Мудрый Юрист

Проблема "политического рейдерства" в России

Сухаренко Александр Николаевич, директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности при Приморском институте государственного и муниципального управления (ПИГМУ).

В статье анализируется проблема криминализации политической системы в РФ, а также место и роль криминальных структур в политической системе общества.

Ключевые слова: политическая система, организованная преступность, выборы.

Problem of "political raiding" in Russia

A.N. Sukharenko

The article examines actual problems of criminalization of the Russian political system, and shows a place and a role of criminal structures in political system of a society.

Key words: political system, organized crime, elections.

Обозначение группы явлений, связанных с захватом власти в политической сфере, термином "политическое рейдерство" впервые появилось в СМИ. Сам по себе данный феномен еще мало изучен, поэтому инструментарий его исследования и соответствующий терминологический аппарат не сформированы. Дефицит научных разработок по этой теме объясняет высокую степень актуальности исследуемого вопроса <1>.

<1> Исключение составляют работы А. Гнетнева, В. Красинского, Д. Зарандии, П. Кабанова, Ю. Народицкого.

В конце 2011 г. Исследовательский холдинг "ROMIR" провел всероссийский опрос на тему "Кому принадлежит реальная власть в России?" Аналогичный опрос проводился накануне президентских выборов в феврале 2004 г. Судя по его результатам, за минувшие 8 лет представления россиян сильно изменились. Лидером нынешнего опроса стал Президент (36%), который ранее занимал второе место по степени облеченности властью. Если в 2004 г. первое место в рейтинге занимали олигархи (40%), то в конце 2011 г. их роль явно снизилась. На этом фоне на 5% подрос в глазах россиян властный ресурс бюрократических структур. Именно с этим связан наблюдаемый на протяжении нескольких лет рост популярности государственной службы среди населения.

Диаграмма

Как Вы думаете, кому сегодня в России принадлежит реальная власть?

                             +-----------------------------------¬
¦ ¦ 36%
Президенту +------------------T-----------------
¦******************¦ 18%
+-------------------
+----------------------------¬
¦ ¦ 28%
Крупному капиталу, олигархам +----------------------------+-----------¬
¦****************************************¦ 40%
+-----------------------------------------
+---------------¬
¦ ¦ 15%
Чиновникам, бюрократам +----------T-----
¦**********¦ 10%
+-----------
+-------¬
¦ ¦ 7%
Организованной преступности +-------+-----¬
¦*************¦ 13%
+--------------
+-----¬
¦ ¦ 5%
Государственно Думе +-----+
¦*****¦ 5%
+------
+----¬
¦ ¦ 4%
Местным органам власти +----+
¦****¦ 4%
+-----
+-¬
Руководству областей, ¦ ¦ 2%
краев, республик +-+-¬
¦***¦ 3%
+----

¦¦ 1%
Другое ++¬ --¬
¦*¦ 2% ¦ ¦ - 2011
+-- L--
+-¬ --¬
¦ ¦ 2% ¦*¦ - 2004
Затрудняюсь ответить +-+---¬ L--
¦*****¦ 5%
+------

Источник: ROMIR, декабрь 2011 г.

Наряду с этим почти вдвое сократилась доля россиян, считающих, что реальная власть принадлежит организованной преступности. Раньше представители криминальных структур занимали, по их мнению, третью по значимости позицию в вертикали власти, сейчас переместились на четвертое место. Как мы видим, ореол бандитской романтики несколько поблек в глазах россиян, но не до конца <2>.

<2> См.: Пресс-релиз ROMIR от 20 февраля 2012 г. В опросе приняли участие 1500 человек из 8 федеральных округов в возрасте от 18 лет до 60 и старше.

По данным МВД России, сегодня на территории РФ активно действуют 124 организованных преступных формирования (ОПФ), в том числе 39 межрегиональных, общей численностью 2,4 тыс. человек. Интересы многих из них остаются преимущественно в сфере экономики. Под контролем ОПФ находится около 1 тыс. предприятий различных форм собственности <3>.

<3> См.: Пресс-релиз ГУЭБиПК МВД России об итогах деятельности за 2011 г.

Достижение определенной финансово-экономической мощи с неизбежностью ставит перед лидерами ОПФ вопрос о доступе к рычагам политической власти. В этой связи все большую обеспокоенность вызывают непрекращающиеся попытки их проникновения во властные структуры.

Начиная с середины 90-х годов лидеры ОПФ активно осваивают выборную систему, направляя значительные средства в избирательные фонды своих представителей. Наиболее амбициозные из них сами стремятся занять выборную должность в органах власти, представительство в которых позволяет достаточно эффективно отстаивать интересы возглавляемых ОПФ и подконтрольных им финансово-промышленных групп.

Серьезную опасность представляют попытки преступных формирований получить представительство в федеральных органах государственной власти. Избирательная кампания по выборам в Госдуму РФ 1999 г. продемонстрировала не только готовность, но и способность криминалитета к вхождению во власть. Так, из 3605 кандидатов, зарегистрированных по партийным спискам, 91 привлекался к уголовной ответственности, 62 - имели непогашенную судимость, а 14 - находились в федеральном розыске. Наибольшее число таких лиц было выявлено в Москве, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Татарстане, Волгоградской и Магаданской областях <4>.

<4> См.: У ЦИКа к партиям имеются вопросы // ИА "РосБизнесКонсалтинг". 2001. 19 января.

Данная негативная тенденция сохранилась и в дальнейшем. Так, в 2003 г. в ходе проверки 8248 кандидатов было выявлено 25 лиц с неснятой судимостью и 6 - находившихся в розыске <5>. В 2007 г. из почти 6 тыс. кандидатов, включенных в федеральные списки 14 политических партий, 17 имели неснятую (непогашенную) судимость. Впоследствии 13 из них были исключены из списков самими партиями, а 4 - на основании судебных решений <6>. На выборах в Единый день голосования (10 октября 2010 г.) представители криминалитета выдвигались в Московской, Мурманской, Ростовской, Новгородской, Самарской областях и Республике Дагестан <7>.

<5> См.: Шкуркин С. МВД России и избирательные кампании // Профессионал. 2005. N 1. С. 63.
<6> См.: Интервью с начальником ОРБ N 2 ДБОПиТ МВД России В. Огарем // Газета. 2008. 1 января.
<7> См.: Красинский В. Преступные организации (сообщества) как элемент политической системы российского общества // Человеческий капитал. 2011. N 1. С. 95 - 99.

По данным Центризбиркома России, в период подготовки Единого дня голосования (13 марта 2011 г.) в субъектах РФ были выявлены 26 кандидатов, имевших неснятую (непогашенную) судимость, из них 6 - за тяжкие и особо тяжкие преступления. Не было ни одной партии, у которой бы в списках не оказалось такого кандидата. Своеобразный рекорд за все 20 лет существования российской избирательной системы был установлен во Владимирской области: в выборах пытались принять участие почти 170 ранее судимых кандидатов, из которых 120 остались в списке <8>.

<8> См.: Стенограмма заседания экспертной группы при Председателе ЦИК России по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными организациями и молодежными объединениями от 27 февраля 2011 г.

По нашему мнению, данная проблема должна рассматриваться в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, проникновение в органы власти представителей организованной преступности, с тем чтобы с позиции власти обеспечить или облегчить достижение преступных целей. Во-вторых, криминализация самой власти, т.е. вовлечение в преступную деятельность должностных лиц государственных и муниципальных органов власти. Это явление известно в большей степени как коррупция.

Активность лидеров ОПФ в политическом процессе обусловлена целым рядом факторов:

  1. намерением с помощью процессуального иммунитета, предоставляемого некоторым категориям выборных должностных лиц, оградить себя от уголовного преследования;
  2. стремлением получить дополнительные льготы и преференции, доступ к бюджетным средствам, укрепить деловые связи, обусловленные представительством в соответствующем органе власти;
  3. психологическими факторами: амбициозность, тщеславие и т.д.

Установление коррупционных связей и создание прочных позиций в органах законодательной и исполнительной власти осуществляется путем "поэтапного проникновения": подкуп и целенаправленная вербовка соответствующих должностных лиц; непосредственное вхождение во властные структуры в результате выборов.

Для проникновения в органы власти преступниками используется изменение фамилии, удаление персональных данных из региональных баз правоохранительных органов, а также продвижение "незасвеченных" ставленников (нередко близких родственников), не имеющих судимостей и порочащих связей.

В период подготовки и проведения выборов кандидаты, представляющие интересы ОПФ, выступают как активные сторонники реализации партийных программ, демонстрируют готовность и умение решать социально значимые вопросы: ремонтируют дороги и подъезды, устанавливают мемориальные доски, строят детские площадки, участвуют в культурно-массовых и патриотических мероприятиях.

К числу факторов, способствующих приходу к власти лидеров ОПФ, следует отнести: деформацию общественного сознания и его значительную криминализацию, правовой нигилизм и политическую пассивность граждан. Достаточно сказать, что почти каждый пятый из 1,6 тыс. россиян, опрошенных ВЦИОМ, считает, что ранее судимые лица могут быть допущены к участию в выборах. В свою очередь, треть респондентов полагают, что все зависит от вида совершенного ими преступления.

Таблица <9>

<9> См.: Пресс-выпуск ВЦИОМ N 1872 от 27 октября 2011 г. Опрошено 1600 человек из 138 населенных пунктов в 46 субъектах РФ. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Как Вы считаете, следует ли разрешать баллотироваться в депутаты Государственной Думы тем, кто   
имеет погашенную судимость? (закрытый вопрос, один ответ)
    Все   
опрошенные
Сторонники
партии
"Единая
Россия"
Сторонники
КПРФ
Сторонники
ЛДПР
  Сторонники 
партии
"Справедливая
Россия"
   Сторонники  
непарламентских
партий
 Не стал бы
участвовать
в выборах
Они имеют  
право
принимать
участие в
выборах и
должны быть
допущены
к выборам
    20    
    19    
    18    
    36    
      20     
       32      
     23    
Их не      
следует
допускать
к участию
в выборах
    71    
    71    
    74    
    56    
      80     
       58      
     68    
Затрудняюсь
ответить
     9    
    10    
     8    
     8    
       10      
      8    
Как Вы считаете, следует ли разрешать баллотироваться в депутаты Государственной Думы тем, кто   
имеет погашенную судимость? (закрытый вопрос, один ответ)
Все опрошенные
18 - 24 года
25 - 34 года
35 - 44 года
 45 - 59 лет
  60 и старше 
Они имеют право
принимать
участие в
выборах и
должны быть
допущены к
выборам
      20      
     23     
     25     
     19     
     20     
      15      
Их не следует  
допускать к
участию в
выборах
      71      
     66     
     65     
     69     
     73     
      78      
Затрудняюсь    
ответить
       9      
     11     
     10     
     12     
      8     
       7      

Источник: ВЦИОМ, октябрь 2011 г.

Не последнюю роль в криминализации власти играют политические партии, о высокой коррумпированности которых наглядно свидетельствует исследование Института проблем глобализации. В результате проведенного анализа одной из наиболее стабильных статей дохода изученных партий была названа продажа мест в избирательных списках <10>.

<10> См.: Штормовое предупреждение: коррупция в российских политических партиях. М., 2006.

"Мягкое" вхождение криминалитета во власть чередуется с принуждением органов власти к сотрудничеству. Физическое устранение неугодных должностных лиц и политических оппонентов стало в России обыденным явлением. По данным МВД России, за 1992 - 2007 гг. было убито 96 депутатов и 20 глав муниципальных образований. Как показывает практика, заказные убийства остаются зачастую нераскрытыми <11>.

<11> См.: Прокофьев В. Раскрытие убийств, совершенных по найму: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2009. С. 3.

"Политическое рейдерство" безусловно порождает клептократию - базирующуюся на коррупции форму организации власти и адекватную ей социально-политическую группу. Не случайно 48% россиян в возрасте 18 лет и старше, опрошенных Левада-Центром, не доверяют региональным и местным органам власти, а 30% - политическим партиям <12>. Одна из основных причин подобного отношения - неисполнение ими своих обязанностей.

<12> См.: Пресс-выпуск Левада-Центра от 24 ноября 2011 г. Опрос был проведен среди 1520 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 субъектах РФ.

В феврале 2011 г. Президент России Д. Медведев заявил, что в ряде регионов преступные группировки превратились в нарост на структурах власти и бизнеса. "Криминальные авторитеты не должны находиться в местных органах власти, а их там достаточное количество", - констатировал Президент и призвал региональные власти активнее сотрудничать с полицией в борьбе с организованной преступностью <13>.

<13> См.: Стенограмма заседания // URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/10261/print (дата обращения: 28.09.2011).

Таким образом, назрела необходимость активизировать деятельность правоохранительных органов по разобщению действующих ОПФ и ликвидации финансовой основы их существования в целях недопущения их лидеров к рычагам политической власти. Для этого необходимо выявить и устранить все имеющиеся коррупциогенные факторы в избирательном законодательстве, а также повысить эффективность антикоррупционной политики, реализуемой в сфере государственного управления, в целом.