Мудрый Юрист

Финансово-правовой механизм противодействия кризисным явлениям в банковской системе Российской Федерации: теоретические аспекты

Сивой Станислав Андреевич, аспирант кафедры административного и финансового права юридического факультета Российского университета дружбы народов.

В настоящей статье автор рассматривает теоретические вопросы функционирования финансово-правового механизма преодоления кризисных явлений в банковской системе, в рамках которых освещены следующие моменты: понятие, роль и реализация указанного механизма на практике.

Ключевые слова: финансово-правовой механизм, банковская система, мировой финансовый кризис, механизм правового регулирования.

Legal financial mechanism of counteraction the crisis in the bank system: theoretical aspects

S.A. Sivoj

The author of this article considers theoretical questions of functioning of the legal financial mechanism of counteraction the crisis in the bank system within the frames of which the following issues are described: concept, role and implementation of the specified mechanism in practice.

Key words: financial legal mechanism, bank system, world financial crisis, mechanism of legal regulation.

В связи с негативными событиями на мировом финансовом рынке, обусловленными глобальным экономическим кризисом, который по истечении определенного промежутка времени нашел свое отражение в нестабильном состоянии как банковской системы Российской Федерации, так и банковских систем большого количества зарубежных стран, появилась необходимость в принятии мер, направленных на стабилизацию финансово-кредитной сферы и как следствие внесение соответствующих изменений в банковское законодательство. Указанные обстоятельства в значительной степени актуализировали вопрос выработки эффективного финансово-правового механизма противодействия кризисным явлениям в банковской системе (далее - финансово-правовой механизм). Чтобы получить достаточное представление о юридической сущности финансово-правового механизма, в первую очередь представляется необходимым рассмотреть такую категорию, как механизм правового регулирования, ввиду того что с финансово-правовым механизмом он соотносится как общее и частное: механизм правового регулирования имеет более широкий предмет регулирования, чем финансово-правовой механизм.

В доктринальных источниках идея механизма правового регулирования не является новой. Еще в 60-х годах прошлого века был замечен повышенный интерес к этой проблеме, что объяснялось необходимостью усиления организующей, творческой роли права в жизни общества, значимостью его влияния на общественные отношения, на поведение и сознание людей, необходимостью уяснения соотношения понятий регулирования и влияния, анализа особенностей и специфических элементов механизма правового регулирования <1>.

<1> Концепцию механизма воздействия права на общественные отношения одним из первых рассматривал Н.Г. Александров в своем труде "Право и законность в период развернутого строительства коммунизма" 1961 г.

В настоящее время в общетеоретическом плане под механизмом правового регулирования понимают совокупность юридических средств, обеспечивающих упорядоченность общественных отношений правом <2>. Также понятие "механизм правового регулирования" в юридической науке применяется как способ функционирования и совокупность средств воздействия, как правовая надстройка в системной, "работающей" форме. Как инструмент управления он должен регулировать общественные отношения, гарантируя реализацию позитивных интересов субъектов права. Однако в рамках этого процесса встречается большое количество разного вида препятствий, стоящих на пути удовлетворения их интересов.

<2> Червонюк В.И. Элементарные начала общей теории права: Учеб. пособие для вузов. Право и закон. М.: КолосС, 2003. С. 360.

Препятствием здесь следует считать такой фактор, который действует в противоречии с правовыми целями и принципами. Из чего можно сделать вывод, что препятствия - это естественные и искусственные трудности, преграды, сдерживающие по определенным причинам осуществление управленческого процесса и мешающие реализации прав граждан и организаций.

Так, в свете мирового финансового кризиса 2008 - 2010 гг. неблагоприятные факторы макроэкономического, институционального и регулятивного характера, проявляющиеся в неспособности банковской системы в целом выполнять свои объективно необходимые функции в экономике, проводить базовые и иные банковские операции, ввиду как отсутствия у кредитных организаций достаточного количества наличных денежных средств, так и по другим причинам, и обеспечивать собственное поступательное развитие <3>, будут рассмотрены как вышеописанные препятствия.

<3> Тавасиев А.М., Мурычев А.В. Антикризисное управление кредитными организациями: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Юнити-Дана, 2010. С. 19.

Механизм правового регулирования тем временем и является таким устройством правовых средств, которое дает возможность юридически обоснованно и максимально последовательно преодолевать названные препятствия, что не могут обеспечить в достаточной степени отдельно стоящие юридические инструменты. Данное обстоятельство влечет необходимость в таком построении правовых средств, которое обеспечило бы возможность беспрепятственного удовлетворения общественных интересов.

Далее для целей разграничения механизма правового регулирования от финансово-правового механизма выделим признаки, характеризующие цель финансово-правового механизма и средства ее достижения. Так, чтобы получить представление о том, что понимается под целью финансово-правового механизма, представляется целесообразным выявить легальное определение предмета его воздействия. Для этого следует прежде всего обратиться к Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации" <4>. Исходя из системного анализа ст. 56 указанного Закона, кризисное состояние банковской системы толкуется как ее нестабильность <5>, причем последняя расценивается в первую очередь как нарушение законов, нормативных актов и предписаний Банка России, в результате которых нарушаются интересы вкладчиков и кредиторов кредитных организаций. Соответственно специфика финансово-правового механизма в отличие от механизма правового регулирования заключается в том, что его предметом выступают отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, а именно в процессе деятельности по стабилизации банковской системы.

<4> Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
<5> Статья 56. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

С учетом вышесказанного финансово-правовой механизм противодействия кризисным явлениям в банковской системе можно охарактеризовать как систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом и направленных на стабилизацию денежно-кредитной системы, и в частности банковской системы, и преодоление кризисных явлений, возникающих в процессе ее функционирования. Это основной, содержательный показатель, отражающий всю важность данной категории и показывающий, что ролью финансово-правового механизма является устранение препятствий, которые стоят на пути реализации законных прав и интересов субъектов права.

Характеристика финансово-правового механизма как системы правовых элементов, отличающихся друг от друга по своим функциям и правовой природе, является формальным признаком, указывающим на то, что указанный механизм есть сочетание правовых средств, с одной стороны, дифференцированных по своим функциям и юридической природе, а с другой - все же связанных общим назначением в единую систему. Такая характеристика дает возможность акцентировать внимание на ключевых, опорных юридических инструментах, занимающих определенное иерархическое положение среди всех других, и показывает, как функционирует та или иная его составная часть в процессе достижения его целей.

Финансово-правовой механизм выражается в организационном воздействии правовых средств, которые делают возможным достижение в той или иной мере эффективности и результативности правового регулирования, которое, так же как и любой другой управленческий процесс, направлено на оптимизацию, на достижение действенности правовой формы, в наивысшей степени способствующей созданию режима благоприятствования в развитии и содержании полезных общественных отношений <6>.

<6> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. С. 776.

Оптимальная комбинация всевозможных типов управленческих моделей в одном механизме делает его универсальным и гибким, сводит к минимуму остановки и сбои в его работе. И наоборот - неверная оценка и как следствие выбор правовых средств, приемов, которые заложены в нормативную основу финансово-правового механизма, влекут снижение правового эффекта и сбои в реализации права <7>. При этом, учитывая важность каждого элемента финансово-правового механизма, среди которых можно выделить юридические нормы, субъективные права и юридические обязанности, юридические факты, властные акты правоприменительных органов, организационную деятельность государства и его органов, практически все авторы отмечают, что юридическая норма является главным. Данное обстоятельство в совокупности с направленностью настоящего исследования диктует необходимость перечисления в классифицированном виде основных нормативно-правовых актов, составляющих средства финансово-правового механизма противодействия кризисным явлениям 2008 - 2010 гг. в банковской системе Российской Федерации.

<7> Сапун В.А. Инструментальная теория права в юридической науке // Современное государство и право: Вопросы теории и истории. Владивосток, 1992. С. 18.

Законодательные акты указанного рода (антикризисные меры) по функциональным признакам можно разделить на меры, направленные на капитализацию банковской системы (Федеральный закон "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <8>, Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" <9>); меры, направленные на повышение доверия к банковской системе со стороны кредиторов (Федеральный закон "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" <10>); меры, направленные на расширение полномочий субъектов банковского регулирования (Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <11>); меры, направленные на реструктуризацию и реорганизацию кредитных организаций (Федеральный закон "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года" <12>); меры координирующего и обобщающего характера (Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год <13>).

<8> Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 171-ФЗ "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 42. Ст. 4696.
<9> Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 173-ФЗ (в ред. от 27.07.2010) "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 42. Ст. 4698.
<10> Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 174-ФЗ (в ред. от 25.11.2009) "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 42. Ст. 4699.
<11> Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства РФ. 2009. N 1. Ст. 25.
<12> Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 175-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 44. Ст. 4981.
<13> Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год (утв. Правительством РФ) // Российская газета. 2009. 20 марта.

Рассматривая вышеперечисленные законодательные акты, можно заметить, что в реализации финансово-правового механизма в институциональном аспекте в пределах своей компетенции участвуют Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации; в аспекте регулирования денежно-кредитной политики - Правительство, Президент и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, а также соответствующие уполномоченные государственные органы. Тем не менее самую важную роль в его реализации играет Банк России.

Что касается достижения целей финансово-правового механизма данными средствами, следует отметить, что в целом вышеуказанные меры можно рассматривать как своевременные и результативные, но не лишенные недостатков <14>. Тем не менее оперативность в выработке и принятии наиболее важных мер в данной ситуации сыграла решающее значение.

<14> Многие аналитики, в частности, отмечают бесконтрольность вливания денежных средств в реальный сектор посредством банков на первом этапе реализации антикризисных мер.

Добавим, что нормативные акты, дифференцированные выше, представляют собой закрепленную в действующем законодательстве систему мероприятий, тесно пересекающихся между собой для целей преодоления кризисных явлений в банковской системе. При этом законодатель, принимая данные меры, не выделяет системообразующие элементы, направленные на обеспечение их применения в устойчивой взаимосвязи друг с другом, что указывает на необходимость дальнейшего совершенствования рассмотренного финансово-правового механизма.

Таким образом, финансово-правовой механизм, представляющий собой систему организованных наиболее последовательным образом правовых средств, направленных на борьбу с негативным влиянием кризисных явлений, возникающих в процессе функционирования банковской системы, следует рассматривать как часть механизма правового регулирования. При этом, как было указано выше, от правильной подборки составляющих его правовых средств зависит в итоге достижение цели финансово-правового механизма - обеспечение поддержания стабильности банковской системы, а значит, и эффективности права в целом.