидат юридических наук.

Парламентаризм является очень объемным и сложным понятием, для определения которого нужно обратить внимание на все основные, существенные черты этого политического явления. В статье автор формулирует определение парламентаризма и анализирует следующие его признаки: система верховной государственной власти, организованной и функционирующей на основе принципа разделения властей; существование и действие принципа верховенства закона; наличие постоянно действующего парламента, избранного на всеобщих и свободных выборах; необходимые для парламента полномочия; специфические формы и методы работы и особые отношения члена парламента с избирателями.

Ключевые слова: парламентаризм; парламент; признаки; понятие; принцип разделения властей; система государственной власти; выборы.

Parliamentarism is a very complex concept for definition of which it's necessary to draw attention to all basic, substantial features of this political phenomenon. The author formulates the definition of parliamentarism and analyzes such features as: system of the supreme state power, organized and functioning on the basis of principle of division of powers; the existence and operation of the principle of the supreme power of law, the presence of constantly operating parliament, elected by universal and free elections; powers necessary for a parliament, specific forms and methods of work and special relations of a member of Parliament with electorate.

Key words: parliamentarism; Parliament; features; concept; principle of division of powers; system of state power; elections.

Парламент и парламентаризм - понятия близкие, взаимозависимые и взаимодействующие, но не тождественные и не совпадающие. Парламент, как известно, является ядром парламентаризма, без которого невозможно говорить о последнем. Именно парламент определяет сущность и содержание парламентаризма. Последний является более объемным понятием, чем парламент. Он охватывает, кроме парламента, и другие стороны и черты данного института.

В литературе существует довольно много определений понятия парламентаризма. В целом парламентаризм определяется в широком и в узком смысле. В широком смысле о парламентаризме обычно говорят как о политической системе, о форме правления, о системе руководства обществом.

Так, И.П. Рыбкин определяет парламентаризм как "политическую систему, где суверенная воля народа находит свое воплощение в избираемом на основе всеобщего и тайного голосования, в условиях многопартийности и разделения властей высшем представительном учреждении, которое осуществляет законодательную деятельность и контроль за органами исполнительной власти и гарантирует защиту интересов как большинства, так и меньшинства граждан" <1>. В Современном словаре иностранных слов парламентаризм определяется как политическая система, при которой согласно конституции парламенту принадлежит руководящая роль в системе государственных органов <2>.

<1> Рыбкин И.П. Становление и развитие парламентаризма в России: Автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М.: Институт государства и права, 1995. С. 29 - 30.
<2> Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1999. С. 445.

Как нам представляется, не следует возводить понятие парламентаризма до уровня политической системы общества, поскольку эти понятия имеют свое место, объем и охватывают свой круг вопросов. Совершенно справедливо отмечал И.М. Степанов, что "попытки расширительного толкования понятия "парламентаризм" путем наложения его на политическую систему... ведут к утрате парламентаризмом своей специфики как особого способа организации государственной власти, не говоря уже о размывании, столкновении самих понятий политической системы..." <3>.

<3> Парламентское право России. М.: Юристъ, 1999. С. 5.

Нужно сказать, что парламент как политическое явление и особый институт власти, конечно, непосредственно участвует в политической жизни общества, прямо влияет на политические процессы, является субъектом политических отношений, но не может быть самостоятельным элементом политической системы. Парламент входит в эту систему, как известно, вместе со всеми другими структурами государства. Государство входит в эту систему как единое целое. Это вытекает из того, что все органы государства участвуют в политической жизни исходя из общих целей, задач и функций государства. С учетом этих общих целей, задач и функций государства, а также в зависимости от задач и функций каждого органа государства они участвуют в политической жизни общества.

О парламентаризме в широком смысле говорят также как о системе руководства обществом. Так, по словам А.А. Мишина, парламентаризм - это "особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением труда, законодательного и исполнительного при привилегированном положении парламента" <4>. Такую позицию также поддерживает В.А. Шеховцов. По его мнению, парламентаризм можно определить "как систему руководства обществом, которая характеризуется разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную при существенной политической и идеологической роли парламента" <5>. В.Д. Горобец также отмечает, что "с определенной долей условности можно определить российский парламентаризм как разновидность и форму государственного руководства обществом, основанного на принципе разделения властей, учете специфики соотношения законодательной и исполнительной ветвей власти при условии взаимодействия, взаимозависимости и взаимопроникновения, признания ответственности правительства перед парламентом" <6>.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник А.А. Мишина "Конституционное (государственное) право зарубежных стран" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2008 (14-е издание, переработанное и дополненное).

<4> Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1996. С. 174.
<5> Шеховцов В.А. Развитие российского парламентаризма. Владивосток: Дальнаука, 2002. С. 5.
<6> Горобец В.Д. Конституционно-правовой статус парламента Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 24.

Другие авторы еще шире трактуют понятие парламентаризма. Так, профессор О.О. Миронов определяет парламентаризм как "сложный и многогранный феномен, некую шкалу социальных ценностей, где господствует закон, утвердились принципы верховенства права и разделения властей, гражданское общество характеризуется демократизмом и высокой политико-правовой культурой" <7>. А.Д. Керимов также отмечает, что "парламентаризм есть принимаемая властью и обществом система взаимодействия определенным образом сформированного, структурированного и реально работающего парламента с другими государственными органами, обеспечивающая его адекватное положение в государственном механизме и выступающая в качестве основного способа организации и функционирования представительной демократии" <8>.

<7> Миронов О.О. Истоки российского парламентаризма // Представительная власть. 1996. N 4-5. С. 100.
<8> Керимов А.Д. Государствоведение: актуальные проблемы теории. М., 2003. С. 35.

Таким образом, при определении понятия "парламентаризм" в широком смысле этого слова указанные авторы исходят из разных сторон и особенностей данного понятия. Конечно, такой подход при определении понятия парламентаризма в широком смысле этого слова может иметь место, поскольку этот институт является одним из основных институтов политической жизни общества, влияющим на его стабильность и развитие. Исходя из этого можно говорить о парламентаризме в разных его общественно-политических проявлениях <9>.

<9> См.: Современный парламент. Теория, мировой опыт - российская практика. М.: Эксмо, 2005. С. 30.

Однако, как нам кажется, при определении понятия "парламентаризм" следует обратить внимание на такие его черты и особенности, которые свойственны именно этому институту, выражают и характеризуют его. К числу таких элементов можно отнести такие его качества, как особый политический институт; выражение воли и интересов народа (избирателей); утверждение социальной справедливости и правопорядка в обществе.

С учетом указанных черт парламентаризма, которые, на наш взгляд, в целом раскрывают содержание этого явления, можно будет говорить о парламентаризме в широком смысле как о политическом институте, представляющем волю и интересы народа, активно влияющем на политическую жизнь общества в целях утверждения социальной справедливости и правопорядка.

Определение парламентаризма в широком смысле, в свою очередь, дает возможность ближе подойти к данному институту, в частности к его сущности и социальному назначению, а также раскрыть другие его свойства, необходимые для более узкого понимания указанного политического явления.

В узком смысле этого слова обычно под парламентаризмом понимают парламент и тесно связанные с ним элементы. Так, В.А. Шеховцов подчеркивает, что "понятие "парламентаризм" в узком смысле отражает положение парламента в механизме разделения властей..." <10>. Он далее отмечает, что "в узком смысле парламентаризм концентрирует вокруг общенационального парламента" <11>.

<10> Шеховцов В.А. Указ. соч. С. 11.
<11> Шеховцов В.А. Указ. соч. С. 13.

Нам кажется, что такой подход является оправданным, имеет под собой твердую научно-практическую основу. Как уже было подчеркнуто выше, основой парламентаризма является парламент, без которого невозможно говорить о парламентаризме. Остальные элементы парламентаризма, в свою очередь, дополняют парламент, показывают его во всем многообразии, дают ему возможность всестороннее реализовываться на практике.

С учетом сказанного, для определения понятия парламентаризма в узком, собственном смысле этого слова необходимо обратить внимание на более существенные, основные, определяющие его признаки и особенности. Специалистами приводятся различные признаки, характеризующие парламентаризм с разных его сторон. Так, Р.М. Романов отмечает, что "о парламентаризме правомерно говорят в том случае, если помимо парламента существует такая система управления, которая, по меньшей мере, характеризуется: а) четким распределением законодательных, исполнительных и судебных функций; б) приоритетным положением парламента по отношению к другим органам государственной власти; в) функционированием гражданского общества; г) плюрализмом интересов социальных групп при верховенстве закона; д) определением политико-правового статуса личности" <12>.

<12> Романов Р.М. Российский парламентаризм: история, современность, перспективы. М.: Союз, 2000. С. 32.

Ю.В. Копцева обращает внимание и на некоторые другие стороны парламентаризма. Она утверждает, что "для парламентаризма необходимо, чтобы орган народного представительства был наделен необходимыми качествами, среди которых можно выделить: 1) избрание депутатов парламента на всеобщих, свободных выборах, что является основной гарантией высокого уровня представительности данного государственного органа; 2) самостоятельность и независимость парламента в системе разделения властей; 3) высокий уровень полномочий парламента при решении вопросов государственного управления (например, при формировании исполнительной власти) и наличие решающих полномочий в процессе правотворчества" <13>.

<13> Копцева Ю.В. Двухпалатный парламент в отечественной и зарубежной практике: Сравнительно-правовой анализ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 16 - 17.

Развивая эти общие начала парламентаризма, Ю.В. Копцева, в свою очередь, более конкретно определяет те признаки, которые свойственны данному понятию. Так, она перечисляет следующие признаки парламентаризма: "1) наличие органа народного представительства - парламента; 2) четкое распределение законодательных и исполнительных функций; 3) высокий уровень полномочий парламента при решении вопросов государственного управления и наличие решающих полномочий в процессе законотворчества; 4) свободный мандат депутата" <14>.

<14> Копцева Ю.В. Указ. соч. С. 22.

Некоторые другие ученые обращают внимание и на иные признаки парламентаризма. Так, Б.А. Страшун указывает на политическую ответственность правительства перед парламентом <15>. Отдельные авторы также обращают внимание и на некоторые наиболее общие признаки парламентаризма. Эти общие начала, по их мнению, свидетельствуют о реально существующем парламентаризме. Так, профессор У. фон Алеманн подчеркивает, что "если народное представительство не играет центральную роль в политике, то можно говорить об авторитарном и даже тоталитарном парламентаризме" <16>.

<15> См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1 - 2. М., 2000. С. 447.
<16> Алеманн У. фон. Парламентаризм // Политология. Вып. 3. М., 1993. С. 22.

С учетом приведенных выше мнений авторов о признаках парламентаризма можно отметить, что парламентаризм является очень объемным и сложным понятием, для определения которого нужно обратить внимание на все основные, существенные черты этого политического явления.

Исходя из этого для определения понятия парламентаризма, как нам кажется, необходимо обратить внимание на следующие его признаки: система верховной государственной власти, организованной и функционирующей на основе принципа разделения властей; существование и действие принципа верховенства закона; наличие постоянно действующего парламента, избранного на всеобщих и свободных выборах; необходимые для парламента полномочия; специфические формы и методы работы и особые отношения члена парламента с избирателями.

Парламент, как известно, является важной частью верховной государственной власти. Это связано с тем, что его члены непосредственно избираются народом, получают свой мандат от народа - единственного источника государственной власти. Получая мандат непосредственно от народа, парламент становится выразителем и оформителем его воли. Данная воля оформляется в форме законов, которые верховенствуют над другими нормативно-правовыми актами, устанавливают меру поведения субъектов права.

Учитывая все это, парламент, как представительный и законодательный орган государственной власти, занимает особое место в системе верховной власти <17>. Он, с одной стороны, устанавливает законодательную основу организации и функционирования субъектов верховной государственной власти, а с другой - сам на этой же основе взаимодействует с ними.

<17> См.: Современный парламент. Теория, мировой опыт - российская практика. С. 14 - 15.

Такое взаимодействие в современных демократических государствах, как известно, осуществляется в рамках конституционного принципа разделения властей. Данный принцип является очень важным при определении понятия парламентаризма. Именно он определяет основу и пределы взаимодействия субъектов верховной государственной власти. В противном случае, определяя законодательную основу такого взаимодействия, парламент может злоупотреблять законодательной властью.

Следует отметить, что принцип разделения властей вошел в политическую теорию и практику бывших советских республик, в том числе Республики Таджикистан, в период их суверенизации. В ходе стремления этих стран к суверенитету были приняты Декларации о суверенитете, где был закреплен данный принцип.

В Таджикистане Декларация о суверенитете страны принята 24 августа 1990 г. <18>. В ней впервые в истории таджикского государства был закреплен принцип разделения властей. Так, в пункте третьем этого документа было записано что "государственная власть в Таджикской ССР осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную" <19>. Свое конституционное закрепление этот принцип нашел в Конституции суверенного Таджикистана 1994 г. <20>. Затем названный принцип, его требования и положения были закреплены и в других законодательных актах республики <21>.

<18> Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР. 1990. N 16. Ст. 236.
<19> См.: Там же.
<20> См.: Конституция Республики Таджикистан. Душанбе: Ирфон, 1994.
<21> См., например: Конституционный закон "О Маджлиси Оли Республики Таджикистан" // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1995. N 21. Ст. 221.

Закрепление принципа разделения властей сначала на уровне Декларации, а затем и в Конституции страны, несомненно, имело важное значение в политической жизни страны и в государственном строительстве, так как без признания и осуществления этого принципа невозможно говорить вообще о правовом государстве и парламентаризме.

Как составная часть верховной государственной власти парламент взаимодействует с другими ее элементами. Такое взаимодействие осуществляется в рамках принципа разделения властей, а также с учетом задач, функций и компетенций парламента. Оно также осуществляется всесторонне тогда, когда парламент работает на постоянной, профессиональной основе, о чем пишут специалисты <22>. Если парламент работает не на постоянной основе, то он не в состоянии будет полностью выполнять возложенные на него задачи и функции, в том числе по обеспечению механизма "сдержек и противовесов" при разделении властей.

<22> См., например: Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. и рук. авт. кол. С.А. Авакьян. М.: Норма, 2000. С. 417 - 418.

Когда исполнительная и судебная ветви государственной власти действуют на постоянной основе, а законодательная на основе периодических созывов заседаний, парламент не в состоянии полностью обеспечивать возложенные на него задачи и функции, в том числе по обеспечению равновесия между властями. В большей мере пострадают контрольные функции парламента, поскольку они могут быть обеспечены при его постоянной деятельности. В противном случае названные функции останутся формально зафиксированными, нереальными.

В условиях постсоветских республик, в том числе и в Таджикистане, где протекает процесс становления института парламентаризма, постоянно действующий парламент имеет очень важное и принципиальное значение. Дело в том, что в Таджикистане процесс учреждения постоянно действующего парламента протекал очень медленно, сложно и с большими трудностями. После объявления государственной независимости в стране сначала произошло общественно-политическое противостояние, а затем и гражданская война, что отбросило на несколько лет учреждение постоянно действующего парламента. Так, в проекте Конституции страны, подготовленном президентской рабочей группой и опубликованном в 1992 г., было сказано о том, что парламент является профессиональным и постоянным, избирается на 4 года и состоит из 63 народных депутатов <23>. После достижения мира и национального согласия в стране в 1997 г., а также при длительном обсуждении этого вопроса только в 2000 г. в стране был создан двухпалатный парламент, где нижняя палата является постоянно действующей, а верхняя работает на основе созыва заседаний.

<23> Народная газета. 1992. 15 июля.

Деятельность нижней палаты парламента за истекшее время (с 2000 г.) оправдала надежды и рассеяла существующие сомнения об эффективности постоянно действующего парламента. Накопившийся за это время опыт указывает на то, что верхняя палата также должна работать на постоянной основе. Так, деятельность нижней палаты показывает: работая на постоянной основе, палата принимает довольно много законов, которые ждут своего одобрения со стороны верхней палаты. А верхняя палата, члены которой собираются на сессии четыре раза в год <24>, не обеспечивает своевременного введения в действие принятых со стороны нижней палаты законов. С другой стороны, верхняя палата проводит свою сессию в течение одного дня, где рассматриваются несколько десятков законов (иногда 40 - 50 законов). Конечно, за один день они не могут всесторонне обсуждаться. Все это отрицательно сказывается на качестве принятых законов, влияет на осуществление принципа сдержек и противовесов между этими палатами.

<24> До внесения поправки в Конституцию страны в 2003 г. верхняя палата парламента, как правило, заседала два раза в год, что было явно недостаточно. Учитывая это, поправки 2003 г. обязали палату проводить свои сессии не менее четырех раз в год. См.: Проект изменений и дополнений в Конституцию Республики Таджикистан. Душанбе: ТАСФЭГО, 2003.

Следующим признаком парламентаризма является избрание парламентариев на всеобщих выборах. Именно этот признак парламентаризма придает парламенту характер высшего представительного органа, представляющего народ и его интересы. Получая мандат непосредственно от народа, депутаты становятся полноправными его представителями, выразителями его воли в законах и при осуществлении других полномочий парламента.

Как было сказано, парламент Таджикистана состоит из двух палат, которые избираются по принципам, отличающимся друг от друга.

Нижняя палата избирается населением по одномандатным избирательным округам и от единого избирательного округа по партийному списку, т.е. по мажоритарной и пропорциональной системе выборов. Такая смешанная форма выборов, т.е. по принципу абсолютного большинства и пропорций, усиливает политическую борьбу для получения депутатского мандата, особенно со стороны политических партий, что, в свою очередь, способствует развитию многопартийности в стране. Все это укрепляет основы парламентаризма, что очень необходимо для формирования этого института, а также усиления законодательной власти в стране.

Верхняя палата парламента избирается косвенным путем. Из 33 членов верхней палаты 25 избираются непрямым, тайным голосованием на совместных заседаниях депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов и районов республиканского подчинения по 5 представителей. 8 членов этой палаты назначаются Президентом страны. Каждый бывший Президент республики является пожизненным членом Маджлиси милли, если он сам не откажется от использования этого права <25>.

<25> Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2000. N 4. С. 108.

Нам представляется целесообразным избирать членов этой палаты путем всеобщих выборов на уровне регионов страны (областей, города Душанбе, районов и городов республиканского подчинения). Непосредственные выборы членов верхней палаты парламента укрепят депутатский мандат членов этой палаты, будут содействовать избранию признанных и достойных кандидатов, поддержанию связи избирателей и членов палаты, обеспечат прозрачность выборов.

К признакам парламентаризма можно отнести также наличие у парламента необходимых и достаточных полномочий. Это является очень важным фактором, особенно в условиях Республики Таджикистан, которая находится в переходном состоянии и переживает процесс становления этого института. Данный процесс протекает крайне медленно и сложно, в частности ввиду причин, частично сохранившихся еще с советских времен. Как известно, тогда многие полномочия Верховного Совета (и законодательные, и контрольные) были формальными, нереальными, хотя и фиксировались в Конституции и законах страны. Помимо того, ощущалось руководство партийных органов. Верховный Совет только утверждал одобренные партийными органами законы, указы и иные акты.

Кроме того, после ухода КПСС с политической арены и распада СССР в постсоветских республиках, в том числе и в Таджикистане, был учрежден институт Президента <26>. С одной стороны, основные и решающие полномочия высших партийных органов перешли к Президенту, а с другой - появление этого института в системе высших органов государственной власти в лице одного человека еще более усилило сильную исполнительную власть.

<26> В Республике Таджикистан институт Президента был учрежден 1 декабря 1990 г. В период с ноября 1992 г. до принятия ныне действующей Конституции страны (ноябрь 1994 г.) этот институт был упразднен.

Все это заложило основу для усиления исполнительной власти в будущем. Дальнейшее усиление этой власти в Таджикистане произошло также и в период гражданской войны. Постконфликтный период, восстановление мира и порядка в обществе, поддержание хрупкого мира и безопасности также требовали укрепления и усиления этой власти.

Одним из основных полномочий парламента, где он выражает и оформляет волю народа, является принятие законов. Указанное полномочие дает парламенту возможность оформить волю народа и таким образом выполнить свое основное предназначение - осуществление законотворчества.

Конечно, народ и сам может осуществлять эту деятельность, в частности принять Конституцию и законы на референдуме. Принятие Конституции путем всенародного голосования характерно практически для всех постсоветских государств. Горький опыт Кыргызстана показал, что наиболее эффективной формой принятия Основного Закона страны является ее принятие непосредственно избирателями. Как известно, в Кыргызстане после известных событий в течение почти двух лет дважды была принята Конституция со стороны парламента, но она не удовлетворяла интересам политических сил. В конце концов она была принята всенародным голосованием <27>.

<27> Планета (на тадж. языке). 2007. 19 апреля.

Что касается принятия законов, то оно не может постоянно осуществляться народом как источником власти. Принятие закона на референдуме должно быть продиктовано острой необходимостью.

Наряду с законодательным полномочием парламент как представительный орган народа, выражающий его волю, осуществляет и другие связанные с ним полномочия. К этим полномочиям можно отнести финансово-контрольные, участие в формировании государственных органов и должностных лиц, ратификацию и денонсацию международных договоров и т.д.

Иные полномочия парламента как бы дополняют его законодательное полномочие, вытекают из представительного характера парламента. Именно парламент как высший представительный орган должен иметь такие полномочия, которые дают ему возможность выражать и реализовывать интересы народа.

С учетом этого можно будет говорить о парламенте как о высшем представительном и единственном законодательном органе, которому присущи специфические полномочия, вытекающие из его задач и функций.

В качестве другого элемента понятия парламентаризма можно отметить специфические формы и методы работы парламента. Они вытекают из коллегиального характера работы парламента, а также из важности актов, которые принимает парламент. Порядок и процедура принятия законов и постановлений парламента дают возможность депутатам тщательно и всесторонне обсудить и принять указанные акты. Сессионная работа парламента также показывает важность и особый характер представительного и общенационального органа.

Депутаты со своими избирателями также находятся в особых отношениях. Республика Таджикистан, как и другие постсоветские республики, отказалась от императивного мандата депутата. Так, Конституция РТ (ст. 51), устанавливая свободный мандат члена парламента, указывает, что "член Маджлиси милли и депутат Маджлиси намояндагон независим от воли избирателей, вправе свободно выражать свое мнение, голосовать по своему убеждению" <28>.

<28> Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 2003.

Конечно, свободный мандат не означает, что депутат после своего избрания вообще не имеет никаких отношений со своими избирателями. Одним из направлений деятельности депутата Маджлиси намояндагон, как определяется Конституционным законом "О правовом статусе члена Маджлиси милли и депутата Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан" (ст. 11), является работа с избирателями. Согласно статье 16 данного Закона депутат Маджлиси намояндагон проводит встречи с избирателями, приглашает для участия в этих встречах должностных лиц; информирует избирателей о деятельности Маджлиси намояндагон; изучает общественное мнение, нужды и запросы избирателей, сообщает о них Маджлиси намояндагон и др. <29>. Для осуществления этих целей статья 45 Регламента Маджлиси намояндагон предусматривает время для работы депутатов с избирателями: в апреле - мае каждого года в течение 15 дней и в период со дня окончания ежегодного оплачиваемого трудового отпуска по 30 сентября <30>.

<29> См.: Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2001. N 7. Ст. 517.
<30> Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2001. N 11. Ст. 682.

Таким образом, являясь представителем избирателей, член парламента должен поддерживать постоянную связь с избирателями не только для того, чтобы информировать их о своей деятельности, о деятельности парламента, принятых законах, а также оказывать определенное содействие в осуществлении их законных прав и интересов.

Указанные черты и признаки характеризуют парламентаризм как объемное, многогранное понятие, показывают разные его стороны и проявления, что в совокупности дает возможность сформулировать следующее определение парламентаризма.

Парламентаризм - это система верховной государственной власти, основанная на принципе разделения властей, верховенстве закона и характеризующаяся существованием постоянно действующего, выборного парламента, наличием необходимых для парламента полномочий, специфических форм и методов работы, а также особыми отношениями члена парламента с избирателями.