Мудрый Юрист

Международные неправительственные организации как продукт и фактор глобализации

Лысенко Владлена Владимировна, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, доцент, кандидат юридических наук.

Целью статьи является определение характера и основных векторов влияния глобализации на развитие институтов гражданского общества и деятельности общественных объединений внутри государства и на международном уровне. Автор систематизирует подходы и формы процесса глобализации, систему реформирования ООН. Делается вывод о необходимости повышения авторитета и эффективности работы международных организаций, которые, к сожалению, не могут обеспечить должного уровня управляемости глобальными процессами.

Ключевые слова: международные неправительственные организации, глобализация, глобальное общество, реформирование ООН.

International nongovernmental organizations as the product and factor of the globalization

V.V. Lysenko

The aim of the article is determination of the nature and main vectors of the influence on the development of institutes of civil society and activities of public associations inside of state and on the international level. Author systematizes approaches and forms of the process of globalization, system of the reforming of the UN. Conclusion about the need of the increase of authority and efficiency of international organizations, which unfortunately cannot provide acceptable level of the control over global processes is made.

Key words: international nongovernmental organizations, globalization, global society, reforming of the UN.

Ключевым понятием, характеризующим процессы мирового развития на рубеже XXI в., стала глобализация. Ее суть - в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей как людей, так и государств. Предпосылками процессов глобализации явились информационная революция; демографический взрыв; усиление техногенной нагрузки на природу; распределение оружия массового уничтожения, увеличивающее риск всеобщей катастрофы; рост межэтнических и межконфессиональных конфликтов и проблем безопасности <1>. Множество публикаций в западной и отечественной литературе убеждают читателя в том, что глобализация есть доминанта современной экономики, политического развития, поддержания экологического равновесия. Одновременно утверждается, что с глобализацией связаны самые разные угрозы человеческому развитию <2>. Пытаясь обнаружить "твердое ядро" в организации мирового общества, исследователи приходят к выводу, что его следует искать в проблематике международного управления <3>. Некоторые зарубежные ученые признают: "Наша планета плохо управляется" <4>, другие идут дальше, квалифицируя состояние мировой системы как близкое к хаосу <5>.

<1> См. подробнее: Лоуэн П. Глобальное гражданское общество, глобализация и экологизм. "Environs". 2010 г.
<2> См.: Иванец Г.И., Червонюк В.И. Глобализация, государство, право // Государство и право. 2003. N 8. С. 87 - 94.
<3> Kratochwil F.V., Ruggie J.G. International Organization: a State of the Art and the Art of the State // International Organization. 1986. Vol. 40(4).
<4> Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям: Пер. с англ.; Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Ладомир, 2004. С. 61.
<5> Hydmayer F. State Building. Governance and World Order. N.Y.: Cornell University Press, 2004. P. 226.

Процессу глобализации уделяют значительное внимание экономисты, политологи, социологи, философы и в меньшей степени юристы. Глобализация, на наш взгляд, весьма сложный и противоречивый процесс, оказывающий влияние на государство, право и все области социальной жизни. Глобализация диктует необходимость переосмысления роли государства, права и гражданского общества в современном мире. Под влиянием глобализации происходит изменение характера и содержания государственной деятельности. В условиях глобализации у современного государства не только модернизируются прежние, но возникают новые функции. Среди них - информационная безопасность, инновационная деятельность государства.

Государства все более занимаются глобальными проблемами. Сегодня можно выделять три группы. В первую входят глобальные проблемы, вызванные противоречиями в отношениях между обществом и природой: экологическая, энергетическая, проблема исчерпаемости природных ресурсов, продовольственная проблема <6>. Ко второй группе относятся проблемы, порожденные противоречиями развития самого человеческого общества: демографическая проблема, проблема борьбы с массовыми эпидемическими заболеваниями, проблема бедности и отсталости стран "третьего мира", проблема предотвращения внутренних и международных конфликтов, проблема нераспространения оружия массового поражения, борьбы против международного терроризма и организованной преступности <7>. Третью группу проблем представляют такие, которые возникли в связи с необходимостью решения проблем первой и второй групп. Это - проблема поисков альтернативных источников энергии, проблема освоения космического пространства, освоение ресурсов Мирового океана и т.д.

<6> См.: Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001. С. 82.
<7> Петровский В. Россия и безопасность в Евразии (региональные режимы безопасности в Центральной Евразии на рубеже веков) // Проблемы Дальнего Востока. 2001. N 2. С. 31 - 32.

Считается, что термин "глобализация" впервые появился в 1983 г. в статье Т. Левита в журнале "Гарвард бизнес ревью" и обозначал тогда феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых отдельными корпорациями <8>. Вплоть до 1987 г. база данных Библиотеки Конгресса США в Вашингтоне не содержала книг, в названии которых использовалось бы понятие "глобализация". Однако начиная с 1990 г. количество книг и статей на эту тему стало существенно увеличиваться.

<8> Ачкасов В.А., Ланцов С.А. Мировая политика и международные отношения. М., 2011. С. 140.

В настоящее время, несмотря на широкое употребление термина "глобализация", отсутствует единство взглядов между представителями различных научных дисциплин относительно самого феномена глобализации. По определению Международного валютного фонда, глобализация - это "в возрастающей степени интенсивная интеграция как рынков товаров и услуг, так и капиталов" <9>. Однако, не ограничиваясь экономической областью, глобализация охватила и другие сферы общества. В западной литературе ее рассматривают еще в других измерениях: как мировую систему национальных государств, мировую капиталистическую экономику, мировой военный порядок и международное разделение труда <10>. Таким образом, феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки, в которых ее склонны трактовать многие исследователи этой темы, и охватывает практически все сферы общественной деятельности, включая политику, идеологию, культуру, образ жизни, а также сами условия существования человечества.

<9> См.: Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001. С. 9; Глобализация экономики, региональная интеграция, влияние этих процессов на положение трудящихся государств - участников СНГ. М., 2002. С. 25.
<10> Gieddens A. The consequences of Modernity. Cambridge, 1990. P. 64.

Глобализация отношений в мировом сообществе актуализирует проблему глобализации гражданского общества. Концепт глобального общества находится сейчас в процессе окончательного формирования и пока не используется как самостоятельный термин, выступая чаще всего в качестве синонима таких понятий, как "глобализация", "глобализм", "глобальные процессы" <11>.

<11> Дугин А. Социология глобального общества // Однако. 2010. N 21(37).

Идея глобального гражданского общества берет истоки в концепциях мирового гражданства, международного сообщества, мирового общества. И. Кант предполагал возникновение права мирового гражданства (ius cosmopoliticum), соединяющего граждан и государства в высшее республиканское содружество государств <12>. Союз он называл универсальным гражданским обществом. Идея единства человечества отражена в работах голландского политического мыслителя Гуго Гроция, который связывал перспективу установления мира на Земле с проектом договорного сообщества народов и государств в мировом масштабе (magna universitas) <13>. В его время это была чистая утопия, однако двумя столетиями позже концепция международного общества, известная по работам Х. Булла и Мартина Райта <14>, попыталась соединить новые явления и сохранить старое значение societas civilis. По мнению Х. Булла, "государства объединяются во всеобъемлющую форму общества на земле - глобальную сеть взаимно признаваемых неформальных традиций и формальных правил (дипломатический протокол, посольства, многосторонние договоры, международное право)" <15>.

<12> Кант И. Сочинения: В 8 т. Т. 7. М., 1994. С. 5 - 56.
<13> Проблемы глобализации: реальность, тенденции, прогнозы // Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых "Глобальный мир". М., 2010.
<14> Wright M. Theory of Participative Reassurance: a study into the effects of mobile communication within three communities. University of Leicester. Unpublished PhD thesis. 2005; Wright M. Community Safety through Communication: reducing crime and fear with Radio Links. University of Leicester, CSPO. Unpublished MSc dissertation. 1999.
<15> См. подробнее: Bull. The Anarchical Society. London: Macmillan, 1977. P. 21; Ганин О.Н. Глобализация гражданского общества: Дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2005. С. 78.

Исследуя научную литературу по проблемам глобального общества, хочется выделить и систематизировать подходы к тому, какие формы можно придать процессу глобализации.

Первый подход мыслит возникающее мировое сообщество в виде увеличенной модели национального государства. Его сторонники выдвигают идею мирового правительства <16>. Однако большинство современных теоретиков международных отношений согласились с преждевременностью этой идеи <17>. Хочется с этой мыслью согласиться и сделать вывод, что в ближайшее время мировая система вряд ли будет иметь центральный институт, обеспечивающий подчинение отдельных акторов существующим нормам.

<16> См. подробнее: Безопасность личности, общества, государства: Монография: В 2 т. Кол. авт. / Под общей редакцией академика О.А. Колобова. Т. 1. Нижний Новгород: ФМО/ИСИ ННГУ, 2008; Peter Mayer et al. Regime Theory: State of the Art and Perspectives // V. Rittberger (Ed.) Regime Theory and International Relations. Oxford: Clarendon Press, 2007.
<17> Peter Mayer et al. Regime Theory: State of the Art and Perspectives // V. Rittberger (Ed.) Regime Theory and International Relations. Oxford: Clarendon Press, 2007.

Второй подход видит реформированную ООН в качестве главного действующего лица в управлении процессом глобализации <18>. Эволюция ООН шла постоянно с момента ее создания в 1945 г., но целенаправленный процесс реформирования начался только в 1997 г. с доклада Генерального секретаря "Обновление ООН: программа реформы". Позже, 8 сентября 2000 г., Генеральной Ассамблеей был принят знаковый документ - "Декларация тысячелетия ООН". В нем государства отметили ценности и принципы, которые должны являться фундаментальными в XXI в. Данная декларация задала вектор для дальнейшего преобразования системы и деятельности ООН. Это нашло свое отражение в докладе Генерального секретаря "Укрепление ООН: программа дальнейших преобразований" и создании Группы высокого уровня для подготовки доклада по угрозам, вызовам и переменам, работа над которым была закончена в декабре 2004 г. Основные ориентиры комплексного реформирования ООН в соответствии с новыми реалиями были заложены в Итоговый документ, подписанный главами государств и правительств более 170 стран на Генеральной Ассамблее ООН в 2005 г. В развитие одобренных главами государств инициатив были созданы новые органы - Комиссия по миростроительству, призванная помогать странам на постконфликтном этапе, и Совет по правам человека, заменивший Комиссию по правам человека. Была также одобрена Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, приняты решения по оживлению деятельности Генеральной Ассамблеи ООН, значительное внимание уделяется реформе административного управления Организации <19>.

<18> Емцов Г.Н. Международное признание правительства: историко-правовой анализ // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Сб. науч. ст. Красноярск, 2002. С. 63 - 75.
<19> См.: Лавров С. Реформирование ООН - долгий процесс // Взгляд. 2011. 21 сентября.

Анализируя процессы развития и реформирования ООН, хочется сделать вывод, что при всей важности повышения авторитета и эффективности этой универсальной международной организации, существующая международная институциональная система, к сожалению, не может обеспечить должного уровня управляемости глобальными процессами.

Представители третьего подхода главными действующими лицами процесса глобализации видят гегемонистскую державу США или другие сверхдержавы, которые решают глобальные проблемы на своих условиях <20>.

<20> Held, David et al. Global Transformation: Politics, Economics, and Culture. Stanford, CA: Stanford University Press, 2006. P. 19.

В данном контексте, а также в силу существования определенных негативных последствий глобализации в мире образовалось движение антиглобалистов. Одни из них выступают вообще против глобализации как таковой, считая государство важнейшей силой в обществе, другие говорят о несогласии с американскими условиями, с пропагандой американского образа жизни, американской массовой культуры <21>.

<21> Зарождением антиглобалистского движения можно считать апрель 1994 г., когда на юге Мексики в штате Чиапас поднялось индейское восстание под предводительством субкоманданте Маркоса. В апреле 2001 г. Маркос, демонстрируя свою силу и решимость, возглавил мирный поход на Мехико. К этому маршу присоединились режиссер Оливер Стоун, нобелевский лауреат Хосе Самаранго, вдова президента Франции Ф. Миттерана, редактор "Монд Дипломатик" Игнасио Рамоне, несколько писателей и ряд депутатов.

Можно сделать вывод о том, что важными элементами глобального гражданского общества становятся неправительственные организации (НПО) и международные неправительственные организации (МНПО) <22>. В наиболее обобщенном смысле НПО - группа, состоящая из людей, разделяющих общие цели, интересы, идеологии, культуру. Когда термин НПО используется в международных отношениях, он обычно означает группу, сформировавшуюся на добровольной основе для решения конкретной проблемы на международном уровне <23>.

<22> Конференция ООН по развитию определяет глобализацию как появление вспомогательных организаций, которые имеют своей миссией управление увеличившейся сетью действий и трансакций. См. подробнее: О меняющейся роли ООН в: Luard E. The United Nations. How It Works and What It Does. Second Edition. Revised by Derek Heater. New York: St. Martin Press, New York, 2004; Кортунов А.В. Россия и реформы ООН. М.: РНФ, Московское отделение, 1995. С. 77 - 101.
<23> Weiss T.G., Gordenker L. Pluralizing Global Governance: Analytical Approaches and Dimensions // T.G. Weiss, L. Gordenker (Eds.) NGOs, the UN and Global Governance. Boulder, Lynne Rienner, 1996. P. 19.

В литературе описываются деятельность различных видов МНПО. Например, организации защиты (Advocacy organizations), которые пытаются повлиять на процесс выработки и проведения политики в соответствии со своими программными целями <24>, обслуживающие организации (Service organizations), которые концентрируются на предоставлении услуг другим организациям или группам граждан и на выполнении конкретных программ <25>. Гражданские и общественные группы могут также преследовать глубоко противоречивые интересы, которые в некоторых случаях могут идти вразрез с универсально признанными нормами и принципами. Объединяются не только прогрессивные неправительственные организации, но и криминальные, в том числе террористические. Организованная преступность, обретая транснациональный, глобальный характер, превращается в глобальную угрозу мировому сообществу, что обусловливает потребность объединения усилий негосударственных организаций и государств в противодействии международной преступности.

<24> Lawrence Steven, Camposeco Carlos and Kendzior John (Eds.) Foundation Yearbook: Facts and Figures on Private and Community Foundations. New York: The Foundation Center, 2000. P. 3.
<25> Sudita Kaviraj and Sunil Khilnani. Civil Society: History and Possibilities. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 12.

Тем не менее, многие МНПО являются профессиональными организациями со значительным штатом сотрудников. Важно понять, какие стратегии проводят неправительственные организации для достижения своих целей, почему они избирают те или иные методы действий, как все эти действия влияют на международную систему. Согласно наиболее распространенному взгляду, МНПО являются группами интересов, которые лоббируют правительства для достижения своих целей. Поскольку государства являются носителями политической силы в международной системе, все усилия должны быть направлены на изменение их поведения. Однако следует отметить, что усилия МНПО не ограничиваются влиянием на правительства. Они используют и другие формы политической деятельности. Они привлекают на свою сторону не только силу государств, но и другие экономические и социокультурные силы, которые влияют на человеческую деятельность.

МНПО являются лишь одним из компонентов глобального гражданского общества. Помимо их деятельности другим показателем роста глобального гражданского общества являются так называемые параллельные саммиты. Это встречи МНПО, групп, граждан, проходящие параллельно важным межправительственным встречам. Параллельные саммиты совпадают с официальными саммитами правительств или международных институтов; затрагивают те же фундаментальные проблемы, используют средства политической мобилизации или протеста, информирования общественности, выработки альтернативных предложений. Сильный импульс развитие параллельных саммитов получило в начале 1990-х годов с проведением крупных тематических конференций ООН: Конференция по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.), Конференция по гражданским правам в Вене (1993 г.), Копенгагенская конференция по общественному развитию (1995 г.), Пекинская конференция по положению женщин (1995 г.) и т.д.

В круг общественных дискуссий входит также идея глобального социального контракта между гражданами и государством по проблемам, порождаемым глобализацией и ее последствиями. Она получила отражение в идее Глобального договора (Global Compact), выдвинутой бывшим Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном (1999 г.) с целью налаживания сотрудничества ООН и международных неправительственных организаций с частным бизнесом в решении проблем мирового развития. Присоединение к Договору предполагает выполнение корпорациями определенных обязательств в вопросах соблюдения прав человека, норм трудовых отношений и охраны окружающей среды. Этот институт функционирует, хотя еще в довольно скромных масштабах. В этом контексте следует упомянуть также проект Договора наций (Compact among nations) о целях в области развития, предложенный авторами Доклада о развитии человека за 2003 г. <26>.

<26> Held D. Global Covenant. The Social Democratic Alternative to the Washington Consensus. Cambridge: Policy Press, 2004. P. 253.

Увеличение зон действия права, расширение пределов правового пространства становится объективно фактором глобализации <27>. Тысячи многосторонних и двусторонних договоров, соглашений и конвенций образуют весьма продвинутую систему международного современного права, которая включает нормы, обязательные для соблюдения, и предусматривает возможность санкций за их нарушения. Многие государства признают (далеко не всегда соблюдая) принцип верховенства норм международного права над национальным законодательством. Укрепляется понимание того, что время абсолютного суверенитета ушло в прошлое <28>. Предприняты попытки выработать общую стратегию мирового развития. Наиболее известная из них (хотя и оспариваемая многими) - одобренная второй Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-2, Рио-де-Жанейро, 1992) программа перехода человечества к устойчивому развитию (sustainable development), т.е. социальному развитию, совместимому с сохранением окружающей природной среды и интересами будущих поколений ("Agenda 21") <29>. Принцип устойчивого развития получил подтверждение в Декларации тысячелетия, одобренной лидерами стран мира на саммите ООН в 2000 г.

<27> Гойман В.И. Действие права (Методологический анализ). М., 1992.
<28> Гринин Л.Е. Глобализация и процессы трансформации национального суверенитета // Век глобализации. 2008. N 1. С. 86 - 97.
<29> Официальный сайт ООН: URL: http://www.un.org/esa/dsd/agenda21/.

В целом, рассмотрев вопрос глобального общества, становится понятно, что данная проблема очень объемная и порой противоречива. Мы приходим к выводу, что процесс глобализации является неизбежным и его невозможно остановить. "Глобализация достигла той точки, когда правительства неспособны сопротивляться быстрым колебаниям международных потоков капитала самостоятельно" <30>. Многие сферы глобального регулирования функционируют уже не через одностороннее государственное действие, а межправительственные консультации и координации. Значительная часть межгосударственного сотрудничества осуществляется в рамках деятельности межправительственных организаций в области экономики, защиты окружающей среды, правовой политики. Регулирование глобальных отношений институционализировано в надгосударственных органах ЕС, МВФ, НАТО, ООН, ВТО и др.

<30> См.: Коладко В. Интервью. Трансформация. 2009. N 3. С. 27.

На наш взгляд, методологической базой процесса глобализации может стать используемая в настоящее время всеми передовыми странами концепция устойчивого развития, основополагающим принципом которой является ориентированность преобразований на интересы человека, ответственно относящегося к интересам общества. "В центре внимания концепции устойчивого развития находятся люди. Они имеют право на здоровую, достойную в гармонии с природой жизнь" <31>.

<31> Декларация Рио-де-Жанейро. 1992. Прил. 1, принцип 1.

Глобализация совершенно очевидна и реальна, прежде всего как самый общий вектор развития мира, своего рода "равнодействующая самых разнообразных сил и тенденций" <32>. Она явно определяет важные процессы на различных уровнях, а также задает новые принципы, нормы, правила и процедуры принятия решений, создавая в результате мир с множеством взаимосвязей и взаимодействий. Глобализация - объективная закономерность, и воспрепятствовать ее развитию можно, только трансформировав ее. Задача состоит в том, чтобы поставить ее на службу человеку. А это требует существенного повышения уровня управляемости международной системой, чтобы использовать позитивные возможности глобализации и предотвратить ее негативные последствия.

<32> Ачкасов В.А., Ланцов С.А. Мировая политика и международные отношения. М., 2011. С. 146.