Мудрый Юрист

Дискуссия о месте и роли коммерческих банков в системе налогового администрирования *

<*> Zima O.V. Discussion on place and role of commercial banks in the system of tax administering.

Зима О.В., аспирант кафедры "Налоги и налогообложение" Всероссийского заочного финансово-экономического института, эксперт ЗАО "Энерджи Консалтинг/Аудит".

Статья посвящена анализу роли коммерческих банков в системе налогового администрирования. В статье описаны и проанализированы подходы различных ученых и экономистов к определению места банков в системе налогового администрирования.

Ключевые слова: налоговое администрирование, банк, налоговые платежи.

The article is devoted to analysis of role of commercial banks in the system of tax administering. The article describes and analyses the approaches of various scholars and economists to determination of place of banks in the system of tax administering.

Key words: tax administering, bank, tax payments.

В любой налоговой системе банки занимают особое положение. Это обусловлено тем, что во взаимоотношениях с налоговыми органами банк выступает в трех лицах:

  1. как самостоятельный налогоплательщик;
  2. как налоговый агент в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых клиентам-налогоплательщикам, и перечисления в бюджет указанных налогов;
  3. как посредник между государством и другими налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции предприятия, организации, граждане и который в силу указанного может предоставить налоговым органам необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет налогоплательщиками. То есть, по мнению Л.И. Гончаренко, банк выступает как субъект, вовлеченный в выполнение налоговыми органами контрольных функций в отношении других налогоплательщиков по обеспечению полноты и своевременности поступления налоговых платежей в бюджетную систему страны <1>.
<1> Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование коммерческих банков России. М.: Цифровичок, 2009. С. 54.

Говоря о роли банков в системе налогового администрирования, следует сказать, что, с одной стороны, особый правовой статус их как посредников законодательно не определен, а с другой, рассматривать банки только лишь как налогоплательщиков и налоговых агентов было бы не совсем корректно.

Анализируя роль банков в системе налогового администрирования, у экономистов сложились различные точки зрения. Так, В.Е. Кузнеченкова выделяет две группы экономических субъектов по форме их участия в процессе налогового администрирования:

<2> Кузнеченкова В.Е. Процессуальный порядок привлечения банков к налоговой ответственности // Банковское право. 2004. N 4.

Л.И. Гончаренко при этом отмечает, что, поскольку в группу лиц, содействующих налоговому администрированию, включаются физические лица и организации, не имеющие таких обязанностей, как банки, роль банков несколько недооценена.

В этом отношении представляется более обоснованной позиция В.Ф. Евтушенко, который приводит иную группировку субъектов налоговых правоотношений в зависимости от их агентских функций в отношении налогового права, а именно:

  1. налоговые агенты;
  2. сборщики налогов;
  3. представители налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов;
  1. банки;
  2. органы регистрации.

При этом В.Ф. Евтушенко обращает внимание на условность такого деления, т.к., например, банки наделены полномочиями, которые позволяют их отнести и к первой, и ко второй группе <3>.

<3> Евтушенко В.Ф. Некоторые проблемы установления агентских функций в налоговых правоотношениях // Финансовое право. 2004. N 3.

Ю.В. Чернова считает, что при характеристике налоговых правоотношений применительно к их участию в налоговом администрировании банки правильнее относить к основной группе лиц наряду с налоговыми, финансовыми и таможенными органами <4>.

<4> Чернова Ю.В. О налоговом администрировании применительно к деятельности кредитных организаций // Налоговый вестник. 2006. N 1.

По мнению Л.И. Гончаренко, такой вывод, во-первых, противоречит определению налогового контроля, данному в ст. 82 НК РФ, из которого следует, что к субъектам налогового контроля относятся уполномоченные органы, в перечне которых кредитные организации справедливо отсутствуют. Ибо это, во-вторых, противоречит принципам взаимодействия банков с клиентами, в т.ч. установленным в законодательном порядке нормам соблюдения банковской тайны. Соответственно, все, что касается взаимодействия налоговых органов и банков, важно четко прописывать в законодательстве по налогам и сборам как с содержательной, так и процедурной точки зрения <5>.

<5> Гончаренко Л.И. Указ. соч. С. 52.

Профессор А.З. Дадашев определяет роль банков в системе налоговых отношений в качестве:

  1. посредников между государством и налогоплательщиками, через которых осуществляют финансово-хозяйственные операции все организации и индивидуальные предприниматели, производятся платежи по налогам и сборам юридическими и физическими лицами;
  2. налогоплательщика по тем налогам и сборам, которые банки обязаны уплачивать; налогового агента в части исчисления, удержания и перечисления в бюджетную систему сумм налогов по доходам, источником выплаты которых являются сами банки <6>.
<6> Дадашев А.З. Налогообложение коммерческих банков в Российской Федерации. М.: Книжный мир, 2008. С. 7.

Профессор Е.Б. Шувалова также признает роль банков в налоговых отношениях как посредническую, говоря о том, что коммерческие банки обладают информацией, необходимой налоговым органам для осуществления налогового контроля <7>.

<7> Шувалова Е.Б. Налогообложение организаций финансового сектора экономики. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2010. С. 10.

Д.А. Васильев отмечает, что особый статус банков в налоговой системе подтверждается следующими обстоятельствами:

Таким образом, Д.А. Васильев делает вывод, что банк может лишь содействовать налоговому администрированию, являясь своеобразным "налоговым посредником", только технически обеспечивая поступление налогов в бюджет <8>.

<8> Васильев Д.А. Роль банков в налоговом администрировании // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2007. N 7.

С.Г. Пепеляев отмечает, что банк действует не как представитель налогоплательщика перед государством, а как представитель публичных интересов государства <9>.

<9> Пепеляев С.Г. Налоговое право. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. С. 188 - 189.

Но, несмотря на это, вряд ли целесообразно объединять кредитные организации с налоговыми и таможенными органами в определенную группу субъектов, реализующих публичный интерес, либо в группу с иными субъектами, обеспечивающими выполнение налогоплательщиками своей налоговой обязанности.

Во-первых, кредитные организации не являются органами, специально созданными для целей налогового администрирования. Во-вторых, во многом они так же подконтрольны налоговым органам, как и налогоплательщики. В-третьих, кредитные организации являются определенными помощниками для налогоплательщиков при исполнении последними налоговой обязанности, т.к. помогают им осуществлять связь с бюджетом. В определенном смысле налогоплательщику посредством обращения к банковским операциям удобно выполнять свою налоговую обязанность.

Подводя итог рассмотрению различных позиций в части определения роли банков в системе налогового администрирования, следует отметить, что банки играют в ней двоякую роль. С одной стороны, банки являются объектами налогового администрирования:

Налоговые органы контролируют исполнение банками обязанностей по уплате налогов, также они контролируют исполнение банками специальных обязанностей, возложенных на них НК РФ.

С другой стороны, банки сами вовлечены в процесс налогового администрирования. Их статус в данном процессе не совпадает ни со статусом налогоплательщиков (налоговых агентов), ни со статусом налоговых органов.

В заключение хочется сказать, что практика налогового администрирования говорит о том, что налоговые органы и банки, решая один и тот же важный для государства вопрос сбора налогов, стоят на противоположных позициях. И пока законодательно не будет урегулирован статус банков, в этом вопросе их позиции будут только расходиться.

Литература

  1. Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование коммерческих банков России. М.: Цифровичок, 2009. 167 с.
  2. Дадашев А.З. Налогообложение коммерческих банков в Российской Федерации. М.: Книжный мир, 2008. 88 с.
  3. Пепеляев С.Г. Налоговое право. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. 608 с.
  4. Шувалова Е.Б. Налогообложение организаций финансового сектора экономики. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2010. 176 с.
  5. Васильев Д.А. Роль банков в налоговом администрировании // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. 2007. N 7.
  6. Евтушенко В.Ф. Некоторые проблемы установления агентских функций в налоговых правоотношениях // Финансовое право. 2004. N 3.
  7. Кузнеченкова В.Е. Процессуальный порядок привлечения банков к налоговой ответственности // Банковское право. 2004. N 4.
  8. Чернова Ю.В. О налоговом администрировании применительно к деятельности кредитных организаций // Налоговый вестник. 2006. N 1.